Выводы для терапии и профилактики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для ранней диагностики того, что йельская группа называет «специфическими факторами оснащения», особенно если они могут оказывать неблагоприятное влияние на последующее развитие, как, например, врожденные дефекты, должны быть разработаны более тонкие критерии, чем те, которыми мы располагаем сегодня. Необходимо найти методы компенсации таких врожденных дефектов, воздействующие через окружающую среду. Предложения в этом направлении содержатся в исследовании Ритво и Солнита (1958).

Однако эти по сути профилактические соображения направлены на предотвращение. Я часто говорил о необходимости изменения социальных институтов, возникших в нашей культуре, если мы не хотим нанести большого вреда в младенческом возрасте, и я не хочу повторяться. Поэтому я возвращаюсь к проблемам терапии в случае уже возникшей патологии.

153

Наша терапевтическая работа успешно продвигалась благодаря фрейдовским теориям комплементарных рядов и фиксации. Возможно, мои предположения, касающиеся функции организаторов психики, критических периодов и дисбаланса развития, смогут пролить некоторый свет на моменты, которые Фрейд эксплицитно не расшифровывал в своих выводах. Если это так, то мы должны прийти к некоторому новому пониманию нозогенеза и терапии.

Дефекты в адаптации создают компенсаторные защитные процессы, привязанные к определенным точкам фиксации. Они играют главную роль в этиологии психиатрического заболевания. Эти точки фиксации являются, так сказать, осевыми пунктами патологической регрессии. В таком случае наша терапевтическая цель должна быть двоякой: 1) обнаружить в индивидуальном случае местоположение точки фиксации; 2) предоставить психиатрическому больному возможность проследить свои шаги. Это предполагает две разные процедуры. Я только упомяну их, чтобы читатель мог осознать, в какой мере эти две процедуры составляют неотъемлемую часть психоаналитической терапии.

Одной из них является редукция компенсаторного чрезмерного усиления адаптивных процессов к уровню, на котором они более не посягают на другие жизненные функции и перестают сами себя увековечивать. Нетрудно догадаться, что мы говорим об анализе защит.

Другая процедура заключается в том, чтобы предоставить пациенту возможность восстановить часть развития, которая отсутствовала вследствие дефекта, вследствие дисбаланса. Об этом терапевтическом приеме мы говорили в основном отрицательно. Сущность психоаналитического лечения состоит в том, что оно не направляет, не советует, не воспитывает. Оно освобождает личность и позволяет ей делать собственные корректировки.

Это фактически я и имею в виду, когда говорю о необходимости создать условия для развития в секторах, в которых существовал дефект. В каких-либо директивных или воспитательных мерах в общепринятом значении этих терминов нет надобности. Более того, они могут только нарушить естественный процесс, который настолько индивидуален, что не позволяет конкретному терапевту руководить им в его мелких деталях. Любое нужное направление фактически задается ситуацией переноса. Она обеспечивает процесс генетического развертывания, свободный от тревог, опасностей и угроз первоначальной ситуации.

То, что я здесь описываю, нельзя путать с анаклитической терапией, которую ввел Марголин (1954) для лечения тяжелых психотических больных и психосоматических пациентов. Целью анаклитической терапии является регрессия пациента к самым ранним стадиям объектных отношений, к анаклитической связи. В высказанных мной предложениях анаклитические факторы, действующие в рамках отношений переноса, являются пригодными для того, чтобы пациент

154

также мог восстановить объектные отношения на уровне, на котором его развитие было неполным.

Я не предлагаю каких-либо терапевтических инноваций, хотя считаю, что мы можем расширить некоторые предложения, касающиеся терапии, сделанные Фрейдом. Тщательное исследование развития младенца на первом и втором году жизни в терминах модели организаторов, критических периодов и дисбаланса развития должно обеспечить нас ценными указаниями в отношении терапевтической процедуры. Оно не позволит нам извлечь из пациента воспоминания, связанные с довербальным периодом. Но оно позволит нам разработать более точные реконструкции прошлого пациента и сделать эти реконструкции осмысленными с точки зрения специфической стадии развития, к которой они относятся. Они могут сделать более простым для понимания определенное поведение пациента, связанное с переносом, и позволить нам предложить более эффективные интерпретации. Пример такой процедуры можно найти в работе Джоан Флеминг и ее сотрудников (1958).

