Оценка величины нагрузки и основные подходы к рассмотрению этой проблемы. Структура и компоненты физической нагрузки.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анализ специальной литературы позво­лил выявить отсутствие единой трактовки при раскрытии содержательной стороны нагруз­ки. Так А. И. Кузнецов (1967) под нагрузкой предлагает понимать отноше­ние объема проделанной работы к трениро­вочному времени. Пауль Кунат (1972), давая определение нагрузки, пишет, что это физиче­ское и нервное напряжение, связанное с вы­полнением двигательных действий определен­ной мощности, частоты, длительности и плот­ности (интенсивности). И. Ю. Бондарчук (1988) считает, что под нагрузкой следует понимать, прежде всего, количественную меру воздействия физических упражнений. Причем, "нагрузка сопряжена и с расходованием ра­бочих потенциалов организма (энергетическо­го, психологического) и с утомлением".

Что касается оценки величины нагрузки, то и здесь нет единства в понимании этого вопроса. Многие авторы склонны оценивать величину нагрузки, основываясь на изменени­ях различных физиологических показателей: частота сердечных сокращений, потребление кислорода, уровень энерготрат, показатели утомления, качество выполнения физических упражнений и многие другие показатели (Г. И. Кукушкин, 1953; Н. П. Ерменко, 1956; В. 3. Нагорный, 1969; В. П. Филин, 1964; М. Я. Горкин, 1966; Н. Д. Синани, 1967; Ю. К. Лукашук, 1967; А. Д. Бутков, 1967; А. В. Ро­дионов, И. Б. Викторов и др., 1975; Карл Хаинц Хеддерготт, 1976; А. Г. Баталов в соавт., 1993 и мн. др.), но никто из них не пытается выделить основные компоненты фи­зической нагрузки и тем более охарактеризо­вать их.

Этот вопрос является исключительно важным, так как лишь зная основные компоненты или составляющие фи­зической нагрузки, можно определить ее ха­рактер и величину.

Исследуя содержание физической нагруз­ки, нами было выявлено, что основными ком­понентами, определяющими ее, являются: дви­гательное действие, отдых и способ их взаи­мосочетания. Именно эти компоненты (и никакие другие) в полной мере раскрыва­ют содержательную сторону физической на­грузки спортсмена.

При выполнении любого физического уп­ражнения всегда налицо определенный двига­тельный акт (или сложное двигательное дей­ствие), который и будет обуславливать харак­тер и определенную величину физического воз­действия. Следовательно, физическое воздей­ствие есть результат двигательных актов (дви­гательных действий), который связан с актив­ным выполнением любого физического упраж­нения в заданном режиме и с определенной величиной усилий.

Давая краткую характеристику двига­тельным действиям, нужно помнить, что в тео­рии спортивной подготовки в любом виде спорта принято двигательные действия, а сле­довательно и физические воздействия, под­разделять на специфические, неспецифические и смешанные. Специфические двигательные действия — это такие действия, которые свя­заны с активным выполнением каких-либо специально-подготовительных и специальных физических упражнений, являющихся для дан­ного спортсмена средством специальной фи­зической подготовки. При выполнении специ­фических двигательных действий организм спортсмена всегда испытывает специфическое физическое воздействие.

Неспецифические двигательные дейст­вия — это такие действия, которые связаны с активным выполнением какого-либо обще­подготовительного упражнения, являющегося для данного спортсмена средством общей фи­зической подготовки. А потому при выполне­нии неспецифических двигательных действий спортсмен испытывает неспецифическое физи­ческое воздействие.

Помимо этого, в спортивной практике спортсмен выполняет двигательные действия, в основе которых лежат как специфические, так и неспецифические физические упражне­ния, т. е. смешанные двигательные действия. В результате выполнения этих смешанных действий спортсмен испытывает комбиниро­ванное физическое воздействие. Основываясь на вышеизложенном, все двигательные дейст­вия, а следовательно и физические воздейст­вия, можно разделить на специфические, не­специфические и смешанные. Такое подразде­ление двигательных действий обусловлено тем. что для спортсмена совсем не безразлич­но, какое двигательное действие он будет вы­полнять, а именно — специфическое, неспецифическое или смешанное, потому как, выпол­няя различные двигательные действия, спорт­смен всегда будет испытывать и различные физические воздействия, которые и будут час­тично обуславливать характер и величину фи­зической" нагрузки. Здесь говорится "частично", потому что двигательные действия являются лишь одним из трех компонентов структуры физической нагрузки, а для определения ха­рактера и величины физической нагрузки не­обходимо учитывать все ее составляющие.

