Г.Спенсера и опиравшегося на них биографического направления в социологии. Влияние Спенсера было неоднозначным; многие концепции Дюркгейма разрабатывались как раз в полемике с концепциями Спенсера.
"Положительное" влияние идей Спенсера также сказалось в исследованиях Дюркгейма. Это относится, в частности, и к структурно-функциональной стороне социологии Дюркгейма, и к эволюционной стороне, поскольку вслед за Спенсером Дюркгейм рассматривал сложные типы обществ как комбинации простых.
Дюркгейм был знаком и с работами Маркса, но отрицал его влияние на свои исследования, что, по-видимому, соответствовало истине. Так же, как и многие марксисты, он интерпретировал Маркса в духе экономического редукционизма, сводящего всю жизнедеятельность социальных систем к экономическому фактору. Он признавал плодотворной идею Маркса о том, что социальная жизнь должна объясняться не представлениями ее участников, а более глубокими причинами, коренящимися главным образом в способе, которым сгруппированы объединенные между собой индивиды. Но, согласно Дюркгейму,
Эта идея, составляющая логическое следствие эволюции социальной
мысли, никак не связана с социалистическим дувижением и "грустным
зрелищем конфликта между классами"*.
В отличие от Маркса Дюркгейм противопоставлял понятия "социализм" и "коммунизм". При коммунизме социальные функции являются общими для всех, социальная масса не состоит из дифференцированных частей; социализм же, наоборот, основан на разделении труда и стремится связать различные функции с различными органами и последние между собой".
Несмотря на то, что научное творчество Дюркгейма находилось на пересечении множества влияний и традиций социальной мысли, он не считал, что социология как наука уже сформировалась. Концепции Конта и других мыслителей прошлого столетия представлялись ему слишком общими и схематичными, содержащими лишь предпосылки собственно научной социологии. Самостоятельную науку об обществе со своим собственным предметом и специфическим методом, с его точки зрения, еще предстояло создать.
________________
* См.: Дюркгейм Э. Материалистическое понимание истории. / Работы разных лет / М., 1995. С.204.
$ 2. "СОЦИОЛОГИЗМ" - ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА СОЦИОЛОГИИ
ДЮРКГЕЙМА
Для обозначения основополагающих принципов теории Дюркгейма и его способа обоснования социологии в литературе используется термин "социологизм". Изложим главные принципы социологии Дюркгейма, вокруг которых объединилась Французская социологическая школа. Именноэти принципы зафиксированы в понятии "социологизм", которое, конечно, не охватывает всего многообразия теоретических построений Дюркгейма.
При изложении главных принципов его социологии необходимо различать в нем два аспекта: онтологический и методологический. Онтологическая сторона "социологизма", т.е. концепция социальной реальности, состоит из следующих базовых постулатов.
1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок, она столь же устойчива, основательна и "реальна", как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, развивается в соответствии с определенными законами.
2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.
Речь идет об автономии социальной реальности по отношению к индивидуальной, т.е. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. Эта идея "красной нитью" проходит через все научное творчество Дюркгейма.
На различных этапах и в различных исследованиях дихотомия индивида и общества выступает у французского социолога в форме дихотомических пар, так или иначе воплощающих разнородность этих реальностей. "Индивидуальные факты - социальные факты", "индиви-
дуальные представления - коллективные представления", "индивидуальное сознание - коллективное сознание" - таковы некоторые основы дихотомии социологии Дюркгейма.
Человек для него - это двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная. Противопоставление этих двух начал человеческой природы выступает у Дюркгейма в разнообразных формах, в частности, в следующих дихотомиях:*
1) определяемое социально и биологически заданное;
2) факторы, специфичные для отдельных обществ и выделяемые или постулирующие характеристики человеческой природы;
3) факторы, общие для данного общества или группы и характерные для одного или нескольких индивидов;
4) сознание и поведение ассоциированных индивидов, с одной стороны, и изолированных индивидов - с другой;
5) социально предписанные обязанности и стихийно формирующиеся желания и действия;
6) факторы, исходящие "извне" индивида и возникшие внутри его сознания;
7) мысли и действия, направленные на социальные объекты, и те, что являются сугубо личными и частными;
8) альтруистическое и эгоцентрическое поведение. Онтологическая сторона "социологизма" не сводится, однако, к
признанию основательности и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к ииндивиду-
________________
* См.: Лакс С. Эмиль Дюркгейм. Его жизнь и работа. - Стенорорд, 1985. С.21.
альной и ее исключительное значение в детерминации человеческого
сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным.
Таким образом, характерная онтологическая черта "социологизма" - это позиция, обозначаемая в истории социологии как "социальный реализм".
Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам.
Методологический аспект "социологизма" тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.
1. Поскольку общество - часть природы, то наука об обществе - социология - подобна наукам о природе в отношении методологии; ее
познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук.
Основной принцип его методологии выражен в знаменитой формуле: "Социальные факты нужно рассматривать как вещи".
2. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.
