Принципы процесса обучения и правила их реализации.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

• принцип целостного подхода к обучению и воспитанию;

• принцип непрерывности обучения и воспитания;

• принцип целенаправленности в обучении и воспитании;

• принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности педагогов и учащихся;

• принцип природосообразности;

• принцип культуросообразности;

• принцип последовательности и систематичности в обучении и воспитании;

• принцип единства и адекватности управления и самоуправления в процессе обучения;

• принцип оптимизации (Ю.К Бабанский) – постоянного приведения методов и приемов деятельности в соответствии с целями и содержанием процесса обучения, реальной психологической ситуацией.

Дидактические принципы – это, как уже отмечалось, руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению процесса обучения. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения.

Принципы рождаются на основе научного анализа обучения и связаны с закономерностями процесса обучения, устанавливаемыми дидактикой. В практическом опыте принципы обучения носят исторический характер они могут изменяться, дополняться в зависимости от особенностей образовательной ситуации.

• Принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения. Этот принцип означает, что процесс обучения должен быть направлен на решение задач обучения, воспитания и развития личности. Реализация этого принципа предполагает, что при подготовке и реализации каждого занятия должны планироваться и решаться задачи обучения, воспитания и развития обучающихся.

• Принципы целостности процесса обучения означает, что все компоненты процесса обучения должны быть взаимосвязаны. Реализация данного принципа предполагает, что содержание, формы, методы и средства обучения направлены на достижения поставленных целей.

• Принцип научности содержания и методов процесса обучения означает, что содержание обучения должно соответствовать объективным научным фактами, теориям, законам, отражать современное состояние наук, культуры и техники. Выполнение этого принципа отражается ГОС, в учебных программах и учебниках, в отборе

изучаемого материала, а также в обучении учащихся научному поиску, методам науки.

• Принцип связи обучения с практикой означает, что процесс обучения должен стимулировать обучающихся использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность на основе полученных знаний, вырабатывая собственные взгляды.

• Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенных порядке, системе.

Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, что выражается в соблюдении ряда правил. Например, первое – изучаемый материал планируется, делится на логические разделы – темы, устанавливая порядок и методику работы с ним; второе – в каждой теме надо установить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи, структурировать материал урока; третье – при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.

• Принцип доступности требует чтобы в процессе обучения учитывались особенности развития учащихся, анализировался материал с точки зрения их реальных возможностей и организация обучения строилась таким образом, чтобы обучающиеся не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.

• Принцип наглядности– означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала, это связанно с особенностями мышления.

Это «золотое правило» дидактики сформулировал еще Я. Коменский. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать – через это вести к знанию. Если нет возможности дать реальные предметы на всех этапах процесса обучения, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование и пр.

Однако использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.

• Принцип сознательности и активности учащихся в обучении– (один из главных принципов современной дидактической системы), согласно которой обучение эффективно тогда, когда обучающиеся проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности включаются в процесс самостоятельного добывания знаний.

Это выражается в том, что обучающиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения.

Обучающиеся должны осознавать личностную значимость учения и владеть приемами учебной работы, умениями оперирования знаниями в вариативных ситуациях учебной деятельности.

• Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учащихся, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения.

Психология учит, что запоминание и воспроизведение зависят не только от материала, но и от отношения к нему. Поэтому для прочного усвоения

требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу

Реализация принципа прочности обучения в реальной педагогической практике осуществляется через упражнения в применении знаний, навыков и умений, обсуждения и дискуссии, доказательства и аргументированные выступления и т.п.

• Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы означает, что в процессе обучения преподаватель может и должен использовать самые разнообразные формы организации обучения: урок, экскурсии, практикумы, а также различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в разнообразных видах деятельности обучающихся вне урока: в походах, поездках, кружках, клубах, различных объединениях по интересам и других.

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 435.