Резюме

Я попытался провести некоторые параллели между эмбриологической и психологической концепциями формирования с акцентом на самых ранних стадиях аффективного развития. Я выдвинул гипотезу, что эти стадии представляют собой то, что было названо мной последовательными организаторами психики, и что их возникновение характеризуется зависимой дифференциацией. На мой взгляд, эти предположения следуют из концепции Фрейда о роли комплементарных рядов в этиологии невроза. Я полагаю, что они способствуют лучшему пониманию формирования ранних точек фиксации. Я соотнес эти ранние точки фиксации с дисбалансом развития, который ведет к прогрессирующей деформации организаторов психики. Наконец, я попытался соотнести этот подход с нашей концепцией нозогенеза и на этой основе внести некоторые предложения, касающиеся наших терапевтических методов.

Я понимаю, что многое из того, что я сказал, является рассуждениями, основанными на аналогиях. Поскольку это мое выступление приурочено к годовщине со дня рождения Фрейда, я не могу лучше обосновать эти рассуждения, чем цитатой из Фрейда, который завершил свою книгу «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) следующими словами:

«Надо быть терпеливым и ждать дальнейших средств и поводов к исследованию. Надо быть также готовым оставить путь, по которому мы какое-то время шли, если окажется, что ни к чему хорошему он не приводит. Только верующие, которые требуют от науки замены отвергнутого катехизиса, поставят в упрек исследователю дальнейшее развитие или даже изменение его взглядов».

155

Библиография

Baerends, G. P. (1950), Specializations in Organs and Movements with a Releasing Function.

Symposium of Society for Experimental Biology, 4.

Balint, M. (1958), The Three Areas of the Mind. Int. J. Psa., 39:328—340. Benjamin, J. (1958), Some Developmental Observations Relating to the Theory of Anxiety.

Read at the Midwinter Meeting of the American Psychoanalytic Association, New York.

Abstracted in: Scientific Proceedings, Panel Report: Some Theoretical Aspects of Early

Psychic Functioning, reported by D. L. Ruhinfme, 1. Am. Psa. Assn., 7:561—576, 1959. Bergman, P. & Escalona, S. K. (1949), Unusual Sensitivities in Very Young Children. The

Psychoanalytic Study of the Child, 3/4:333—352. New York: Int. Univ. Press. Bernstein, L. (1957), The Effects of Variations in Handling upon Learning and Retention.

J. Compar. & Physiol. Psychol, 50:162—167.

Buehler, С & Hetzer, H. (1932), Kleinkinder Tests. Leipzig: Joseph Ambrosius Barth. Cannon, W B. (1929), Organization for Physiological Homeostasis. Physiol. Rev., 9:399—431. Charles, M. S. (1954), A Developmental Study of the EEG of the Puppy. Unpublished M.

A. thesis, University of Maine.

DRiesch, H. (1908), The Science and Philosophy of the Organism. New York: Macmillan. Engel, G.L. &Reichsmann, F. (1956), Spontaneous and Experimentally Induced Depression

in an Infant with Gastric Fistula: A Contribution to the Problem of Depression. J. Am.

Psa. Assn., 4:428—452. Erikson, E. H. (1940), Problems of Infancy and Early Childhood. Cyclopedia of Medicine.

Philadelphia: Davis, pp. 714—730.

(1950), Childhood and Society. New York: Norton.

(1953), Growth and Crisis of the «Healthy Personality.» In: Identity and the Life Cycle.

Selected Papers. Psychological Issues, 7:50—100. New York: Int. Univ. Press, 1959.

(1956), The Problem of Ego Identity. J. Am. Psa. Assn., 4:56—121. Escalona, S. K. (1953), Emotional Development in the First Year of Life. Problems of

Infancy and Childhood, ed. M. J. E. Senn. New York: Josiah Macy Jr. Foundation. Fechner, G. T. (1873), Einige Ideen zur Schopfung und Entwicklungsgeschichte der

Organismen. Leipzig.

Fenichel, O. (1945), The Psychoanalytic Theory of Neurosis. New York: Norton. Fleming, J. & Altschul, S. (1958), Activation of Mourning and Growth by Psychoanalysis.

