Налоги и налоговая система. Совершенствование налогообложения в Республике Беларусь.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций. Налоги образуют основную часть доходной части государственного и местных бюджетов .

Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях:

· Фискальная–формирование ресурсов государства, территорий (штатов, республик) и местных органов власти для финансирования соответствующих расходов. Эта функция призвана способствовать огосударствлению части национального дохода и созданию материальных основ функционирования государства;

· Распределительная–перераспределение доходов между государственным и местными бюджетами, распределение налогового бремени между социальными группами;

· Регулирующая–избирательное изменение налоговых ставок, позволяющее целенаправленно воздействовать на темпы экономического роста, структурную перестройку общественного производства, накопление денежного капитала, инфляцию, движение инвестиций, занятость, формирование совокупного платежеспособного спроса;

· Контрольно-учетная– учет использования экономических ресурсов,доходов фирм и домохозяйств, объемов производства, направления и размеров движения финансовых потоков;

· Стимулирующая–снижение налоговых ставок, введение льгот,способствующих созданию предпосылок для повышения деловой активности(увеличение необходимых объемов производства, его обновление, увеличение инвестиций, накоплений), поощрения отдельных видов предпринимательства привлечения и перемещения иностранных инвестиций;

· Ограничительная–сдерживание развития или размещения производства некоторых видов продукции, защита определенных отраслей посредством ограничения импорта товаров.

Налоговая система – совокупность закрепленных законодательством норм и методов управления налогообложением.

Налогообложение — процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.

В целях эффективного управления налогами налоги классифицируют по определенным признакам. По методу установления налоги подразделяют на прямые (подоходно-поимущественные) и косвенные (налоги на потребление).

В зависимости от органов власти, устанавливающих налоги, выделяют государственные и местные налоги.

В зависимости от роли, выполняемой налогами в процессе бюджетного регулирования, их подразделяют на закрепленные и регулирующие.

24. Цели    и инструменты бюджетно-налоговой (фискальной) политики. Сбалансированность госбюджета.

 

Фискальная политика – меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета.

Целями фискальной политики являются обеспечение:

1) стабильного экономического роста;

2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика - это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики являются налоговые и бюджетные регуляторы.

К налоговым регуляторам относятся виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения.

Бюджетные регуляторы – это уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между гос.бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетная классификация статей доходов и расходов и др.

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Принцип сбалансированности бюджета заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования.

 

25. Дискреционная фискальная политика и встроенные стабилизаторы эко­номики. Кривая Лаффера.

Дискреционную политику называют активной фискальной политикой, она означает законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторымизменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации.

Выделяют два вида дискреционной политики:

1. Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада, депрессии. Имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Она приводит к дефициту бюджета.

2. Рестриктивная (сдерживающая) фискальная политика осуществляется в период бума и инфляции (при перегреве экономики). Имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов. Она приводит к избытку госбюджета.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.  К автоматическим стабилизаторам относятся:

1) подоходный налог (включающий в себя налог на доходы домохозяйств и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить.

Анализ последствий снижения налогов для гос.финансов осуществляется на основе кривой Лаффера. Считая, что налоговые поступления являются продуктом налоговой ставки и налоговой базы, Лаффер проследил графическую взаимосвязь между ними и пришел к выводу, что эффект воздействия изменения норм обложения на бюджетные поступления зависит от величины эластичности выпуска продукции по налоговой ставке. Когда ее величина достигает – 1, налоговые поступления начинают сокращаться. По мере роста норм обложения от 0 до 100% поступления в гос.бюджет будут расти от 0 до некоторого макс уровня, а затем вновь снижаться до 0 в связи с тем, что более высокие налоговые ставки сдерживают экономическую активность и сокращают налоговую базу.

Все налоговые изъятия из прибыли не должны превышать ее половины, т.к. в противном случае нарушается действие производственно-стимулирующей функции налога, и он начинает оказывать дестабилизирующее влияние на экономическую деятельность. Оптимальным считается налоговое изъятие 30-40% прибыли.

 

26. Денежный рынок. Спрос на деньги, мотивы спроса на деньги. Структура денежного предложения и денежные агрегаты. Равновесие денежного рынка.

