ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ КОНКУРЕНТЫ И ПОТРЕБИТЕЛИ ЭФИРНОМАСЛИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КОНКУРЕНТЫ.

 

До распада Советского Союза основными производителями зерновых эфирных масел были Россия и Украина. Сейчас в России сложилась не менее сложная ситуация в эфирномасличном производстве, по сравнению с Украиной. Активная часть основных фондов - действующее технологическое оборудование - требует обновления, дальнейшего совершенствования и замены более прогрессивными. Уровень развития производства натуральных эфирных масел в первую очередь определяется состоянием его сырьевой базы, а в последнее время обеспеченность сырьем в России недостаточна. Поэтому Россия не может претендовать на роль главного конкурента в данной ситуации.

Основными конкурентами могут стать мелкие хозяйства Украины. Переработка зернового сырья не требует суперсложного оборудования, аппараты по перегонке эфирного масла можно изготовить кустарным способом. Но здесь возникает вопрос о качестве такого эфирного масла.

Кориандровое эфирное масло должно отвечать требованиям ОСТ 18 - 316 - 77, фенхельное - ГОСТ 3902 - 68, укропное - РСТ УССР 1229 - 73 [].

В условиях мелкого хозяйства пользоваться услугами лаборатории для проверки качества масла дорого. Это приведет к наполнению, и без того перенасыщенного рынка, низкосортной продукцией.

поэтому контроль за качеством продукции должен осуществляться на государственном уровне через стандартизацию и сертификацию, так как выпуск низкокачественной продукции наносит ущерб не только финансовому состоянию предприятия - производителя, но и престижу эфирномасличной отрасли Крыма и Украины в целом.

Решение вопроса по обязательной сертификации позволит приостановить выпуск и реализацию нестандартной продукции эфирномасличного производства, обеспечить условия для участия государственных предприятий и субъектов предпринимательской деятельности в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

Конечным итогом деятельности эфирномасличных предприятий является реализация эфирных масел или другой продукции эфирномасличного производства, позволяющая предприятиям успешно развиваться. Однако, в настоящее время процесс реализации эфирномасличной продукции является спонтанным, что позволяет посредническим фирмам реализовывать продукцию низкого качества, дискредитируя в целом продукцию отечественных производителей.

ПОТРЕБИТЕЛИ.

 

Эфирные масла имеют широкое применение в парфюмерной, пищевой промышленности, медицине и в некоторых других отраслях. Из кориандрового эфирного масла, содержащего линалоол, можно получить синтетическим путем 12 видов душистых веществ с запахом лимона, апельсина, фиалки, розы, лилии и других цветов. Это выдвигает его в ряд ценнейшего сырья широко используемого в парфюмерной промышленности при изготовлении духов, одеколонов, туалетного мыла и других косметических изделий.

Не менее популярно при изготовлении косметических средств и фенхельное эфирное масло, правда укроп в парфюмерной промышленности мало применим. Поэтому потребителями укропного масла в виде спиртовых растворов и в целом виде широко применяется в различных отраслях пищевой промышленности (кулинария, консервное производство, рыбная промышленность) и реализуется через розничную продажу.

Из отходов зернового эфирномасличного сырья получают ценный корм (шрот) для молочного скота, птицы, овец, богатый белковыми соединениями. Шрот используют на комбикормовых заводах в качестве составной части комбикормов.

Плоды и масло зерновых эфирномасличных культур применяют в медицине, для ароматизации лекарств. Одним из крупнейших производителей лекарственных препаратов в Украине - предприятие “Лубныфарм” активно развивает свое производство и может стать одним из потребителей кориандрового эфирного масла.



МАРКЕТИНГ-ПЛАН.

 

Развитие предпосылок рыночной экономики Украины нуждается в использовании маркетингового подхода к производственно-сбытовой и коммерческой деятельности эфирномасличных предприятий. Рыночная ориентация агропромышленных предприятий обуславливает необходимость формирования эффективной системы управления организацией производства и реализацией высококачественной продукции в зависимости от спроса потребителей.

По мере освоения законов, нормативов и правил рыночной экономики, изучения товарных потоков и сбыта продукции, ориентированной на потребителя, каждому товаропроизводителю становится чем дальше, тем понятнее, что произвести продукцию - это еще не все: необходимо выгодно ее реализовать. Если в условиях командно-административной экономики для товаропроизводителей главным было производство, а задание государства - дальше продвигать продукцию, то в ходе формирования ринка предприятия оказались перед необходимостью изучения, в первую очередь, возможности сбыта продукции и поиска потребителя, то есть сосредоточение внимания на маркетинговой деятельности.

Целью маркетинговой деятельности на предприятиях эфирномасличного производства является стимулирование повышения производства зернового эфирномасличного сырья и продуктов его переработки, повышение эффективности производства и доходности эфирномасличной отрасли, обеспечение надлежащего уровня дохода, необходимого для расширения воспроизводства в хозяйствах, развитие инфраструктуры рынков, организации импорта и экспорта с позиции регулирования внутренних рынков.

КАНАЛЫ СБЫТА.

 

Зерновое эфирномасличное сырье и продукты его переработки имеют обширный спектр применения. Продукцию эфирномасличной отрасли могут потреблять как мелкие фирмы (например, пекарни, колбасные цеха), так и крупные (текстильное промышленность).

Так как кориандровое эфирное масло обладает антисептическим действием его можно использовать при изготовлении лечебных шампуней, туалетного мыла и других косметических изделий. Украинская парфюмерная промышленность всегда была ориентирована на использование натурального растительного сырья для выпуска косметических средств, поэтому новые зарубежные технологии с использованием синтетических заменителей могут сильно подорвать ее авторитет в глазах отечественного потребителя. Обширная гамма запахов линалоола дает возможность убедить руководство предприятий парфюмерной промышленности в необходимости использования кориандрового эфирного масла.

