Анализ специальной литературы позволил выявить отсутствие единой трактовки при раскрытии содержательной стороны нагрузки. Так А. И. Кузнецов (1967) под нагрузкой предлагает понимать отношение объема проделанной работы к тренировочному времени. Пауль Кунат (1972), давая определение нагрузки, пишет, что это физическое и нервное напряжение, связанное с выполнением двигательных действий определенной мощности, частоты, длительности и плотности (интенсивности). И. Ю. Бондарчук (1988) считает, что под нагрузкой следует понимать, прежде всего, количественную меру воздействия физических упражнений. Причем, "нагрузка сопряжена и с расходованием рабочих потенциалов организма (энергетического, психологического) и с утомлением".
Что касается оценки величины нагрузки, то и здесь нет единства в понимании этого вопроса. Многие авторы склонны оценивать величину нагрузки, основываясь на изменениях различных физиологических показателей: частота сердечных сокращений, потребление кислорода, уровень энерготрат, показатели утомления, качество выполнения физических упражнений и многие другие показатели (Г. И. Кукушкин, 1953; Н. П. Ерменко, 1956; В. 3. Нагорный, 1969; В. П. Филин, 1964; М. Я. Горкин, 1966; Н. Д. Синани, 1967; Ю. К. Лукашук, 1967; А. Д. Бутков, 1967; А. В. Родионов, И. Б. Викторов и др., 1975; Карл Хаинц Хеддерготт, 1976; А. Г. Баталов в соавт., 1993 и мн. др.), но никто из них не пытается выделить основные компоненты физической нагрузки и тем более охарактеризовать их.
Этот вопрос является исключительно важным, так как лишь зная основные компоненты или составляющие физической нагрузки, можно определить ее характер и величину.
Исследуя содержание физической нагрузки, нами было выявлено, что основными компонентами, определяющими ее, являются: двигательное действие, отдых и способ их взаимосочетания. Именно эти компоненты (и никакие другие) в полной мере раскрывают содержательную сторону физической нагрузки спортсмена.
При выполнении любого физического упражнения всегда налицо определенный двигательный акт (или сложное двигательное действие), который и будет обуславливать характер и определенную величину физического воздействия. Следовательно, физическое воздействие есть результат двигательных актов (двигательных действий), который связан с активным выполнением любого физического упражнения в заданном режиме и с определенной величиной усилий.
Давая краткую характеристику двигательным действиям, нужно помнить, что в теории спортивной подготовки в любом виде спорта принято двигательные действия, а следовательно и физические воздействия, подразделять на специфические, неспецифические и смешанные. Специфические двигательные действия — это такие действия, которые связаны с активным выполнением каких-либо специально-подготовительных и специальных физических упражнений, являющихся для данного спортсмена средством специальной физической подготовки. При выполнении специфических двигательных действий организм спортсмена всегда испытывает специфическое физическое воздействие.
Неспецифические двигательные действия — это такие действия, которые связаны с активным выполнением какого-либо общеподготовительного упражнения, являющегося для данного спортсмена средством общей физической подготовки. А потому при выполнении неспецифических двигательных действий спортсмен испытывает неспецифическое физическое воздействие.
Помимо этого, в спортивной практике спортсмен выполняет двигательные действия, в основе которых лежат как специфические, так и неспецифические физические упражнения, т. е. смешанные двигательные действия. В результате выполнения этих смешанных действий спортсмен испытывает комбинированное физическое воздействие. Основываясь на вышеизложенном, все двигательные действия, а следовательно и физические воздействия, можно разделить на специфические, неспецифические и смешанные. Такое подразделение двигательных действий обусловлено тем. что для спортсмена совсем не безразлично, какое двигательное действие он будет выполнять, а именно — специфическое, неспецифическое или смешанное, потому как, выполняя различные двигательные действия, спортсмен всегда будет испытывать и различные физические воздействия, которые и будут частично обуславливать характер и величину физической" нагрузки. Здесь говорится "частично", потому что двигательные действия являются лишь одним из трех компонентов структуры физической нагрузки, а для определения характера и величины физической нагрузки необходимо учитывать все ее составляющие.
