Источники, детерминанты и критерии формирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одной из ведущих детерминант содержания образования является его цель, в которой находят концентрированное выражение как интересы общества, так и интересы личности. Общество делает вклады в образование, чтобы обратить их себе же на пользу. С помощью образования общество развивает способности личности. "Когда первой и главной целью образования становится духовное развитие самого индивидуума, получающего это образование, развитие, на которое он сам научился бы смотреть как на высшее благо, тогда естественно и необходимо сами собой достигаются и желательные социальные результаты" (Н. И. Кареев).
Цель современного образования - развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность. Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности. И.Я.Лернер и М. Н. Скаткин тоже считают, что главная социальная функция образования - передача опыта, накопленного предшествующими поколениями. В связи с этим опыт тоже является детерминантой содержания образования. Общими для разнообразных видов деятельности являются следующие элементы:
• уже добытые обществом знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности;
• опыт осуществления известных способов деятельности, который воплощается в умениях и навыках личности, усвоившей его;
• опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых, возникающих перед обществом проблем;
• опыт отношений к миру, друг к другу, т.е. система эмоциональной, волевой, моральной и эстетической воспитанности.

В последние годы в образовательной практике используется подход к определению содержания воспитания, предложенный Н. Е. Щурковой. Его детерминантой выступает целенаправленно организованное взаимодействие школьников с миром во всем его многообразии: природой, наукой, производством, искусством, а также вещами и предметами, их окружающими, и, главное, людьми. Это взаимодействие с окружающим миром осуществляется через организацию основных видов деятельности школьника: познавательную, трудовую, художественную, спортивную, общественную, ценностно-ориентировочную, коммуникативную. Конкретное содержание видов деятельности школьников и составляет содержание воспитания.
Принцип двойного вхождения базисных компонентов содержания образования в систему означает, что в каждом акте педагогического взаимодействия задействованы все компоненты содержания образования: совершенствуется опыт личности, развиваются ее типологические свойства и формируются механизмы психики (познавательные процессы). В то же время всегда может быть организована специальная работа по освоению одного из компонентов содержания образования. Например, любое занятие с детьми вносит свой вклад в развитие речи школьников, но есть и специальные занятия по русскому языку; на любом уроке присутствуют элементы контроля, но есть и специальные занятия или виды деятельности детей, которые предполагают контроль знаний, и т.п.
Принцип функциональной полноты содержания образования
вытекает из того, что всякая система, в том числе и педагогическая, не может эффективно функционировать или функционировать вообще, если набор ее существенно значимых подсистем (элементов системы) не является функционально полным. При этом имеется в виду и коэффициент функциональной значимости компонентов содержания образования, и возможность их компенсирования. Так, исключение из учебных планов школы элементов политехнического образования отрывает содержание общего образования от жизни, понижает его функциональное, практическое значение; недооценка гуманитарных предметов ведет к формированию технократического мышления, исключающего из системы ценностей человека; невнимание к развитию творческого потенциала личности оборачивается догматизмом, шаблонностью мышления и деятельности и т.п.
Принцип дифференциации и интеграции компонентов содержания образования проявляется, с одной стороны, в дроблении (дифференциации) учебных дисциплин (например, биология - это ботаника, зоология, анатомия и др.), а с другой - в объединении (интеграции) в рамках одного учебного предмета знаний из смежных областей (например, физика, химия, биология - это естествознание).
Принцип преемственности содержания уровней общего образования: начального, основного (неполного среднего), полного среднего, общего высшего образования. Наряду с этими уровнями можно выделить пропедевтический уровень дошкольного образования, а также послевузовского, преимущественно перманентного образования. Соблюдение этого принципа означает согласованность содержания уровней образования.

 

 

31.Теории формирования содержания образования

Основные теории формирования содержания образования сложились еще в конце XVIII — начале XIX в. Они получили название теорий мате­риального и формального содержания образования.

Сторонники теории материального содержания образования (теории ди­дактического материализма или энциклопедизма) считали, что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объ­ема знаний из различных областей науки. Это убеждение разделяли многие известные педагоги прошлого (Я. А. Коменский, Г. Спенсер и др.). Своих сторонников эта теория имеет и в настоящее время (возможно, это одна из причин перегрузки учеников излишней информацией).

Сторонники теории формального содержания образования (теории дидак­тического формализма) рассматривали обучение как средство развития способностей, познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, представлений, мышления. Источником знаний, считали они, является ра­зум. Поэтому необходимо прежде всего развивать ум и способности челове­ка. При отборе содержания образования сторонники дидактического фор­мализма руководствовались развивающей ценностью учебных предметов, наиболее существенно представленной в математике и классических язы­ках (особенно древних языках). Эту теорию разделяли такие известные пе­дагоги, как Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, И. Гербарт и др.