Пока парфюмерная промышленность Украины будет обновлять и совершенствовать производственные мощности с целью повышения прибыльности, надо обратить внимание на пищевую промышленность. Большое развитие в современных условиях получили малые предприятия по производству хлебобулочных изделий, колбасное и ликероводочное производства. Целые плоды кориандра и фенхеля используются для придания определенных вкусовых качеств хлебобулочным изделиям, копченьям. В кондитерском производства эфирное масло этих культур применяют при изготовлении конфетных эссенций. Хотя симферопольская кондитерская фабрика практически не функционирует, активно осуществляют свою деятельность кондитерские фабрики, например, Одессы, Львова, Киева и других городов Украины, а также России.

Очень удобны, поступающие в розничную торговлю стеклянные баночки (например, от львовского завода “Пищевых продуктов”, от ТПК “Весна”) с кориандром и пряными приправами, в состав которых входит и кориандр, и укроп. Пищевая промышленность обладает огромным потребительским потенциалом по зерновому эфирномасличному сырью и продуктам его переработки. Этот сегмент рынка позволит приобрести постоянных покупателей, которые обеспечат развитие коммерческих операций в будущем.

В современных экономически сложных условиях остается прибыльным фармацевтическое производство. В Украине реально действуют более 40 предприятий по производству лекарственных препаратов. Поэтому в первую очередь нужно будет обратиться с предложениями по реализации эфирного масла на те предприятия, которые находятся в непосредственной близости от зон выращивания и переработки зерновых эфирномасличных культур. Это Луганский химико-фармацевтический завод, Сакский химический завод, Николаевская фармацевтическая фабрика “Фармацея”, четыре одесских предприятия и другие.

После извлечения эфирного масла из плодов кориандра, оставшееся жирное масло используют в мыловаренной промышленности. Сейчас наблюдается рост потребления моющих средств (в том числе мыла) в Восточной Европе. В течение нескольких ближайших лет в Западной Европе ожидается ежегодное увеличение потребления моющих средств на душу населения до 2%, в то время как в США потребление на душу населения, вероятно, не возрастет.

На основе данных о мировом приросте населения за год (1,6%) и среднегодовом приросте производства моющих средств (3%) можно сделать вывод, что потребление на душу населения к 2000 году возрастет на 1,6% и составит 8,4%[13]. Если столь же активно будет потребляться и отечественная продукция мыловаренного производства, то проблем с реализацией жирного масла не будет.

В итоге можно сказать, что на данном этапе развития производства у предприятий эфирномасличной отрасли будет два основных канала сбыта: через розничную продажу и с помощью обращения напрямую к потенциальным потребителям - производственникам.

РЕКЛАМА.

Одним из важнейших элементов системы маркетинга в эфирномасличных предприятиях является рекламная деятельность, которая не только должна информировать потенциального покупателя о наличии товара, но и извещать о характеристиках продукта, преимущества его перед конкурентами, подготовить потребителя к восприятию продукции “рыночной новизны”.

Рекламный бизнес в меру сил подчиняется элементарному закону - каждому свое. Производителями рекламы являются рекламоносители: газеты, журналы, теле- и радиоканалы. Крупные дистрибьюторы, говоря по рекламному - медиа-байеры - снимают с рекламоносителя головную боль о поиске клиентов, количестве, качестве и сроках сдачи оригинал-макетов, получая за это эксклюзивные условия работы, в том числе и эксклюзивные скидки.

Действуя самостоятельно можно потратить деньги на заведомо неэффективные мероприятия.

Реклама эфирномасличной продукции должна быть направлена и на предприятия - производители, и непосредственно на потребителя. Она не должна ограничиваться региональными средствами массовой информации. “БИЗНЕС”, “ГК”, “Голос Украины” и “Урядовий кур’эр” настолько полно охватывают аудиторию, что, не имея каких-то особо специфических задач, нет смысла тратить деньги на что-то еще. Даже при том, что стоимость региональной рекламы значительно меньше. Когда нет лишних денег, надо делать ставку на то, что наверняка сработает.

Для рекламы эфирного масла из зернового сырья можно использовать обыкновенный direct mail (прямая почтовая реклама), грамотно составленное письмо о свойствах эфирных масел, которое нужно разослать по предприятиям - потенциальным потребителям. Те же 1000 долларов, которые будут затрачены на рекламу в газетах можно потратить на рассылку по 2 - 3 тысячам адресов, отпечатать на ризографе письма и отправить.

Прямая почтовая реклама должна отличаться новизной, индивидуальностью и сразу привлекать внимание читателя. Вложенная в конверт листовка должна быть краткой, информативной, иметь познавательную ценность. При этом преимущества товара нужно просто перечислить. Можно вложить в конверт купон на заказ товара (в виде открытки с оплаченной отсылкой). Художественное оформление конверта должно привлечь потребителя, заставить его прочитать рекламную листовку.

На телевидении психологической задачей рекламы является заразить зрителя. А возбудить подобающие эмоции и чувства проще чем-то родным и до боли знакомым, так как особенности восприятия телезрителя во многом обусловлены национальными стереотипами, ценностями и традициями его субкультуры.

Психологический механизм идеального восприятия телерекламы строится по цепочке: внимание ® интерес ® импульс ® желание ® действие. 

Если реклама по определению мажорна и оригинальна, то две отличительные особенности сегодняшних коммерческих реклам - агрессивность и посредственность.

Эффективность помпезной рекламной кампании обратно пропорциональна затратам. Но ничто не привлекает глаз человеческий так, как красота и совершенство. Более того, в силу неудовлетворенных эстетических желаний, средний украинец считает красоту самым впечатляющим фактором телерекламы (табл. 3.2.) манит зрителя и внешний вид себе подобных: живые персонажи - прекрасный объект для обсуждения, осуждения, сравнения и уподобления.

 По идее, безупречный способ обратить внимание на рекламу - привлечь “искусственного” кумира, лучше певца или актера. Однако столь дорогостоящие трюки в наших условиях себя не оправдывают. В украинских запросах, как видно из табл. 3.2., любимым актерам отведено последнее место.

