Роль государства в трансформационной экономике. Антимонопольное регулирование.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Современная рыночная экономическая система не имеет механизма саморегуляции в чистом виде. В ряде областей рыночная экономическая модель является несостоятельной.

Причины государственного регулирования в условиях рынка:

1) удовлетворение общественных потребностей не входит в сферу экономических интересов предпринимателей (охрана окружающей среды, национальная оборона, охрана правопорядка и т.п.); 2) существование отрицательных внешних эффектов предпринимательской деятельности ;3) деятельность монополий нарушает пропорции общественного производства; 4) затраты на фундаментальные научные исследования являются рискованными сферами вложения капитала; 5) кризисы перепроизводства, связанные с циклическим характером развития экономики, не преодолеваются автоматически; 6) отрицательное влияние инфляции; 7) колебания занятости.

Роль государства в трансформационной экономике возрастает, она более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Усиление регулирующей роли государства предполагает, что сам рынок выступает объектом регулирования.

Особенностью переходной экономики является то, что ни один из меха­низмов координации хозяйственной деятельности не является доминирующим: централизованное планирование потеряло свой всеобъемлющий характер, а механизм рыночной саморегуляции еще не заработал в полной мере.

Инструменты государственного регулирования:

- субсидии, дотации; - льготы в налогообложении; - трансферты; - инвестиции; - воздействие на денежную базу (резервная норма, учетная ставка, операции с ценными бумагами на открытом рынке); - создание приоритетов; - управление социальными фондами и др.

Макроэкономическая политика государства в переходный период не может устранить макроэкономическое неравновесие, но может обеспечить оптимальный вариант трансформационных преобразований.

Антимонопольное регулирование распространяется на отношения, в которых участвуют субъекты хозяйствования, государственные органы, их должностные лица в процессе деятельности на товарных рынках. Антимонопольное регулирование включает:

- контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке

- контроль за осуществлением соглашений или объединений хоз. субъектов, если такие действия ведут к разделу товарного рынка, установлению монопольных цен, ограничению доступа на рынок новых контрагентов;

- контроль за реорганизацией, созданием и ликвидацией хозяйствующих субъектов, если это может привести к возникновению или усилению доминирующего положения на товарных рынках;

- государственный контроль за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов, долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;

 

38. Основные управления рыночных преобразований в РБ: реформирование отношений собственности, либерализация экономики.

Государство влияет на экономику через механизм регулирования – систему организации целенаправленного возд-ия на деятельность хозяйствующих субъектов.

В переходной экономике можно выделить три основных направления деятельности государства:

− создание правовых и организационных институтов, необходимых для функционирования рыночной экономики (формирование частной собственности, правового государства, обеспечение свободы предпринимательства, проведение эффективной антимонопольной политики);

− переориентация государственной структуры управления на принципы демократии и удовлетворения потребностей рыночного хозяйства, что требует коренного преобразования аппарата исполнительной власти, использования новых методов управления экономикой;

− переход к новым формам регулирования, реализации социальной и экономической политики, призванной найти оптимальный путь для решения триединой задачи: обеспечение структурной перестройки и экономического роста, остановка инфляции (стабилизация экономики), сохранение устойчивости и порядка в обществе.

К важнейшим направлениям деятельности государства следует отнести и выбор приоритетов развития, от которого зависят социально-экономическое развитие и темпы экономического роста.

Важнейшей функцией государства в переходный период является законотворческая деятельность, приобретающая в трансформационной экономике особую значимость.

В переходный период важная роль отводится регулированию процессов разгосударствления и приватизации.

Существенную роль играет государство и в борьбе с инфляцией.

Важнейшим направлением государственного управления в переходной экономике является природоохранная деятельность, направленная на защиту окружающей среды, предотвращение экологического кризиса.

В переходный период могут возникнуть объективные условия для усиления социальной напряженности в обществе: резкий рост дифференциации доходов, высокие темпы инфляции, отрицательно сказывающиеся на реальном размере заработной платы, быстро прогрессирующая безработица, резкое снижение жизненного уровня основной массы населения. Поэтому государство осуществляет регулирование социальных отношений путем разработки системы социальной защиты населения, его наиболее уязвимых слоев (инвалидов, престарелых, многодетных семей, студенчества), проводит политику регулирования доходов населения, чтобы не допустить значительного разрыва в уровнях жизни и предотвратить социальную напряженность в обществе.

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 185.