На рубеже XIX и XX вв. появляется теория дидактического прагматизма формирования содержания образования (теория дидактического утилита­ризма) как ответ на неудовлетворенность теориями материального и фор­мального содержания образования. В США ее основы были заложены из­вестным педагогом Дж. Дьюи, в Европе аналогичные взгляды высказывал немецкий педагог Г. Кершенштейнср.

Теория дидактического прагматизма оказала существенное влияние на содержание и методы учебной работы в американской школе. Опираясь на эту теорию, ученикам предоставлялась максимальная свобода в отношении выбора учебных предметов, учебно-воспитательная работа приспосаблива­лась к субъективным запросам учащихся, их интересам.

Несмотря на то что теории дидактического материализма, дидакти­ческого формализма, дидактического утилитаризма не выдержали про­верки временем, они оказали существенное влияние на современные подходы к формированию содержания образования. Известный поль­ский ученый В. Оконь разработал теорию содержания образования пол названием функциональный материализм. Он считает, что необходима такая теория, которая бы обеспечивала как получение знаний учащимися, так и приобретение ими умения пользоваться этими знаниями в сво­ей деятельности, т. с. должна быть интегральная связь между познанием и деятельностью.

В процессе обучения следует создавать условия, чтобы учащиеся могли использовать приобретенные знания для решения задач практического ха­рактера, направленных на доступные преобразования природной, техни­ческой, культурной и общественной действительности.

Эта теория объединяет в себе требования, предъявляемые к образова­нию обществом, и индивидуальные запросы учащихся.

В 50-е гг. XX столетия была разработана теория операциональной струк­туризации содержания образования. Появление этой теории связано с внед­рением программированного обучения в учебный процесс. Данная теория не столько пытается ответить на вопрос, каким должно быть содержание образования, сколько — каким образом его передать ученикам, как пра­вильно его структурировать, разделить на связанные содержательно и логи­чески части.

Рассмотренные теории позволяют сделать вывод, что содержание обра­зования должно иметь познавательную, развивающую и воспитательную ценность.

 

32. Тенденции и пути совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь.

енденции в развитии содержания современного образования связаны со стремлением общества реализовать на практике новую образовательную парадигму, нацеленную на формирование у обучающихся способности к самоопределению во всех сферах своей жизнедеятельности, умений самостоятельно добывать знания, применять их в новых условиях.

В настоящее время наблюдаются следующие тенденции совершенствования содержания образования:

r Гуманитаризация и гуманизация содержания образования, сущность которых заключается в обращении к мировой и национальной культуре, истории, духовным ценностям, искусству, художественному творчеству; в личностно ориентированной направленности содержания образования; в индивидуализации педагогического процесса и т. п. Гуманитаризации содержания образования способствуют увеличение в учебных планах объема социально-гуманитарных дисциплин, включение гуманитарных знаний в содержание учебных предметов естественнонаучного цикла.

r Разработка и реализация деятельностного содержания образования, способствующего усвоению учащимися не только готовых знаний, но и способов мышления и деятельности; развитию способностей к жизни и работе в условиях быстро изменяющегося окружающего мира; формированию готовности к постоянному самообразованию и самосовершенствованию. Наблюдается стремление к неразрывному единству в содержании образования двух компонентов: ориентирующего в культуре и творчески-деятельностного. Это, в частности, достигается сочетанием фундаментальности содержания образования и его практической направленности.

r Открытость и вариативность содержания образования (выбор учащимися различных вариантов учебных курсов и видов деятельности), дифференциация образовательного процесса, обеспечивающие развитие учащихся в соответствии с их возможностями, склонностями, интересами.

r Постепенное уменьшение обязательных предметов и занятий и увеличение предметов, занятий, видов деятельности по выбору.

r Включение в содержание образования интегрированных курсов, способствующих созданию у школьников целостной картины мира.

r Стандартизация содержания образования, которая обеспечивается разработкой системы образовательных стандартов в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании. В Республике Беларусь устанавливаются образовательные стандарты дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, специального образования и переподготовки руководящих работников и специалистов. Образовательные стандарты основного образования обеспечивают преемственность его уровней (ступеней). Образовательные стандарты обязательны для применения во всех учреждениях образования, в иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, реализующих соответствующие образовательные программы (статья 92). В частности,

образовательные стандарты общего среднего образования устанавливают требования к содержанию учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования, организации образовательного процесса, максимальному объему учебной нагрузки учащихся, уровню подготовки выпускников. Образовательные стандарты общего среднего образования разрабатываются (совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования) и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь и другими министерствами (статья 154).