Поскольку в практике спортивной деятельности, наряду с понятием "физическая нагрузка", широко распространены такие понятия, как "физическая работа" и "физическое воздействие", то уточним содержание, а для этого разведем их. Обратимся прежде всего к более широким понятиям работы и нагрузки в их связи с человеческой деятельностью и с природой самого человека. В настоящей работе используется два понятия: деятельность и жизнедеятельность. В данном контексте они не тождественны и каждое из них несет свое конкретное содержание, отражающее реальный феномен. Деятельность человека является социальной формой движения материи. Деятельность заключается в сознательном, целенаправленном предметном преобразовании общественным человеком окружающей его действительности: природы, общества и самого человека. Тем самым, в деятельности проявляется социальная сущность человека, вытекающая из социальной стороны его биосоциальной природы (Г. П. Неминущий, 1995).
Жизнедеятельность является проявлением по отношению к человеку биологической формы движения материи. Жизнедеятельность заключается в инициативно-сознательном обмене веществ между организмом и природой. Тем самым, в жизнедеятельности проявляется биологическая сторона биосоциальной природы человека. Эти две стороны природы человека составляют диалектическое единство. Социальное и биологическое тесно переплетено и взаимосвязано в человеке и выступает как противоречивое единство.
Отсюда, действие, в зависимости от того, относится ли оно к какому-либо виду целенаправленной преобразующей деятельности или же к жизнедеятельности человека, носит социальный или биологический характер. Независимо от того, принадлежит ли действие к деятельности человека или его жизнедеятельности, его конкретное содержание выражается в работе. Само понятие "работа" первоначально возникло в трудовой деятельности как характеристика действия по достижению цели. Впоследствии понятие "работа" стало (сначала с некоторой осторожностью, с оговорками, а затем все чаще и чаще) употребляться для характеристики целенаправленного действия в технико-конструкторской и научно-теоретической деятельности, а также двигательной и художественно-эстетической деятельности.
Для жизнедеятельности человека также правомерно употребление понятия "работа" для характеристики действия (степени функционирования) органов и систем организма.
Следовательно, работа — есть конкретное выражение содержания действия в человеческой деятельности или жизнедеятельности его организма. Поэтому работу нужно рассматривать всегда по отношению и к социальной и к биологической сторонам природы человека.
Система оценивания.
Анализ структуры двигательных действий спортсмена на уровне большого спорта позволяет нам установить, что основными характеристиками, в которых выражается то или иное двигательное действие, являются пространственные, временные и динамические. Пространственные — это такие характеристики, которые отражают линейные размерности данных двигательных действий в пространстве и выражаются в см, м, км и т. д. Временные характеристики — это такие характеристики, которые выявляют длительность двигательных действий во времени. Временные характеристики выражаются в мс, с, мин, часах и т. д. Кроме того, что двигательные действия совершаются в пространстве и во времени, они всегда связаны с конкретными мускульными усилиями спортсмена. Отсюда вытекает так называемая "динамическая" их характеристика, которая выражается в кг, тоннах и т. д. поднятого им перемещенного веса.
Хотя зачастую в практике спорта мы выражаем двигательные действия либо в пространственных, либо во временных, либо в динамических характеристиках, на самом деле все эти характеристики взаимно переплетены и всегда проявляются в совокупности.
В своей практической деятельности мы выражаем двигательные действия той характеристикой, в которой ее легче всего выразить. Такое положение не может считаться правильным. Для того, чтобы иметь полное представление о двигательном действии или физическом воздействии, мы должны планируемое двигательное действие выражать, а проделанное — фиксировать одновременно во всех ее характеристиках, что, по-видимому, должно быть осуществлено уже в ближайшем будущем.
В свою очередь, и пространственные, я временные, и динамические характеристики всегда проявляются в количественных и качественных параметрах. Количественными параметрами двигательного действия являются такие параметры, как объем и интенсивность, которые наиболее полно изучены и достаточно широко применяются для определения величины двигательного действия, а следовательно — и конкретного вида и разновидности физической нагрузки спортсмена.
Что касается качественного параметра двигательного действия, то наши знания о нем являются недостаточными.