He опубликовано, et al. (1958), The Influence of Parent Loss in Childhood on Personality Development and

Ego Structure. He опубликовано. Frankl, L. & Rubinow, O. (1934), Die erste Dingauffassung beim Saugling. Z. Psychol.,

/33:1 — 17.

Freud, A. (1936), The Ego and the Mechanisms of Defense. New York: Int. Univ. Press, 1946. Freud, S. (1916—17), A General Introduction to Psycho-analysis. New York: Boni &

Liveright, 1935.

(1920), Beyond the Pleasure Principle. London: Hogarth Press, 1948.

(1923), The Ego and the Id. London: Hogarth Press, 1927.

(1925), Negation. Collected Papers, 5:181—185. London: Hogarth Press, 1950. Gifford, S. (1959), Sleep, Time, and the Early Ego. J. Am. Psa. Assn. (a ia-aoe). Goldschmidt, R. (1938), Physiological Genetics. New York.

Greenacre, P. (1941), The Predisposition to Anxiety. Psa. Q., /0:66—95, 610—638. Hartmann, H., Kris, E., & Loewenstein, R. M. (1946), Comments on the Formation of Psychic

Structure. The Psychoanalytic Study of the Child, 2:11—38. New York: Int. Univ. Press: Harvey, W. (1651), Exercitationes de generatione animalium, London. Hebb, D. O. (1955), The Mammal and His Environment. Am. J. Psychiat., 3:826. Jensen, K. (1932), Differential Reactions to Taste and Temperature Stimuli in Newborn

Infants. Genet. Psychol. Mon.. 22:361—479. Kellogg, W. N. & Kellogg, L. A. (1933), The Ape and the Child. New York: McGraw-Hill.

156

Kubie, L. S. (1948), Instincts and Homeostasis. Psychosom. Med., 20:15—30.

Lorenz, K. (1950), The Comparative Method in Studying Innate Behavior Patterns. Symposia

Soc. Exper. Biol, 4. Cambridge: Univ. Press. Margolin, S. G. (1954), Psychotherapeutic Principles in Psychosomatic Practice. Recent

Developments in Psychosomatic Medicine, ed. E. D. Wittkower & R. A. Cleghorn.

Philadelphia: Lippincott.

McGraw, M. B. (1935), Growth: A Study of Johnny and Jimmy. New York: Appleton Century. Menninger, K. A. (1954), Psychological Aspects of the Organism under Stress; Part I: The

Homeostatic Regulatory Function of the Ego. J. Am. Psa. Assn., 2:67—106. Needham, J. (1931), Chemical Embryology. London: Macmillan. (1936), Order and Life. New Haven: Yale Univ. Press. Oppenheimer, R. (1956), Analogy in Science. Address at the Meeting of the American

Psychological Association. Am. Psychologist, 11.

Piaget, J. (1936), The Origins of Intelligence m Children. New York: Int. Univ. Press, 1952. Rank, B. (1949), Adaptation of the Psychoanalytic Technique for the Treatment of Young

Children with Atypical Development. Am. J. Orthopsychiat., 29:130—139. Rapaport, D. (1957), Psychoanalysis and Developmental Psychology. Address Delivered

at Clark University, Worcester, Mass. Rippin, R. & Hetzer, H. (1930), Fruhestes Lernen des Sauglings in der Ernahrungssituation.

Z. Psychol., 22: 82—127. Ritvo, S. & Solnit, A. J. (1958), Influences of Early Mother-Child Interaction on

Identification Processes. The Psychoanalytic Study of the Child, 23:64—85. New York:

Int. Univ. Press. Ruegamer, W. R., Bernstein, L., & Benjamin, J. D. (1954), Growth, Food Utilization, and

Thyroid Activity in the Albino Rat as a Function of Extra Handling. Science,

/20(3109): 180—185. Scott, J. P. (1958), Critical Periods in the Development of Social Behavior in Puppies.

Psychosom. Med., 20:42—54. & Marston, M. V. (1950), Critical Periods Affecting the Development of Normal and Mal-

adjustive Social Behavior of Puppies. J. Genet. Psychol., 77:25—59. Spemann, H. (1938), Embryonic Development and Induction. New Haven: Yale Univ. Press. Spitz, R. A. (1936), The Differentiation and Integration of Psychic Processes. Lecture at

the Vienna Psychoanalytic Society.