Денежный рынок – это часть рынка ссудных капиталов, где в основном осуществляются краткосрочные депозитно-ссудные операции, обслуживающие движение оборотного капитала предприятий, краткосрочных ресурсов банков, учреждений, государства и частных лиц. Рынок денег представляет собой сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие предложения и спроса на деньги. Денежная база – это наличность вне банковской системы, а также резервы банков, хранящихся в центрабанке. К наличности вне банковской системы относят деньги на руках у населения и кассовую наличность предприятий.

Совокупный спрос на деньги Dm включает:

- Спрос на деньги для сделок Dt; - Спрос на деньги со стороны активов Da

Причина существования спроса на деньги для сделок состоит в том, что люди нуждаются в деньгах как в средстве обращения, т.е. в удобном способе заключения сделок для приобретения товаров и услуг Причина существования спроса на деньги со стороны активов вытекает из функции денег как средства сбережения.

Предложение денег MS включает в себя наличность СИ вне банковской системы и депозиты Д, которые экономические агенты при необходимости могут использовать для сделок: MS = СИ + Д.

Предложение денег организует государство, выполняя известные функции в рыночной экономике. Этим занимается центральный банк как путем денежной эмиссии, так и посредством управления денежными активами других банков.

 В целом денежный рынок может быть представлен в виде графика спроса и предложения.

Т.Е находится на пересечении кривых спроса Dm и предложения денег Sm и определяет равновесную цену денежного рынка. Это равновесная процентная ставка – альтернативная стоимость хранения не приносящих процент денег.

Предложение денег меняется, спрос – постоянный:Увеличение предложения денег создает временный их избыток, в результате чего увеличивается спрос на ценные бумаги и цена на них становится выше. Процентная ставка падает,и на денежном рынке восстанавливается равновесие.

Предложение денег неизменно, спрос на деньги меняется:Спрос вырос-кривая спроса сдвигается вправо вверх, процентная ставка повышается. При уменьшении спроса на деньги будет наоборот. При этом равновесие на денежном рынке устанавливается при более низкой процентной ставке, чем первоначальная.

24. Структура денежно- кредитной системы. Центральные и коммерческие банки, их функции.

Денежно-кредитная система страны - это прежде всего совокупность - финансово-кредитных институтов, главное место среди которых занимают банки.

Кредитная система - это совокупность кредитно-финансовых учреждений, выполняющих специфические функции по аккумуляции и распределению денежных средств. Кредитная система развитых стран состоит из центрального, коммерческих банков, специализированных кредитно-финансовых учреждений. В большинстве стран они являются государственными учреждениями (Германия, Франция, Республика Беларусь).

Банковская система страны состоит из двух уровней:

1. Центральный банк. За ним законодательно закреплена монополия на эимиссию нац.денежных знаков и ряд особых функций в области денежно-кредитной политики. Он осуществляет выпуск банкнот и является центром кредитной системы. Как правило – гос.учреждение.

Функции:  -Эмиссия банкнот; -Хранение гос. золотовалют-ных резервов; -Хранение резервного фонда других кредитных учреждений; -Денежно-кредитное регулирование экономики; -Кредитование коммерческих банков и осуществление кассового обслуживания гос.учр.; -Проведение расчетов и переводных операций; -Контроль за деятельностью кредитных учреждений.

2. Коммерческие банки (частные и гос.). Осуществляют универсальные операции по кредитованию промышленных, торговых и других предприятий, за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов.

Функции:

-аккумулирование бессрочных депозитов (ведение текущих счетов) и оплате чеков, выписанных на эти банки;

-предоставление кредитов предпринимателям.

 

27. Денежно- кредитная политика: цели, инструменты, виды и механизм.

Денежно-кредитная политика – это цели и средства, с помощью которых гос-во осуществляет денежное предложение и регулирование денежной массы. Она направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии, либо на их сдерживание и ограничение.

Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепить ликвидность кредитно-финансовых институтов, т.е. их способность своевременно удовлетворять требования вкладчиков. Это достигается прежде всего за счет учетной политики, операций на открытом рынке, установления норм обязательных резервов.