3. Но "социологизм" Дюркгейма выходит за рамки этого методологического принципа. Поскольку в соответствии с его "социальным реализмом" общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, постольку происходит социологизация как объясняемых, так и объ-
ясняющих фактов.
Социологический способ объяснения провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающих их в себя. Социология в результате выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др.
Таким образом, социология мыслилась Дюркгеймом не просто как самостоятельная социальная наука в ряду других, но как "система, корпус социальных наук"*. В результате социология предстает не только как наука о социальных фактах, но и как философское учение. Те глобальные проблемы природы морали, религии, познания, категорий, мышления, которые стремился разрешить в своих исследованиях Дюркгейм, нередко выходили за рамки собственно социологической проблематики, являясь философскими в самой своей постановке. Отсюда его двойственное отношение к философам. С одной стороны, Дюркгейм отмечал в качестве одного из отличительных признаков социологического метода независимость от всякой философии, с другой - он, по собственному признанию, всегда оставался философом.
Требование отделить социологию от философии у Дюркгейма было в значительной мере связано с его отрицательным отношнеием к умозрительным спекуляциям в социальной науке, которые, с его точки зрения, только дискредитируют ее. Социология должна строиться на эмпирическом и рациональном методологическом фундаменте.
________________
* См.: Гофман А.Б. Социология Эмиля Дюркгейма. / Приложение к кн.: Э.Дюркгейм. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. /
М., 1995. С.320.
Таковы основные принципы "социологизма", посредством которых Дюркгейм обосновывал необходимость и возможность социологии как самостоятельной науки.
Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, которые, как уже отмечалось, характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивида и оказывают на него принудительное воздействие*. Впоследствии он дополнил это истолкование предмета еще одним, определив социологию как науку об институтах, их возникновении и функционировании**.
Представление Дюркгейма об основных разделах и отраслях социологии в определенной мере отражает его взгляд на значение тех или иных сфер социальной жизни. В соответствии с этими делениями располагался материал в дюркгеймовском "Социологическом ежегоднике". В целом социология делилась на три основные отрасли: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.
Дюркгейм был довольно плодовитым автором, хотя и не столь плодовитым, как его не менее знаменитый современник, немецкий социолог Макс Вебер. Он опубликовал немало статей и бесчисленное множество рецензий; многие его статьи, лекции и лекционные курсы
опубликованы посмертно.
При жизни Дюркгейм издал четыре книги: "О разделении общественного труда" (1893), "Метод социологии" (1895), "Самоубийство" (1897) и "Элементарные формы религиозной жизни" (1912). Это был последний и самый значительный по объему труд Дюркгейма. Религия, считает Дюркгейм, - это символическое выражение общества, поэто-
________________
* См.: Дюркгейм Э. Метод социологии. Гл.I.
** См.: Там же, предисловие ко второму изданию.
му, поклоняясь тем или иным священным объектам, верующий в действительности поклоняется обществу - "реальному объекту всех религиозных культов. Дюркгейм подчеркивает сходство между религиозными и гражданскими церемониями, он фиксирует внимание на общих чертах сакрализации как социального процесса. Поэтому его работа явилась вкладом не только в становление социологии религии в собственном смысле, но и в изучение гражданской религии и светских культов. Подобно предыдущим работам, книга "Элементарные формы религиозной жизни" явилась выдающимся достижением социологической мысли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конечно, в такой небольшой по объему работе, как эта, невозможно сколь-нибудь подробно коснуться каждой книги Дюркгейма, можно лишь констатировать: вклад Дюркгейма в становление и развитие социологического знания общепризнан.
Можно согласиться, что концепции французского социолога во многом ошибочны: ведь у классиков в отличие от простых смертных, и заблуждения бывают выдающимися. Тем не менее, теория Дюркгейма разрабатывалась не только для Франции конца XIX - начала ХХ вв. и применима не только к ней. Ведь между обществом и эпохами, кроме различий, существуют и сходства.
Какие же из основных тем и принципов социологического наследия Дюркгейма имеют существенное значение для социальной науки и практики в нашей стране в современных условиях?
1. Общество. Даже такая, казалось бы, сверхбанальная категория, как "общество", сегодня нуждается в новом обосновании и возрождении и актуальна не менее, чем во времена Дюркгейма.
Ведь на протяжении многих лет в социальной псевдонауке от имени марксизма, основным субъектом исторического процесса провозглашалось не общество, а классы. Само же общество трактовалось в социал-дарвинистском духе как арена беспощадной классовой борьбы, так что общество как целостная система выступало как своего рода фикция.
В настоящее время в некоторых исторических, околонаучных и околохудожественных концепциях возрождается старый миф росово-антропологической школы, согласно которому главные субъекты исторического процесса - не классы, а расы и этносы. Общество
толкуется как превращенная форма "игры кровей", борьбы рас и этносов.
Таким образом очевидно, что идее общества как совокупности всех индивидов и групп, объединенных многообразными социальными, экономическими, культурными связями, общими традициями, целями и ценностями, еще предстоит занять свое место и в сознании социальных ученых, и в общественном мнении.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 175.