Это дает возможность осуществлять государственный контроль за соблюдением прав граждан на образование, диагностировать результаты образования, обеспечивать единый уровень общего образования, получаемого в разных видах учреждений общего среднего образования. Кроме того, реализация стандарта образования способствует обеспечению единства образовательного пространства в условиях разнообразия видов школ; нормализации учебной нагрузки; формированию у учащихся положительной мотивации учения благодаря знанию предъявляемых требований к уровню образования и критериям его оценки; принятию обоснованных управленческих решений и т. п.

Все вышесказанное позволяет выделить функции образовательных стандартов: социального регулирования, гуманизации образования, управления, повышения качества образования.

 

33. Документы, определяющие содержание образования,










Их характеристика.

 

Разработка содержания образования основывается на государственном стандарте общего среднего образования.

Государственные образовательные стандарты – это документы, служащие основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. В стандартах закрепляются цели, задачи и содержание образования, что дает возможность диагностировать его результаты, сохранять единое образовательное пространство.

Государственный стандарт определяет:

- минимум содержания основных образовательных программ;

- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

- требования к уровню подготовки выпускников.

На основе государственных стандартов разрабатываются учебные планы образовательных учреждений всех типов. Учебный план – это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени. Учебные планы общеобразовательных школ в РБ утверждает Министерство образования. Виды учебных планов: базисный, типовой (носит рекомендательный характер), учебный план средней школы. Учебный план определяет содержание: а) начального образования (1 – 4 классы); б) основного (базового) образования (5 – 10 классы); в) среднего (полного) образования (11 – 12 классы).

Учебный план устанавливает следующие нормативы организации учебной деятельности:

- продолжительность обучения в учебных годах (общую и по каждой из ступеней);

- полный перечень учебных предметов по годам обучения;

- количество часов (уроков), отводимых на каждый предмет;

- недельную учебную нагрузку (обязательную, а также для занятий по выбору учащихся и факультативных занятий);

- итоговое количество учебных часов, финансируемое государством;

- периоды производственной практики, лагерных сборов;

- продолжительность учебных четвертей и каникул.

В учебных планах школ РБ выделяют образовательные компоненты: базовый (республиканский); дифференцированный (национально-региональный); школьный. Во всех учебных планах сначала определяется базовый компонент. Учебный план содержит и школьный компонент, т.е. некоторые учебные предметы, кроме базовых, определяются и распределяются решением педагогического или методического совета школы.

Учебная программа – нормативный документ, который составляется на основе учебного плана и определяет содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемый как на изучение предмета в целом, так и на каждый его раздел или тему. Программу утверждает Министерство образования.

В ее структуре выделяют следующие разделы:

- Пояснительная записка.

- Содержание образования в виде списка вопросов (понятия, принципы, законы наук, основные факты и выводы, которые должен усвоить школьник).

- Устанавливается минимум лабораторных работ, экскурсий, контрольных работ.

- Требования к ЗУНам учащихся.

- Список литературы и др.

Виды учебных программ:

1. Типовые учебные программы, определяющие базовые знания, умения, навыки, систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера.

2. Рабочие учебные программы.

3. Личностно-индивидуальные авторские программы.

Учебная литература: школьные учебники, книги для дополнительного чтения, учебные пособия, справочники, словари, сборники задач и упражнений, учебно-методические комплекты, рабочие тетради и др. Функции учебника и учебных пособий: мотивационная, информационная, трансформационная, систематизирующая, закрепления материала, интегрирующая, координирующая, развивающе-воспитательная, обучающая.

34. Дидактика как педагогическая теория обучения и формирования содержания образования (объект, предмет, задачи дидактики).

Дидактика – отрасль педагогики, изучающая вопросы теории образования и обучения.

Предметом исследования дидактики являются цели, содержание, закономерности и принципы обучения. Определяя, что из накопленной человечеством культуры должно стать содержанием образования и характеристикой образованной личности, дидактика является теорией образования.

Впервые в историю педагогической мысли теорию обучения как систему научных знаний, как педагогическую науку разработал Я. А. Коменский. На основе философских размышлений, теоретического анализа опыта работы школ того времени он написал свой знаменитый труд "Великая дидактика". В этой книге он впервые говорит о всеобщем образовании, обосновывает организацию, принципы (основоположения), методы, содержание обучения. Она оказала огромное влияние на развитие педагогики во многих странах мира в последующие века.

Дидактика включает следующие категории:

Понятие и сущность процесса обучения.