Зато с чувством юмора у нашего потребителя, похоже, все в порядке: смешную рекламу он ценит по достоинству. Пленится зритель оригинальностью - точнее, необычностью сюжета. Идеи, выходящие за рамки стандартного мышления, удивляют, следовательно, запоминаются лучше. И когда с виду обычный сюжет содержит необычную развязку, это, по меньшей мере, вызовет желание посмотреть клип еще раз.

Что при просмотре рекламы производит на нас впечатление.

Таблица 3.2.

Категория Внимательно смотрю Просматриваю бегло Вообще не смотрю
Всего 1200 1200 1200
Красиво сделанная реклама 635 323 242
В % 52,9 26,9 20,2
Присутствие юмора 622 345 233
В % 51,8 28,7 19,4
Необычность сюжета 409 457 334
В % 34,1 38,1 27,8
Реклама нового незнакомого товара или услуги   401   460   339
В % 33,4 38,3 28,2
Знакомый, любимый актер, занятый в рекламе   394   444   362
В % 32,8 37,0 30,2
Другая 14 121 104
В % 1,2 10,1 8,7

 

Не простит психика потребителя банальности и примитивности: лучший подарок; больше, чем просто витамины; покупайте в аптеках города и т.д. еще хуже, когда мифопоэтические восклицания не имеют ничего общего с действительностью, к примеру, слоган клиники “Борис”, где вызов врача обходится в два минимальных оклада: “Лечим всех, всегда и везде”.

Для пущей достоверности, там где только возможно, может изобиловать научной терминологией. Чем термин непонятнее, тем он кажется солиднее, а предложение, соответственно, конструктивнее. Главное - сразить потенциального покупателя умным аргументом. Еще убедительнее действуют на сознание цифры. Они должны быть очень впечатляющими и столь же правдоподобными.

Суггестия (внушение) снижает сознательность и критичность восприятия. Ее эффективность зависит прежде всего от эмоциональной комфортности, ибо в условиях полного покоя и расслабленности внушаемость самая высокая. Надконфликтный регистр рекламы, несущий зрителю психологическое расслабление, - и есть удочка для потенциального покупателя: все, что преподносится с оптимизмом, воспринимается более благосклонно.

Впрочем, из всех технических средств телевидения самое сильное эмоциогенное действие оказывает музыка. Суггестия сильнее, если на оригинальную, то есть приуроченную специально к рекламной компании мелодию положены стихи.

Неслабо влияет на психофизиологию цвет. Во-первых, он формирует эмоциональные состояния и чувства - так, популярные в рекламе желто-красные тона создают ощущение взволнованности и побуждают к активности. Во-вторых, колоритные гаммы способствуют подсознательному навязыванию товара.

Все гениальное просто - точнее, таким оно кажется. Потому образцы гениальной рекламы внешне просты, непосредственны, не перегружены творческими “выкрутасами” и спецэффектами.

Цель предпринимателя - продать товар, а беспроигрышное средство убедить человека в чем бы то ни было - говорить о его проблемах.

У любого предприятия в наличии всегда должен быть набор рекламной продукции в виде брошюр, листовок, календариков, каталогов, календарей. Себестоимость изготовления 1 календарика в среднем 10 копеек. Если же нам берутся сделать техническую и литературную редакцию и выдать готовый оригинал-макет, то суммарная цена достигнет 10 - 15 долларов, то есть практически сравняется со стоимостью верстки периодических иллюстрированных изданий в мощных издательско-полиграфических фирмах (примерно до 20 долларов).

Субъективно ценообразование происходит по общим торговым схемам в сфере услуг и ничем принципиальным не отличается от согласования цены на полновесный дизайн составляет от 20 долларов (формат А4) до 300 долларов (формат А1). За один и тот же объем работы можно насчитать больше, можно договориться и дешевле. Особенно, если посидеть на телефоне [1].

Для продвижения на рынок нового товара эффективна “вводящая реклама” - участие в выставках и ярмарках. Она нацелена на создание в сознании потенциальных клиентов образа товара и показ того, что именно этот товар лучше других удовлетворяет данную потребность или комплекс потребностей. Поскольку формирование спроса имеет целью воздействие на поведение неосведомленного о товаре и его потребительских свойствах человека, то реклама и иные методы формирования спроса решают информационную задачу. К числу таких методов относят не только воздействие прессы и других органов массовой информации, но и передачу образцов товара на испытание потенциальному покупателю, публикацию некоммерческих статей, демонстрацию изделий в некоммерческих частях телепрограмм и другие. Таким образом покупателю сообщают аргументы в пользу покупки, например, сведения об испытании товара независимой организацией.

Еще одним способом привлечения покупателей является конкурс. Основа конкурса - товар, ради которого организуется кампания по продвижению. Некоторая информация о проведении конкурса может быть дана на упаковке, этикетке, верхней части коробки или под пробкой бутылки. Больший эффект будет достигнут, если передавать бланк на участие в конкурсе вместе с упаковкой товара тогда, если потребитель захочет принять участие в конкурсе, ему придется купить товар. Чтобы не попасть в какую-либо юридическую ловушку, необходимо получить разрешение на проведение конкурса до начала всех оформительских работ.

Рекламные материалы для распространения в магазинах - очень важный компонент в организации конкурса, так как данные материалы являются вместе с рекламной поддержкой важнейшими источниками информации о проведении конкурса. В таких рекламных материалах должны быть перечислены призы для победителей. Благодаря этому конкурс станет популярным среди потребителей, сбыт товара возрастет. Такие материалы в самых различных формах надо использовать везде, где только возможно.

В магазинах наиболее удобно применение следующих видов рекламных материалов:

· рекламные плакаты в витринах;

· рекламные объявления-заголовки - входят в рекламные материалы, используются на выставке товара;

· рекламные карточки - имеют такой же формат, как и объявления-заголовки. Лучше их размещать на различных уровнях так, чтобы они привлекали внимание покупателей;

· кассовые рекламные объявления - весьма эффективное рекламное средство. Обычно размещаются рядом с узлом расчетов;

· оберточный рекламный материал - самый многоцелевой вид рекламы.