Количественные параметры двигательного действия полностью объективированы и тем самым исключают личностный (субъективный) момент как фактор характеристики. Что касается качественной характеристики двигательного действия спортсмена, то она содержит в себе личностный, субъективный момент в качестве определяющего фактора характеристики. Это вытекает из того обстоятельства, что любая качественная характеристика отличается от количественной своей неформализуемостью: она всегда отвечает на вопрос "как" — в смысле эффективности индивидуального выполнения двигательного действия.
До настоящего времени наиболее распространенными в практике спортивной деятельности являются количественные оценки. Однако на достигнутом уровне спортивных результатов количественные оценки двигательных действий теряют свою эффективность. На первый план теперь уже выступают попытки качественно оценить двигательные действия, а через "их и физические воздействия — физическую нагрузку спортсмена в целом и, в первую очередь, высококвалифицированного. Поэтому, на наш взгляд, сейчас своевременно: обратиться к исследованию качественных параметров тех или иных двигательных действий.
Причем существенным методологическим моментом подобного исследования являются: а) обнаружения и уточнения компонентов качественной оценки того или иною двигательного действия; б) выявление взаимосвязи качественных и количественных параметров всех характеристик, раскрывающих суть двигательных действий, при выполнении конкретной физической работы.
Все характеристики двигательных действий и их параметры находятся в очень сложной взаимозависимости, совокупная взаимосвязь которых отражается выражением "режим" двигательных действий — работы. Следовательно, данное выражение является очень емким и включает в себя как совокупную взаимосвязь всех рассмотренных выше характеристик, так и их конкретные количественные и качественные проявления. До сих пор в практике большого спорта широко распространена субъективная оценка физической нагрузки — физического воздействия и двигательного действия, с помощью которой тренеры (да и сами спортсмены) стремятся в каких-то суммарных величинах выразить, а подчас и оценить проделанные или запланированные физическую нагрузку, физические воздействия и двигательные действия. Для этого чаще всего используют такие условные оценки двигательного действия (физического воздействия), как малое, среднее, большое, значительное и т. п.
По-видимому, можно согласиться с этим широко распространенным мнением о целесообразности использования для практических нужд определенных условных оценок двигательных действий (физических воздействий — физической нагрузки) спортсмена, но обязательным требованием при этом должна быть их конкретизация и систематизация. Возможно ли это? В рамках одного вида спорта, а следовательно, одного вида или разновидности двигательных действий спортсмена — да. Причем специалистам необходимо добиваться такого положения, чтобы под той или иной субъективной оценкой величины двигательного действия мы понимали бы, хотя и приблизительно, но все-таки какую-то конкретную величину двигательного действия. Что касается различных видов спорта, то такая система условных, субъективных оценок невозможна, так как невозможно сравнивать между собой совершенно различные виды и разновидности двигательных действий, а следовательно и физических воздействий — физической нагрузки.
Наиболее целесообразно для практических целей использовать пятибалльную условную градацию (систему оценок) величины двигательных действий, сохранив такую последовательность: малое, среднее, значительное, большое, максимальное. Эта условная система оценок будет справедлива как при оценке объема и интенсивности двигательных действий, так и при оценке ее суммарной величины, где объем и интенсивность их будут находиться в определенных сочетаниях.
Данная условная градация выражена в процентах от возможностей — способностей спортсмена к выполнению какого-либо конкретного двигательного действия на данный момент времени. Максимальными могут быть и возможности, и способности спортсмена, но они всегда являются так называемой "индивидуально-переменной" величиной, так как всегда соответствуют как возможностям, так и способностям данного индивида, а вместе с тем подвержены постоянным изменениям как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. А так как возможности — способности спортсмена подвержены значительным колебаниям, то одна и та же для данного спортсмена величина двигательного действия по всем своим качественно-количественным параметрам на определенный момент времени может быть большой и даже максимальной, а через какой-то промежуток времени — средней и даже малой, и наоборот.
Следовательно, введение в практическую деятельность тренера приведенной выше условной системы оценок дает возможность, хотя и со значительной долей натяжки, оценивать величину (качество и количество) двигательных действий различных спортсменов в рамках одного, избранного вида спорта.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 189.