Мы попытались отобразить в общих чертах крайне широкий спектр недавно освоенной территории, которая становится доступной после овладения понятием «нет». Важность приобретения понятия «нет» в развитии ребенка (и человечества!) столь велика, что я чувствую необходимость еще раз вернуться к утверждению, высказанному мной в другом месте (1954, 1957). Я постулировал существование «организаторов» психики, как это было мною названо, которые маркируют определенные критические стадии психологического и аффективного развития ребенка.
Это предположение я сформулировал примерно двадцать пять лет тому назад. В то время я называл уровни развития, отделяющие такие критические стадии друг от друга, «критическими точками» (Spitz, 1934). В последующие годы я несколько раз переформулировал эту концепцию в свете моих наблюдений над большой группой младенцев (1954). Независимо от моей работы Боулби (1953) пришел к аналогичным выводам в отношении факторов, которые определяют развитие психопатической личности. Концепция критических стадий развития постулирована Скоттом и Марстоном (1950) также и в психологии животных, где она была выведена из эмбриологии1.
Организаторы психики маркируют определенные важные уровни интеграции личности. В таких пунктах процессы созревания и развития объединяются друг с другом подобно сплаву. После того как достигнута такая интеграция, психический аппарат функционирует в соответствии с новым и отличным принципом действия. Мы назвали продукт этой интеграции «организатором».
Установление организатора психики проявляется в возникновении специфически новых, так сказать, поведенческих феноменов-симптомов произошедшей интеграции. Поэтому мы назвали эти специфические паттерны поведения «индикаторами».
Индикатором первого организатора психики служит появление
1 Цитируя Боулби (1953): «В эмбриологии давно известно, что на рост клеток влияет особая среда, в которую они помещаются в конкретной фазе развития. Если они пересаживаются до критической фазы, то будут расти в соответствии со своей новой средой; если же они пересаживаются после этой фазы, то будут продолжать расти в соответствии со своей первоначальной средой. Организация, охватывающая весь их будущий рост, определяется, таким образом, средой их обитания в этой критической фазе».
99
реакции улыбки. Однако следует помнить, что сама по себе эта направленная, намеренная улыбка ребенка является лишь зримым симптомом конвергенции и интеграции большого числа относящихся к созреванию и психологическому развитию тенденций и событий. Появление реакции улыбки служит, следовательно, индикатором установления и синтеза психической организации на более высоком уровне сложности, чем тот, который преобладал до этого.
Индикатором второго организатора является феномен тревоги восьми месяцев. Опять-таки, он является лишь зримым симптомом лежащей в его основе значительной интеграции и ее продуктом. Очевидно, интеграция различных процессов созревания и развития основывается на том, что они существуют и доступны ребенку в данный период в индивидуальной хронологии его жизни. Имеется определенная протяженность, несколько недель и, возможно, месяцев, в течение которых может произойти интеграция. Тем не менее слияние и интеграция разнообразных тенденций является процессом сложным и уязвимым. В частности, прогресс в развитии, зависящий от развертывания объектных отношений, может быть приостановлен. Однако процессы созревания продолжаются независимо от этой задержки, поскольку они заложены в биологических задатках1 и поэтому менее подвержены воздействиям окружающей среды, чем развитие. Нет необходимости обсуждать здесь противоположную возможность, возможность развития, которое идет впереди созревания. Гловеру (1943) доводилось сталкиваться с таким нарушением, которое точно так же может иметь нежелательные последствия.
Следовательно, если интеграции (которая приводит к появлению организатора) не происходит, то создается дисбаланс структуры всей личности. Этот дисбаланс выражается в нарушениях развития и отклонениях от нормы. Когда критический период пройден и достигается новый уровень, напряжения, возникающие в результате асинхронного развертывания созревания ^.развития, устранить очень трудно. Следует также иметь в виду, что асинхрония может проявиться в. различных секторах самой личности. Специфические клинические картины, возникающие вследствие дисбаланса между созреванием и развитием, практически не исследованы. То же самое относится к клиническим картинам, возникающим вследствие дисбаланса между различными секторами психологической личности. Мы полагаем, что более тщательное исследование феноменов развития и созревания, а также дисбаланса в самом развитии прольет дополнительный свет на проблему фиксации.
Я также высказывал мысль, что индикатором третьего организатора является, пожалуй, установление речи (в смысле взрослой речи) примерно на восемнадцатом месяце жизни.
Теперь я бы хотел уточнить это последнее утверждение. Я считаю, что приобретение семантического жеста «нет», который означает, что
1 Шпиц употребляет здесь немецкоязычный термин «Anlage». — Прим. перев.
100
ребенок приобрел способность суждения и начинает осознавать Самость, является более конкретной и более точной индикацией того, что ребенок достиг стадии третьего организатора. Я думаю, что дальнейшее исследование покажет, что достижение способности суждения на уровне способности обозначать «нет» жестом или словом соответствует достижению обратимости в терминах теории Пиаже (1936). Поэтому мое скорректированное утверждение состоит в том, что достижение «нет», выражаемого покачиванием головой, является индикатором установления третьего организатора.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 209.