Так как основными розничными покупателями пряных культур являются женщины, то для увеличения объемов розничных продаж зерновых эфирномасличных культур в виде пряностей целесообразно принимать участие в конкурсах на лучший кулинарный рецепт, в журналах для женщин. Обязательным условием этих рецептов будет применение одной из трех предлагаемых культур, то есть кориандра, фенхеля или укропа, а может и всех вместе. Этот вид рекламы в стоимостном выражении будет равен стоимости пересылки конверта (в зависимости от дальности пересылки), но конечно нет ни каких гарантий, что эти рецепты будут опубликованы. В этих же журналах не лишним было бы разместить статьи с рассказом о полезных свойствах зерновых эфирномасличных культур, об их пищевых и медицинских особенностях.

Рынок рекламных услуг довольно обширен. Но прежде чем определиться, кто будет осуществлять эти грандиозные замыслы, следует составить четкое представление о том, что должно получиться в итоге и где: на бумажных листах, на Big-Board`ах, полиэтиленовых пакетах и т.п.

СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА.

Для обеспечения эффективного функционирования эфирномасличного производства в рыночных условиях действия по определению стратегии маркетинга должны быть направлены на то, чтобы продукция в полной мере отвечала спросу на рынке,. А также, производственные программы должны быть максимально приспособлены к потребностям и ожиданиям фактических и потенциальных потребителей. В функцию маркетинга входит разграничение производства невыгодной продукции, которая не пользуется спросом, и наоборот, максимальное содействие по наращиванию объемов выгодной высококачественной продукции, спрос на которую устойчив.

Стратегия маркетинга включает:

*  товарную стратегию;

*  стратегию ценообразования;

*  стратегию сбыта;

*  стратегию продвижения (реклама);

*  общерыночную стратегию фирмы.

Для достижения целей и осуществления деятельности на рынке выделяют четыре инструмента маркетинга: продукт; цена; место, условие продажи; стимулирование.

Товар - основа всей маркетинговой деятельности. Если он не в состоянии удовлетворить спрос покупателей, то никакие усилия по его реализации не приведут к желаемым коммерческим результатам. Поэтому качество продукта (эфирного масла) должно отвечать требованиям стандарта. Необходимо постоянно совершенствовать выпускаемую продукцию. Одним из резервов повышения качества эфирного масла является его доработка (облагораживание), при чем технологическая установка, благодаря разнице в цене на масло-сырец и улучшенное масло, окупается в 1/2 года.

Еще одним путем улучшения качества сырья, в частности повышения в нем содержания эфирного масла и основных компонентов, является селекция.

В увеличении производства эфирномасличного сырья и эфирных масел на основе повышения урожайности и качества сырья значительную роль играет технология возделывания эфирномасличных культур, в частности агротехнические и химические приемы, направленные на снижение засоренности сырья. Например, внедрение технологии возделывания кориандра, основанной на применении системы гербицидов в сочетании с боронованием кориандра (до и после всходов), дает прибавку урожайности в 4 - 5 ц/га.

Природные условия создают возможность стабилизации эфирномасличного производства, перевода его на интенсивную основу. Анализ многолетней работы эфирномасличных объединений Украины свидетельствует, что их производство осуществляется с большими технологическими затратами топлива и энергии, которые в 2 - 4 раза выше, чем в западных странах. Перерасход топливно-энергетических и материальных ресурсов происходит из-за поступления сырья, содержащего большое количество сорных и балластных примесей. Поэтому главными причинами нестойкого развития земледелия являются не природно-климатические факторы, а технологические и организационно-экономические условия, которые недостаточно гибки для постоянного приспособления к природно-климатическим и экономическим условиям, которые изменяются.

При рыночных ценах с такими перезатратами ресурсов производство зерновых эфирномасличных культур будет неконкурентоспособным на мировом рынке.

Понятно, что когда цены диктуются спросом на продукцию эфирномасличного производства, то есть платежеспособностью населения перед отраслью стоит задание - производить продукцию с меньшими затратами, устранить прежние ошибки в размещении и специализации производства, уровнях затрат ресурсов и интенсификации производства, структурной комбинации факторов затрат, а также это производство должно базироваться на такой основе, чтобы обеспечить уровень прибыли от производственной деятельности, достаточной для создания факторов производства.

В связи с тем, что лишь очень малая доля эфирного масла из зерновых культур может продаваться через розничную торговлю, основным местом реализации продукции (заключения договоров на поставку) будет непосредственно территория предприятия-производителя.

Главенствующее значение в маркетинге имеет сбытовая функция (организация сбыта). Сбыт - это основная промежуточная стадия между производством и потреблением. Система товародвижения обеспечивает создание таких условий, чтобы товар был там, где он нужен, в то время, когда он нужен и в тех количествах, в которых он нужен, и такого качества (имеется ввиду и сохранность во время транспортировки), на которые рассчитывает потребитель.

Цель стимулирования сбыта - осуществление продажи в краткосрочный период. стимулирование продажи помогает в конкуренции, побуждает покупать товар, способствует увеличению числа потребителей и росту количества проданных товаров.

Основным инструментом стимулирования сбыта и формирования спроса является реклама.

Реклама и стимулирование сбыта являются фактором, влияющим на повышение издержек обращения. Но без них не возможно успешное продвижение товара к покупателю, формирование покупательских предпочтений, в конечном счете не реален коммерческий успех фирмы. Поэтому задачей маркетинга является рационализация издержек обращения, уменьшение их до оптимального значения, при котором наиболее эффективно будут использованы возможности стимулирования сбыта и рекламы. 

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономический кризис в промышленности Украины и в отраслях агропромышленного комплекса заставляет производителей самостоятельно искать пути выхода из него. Не исключением стало и эфирномасличное производство.