Поскольку в практике спортивной дея­тельности, наряду с понятием "физическая на­грузка", широко распространены такие поня­тия, как "физическая работа" и "физическое воздействие", то уточним содержание, а для этого разведем их. Обратимся прежде всего к более широким понятиям работы и нагруз­ки в их связи с человеческой деятельностью и с природой самого человека. В настоящей работе используется два понятия: деятель­ность и жизнедеятельность. В данном контек­сте они не тождественны и каждое из них не­сет свое конкретное содержание, отражающее реальный феномен. Деятельность человека является социаль­ной формой движения материи. Деятельность заключается в сознательном, целенаправлен­ном предметном преобразовании обществен­ным человеком окружающей его действитель­ности: природы, общества и самого человека. Тем самым, в деятельности проявляется со­циальная сущность человека, вытекающая из социальной стороны его биосоциальной приро­ды (Г. П. Неминущий, 1995).

Жизнедеятельность является проявлением по отношению к человеку биологической фор­мы движения материи. Жизнедеятельность за­ключается в инициативно-сознательном обме­не веществ между организмом и природой. Тем самым, в жизнедеятельности проявляется биологическая сторона биосоциальной приро­ды человека. Эти две стороны природы чело­века составляют диалектическое единство. Социальное и биологическое тесно переплетено и взаимосвязано в человеке и выступает как противоречивое единство.

Отсюда, действие, в зависимости от того, относится ли оно к какому-либо виду целена­правленной преобразующей деятельности или же к жизнедеятельности человека, носит со­циальный или биологический характер. Не­зависимо от того, принадлежит ли действие к деятельности человека или его жизнедеятель­ности, его конкретное содержание выражается в работе. Само понятие "работа" первоначаль­но возникло в трудовой деятельности как ха­рактеристика действия по достижению цели. Впоследствии понятие "работа" стало (снача­ла с некоторой осторожностью, с оговорками, а затем все чаще и чаще) употребляться для характеристики целенаправленного действия в технико-конструкторской и научно-теорети­ческой деятельности, а также двигательной и художественно-эстетической деятельности.

Для жизнедеятельности человека также правомерно употребление понятия "работа" для характеристики действия (степени функ­ционирования) органов и систем организма.

Следовательно, работа — есть конкретное выражение содержания действия в человече­ской деятельности или жизнедеятельности его организма. Поэтому работу нужно рассматри­вать всегда по отношению и к социальной и к биологической сторонам природы человека.

 

Система оценивания.

Анализ структуры двигательных действий спортсмена на уровне большого спорта позволяет нам установить, что основными характе­ристиками, в которых выражается то или иное двигательное действие, являются пространст­венные, временные и динамические. Прост­ранственные — это такие характеристики, ко­торые отражают линейные размерности дан­ных двигательных действий в пространстве и выражаются в см, м, км и т. д. Временные характеристики — это такие характеристики, которые выявляют длительность двигательных действий во времени. Временные характерис­тики выражаются в мс, с, мин, часах и т. д. Кроме того, что двигательные действия совер­шаются в пространстве и во времени, они всегда связаны с конкретными мускульными усилиями спортсмена. Отсюда вытекает так называемая "динамическая" их характеристи­ка, которая выражается в кг, тоннах и т. д. поднятого им перемещенного веса.

Хотя зачастую в практике спорта мы вы­ражаем двигательные действия либо в прост­ранственных, либо во временных, либо в ди­намических характеристиках, на самом деле все эти характеристики взаимно переплетены и всегда проявляются в совокупности.

В своей практической деятельности мы выражаем двигательные действия той харак­теристикой, в которой ее легче всего выра­зить. Такое положение не может считаться правильным. Для того, чтобы иметь полное представление о двигательном действии или физическом воздействии, мы должны плани­руемое двигательное действие выражать, а проделанное — фиксировать одновременно во всех ее характеристиках, что, по-видимому, должно быть осуществлено уже в ближайшем будущем.

В свою очередь, и пространственные, я временные, и динамические характеристики всегда проявляются в количественных и каче­ственных параметрах. Количественными пара­метрами двигательного действия являются та­кие параметры, как объем и интенсивность, которые наиболее полно изучены и достаточ­но широко применяются для определения ве­личины двигательного действия, а следова­тельно — и конкретного вида и разновидности физической нагрузки спортсмена.

Что касается качественного параметра двигательного действия, то наши знания о нем являются недостаточными.

