Теория генетического поля формирования эго
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ее значение для патологии

А

Теория генетического поля формирования Эго 1

Сто вторая годовщина со дня рождения Фрейда предоставляет мне желанную возможность изложить некоторые общие идеи, касающиеся развития человеческой личности и становления психической структуры. Эти идеи постепенно сформировались в моей голове в течение последних двадцати пяти лет работы с младенцами. На мой взгляд, они вытекают из концептуальных рамок, установленных Фрейдом, из его исходного предположения, что разделения между соматическими и психическими аспектами человеческой личности не существует, что тот же строгий детерминизм, который управляет физическим миром, применим и к интрапсихическим процессам.

Специфическими психоаналитическими положениями, на которых основаны мои рассуждения, являются утверждения Фрейда о природе психической энергии, о последовательности либидинозных фаз и о формировании психической структуры.

Ранняя работа Фрейда в области эмбриологии и развития нервной системы во многом повлияла на его генетический подход к психическим явлениям. Он и в самом деле ссылался на эмбриологические эксперименты Ру (Freud, 1916—17) для объяснения диспропорционального воздействия раннего опыта на последующее психологическое развитие.

Я буду использовать этот подход и представлю несколько положений, касающихся психического развития в младенческом возрасте; эти положения были сконструированы по аналогии с теориями, разработанными в результате эмбриологических экспериментов.

В ходе длительного непосредственного наблюдения над младенцами я сумел установить некоторые точки ориентации в психологическом развитии ребенка. Я обнаружил, что первый год жизни можно подразделить на три отдельных периода или стадии. С психологической точки зрения они столь же отличаются друг от друга, как юность от латентного периода, а латентный период от доэдиповой стадии. Чтобы обсудить эти стадии, нам придется воспользоваться множеством терминов, к определению которых мы теперь и приступим.

'рта работа представляет собой расширенный вариант лекции, прочитанной в Нью-Йоркской Академии медицины 27 мая 1958 года под названием «Теория поля формирования Эго и ее значение для патологии».

113

Созревание и развитие

Гартманн, Крис и Лёвенштейн (1946) ввели термины «созревание» и «развитие» в психоаналитическую литературу и дали им четкие определения. Концепты, лежащие в основе этих терминов, давно известны в психологии. Многие из нас, и я в том числе, их использовали. Они соответствуют бесконечному спору на тему «природа или воспитание»1. В целях данной статьи нам придется несколько расширить категориальные рамки, установленные Гартманном, Крисом и Лёвен-штейном, и мы будем оперировать следующими понятиями:

1. Наследственное оснащение представляет собой совокупность филогенетически сформированных и унаследованных данностей новорожденного — физических и психологических. Так, например, новорожденный появляется на свет с двумя глазами, но только с одним ртом; с двумя почками, но лишь с одной печенью и т.д., а также с другими физическими свойствами, включая сопротивляемость заболеваниям, скорость метаболизма и т.д. Другие важные компоненты этого оснащения охватывают эпигенетически развертывающиеся задатки (Anlage), врожденные пусковые механизмы (Tinbergen, 1951; Lorenz, 1950; Baerends, 1950), а также то, что мы называем «темпераментом», скоростью реакции, реакцией на стресс, и все остальное, чем наделен новорожденный.

2. Созревание является процессом прогрессирующих изменений и роста, которые происходят в физическом и психологическом секторах организма младенца. В основе этих изменений лежат внутренние передаваемые по наследству факторы, формирующие часть наследственного оснащения у новорожденного.

3. В отличие от Гартманна, Криса и Лёвенштейна мы разграничиваем психологическое развитие и биологическое. Такое подразделение было предложено Рапапортом в «Психоанализе и психологии развития» (1957).

Термин «психологическое развитие» будет использоваться в значении, которым Гартманн, Крис и Лёвенштейн наделили понятие «развитие». Оно включает в себя изменения, которым подвергается наследственное оснащение (как созревание, так и другие внутренние факторы биологического развития) отчасти в силу внешних обстоятельств, отчасти под давлением или при содействии факторов, влияющих на созревание и биологическое развитие.

Термин «биологическоеразвитие» будет использоваться в значении, в каком оно используется эмбриологами, в частности Полом Вейсом

1 Этот спор отнюдь не завершен. Одной из последних работ на эту тему, привлекших к себе мое внимание, является статья Нельсона (1958) под названием «Социальная наука, утопические мифы и эдипов комплекс», в которой автор высказывается по поводу «удивительной резкости, характеризующей полемику "природа или воспитание" в американской научной литературе», и в этой связи приписывает чрезмерную озабоченность этой проблемой причинам политической идеологии; эту точку зрения я сам высказывал примерно двадцать пять лет назад.

114

(1939), который предпочитает свой собственный термин «органическое развитие». Согласно его определению, биологическое развитие является предфункциональным и предадаптированным, кумулятивным, прогрессивным и автономным. Факторы, способствующие этому развитию, являются в основном «конституциональными», внутренне присущими растущей системе, и лишь частично — «привходящими», внешними по отношению к ней, то есть факторами окружающей среды.

«Органы и ткани проявляют свое специфическое структурное оснащение и функциональную дееспособность совершенно без содействия и вмешательства функциональной активности, для которой они специфически создаются. Однако после того как эмбриональные процессы установились, структуры, способные функционировать, и сама функциональная активность могут отчасти контролировать сохранение этих структур и их реконструкцию после нарушений» (Weiss, 1939).

Вейс подчеркивает, что роль окружающей среды ограничена контролем над актуальными проявлениями внутренних конституциональных свойств без продуцирования таких свойств.

Как будет показано ниже, понятия биологического развития сложно применить к психологическому развитию, поскольку в них одни элементы смешаны с другими элементами, которые мы приписываем созреванию, или, возможно, наследственному оснащению. В дальнейшем мы будем использовать термин «биологическое развитие» только в том случае, если конкретно имеем в виду феномены, относящиеся к области эмбриологии. Если же мы используем термин «развитие» в психологическом контексте, то будем говорить о психологическом развитии.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 205.