В сложившейся ситуации в первую очередь необходимо перестроить структуру производства в соответствии с выбранной стратегией (сбыта и продвижения). Эти стратегии являются основополагающими на данном этапе развития производства.

В виду специфики эфирномасличной продукции рынок рекламных услуг несколько ограничен. Реклама на телевидении и радио больше ориентирована на товары, реализуемые через розничную сеть. Применение этого вида рекламы может повлиять лишь на сбыт зерна кориандра, укропа как свежего, так и высушенного, идущих на пряности, в упаковке небольшого объема. Хотя возможен и дополнительный эффект: чем больше реализуется пряностей, тем больше будет спрос предприятий пищевой промышленности на зерновое эфирномасличное сырье для изготовления приправ.

Реальный результат должны получить предприятия, занимающиеся зерновыми эфироносами, от использования прямой почтовой рекламы. Рассылкой деловых писем должна заниматься служба маркетинга, которую целесообразно создать на базе предприятий эфирномасличной отрасли. Помимо рекламной деятельности в ее функции будет входить: разработка краткосрочной (1,2 года), среднесрочной (до 5 лет), долгосрочной (до 10 - 15 лет) стратегии маркетинга с учетом потребностей рынка, его емкости, меняющегося платежеспособного спроса; сбор, систематизация и анализ всей коммерческо-экономической информации по конъюнктуре потенциальных рынков сбыта; анализ сильных и слабых сторон конкурирующей продукции; организация обратной связи с потребителем; оценка эффективности работы сбытовой сети.

При разработке рекламного бюджета в связи с плохой обеспеченностью материальными ресурсами предприятиям эфирномасличной отрасли придется использовать метод: “сколько можете”, и только в случае удачной коммерческой деятельности размер рекламного бюджета будет определяться от доли рынка.

Для эффективного развития производства хозяйствам, занимающимся выращиванием зерновых эфирномасличных культур, надо ориентировать производство на интенсивный путь развития. Уже выведены новые высокопродуктивные сорта кориандра (Нектар, Гранат, Мисхор, Айдар), фенхеля (Крымский, Мэрцишор), сложнее ситуация с укропом. Эта культура практически не изучена, поэтому необходимо ускорить селекционный процесс создания новых высококачественных сортов укропа. Перечисленные выше сорта кориандра и фенхеля адаптированы к почвенно-климатическим условиям Крыма и юга Украины.

 Чтобы сбор урожая районированных зерновых эфирномасличных культур на практике совпадал с опытными данными необходим строгий контроль со стороны руководства хозяйства за агротехническими мероприятиями. Надо искоренить устоявшиеся привычки, так сказать, “делать все на глазок”. Из-за неправильного внесения удобрений сильно страдают посевы кориандра, особенно в первую фазу вегетации, когда они легко подавляются сорняками. Это приводит к снижению валового сбора кориандра и уменьшенному содержанию эфирного масла в его зерне. Помимо этого загрязненность зерна эфирномасличных культур приводит к увеличению затрат на очистку, переработку сырья, вследствие чего повышается себестоимость продукции. Это не допустимо. Сейчас выигрывает тот, кто может предложить качественную, экологически чистую продукцию по более низкой цене.

Для повышения эффективности производства необходимо внедрение новых технологий. Так зональные технологии возделывания кориандра, разработанные на основе применения гербицидов, позволяют получать высокие результаты и устойчивые урожаи с минимальными затратами труда и средств на единицу продукции.

Проверка новой технологии на семенных посевах кориандра сорта Янтарь в условиях юга Украины показала высокую ее эффективность. Без ручных прополок получен урожай 18,1 центнера с гектара, всхожесть семян 91,7%. Экономия труда на прополке каждого гектара семенных посевов составила 200 человеко-часов, производительность труда повысилась на 92%.

Таким образом, при внедрении новой технологии обеспечивается получение высоких урожаев при минимальных затратах. Применение в одном технологическом процессе разработанных приемов агротехники, системы удобрений, средств защиты от сорняков, вредителей и болезней, механизации с использованием рекомендуемых для возделывания и уборки машин является главным условием роста производительности труда и снижения себестоимости продукции.

Сейчас в сельскохозяйственных предприятиях в условиях рыночной организации хозяйствования возрастает роль, место и значение радикального изменения в отношениях собственности, а также в производственных отношениях трудовых коллективов. Поэтому необходимо стимулировать эффективную деятельность путем участия коллективов в решении вопросов производства, других видов деятельности и распоряжения изготовленной продукцией и результатами хозяйствования. Вследствие этого достигается сотрудничество, взаимопонимание и объединение усилий для повышения качества эфирномасличной продукции, привлечения работников в процесс производства и принятия решений, оздоровления морального климата, что и является основой более высокой культуры производства и управления.

Еще один путь, чтобы достичь качества эфирного масла, которое будет соответствовать мировым аналогам, доработка масла-сырца - повторная дистилляция (перегонка) с водяным паром. Такое эфирное масло обладает приятным запахом и практически бесцветно. Дистилляционная одноколонная установка РЗ - УДО - 2 стоит 114 тысяч гривен. Если, к примеру такую установку приобретет хозяйство, которое займется выращиванием кориандра, в Запорожской области, то при посевной площади 550 га и урожайности 16,1 ц/га стоимость оборудования составит 18% от прибыли. Так что даже в области, где по опытным данным будет меньшая урожайность (из четырех предложенных), уже с первого урожая смогут оплатить стоимость установки.