Обучение рассматривается как необходимая сторона воспитания и развития подрастающих поколений, как усвоение учеником определенных сторон общественно-исторического опыта человечества. Наиболее сложным и трудным является понимание противоречий и движущих сил процесса обучения.

Принципы обучения.

 Это исходные положения преподавательской и учебной деятельности. Понимание принципов обучения обеспечивает научный подход к содержанию, методам и организации обучения.

Содержание школьного образования.

 Этот вопрос раскрывает взаимосвязи общего, политехнического, трудового, специального и профессионального обучения в общеобразовательной школе, рассматривает учебные планы, учебные программы, учебники и пособия.

Методы обучения.

Под методами обучения понимают рациональные способы и приемы работы учителя и соответствующие им способы изучения и усвоения учениками учебного материала.

Организация обучения.

Основной формой организации учебной работы в современной школе является урок.

ЗАДАЧИ: Воспитывающее влияние обучения на формирование нравственных и волевых качеств личности, воспитание трудолюбия, желания учиться, формирование познавательной активности и самостоятельности, совершенствование личности, последовательность, систематичность учебного материала - основные направления развития дидактики.

Объект дидактики - реальные процессы обучение во всем их объемах и во всех их аспектах (закономерности, тенденции, связи, и др.); образование и обучение различных категорий обучающихся в разного вида учебных заведениях.

Предмет дидактики - обучение как средство образования и воспитания человека. Это преподавание и учение в их единстве, обеспечивающее организованное педагогом усвоение обучающимися содержание образования и видов учебной деятельности; система отношений: педагог - обучающийся, обучающийся - содержательная учебная информация, обучающийся - другие обучающиеся. Многообразие этих отношений составляет сущность обучения

 

Функции процесса обучения.

. Образовательная функция предусматривает, в первую очередь, усвоение научных знаний, формирование специальных и общеобразовательных учебных умений и навыков

 Научные знания предусматривают факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира в соответствие с образовательной функцией они. Должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Пусть во йповниша реализация. Этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Это требует такой организации процесса обучения,. Чтобы из содержания учебного предмета, отражающего соответствующую область научного знания, не выпадалы элементы,. Которые важны для понимания основных идей и существенных причинно-следственных связей,. Чтобы в общей системе знаний не в творювалося пустот. Знания. Должны быть надлежаще образом упорядочены, приобретая все большую стройность и логической упорядоченности,. Чтобы новые знания вытекалы из ранее усвоенных и прокладывалы путь к насту пнихзнаниянан.

. Специальные умения и навыки - это специфические для определенного учебного предмета и отрасли науки практические умения и навыки. Например, по физике и химии - это решение задач, проведение лабораторных опытов, показ демонстраций й осуществление исследовательских работ по географии - работа с картой, географические измерения, ориентирование с помощью компаса достойной приборов. По математике - решение задач, работа с вычислителя ьнымы машинами. РАЗЛИчНЫХ типов, с логарифмической линейкой, с моделями и др. С ботаники и биологии - работа с гербариямы, муляжами, коллекциями, препаратами, микроскопампами.

Кроме специальных умений и навыков в процессе обучения учащиеся овладевают обще-учебным умениями и навыками,. Которые. Имеют отношение ко всем предметам, например, навыками работы с книгами, справочники, чтения и письма,. Библиографический аппаратом, рациональной организации домашнего труда, соблюдения режиимаднния то.

 Воспитательная функция. Процесс обучения наряду с образовательной реализует и воспитательную функцию, формируя у учащихся мировоззрение, нравственные, трудовые, эстетические, этические представления, взгляды, убеждения, спо особый соответствующего поведения и деясти в обществе, систему идеалов, отношений, потребностей, физической культуре, то совокупность качеств личности. Воспитательная функция органически вытекает из са моего содержания и методов обучения, но, вместе с тем, в она реализуется и благодаря специальной организации общения учителя с учениками. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядах в, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование особист ости вообще невозможно без усвоения системы нравственных достойной понятий, норм и требованиямимоог.

Между образованием и воспитанием. Существует не односторонняя связь: от обучения к воспитанию. Процесс воспитания при правильной организации немедленно обнаруживает. Благодатное влияние на обучение, посскольку воспитание дисциплины ованосты, организованности, общественной активности достойной качеств создает предпосылки для более активного и успешного обучения. Собственно, без должной воспитанности учащихся эффективный процесс обучения невозможно ии.

Развивающая функция. Как и воспитательная функция, развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно организованное обучение всегда развивает, однако развивающая функций кция реализуется ся более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Такая специальная направленность обучения получила названиеуquot; развивающее обучение "

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 401.