СОЦИОЛОГИЯ ДЮРКГЕЙМА
П Л А Н
Введение
$ 1. Жизнь Дюрнгейма и интеллектуальные истоки
Социологии.
$ 2. "Социологизм" - философская основа социологии Дюрнгейма.
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Совсем недавно, каких-нибудь десять лет назад, по интересующим нас в данной работе вопросам мы вряд ли нашли бы сколь-нибудь исчерпывающие ответы. Ведь в учебниках и пособиях по философии имя Дюркгейма - основателя французской социологической школы - лишь упоминалось вскользь наряду с другими представителями "буржуазной" социологии конца XIX - начала ЧЧ веков".
"Дюркгей Эмиль (1858-1917) - французский социолог и философ; позитивист, последователь Конта, профессор в Сорбонне. Дюркгейм утверждал, что социология должна изучать общество как особую духовную реальность, законы которой отличны от законов индивидуальной психики. Любое общество, по Дюркгейму, основано на общезначимых коллективных представлениях; ученый имеет дело с социальными фктами - коллективными представлениями (право, мораль, религия, чувства, привычки и т.д.), которые принудительно навязываются человеческому сознанию общественной средой"*. Эти строки - практически половина всей информации об Эмиле Дюркгейме, которую можно было прочесть тогда в философском словаре.
Основными работами Э.Дюркгейма являются его книги "О разделении общественного труда", "Правила социологического метода" ("Метод социологии"), "Элементарные формы религиозной жизни". Но познакомиться с ними читателю в советское время в нашей стране было не так просто.
В 1991 г. в серии "Социологическое наследие" издательства
* См.: Философский словарь (Под редакцией М.М.Розенталя). М.,
С.126.
"Наука" был опубликован однотомник Дюркгейма, в которой вошли новые переводы книг "О разделении общественного труда" и "Метод социологии"*. Тираж быстро разошелся, что неудивительно, учитывая, с одной стороны, его незначительность, с другой - большой читательский интерес к социологической классике и потребности развивающегося социологического образования. Кроме того, в 1991 г. в журнале "Социологические исследования" была опубликована известная работа Дюркгейма "Ценностные и "реальные" суждения"**.
А ведь именно в России были осуществлены первые переводы его книг, причем еще при его жизни, когда классик еще не стал классиком. (См.Метод социологии. Киев-Харьков, 1899. О разделении общественного труда. Одесса, 1900. Самоубийство. СПб., 1912). Помимо указанных, в дореволюционной России были опубликованы следующие работы Дюркгейма: Социология и социальные науки. - Метод в науках. СПб., 1911. Социология и теория познания. - Новые идеи в социологии. СПб., 1914, N 2 и др.
"Судьба незаурядных научных идей нередко такова, что, оказав глубокое и повсеместное влияние в науке, превратившись в "парадигму", они, по крайней мере внешне, теряют свою актуальность. Кажется, что они существовали всегда и не существовать не мог-
________________
* См.: Дюркгейм Э.Г. О разделении общественного труда. Метод социологии. Общ.ред.А.Б.Гофмана. М., 1991.
** См.: Дюркгейм Э.Г. Ценностные и "реальные" суждения. // Социол.исслед., 1991, N 2.
ли"4. Так произошло и с идеями Дюркгейма, находящимися у истоков
современного социологического мышления.
Трудно найти сегодня такую отрасль социологии, начиная от общей социологической теории и кончая прикладными исследованиями, в которой бы влияние исследований Дюркгейма так или иначе не ощущалось. Трудно, наконец, назвать такую страну, в которой хотя бы номинальное присутствие социологии не сочеталось с одновременным присутствием дюркгеймовских идей.
Вклад Дюркгейма в становление и развитие социологического знания общепризнан. И тем не менее идеи Дюркгейма продолжают сохранять актуальность в том смысле, что далеко не все из них и не повсюду стали достоянием не только массового сознания, но и профессионального сознания социальных ученых. Между тем, они могут оказаться очень полезными и сегодня, особенно в обществах, находящихся в переходном состоянии.