Для обновления и модернизации имеющегося технологического оборудования необходимы большие финансовые вливания в экономику эфирномасличной отрасли. Техническое и технологическое переоснащение производства зерновых эфирномасличных культур обеспечит оптимальные условия для выращивания, переработки и реализации высококачественной продукции и продуктов переработки, снижения их себестоимости и повышения прибыльности. Проблема состоит в том, что агропромышленный комплекс, в том числе и эфирномасличное производство, не является приоритетным и благоприятным для инвестирования сектором украинской экономики. Поэтому для стабилизации и дальнейшего развития производства высококачественной эфирномасличной продукции необходимы целевые кредиты на льготных условиях для приобретения технологического оборудования. Это завод по переработке плодов кориандра, получения эфирного масла и белкового кормового шрота (стоимость - 30 тысяч гривен), внедрение ресурсосберегающих экологически чистых технологий и комплекса технологических средств для получения высококачественных эфирных масел РЗ-УДО-2 (1314 тысяч гривен), в том числе установка для доработки эфирных масел (40 тысяч гривен). При правильном ведении хозяйственной деятельности общая окупаемость затрат по кредиту в сумме 1347 тысяч гривен составит один год.

Еще по одной причине эфирномасличное производство не может рассчитывать на приток инвестиций. Это несовершенная налоговая система. Налоги должны служить одним из действенных рычагов регулирования социально-экономических процессов, в том числе экономического роста, но эти регулирующие и стимулирующие рычаги сейчас отсутствуют, и даже наоборот подавляют у предпринимателей желание заниматься производством, тем более эфирномасличным.

Для усиления стимулирующей функции налогов в экономическом росте необходимо:

· поставить уровень ставки налога на прибыль коммерческих банков и других финансовых учреждений, выдающих долгосрочные кредиты на развитие производства, в зависимость от доли последних в общей сумме выданных кредитов;

· установить повышение ставки пошлины на импортную эфирномасличную продукцию, аналоги которой производятся в Украине, на период реструктуризации отрасли и проведения мер по повышению конкурентоспособности производимой им продукции.

Производство зерновых эфирномасличных культур высокорентабельное. Оно позволяет получить прибыль уже с первого сбора урожая, но для этого необходимо соблюдать все агротехнические требования и перерабатывать сырье на совершенном оборудовании.

Еще одной серьезной проблемой для производителей эфирномасличной продукции стало насыщение отечественного рынка дешевыми низкокачественными изделиями. Чтобы ограничить сбыт такого рода продукции необходима обязательная сертификация и стандартизация эфирномасличной продукции. Сертификация эфирного масла позволит предприятиям-производителям реализовывать свою продукцию по реальным ценам и сохранит престиж эфирномасличной отрасли Украины и Крыма, а также обеспечит условия для участия в международном экономическом и научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Воронов Е. ”О дизайне и дизайнерах”. БИЗНЕС №18, 13 мая 1997 года.

2.  Герасим П. М., Бiльский “Деякi аспекти бiзнес-планування у сiльскогосподарських пiдприємствах”. Економика АПК, №4 1996 року.

3.  Гунько Г. К., Лукьянов И. А. “Озимый посев кориандра”, М.: “Пищепром издат”, 1939.- 32с.

4.  Давидова И. И. “Ефективнiсть дшяльностш сшльскогосподарських структур ринкового типу”, Економика АПК, №7 1997 року.

5.  Дудар Т. Г. “Маркетингова дiяльнiсть в агропромислових пiдприємствах”, Економика АПК, №4 1996 року.

6.  Квашина Т. “Хороший товар в рекламе не нуждается”, БИЗНЕС №18, 13 мая 1997 года.

7.  Коваленко Л. В., Шляпникова А. П. “Рациональная технология переработки фенхеля”, М.: “ЭМ пр-ть”, 1991.- 24с.

8.  Коденська М. Ю. “Органiзацiйно-економiчнi аспекти розвитку господарств аграрно-промислового типу”, Економика АПК №6 1997 року.

9.  Косых В. М. “Дикорастущие плодовые породы Крыма”, Симферополь: “Крым”, 1967.- 171 с.

10. Котин Д. “Рая, даешь скидку или не даешь скидку?!”, БИЗНЕС №16 - 17, 6 мая 1997 года.

11. Методические указания по подбору оптимальных зон для экологического изучения селекционного материала и сортов кориандра”, под ред. Г. А. Сарнецкого, Л. П. Савчук. Симферополь: НПО “Эфирмасло”, 1987.- 36с.

12. Мринська Т. С. “Маркетингове формування малого бiзнесу в АПК”, Економика АПК №1 1996 року.

13. Пашкевич М. Г. “Мировое производство и потребление моющих средств”, Масло-жировая пр-ть №5 1986 год.

14. Персидская К. Г., Чипига А. П. “Справочник для работников эфирномасличных предприятий”. М.: “Легкая и пищевая пр-ть”, 1981.- 144 с.

15. Похлебкин В. В. “Все о пряностях: виды, свойства, применение”, М.: “Пищевая пр-ть”, 1974.- 207 с.

16. Роговская К. П. “Увеличение производства эфирномасличного сырья и эфирных масел на основе улучшения качества сырья”, Масло-жировая пр-ть №12 1986 год.

17. Савчук Л. П. “Эфирномасличные культуры и климат”, Ленинград: “Гидрометеоиздат”, 1977.- 104 с.

18. Семеха А. П., Бодрова Е. А., Квилинская Л. И. “Экономно расходовать сырье, материалы, топливо”. Масло-жировая пр-ть №2 1986год.

19. “Специи и пряности”, Я. Кибал. Прага: “Артия”, 1986.- 224с.

20. “Справочник технолога   

21. Суслов В. М., Сотникова Т. В. “Экономика возделывания эфирномасличных культур”. М.: “Колос”, 1967.- 256 с.

22. “Технологические карты промышленного возделывания эфирномасличных культур на период 1994 - 2000 г.г.”. Симферополь, 1993.- 102 с.

23. “Технология натуральных эфирных масел и синтетических душистых веществ”, под ред. И. И. Сидорова, Н. А. Турнева, Л. П. Фалеевой. М.: “Легкая и пищевая пр-ть”, 1984.- 368 с.

24. Тивончук С. О. “Модель конкурентоздатностi сiльскогосподарського виробництва в ринкових умовах”. Економика АПК №2 1996 року.