Основными целями деятельности ЦБ являются:

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов; - защита и обеспечение устойчивости рубля, в т.ч. его покупательной способности и курса по отношению к ин.валютам; - развитие и укрепление банк.системы

Центральный банк реализует цели кредитно-денежной политики — стабилиза­цию денежной массы или процентной ставки.

Жесткая моне­тарная политика — политика, направленная на поддержание на определенном уровне денежной массы;

Гибкая моне­тарная политика — политика направленная на поддержание на определенном уровне ставки процента.

Выбор варианта монетарной политики определяется причи­ной изменения спроса на деньги. Если такой причиной является изменение скорости обращения денег, то реализуется гибкая мо­нетарная политика. Если же такой при­чиной является инфляция, то реализуется жесткая монетарная политика.

Вид денежно-кредитной политики зависит от ситуации в стране.

Если экономика переживает спад и в ней высокая безра­ботица, то проводится денежно-кредитная политика, получив­шая название политики дешевых денег. Эта политика направлена на снижение ставки ссудного процента, что приводит к увеличе­нию инвестиций в экономику, росту потребительского кредита. В результате создаются условия для экономического роста и уве­личения занятости. Снижение ставки ссудного процента проис­ходит из-за увеличения предложения денег. При этом централь­ный банк должен проводить следующие мероприятия: покупать государственные ценные бумаги; снижать норму обязательных резервов; снижать учетную ставку.

В период усиления инфляции проводится политика дорогих денег, направленная в конечном счете на сокращение совокупных расходов и совокупного спроса. Суть этой политики состоит в со­кращении избыточных резервов коммерческих банков. В этом случае центральный банк: продает государственные ценные бума­ги; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку.

 

29.Основные взаимосвязи в открытой экономике. Платежный баланс и ва­лютный курс.

Открытая экономика – это экономика, интег­рированная в мировое экономическое пространство, до­статочно полно реализующая преимущества международ­ного разделения труда и активно использующая различные формы мирохозяйственных связей

Взаимосвязи в открытой экономике определяются тем, что: национальная экономика учитывает международное разделение труда; высокий уровень внешнеторгового оборота стимули­рует экономический рост внутри страны; значительное развитие получает не только экспорт, но и импорт; участие страны в международном разделении труда оп­ределяет национальную структуру производства.Система взаимосвязи в открытой экономике характеризуется тем, что внутреннее равновесие (равенство I=S) связано с внешним, когда Ex=Im, соотношение же Im и Ex (импорта и экспорта) зависит от валютного курса и счёта движения капиталов, на состояние которого влияет соотношение внутренней и внешней нормы процента.

Выделяют три уровня (направленности) открытости эко­номики: экспорт товаров и услуг; приток и отток капитала; купля-продажа иностранной валюты.

Платёжный баланс – это статистический документ, в котором в систематизированном виде отражены все внешнеэкономические операции страны с другими государствами за определенный период времени. Представляет собой соотноше­ние между платежами, поступающими в данную страну из-за границы, и платежами, осуществленными ею за границей в течение определенного периода времени. Страны с дефицитным платежным балансом обычно представляют след. мероприятия с целью стимулирова­ния экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов: дефляционную политику; девальвацию; валютные ограничения; финансовую и денежно-кредитную политику; специальные меры гос. воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей.

Валютный курс – это стоимостное соотношение двух валют при их обмене, или «цена» денеж­ной единицы одной страны, выраженная в денежных едини­цах другой страны. При фиксированном курсе для обеспечения равновесия во внешнеэкономических расчетах правительство может использовать различные методы воздействия на курс нац.валюты.

Косвенное влияние: стабилизации валютного курса способствуют антиинфляционная и протекционистская внешнеторговая политика, направленная на сдерживание импорта и поощрение экспорта. Прямое воздействие: правительство может использовать валютные интервенции и меры по ужесточению контроля за использованием иностранной валюты. Валютные интервенции осуществляются путем продажи или покупки центральным банком иностранной валюты на внутреннем рынке.

При ограниченности или отсутствии валютных резервов правительством могут быть введены различные валютные ограничения.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 169.