(1951), Purposive Grasping. 7. Personal, 2:141 —148.

(1953), Aggression: Its Role in the Establishment of Object Relations. Drives, Affects,

Behavior, ed. R. M. Loewenstein. New York: Int. Univ. Press, pp. 126—138. (1955), A Note on the Extrapolation of Ethological Findings. Int. J. Psa., 36:162—165. (1957), No and Yes. On the Genesis of Human Communication. New York: Int. Univ. Press. (1958), La premiere annee de la vie de I'enfant. Paris: Presses Universitaires de France. & Wolf, К. М. (1946), The Smiling Response: A Contribution to the Ontogenesis of Social

Relations. Genet. Psychol. Mon., 34:57—125.

Tinbergen, N. (1951). The Study of Instincts. London: Oxford Univ. Press. Volkelt, H. (1929), Neue Untersuchungen iiber die kindliche Auffassung und Wiedergabe

von Formen, Bericht iiber den 4. Kongress fur Heilpadagogik. Berlin: Springer. von Bertalanffy, L. (1928), Kritische Theorie der Formbildung. Berlin. von Senden, M. (1932), Raum und Gestaltauffassung bei operierten Blindgeborenen vor

und nach der Operation. Leipzig: Barth.

Waddington, С. Н. (1940), Organizers and Genes. Cambridge Univ. Press. Weiss, P. (1939), Principles of Development. New York: Holt. Wolf, A. (1943), The Dynamics of the Selective Inhibition of Specific Functions in Neurosis.

Psychosom. Med., 5:21—38. Wolf, P. (1958), Observations on Newborn Infants. Psychosom . Med ., 27:\ 10—1 18.

157

Содержание

«Нет» и »да». О развитии человеческой коммуникации.......................5

Предисловие.......................................................................................... 7

1. Введение.............................................................................................9

2. Паттерн поведения у детей, подвергшихся депривации.............. 13

3. Негативные ■цефалогирические движения.................................... 14

4. Онтогенез цефалогирического поведения.................................... 16

Избегание....................................................................................... 17

Укореняющее поведение.............................................................. 19

5. Отступление в филогенез............................................................... 21

6. Изменение функции....................................................................... 28

7. Идентификация и семантическое значение................................. 31

Идентификация и имитация........................................................ 32

Запреты и приказания................................................................... 34

Тезис гештальтпсихологии........................................................... 35

Психоаналитическая гипотеза..................................................... 35

Условия, определяющие селективность идентификации......... 38

Процессы мышления и структура психики................................. 40

Переход от пассивности к активности ........................................ 41

Абстракция..................................................................................... 44

8. Объектные отношения и коммуникация...................................... 45

Коммуникация и объектные отношения.................................... 46

9. Обходный катексис оральной зоны............................................... 51

История болезни............................................................................ 52

Психоаналитические соображения,

навеянные материалом данного случая....................................... 54

Приложение постулатов Левина к случаю Моники................... 55

Переживание удовлетворения и регрессия................................. 58

Этологическое значение случая Моники.................................... 59

Резюме............................................................................................ 60

10. Теоретические соображения........................................................ 62

Укоренение— предстадия коммуникации ................................. 64

Избегание— промежуточная стадия........................................... 67

Первичные слова........................................................................... 69

Смысл укоренения для матери..................................................... 69

Размышления о предыстории....................................................... 70

Реципрокная идентификация...................................................... 71

«Нет» как абстракция .................................................................... 71

11. Подтверждение и его моторный прототип ................................. 73

12. Самость и Эго................................................................................. 82

Самость и ее происхождение........................................................ 85

Центробежные и центростремительные тенденции.................. 86

Собственно объектные отношения.............................................. 88

Резюме............................................................................................ 91

Ступени в объектных отношениях............................................... 92

Ограничение воли.......................................................................... 96

Проверка реальности и формирование самости ........................ 97

Ограничение воли и анальная фаза............................................. 97

158

Организаторы психического развития........................................ 99

Коммуникация как организатор.................................................101

Библиография...............................................................................105

Дата: 2019-07-24, просмотров: 192.