Проблема нагрузки — это сложная проблема потому, что при исследовании ее мы изучаем непосредственно самого человека, т. е. те интимнейшие процессы, которые протекают в организме при выполнении различных нагрузок.
Методология исследования чтобы рассматривать проблему нагрузки как диалектическое единство двух ее составляющих или, как чаще принято говорить, единство внешней и внутренней сторон ее.
Единство это противоречивое. Для удобства теоретического анализа можно изолированно исследовать физическую нагрузку и нагрузку функциональную. В этом случае можно проанализировать ее составляющие, их взаимосвязь и прочие моменты. Собственно, это то, что было проделано в.данной работе. Во всех же остальных случаях исследовать одну сторону спортивной нагрузки без другой практически нецелесообразно. Особенно это касается функциональной нагрузки (внутренней стороны). Дело в том, что между внешней и внутренней сторонами спортивной нагрузки существует жесткая причинно-следственная связь. Внешняя сторона — физическая нагрузка — выступает всегда как причина по отношению к нагрузке функциональной. Поэтому изучать следствие, не исследуя саму причину мягко говоря, — неверно, не говоря уже о том, что такое исследование совершенно лишено здравого смысла, так как не приводит к практически значимым выводам.
Так, например, при определенных физиологических, биохимических и прочих исследованиях спортсменов были выявлены достоверные сдвиги в тех или иных системах организма, обнаружилось определенное, даже довольно интересное взаимосочетание (или взаимосодействие) процессов расходования и восстановления "рабочих потенциалов", однако ценность данных исследований ничтожно мала, так как отсутствует достоверная информация о той физической нагрузке, которая была выполнена спортсменом и вследствие чего были получены определенные сдвиги в организме.
Что касается самой причины или внешней стороны спортивной нагрузки (а именно нагрузки физической), то если ее исследовать как изолированное явление, в этом случае мы сможем получить определенную информацию о величине физической нагрузки и даже о том, к какому результату это привело. Однако, какие изменения происходили в органах и системах при ее выполнении, остается неизвестным, то есть не ясно, как и за счет чего организм спортсмена справился с физической нагрузкой.
Таким образом, на вопрос, можно ли исследовать каждую из сторон спортивной нагрузки в отдельности, можно ответить только отрицательно. А именно: ни физическую нагрузку спортсмена невозможно изучать в отдельности от тех сдвигов, которые происходят под ее влиянием в организме, ни тем более функциональную нагрузку. Изучение эффективности планируемой физической нагрузки невозможно без исследования тех сдвигов, которые под ее влиянием должны происходить в организме спорт смена. Собственно, планируя физическую нагрузку, мы по сути своей планируем определенный вид сдвигов в организме и, следовательно, определенные адаптационные реакции организма и, уже как результат этого, — определенные, всецело обусловленные данными физическими воздействиями (физической нагрузкой) положительные изменения в органах и системах организма, в уровне (энергетическом, функциональном и проч.) его функционирования.
Как позитив, при использовании данной методологии исследования спортивной нагрузки в каждом конкретном виде спорта, на уровне спорта высших достижений, может (и должна) явиться объективная необходимость создания определенной системы физических воздействий на организм спортсмена и адекватных ей сдвигов в организме спортсмена, при равных исходных данных.
Какой бы компонент нагрузки не исследовали, необходимо всегда помнить о взаимосвязи этих, компонентов как в структуре самой физической или функциональной нагрузки, так и в их взаимодействии между собой.
Все многочисленные научные исследования без рассмотрения изучаемых компонентов в их взаимосвязи и взаимозависимости в этой сложной системе будут бессмысленны и отодвинут решение данной проблемы еще на многие годы.
Может быть поэтому, несмотря на то, что данная проблема изучается более чем полвека, она до настоящего времени не решена. Сложность решения этой проблемы связана и с тем, что мы изучаем самое сложное творение природы — человека. Причем, в данном случае — человека в спорте высших достижений, то есть находящегося в течение многих лет под постоянным целенаправленным воздействием определенных избирательновоздействующих и значительных по величине физических нагрузок.
А поэтому, изучая спортивную нагрузку, нужно всегда помнить о двойственности ее структуры т. е. физической и функциональной нагрузках. Двойственный характер спортивной нагрузки не случаен, эта двойственность — двойственность самого человека, где социальное проявление человека всегда тесно связано с биологической его природой.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 187.