Количественные параметры двигательного действия полностью объективированы и тем самым исключают личностный (субъектив­ный) момент как фактор характеристики. Что касается качественной характеристики двига­тельного действия спортсмена, то она содер­жит в себе личностный, субъективный момент в качестве определяющего фактора характе­ристики. Это вытекает из того обстоятельства, что любая качественная характеристика отли­чается от количественной своей неформализу­емостью: она всегда отвечает на вопрос "как" — в смысле эффективности индивиду­ального выполнения двигательного действия.

До настоящего времени наиболее распро­страненными в практике спортивной деятель­ности являются количественные оценки. Однако на достигнутом уровне спортивных ре­зультатов количественные оценки двигатель­ных действий теряют свою эффективность. На первый план теперь уже выступают попытки качественно оценить двигательные действия, а через "их и физические воздействия — фи­зическую нагрузку спортсмена в целом и, в первую очередь, высококвалифицированного. Поэтому, на наш взгляд, сейчас своевременно: обратиться к исследованию качественных па­раметров тех или иных двигательных дейст­вий.

Причем существенным методологическим моментом подобного исследования являются: а) обнаружения и уточнения компонентов качественной оценки того или иною двигатель­ного действия; б) выявление взаимосвязи ка­чественных и количественных параметров всех характеристик, раскрывающих суть дви­гательных действий, при выполнении конкрет­ной физической работы.

Все характеристики двигательных дейст­вий и их параметры находятся в очень слож­ной взаимозависимости, совокупная взаимо­связь которых отражается выражением "ре­жим" двигательных действий — работы. Следовательно, данное выражение является очень емким и включает в себя как совокупную вза­имосвязь всех рассмотренных выше характе­ристик, так и их конкретные количественные и качественные проявления. До сих пор в практике большого спорта широко распрост­ранена субъективная оценка физической на­грузки — физического воздействия и двига­тельного действия, с помощью которой трене­ры (да и сами спортсмены) стремятся в ка­ких-то суммарных величинах выразить, а под­час и оценить проделанные или запланирован­ные физическую нагрузку, физические воз­действия и двигательные действия. Для этого чаще всего используют такие условные оцен­ки двигательного действия (физического воз­действия), как малое, среднее, большое, зна­чительное и т. п.

По-видимому, можно согласиться с этим широко распространенным мнением о целесо­образности использования для практических нужд определенных условных оценок двига­тельных действий (физических воздействий — физической нагрузки) спортсмена, но обяза­тельным требованием при этом должна быть их конкретизация и систематизация. Возмож­но ли это? В рамках одного вида спорта, а следовательно, одного вида или разновиднос­ти двигательных действий спортсмена — да. Причем специалистам необходимо добиваться такого положения, чтобы под той или иной субъективной оценкой величины двигательно­го действия мы понимали бы, хотя и прибли­зительно, но все-таки какую-то конкретную величину двигательного действия. Что касает­ся различных видов спорта, то такая система условных, субъективных оценок невозможна, так как невозможно сравнивать между собой совершенно различные виды и разновидности двигательных действий, а следовательно и фи­зических воздействий — физической нагрузки.

Наиболее целесообразно для практических целей использовать пятибалльную условную градацию (систему оце­нок) величины двигательных действий, сохра­нив такую последовательность: малое, сред­нее, значительное, большое, максимальное. Эта условная система оценок будет справедлива как при оценке объема и интен­сивности двигательных действий, так и при оценке ее суммарной величины, где объем и интенсивность их будут находиться в опреде­ленных сочетаниях.

Данная условная градация выражена в процентах от возможностей — способностей спортсмена к выполнению какого-либо кон­кретного двигательного действия на данный момент времени. Максимальными могут быть и возможности, и способности спортсмена, но они всегда являются так называемой "инди­видуально-переменной" величиной, так как всегда соответствуют как возможностям, так и способностям данного индивида, а вместе с тем подвержены постоянным изменениям как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. А так как возможности — спо­собности спортсмена подвержены значитель­ным колебаниям, то одна и та же для данно­го спортсмена величина двигательного дейст­вия по всем своим качественно-количествен­ным параметрам на определенный момент времени может быть большой и даже макси­мальной, а через какой-то промежуток вре­мени — средней и даже малой, и наоборот.

Следовательно, введение в практическую деятельность тренера приведенной выше ус­ловной системы оценок дает возможность, хо­тя и со значительной долей натяжки, оцени­вать величину (качество и количество) двига­тельных действий различных спортсменов в рамках одного, избранного вида спорта.

 



Дата: 2019-07-24, просмотров: 166.