25. Цквитинидзе Н. В. “Производство натуральных эфирных масел в Грузинской ССР”. Масло-жировая пр-ть №4 1986 года.

26. Чипига А. П., Чипига Т. В., Глазенберг Б. Л. “Профессии в эфирномасличной промышленности”. М.:”Легкая и пищевая пр-ть”, 1982.- 104 с.

27. “Эфрномасличное сырье и технология эфирных масел”, под ред. Л. А. Притыкина. М.: “Пищевая пр-ть”, 1968.- 422 с.

28.“эфирномасличные культуры”, под ред. А. А. Хотина и Г. Т. Шульгина. М.: “Сельхозиздат”, 1963.- 353 с.

 



Приложение 1

 

Объемы работ и затрат для освоения новых посевов и переработки кориандра

 в Николаевской области.

 

Показатели Единицы

Годы

  измерения 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Общая площадь га 650 650 800 800 900 1000 1100 1200
Урожайность ц/га 16,3 16,3 16,3 16,3 16,3 16,3 16,3 16,3
Валовой сбор тн. 1059,5 1059,5 1304,0 1304,0 1467,0 1630,0 1793,0 1956,0
Себестоимость, всего тыс. грн. 250,0 250,0 307,7 307,7 346,2 384,7 423,1 461,6
Себестоимость, 1 ц. грн. 23,6 23,6 23,6 23,6 23,6 23,6 23,6 23,6
Зерно на пряности (20%) тн. 211,9 211,9 260,8 260,8 293,4 326,0 358,6 391,2
Производство масла (выход 1,6%) кг. 13561 13561 16691 16691 18784 20864 22950 25037
Производство шрота (выход 86%) тн. 728,9 728,9 897,2 897,2 1009,3 1121,4 1233,6 1345,7
Себестоимость зерна тыс. грн. 50,0 50,0 61,5 61,5 69,2 76,9 84,6 92,3
Себестоимость масла тыс. грн. 200,1 200,1 246,2 246,2 277,0 307,7 338,5 369,3
  тыс. грн. 250,1 250,1 307,7 307,7 346,2 384,6 423,1 461,6
Реализация шрота тыс. грн. 145,8 145,8 179,4 179,4 201,9 224,3 246,7 269,1
Всего реализация тыс. грн. 1023,9 1023,9 1260,2 1260,2 1418,2 1575,2 1732,7 1890,3
Прибыль тыс. грн. 773,8 773,8 952,5 952,5 1072,0 1190,6 1309,6 1428,7
Прибыль на 1 га. грн. 1190,5 1190,5 1190,6 1190,6 1191,1 1190,6 1190,5 1190,6
Рентабельность % 309 309 309 309 309 309 309 309

 


Приложение 2.

 

Объемы работ и затрат для освоения новых посевов и переработки кориандра
в Крыму

 

Показатели Единицы

Годы

  измерения 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Общая площадь га 700 700 900 900 1100 1200 1455 1455
Урожайность ц/га 16,4 16,4 16,4 16,4 16,4 16,4 16,4 16,4
Валовой сбор тн. 1148,0 1148,0 1476,0 1476,0 1804,0 1968,0 2386,2 2386,2
Себестоимость, всего тыс. грн. 270,9 270,9 348,3 348,3 425,7 464,4 563,1 563,1
Себестоимость, 1 ц. грн. 23,6 23,6 23,6 23,6 23,6 23,6 23,6 23,6
Зерно на пряности (20%) тн. 229,6 229,6 295,2 295,2 360,8 393,6 477,2 477,2
Производство масла (выход 1,6%) кг. 14694 14694 18893 18893 23091 25190 30544 30544
Производство шрота (выход 86%) тн. 789,8 789,8 1015,5 1015,5 1241,2 1354,0 1641,7 1641,7
Себестоимость зерна тыс. грн. 54,2 54,2 69,7 69,7 85,1 92,9 112,6 112,6
Себестоимость масла тыс. грн. 217,7 217,7 279,8 279,8 342,0 373,1 452,4 452,4
  тыс. грн. 271,9 271,9 349,5 349,5 427,1 466,0 565,0 565,0
Реализация шрота тыс. грн. 158,0 158,0 203,1 203,1 248,2 270,8 328,3 328,3
Всего реализация тыс. грн. 1109,4 1109,4 1426,4 1426,4 1743,4 1901,8 2306,1 2306,1
Прибыль тыс. грн. 837,5 837,5 1076,9 1076,9 1316,3 1435,8 1741,1 1741,1
Прибыль на 1 га. грн. 1196,4 1196,4 1196,6 1196,6 1196,9 1196,5 1196,6 1196,6
Рентабельность % 308 308 308 308 308 308 308 308

 




Приложение 3.

 

Объемы работ и затрат для освоения новых посевов и переработки кориандра
в Запорожской области

 

Показатели Единицы

Годы

  измерения 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Общая площадь га 550 550 700 700 850 900 1000 1100
Урожайность ц/га 16,1 16,1 16,1 16,1 16,1 16,1 16,1 16,1
Валовой сбор тн. 885,5 885,5 1127,0 1127,0 1368,5 1449,0 1610,0 1771,0
Себестоимость, всего тыс. грн. 209,0 209,0 266,0 266,0 323,0 342,0 380,0 418,0
Себестоимость, 1 ц. грн. 23,6 23,6 23,6 23,6 23,6 23,6 23,6 23,6
Зерно на пряности (20%) тн. 177,1 177,1 225,4 225,4 273,7 289,8 322,0 354,2
Производство масла (выход 1,6%) кг. 11334 11334 14426 14426 17517 18547 20608 22669
Производство шрота (выход 86%) тн. 609,2 609,2 775,4 775,4 941,5 996,9 1107,7 1218,4
Себестоимость зерна тыс. грн. 41,8 41,8 53,2 53,2 64,6 68,4 76,0 83,6
Себестоимость масла тыс. грн. 167,2 167,2 213,8 213,8 259,5 274,7 305,3 335,8
  тыс. грн. 209,0 209,0 266,0 266,0 323,0 343,1 381,3 419,4
Реализация шрота тыс. грн. 121,8 121,8 155,1 155,1 188,3 199,4 221,5 243,7
Всего реализация тыс. грн. 855,7 855,7 1089,2 1089,2 1322,5 1401,3 1557,1 1712,8
Прибыль тыс. грн. 646,7 646,7 823,0 823,0 999,5 1058,2 1175,8 1296,6
Прибыль на 1 га. грн. 11175,8 1175,8 1175,7 1175,7 1175,9 1175,8 1175,8 1175,8
Рентабельность % 309 309 309 309 309 309 309 309

 




Приложение 4.

