Макроэкономика: предмет, особенности, функции.
Макроэкономика — наука, изучающая функционирование национальной экономики как единого целого и использующая для этого агрегированные показатели.
Предметом изучения макроэкономики выступают экономические отношения, которые складываются в целом в национальной экономике, экономический механизм её функционирования для достижения основных целей социально-экономического развития.
Макроэкономика в своем анализе использует агрегированные величины, характеризующие развитие национальной экономики как единого целого. Объектами ее исследования являются ВВП, средний уровень цен (а не цены конкретных товаров), уровни инфляции, безработицы и т.п.
В макроэкономике изучаются:
1. Категория национальной экономики
2. Макроэкономическое равновесие
3. Бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование
4. Социальная политика
Основными целями макроэкономического регулирования являются следующие:
1. Обеспечение высокого и устойчивого уровня развития национального производства, совокупным измерителем результатов которого является абсолютный рост ВВП, а также его рост в расчете на душу населения.
2. Высокий уровень занятости населения. Обобщающим показателем занятости выступает уровень безработицы.
3. Стабильный уровень цен. Показателем ценовой стабильности является индекс потребительских цен (ИПЦ), который в свою очередь служит базой для измерения инфляционных процессов в экономике.
4. Справедливое распределение доходов. Рынок не обеспечивает равенства в распределении доходов, и этот его недостаток должно компенсировать государство посредством трансфертных платежей (пособия по безработице, пенсии и т.д.).
5. Стремление к сбалансированности внешнеэкономической деятельности.
Для достижения поставленных целей государство разрабатывает определенную экономическую политику — систему мер государственного управления экономикой посредством ресурсов, имеющихся в распоряжении государства. Такими мерами являются следующие:
• денежно-кредитная политика
• налогово-бюджетная политика
• политика доходов
• внешнеэкономическая политика
Совокупный спрос, его структура и факторы.
Совокупный спрос AD – экономический агрегат, суммирующий величины индивидуальных спросов на все конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. В идеальноймодели макроэкономики совокупный спрос должен быть равен реальному объему национального производства, который может быть куплен при любом уровне цен.
Совокупный спрос имеет две формы: натурально-вещественную и стоимостную. Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает потребность в товарах и услугах. Совокупный спрос в стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике.
В структуре совокупного спроса можно выделить 4 макроэкономических субъекта, влияющих на объем спроса:
совокупный спрос домохозяйств – потребительский спрос (C);
спрос фирм на инвестиции (I);
спрос на товары и услуги со стороны государства (G);
чистый экспорт (Xn) – разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на импортные товары.
Чтобы определить объем совокупного спроса, необходимо определить объём спроса каждого из этих субъектов Из структуры совокупного спроса выделяют формулу: AD = C + I + G + Xn.
Кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.
Факторы спроса:
Ценовые
- эффект процентной ставки; - эффект богатства; - эффект импортных закупок.
2) неценовые
- потребительские расходы: доходы потребителя, потребительские ожидания, задолженности по кредитам, налоги
- инвестиции: процентные ставки, ожидаемый уровень прибыли, уровень налогов
- государственные закупки
- чистый экспорт: изменения в условиях внешней торговли, национальный доход в зарубежных странах, валютные курсы.
Макроэкономика: предмет, особенности, функции.
Макроэкономика — наука, изучающая функционирование национальной экономики как единого целого и использующая для этого агрегированные показатели.
Предметом изучения макроэкономики выступают экономические отношения, которые складываются в целом в национальной экономике, экономический механизм её функционирования для достижения основных целей социально-экономического развития.
Макроэкономика в своем анализе использует агрегированные величины, характеризующие развитие национальной экономики как единого целого. Объектами ее исследования являются ВВП, средний уровень цен (а не цены конкретных товаров), уровни инфляции, безработицы и т.п.
В макроэкономике изучаются:
1. Категория национальной экономики
2. Макроэкономическое равновесие
3. Бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование
4. Социальная политика
Основными целями макроэкономического регулирования являются следующие:
1. Обеспечение высокого и устойчивого уровня развития национального производства, совокупным измерителем результатов которого является абсолютный рост ВВП, а также его рост в расчете на душу населения.
2. Высокий уровень занятости населения. Обобщающим показателем занятости выступает уровень безработицы.
3. Стабильный уровень цен. Показателем ценовой стабильности является индекс потребительских цен (ИПЦ), который в свою очередь служит базой для измерения инфляционных процессов в экономике.
4. Справедливое распределение доходов. Рынок не обеспечивает равенства в распределении доходов, и этот его недостаток должно компенсировать государство посредством трансфертных платежей (пособия по безработице, пенсии и т.д.).
5. Стремление к сбалансированности внешнеэкономической деятельности.
Для достижения поставленных целей государство разрабатывает определенную экономическую политику — систему мер государственного управления экономикой посредством ресурсов, имеющихся в распоряжении государства. Такими мерами являются следующие:
• денежно-кредитная политика
• налогово-бюджетная политика
• политика доходов
• внешнеэкономическая политика
Дата: 2019-07-24, просмотров: 215.