 

Объемы работ и затрат для освоения новых посевов и переработки кориандра

 в Луганской области

 

Показатели Единицы

Годы

  измерения 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Общая площадь га 900 900 1100 1100 1200 1300 1400 1600
Урожайность ц/га 16,8 16,8 16,8 16,8 16,8 16,8 16,8 16,8
Валовой сбор тн. 1512,0 1512,0 1848,0 1848,0 2016,0 2184,0 2352,0 2688,0
Себестоимость, всего тыс. грн. 356,8 356,8 436,1 436,1 475,8 515,4 555,1 634,4
Себестоимость, 1 ц. грн. 23,6 23,6 23,6 23,6 23,6 23,6 23,6 23,6
Зерно на пряности (20%) тн. 302,4 302,4 369,6 369,6 403,2 436,8 470,4 537,6
Производство масла (выход 1,6%) кг. 19354 19354 23654 23654 25805 27955 30106 34406
Производство шрота (выход 86%) тн. 1040,3 1040,3 1271,4 1271,4 1387,0 1502,6 1618,2 1849,3
Себестоимость зерна тыс. грн. 71,4 71,4 87,2 87,2 95,2 103,1 111,0 126,9
Себестоимость масла тыс. грн. 285,5 285,5 348,9 348,9 380,6 412,3 444,1 507,5
  тыс. грн. 356,9 356,9 436,1 436,1 475,8 515,4 555,1 634,4
Реализация шрота тыс. грн. 208,1 208,1 254,3 254,3 277,4 300,5 323,6 369,9
Всего реализация тыс. грн. 1461,2 1461,2 1785,9 1785,9 1948,3 2110,6 2273,0 2597,7
Прибыль тыс. грн. 1104,3 1104,3 1349,8 1349,8 1472,5 1595,2 1717,9 1963,3
Прибыль на 1 га. грн. 1227,0 1227,0 1227,0 1227,0 1227,1 1227,1 1227,1 1227,1
Рентабельность % 309 309 309 309 309 309 309 309

Приложение 5.

 

Объемы работ и затрат для освоения новых посевов и переработки фенхеля (зерно)

 

Показатели Единицы

Годы

  измерения 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Общая площадь га 400 600 900 900 1100 1400 1500 1500
Урожайность ц/га 20 20 20 20 20 20 20 20
Валовой сбор тн. 800 1200 1800 1800 2200 2800 3000 3000
Себестоимость, всего тыс. грн. 110,8 166,8 250,2 250,2 305,8 389,2 417,0 417,0
Себестоимость, 1 ц. грн. 13,9 13,9 13,9 13,9 13,9 13,9 13,9 13,9
Производство масла    (43 кг за 1 тн. зерна) кг. 34400 51600 77400 77400 94600 120400 129000 129000
Себестоимость масла общая тыс. грн. 112,9 169,9 254,8 254,8 311,5 424,7 424,7 424,7
Себестоимость 1 кг масла грн. 3,3 3,3 3,3 3,3 3,3 3,3 3,3 3,3
Реализовано масла, всего (15,8 за 1 кг) тыс. грн. 928,8 1393,2 2089,8 2089,8 2554,2 3483,0 3483,0 3483,0
Затраты на 1 га. грн. 282 283 283 283 283 283 283 283
Прибыль, всего тыс. грн. 318,0 1226,4 1839,6 1839,6 224,8 3066,0 3066,0 3066,0
Прибыль на 1 га. грн. 2045 2044 2044 2044 2044 2044 2044 2044
Рентабельность % 735 735 735 735 735 735 735 735

 

 


Приложение 6.

 

Объем работ и затрат для освоения новых посевов и переработке укропа.

 

Показатели Единицы

Годы

  измерения 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Общая площадь га 200 200 200 200 200 200 200 200
Урожайность ц/га 50 50 50 50 50 50 50 50
Валовой сбор тн. 1000 1000 1000 1000 1000 1000 1000 1000
Себестоимость, всего тыс. грн. 23,6 23,6 23,6 23,6 23,6 23,6 23,6 23,6
Себестоимость, 1 ц. грн. 23,6 23,6 23,6 23,6 23,6 23,6 23,6 23,6
Затраты на производство (60 грн/тн.) 600 600 600 600 600 600 600 600 600
Производство масла    (50 кг с 1 га) кг. 10000 10000 10000 10000 10000 10000 10000 10000
Себестоимость масла общая тыс. грн. 24,4 24,4 24,4 24,4 24,4 24,4 24,4 24,4
Себестоимость 1 кг масла грн. 2,4 2,4 2,4 2,4 2,4 2,4 2,4 2,4
Реализовано масла, всего (20 долл. за 1 кг) тыс. грн. 360 360 360 360 360 360 360 360
Затраты на 1 га. грн. 121 121 121 121 121 121 121 121
Прибыль, всего тыс. грн. 335,8 335,8 335,8 335,8 335,8 335,8 335,8 335,8
Прибыль на 1 га. грн. 1679 1679 1679 1679 1679 1679 1679 1679
Рентабельность % 1388 1388 1388 1388 1388 1388 1388 1388

 

 

[AK1]




Дата: 2019-07-24, просмотров: 160.