Рассмотрим подробнее социологию Дюркгейма.
________________
* См.: Гофман А.Б. Социология Эмиля Дюркгейма. / Приложение к кн.: Э.Дюркгейм. Социология. Её предмет, метод, предназначение.
М., 1995. С.336.
$ 1. ЖИЗНЬ ДЮРКГЕЙМА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ
ЕГО СОЦИОЛОГИИ
"Дюркгейм - представитель позитивизма в социологии. Он претендовал на то, что его социологическая теория, якобы чуждая "крайностям" материализма и спиритуализма, должна быть названа рационализмом, а при дальнейшем уточнении - позитивизмом. Социологические взгляды Дюркгейма враждебны материалистическому пониманию истории и во многом сближаются с идеализмом и религией"*.
Это можно было прочесть о Дюркгейме в шеститомной истории философии, изданной в 1961 году. Более внимательное и беспристрастное отношение к наследию Дюркгейма находим в источнике, изданном почти тридцать лет спустя: "Основатель французской социологической школы, группировавшейся вокруг журнала Конта, Дюркгейм испытал также влияние Монтескьё, Руссо, Канта, Спенсера, Ш.Ренувье. Обосновывая особое место социологии в ряду наук о человеке, он отстаивал специфичность ее объекта - социальной реальности, ее несводимость к биопсихической реальности индивидов. В работе "Правила социологического метода" (1895, в рус.пер. - "Метод социологии",
1899) Дюркгейм определяет предмет социологии как социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему принудительной силой"**.
С.188.
** См.: История философии. В шести томах. Под ред.Дынника М.А. и др. М., 1961.
Предрассудков всякого рода.
Другого своего великого соотечественника Шарля Монтескье сам Дюркгейм считал главным предтечей научной социологии. Именно у Монтескье он обнаружил идеи, обосновывающие саму возможность существования социальной науки, а именно идеи детерменизма и внутренней законосообразности в развитии социальных явлений, а также сочетания описания и рационального объяснения этих явлений. Жан-Жака Руссо Дюркгейм также рассматривал в качестве предшественника социологии, способствовавшего развитию представления о природе социальной реальности.
Из более поздних предшественников дюркгеймовской социологии следует указать на А.де Сен-Симона и на его ученика и последователя Огюста Конта.
Несмотря на то, что Дюркгейм в своих исследованиях критиковал ряд положений социологии Конта, он признавал за ним титул "отца" социологии и подчеркивал преемственную связь своих и контовских идей, хотя не склонен был принимать его наследие целиком. Он отвергал знаменитый закон трех стадий интеллектуальной и социальной эволюции (теологической, метафизической и позитивной), который Конт считал главным своим достижением. В противовес своему предшественнику, провозгласившему отказ от причинности в научном объяснении и замену вопроса "почему" вопросом "как", Юркгейм упорно искал причины социальных явлений. В отличие от Конта он стремился сочетать теоретический анализ с эмпирическим.
Необходимо отметить влияние Канта и кантианства на теорию Дюркгейма. Речь идет прежде всего о концепции морали и нравственного дома, пронизывающей всю теорию основателя Французской социо-
Логической школы.
Особое значение в формировании социологических взглядов Дюркгейма имели идеи французского неокантианца, "неокритициста" Ш.Ренувье, в частности его рационализм. Все научное творчество Дюркгейма говорит о том, что он не остался в стороне от влияния идей двух опостолов позитивизма конца XIX - начала ХХ в. Э.Ренана и
Э.Тэна, энергично доказывающих роль науки как ведущей социальной силы, на которую должны опираться все социальные институты, включая искусство, мораль и религию.
ДЮРКГЕЙМА
Для обозначения основополагающих принципов теории Дюркгейма и его способа обоснования социологии в литературе используется термин "социологизм". Изложим главные принципы социологии Дюркгейма, вокруг которых объединилась Французская социологическая школа. Именноэти принципы зафиксированы в понятии "социологизм", которое, конечно, не охватывает всего многообразия теоретических построений Дюркгейма.
При изложении главных принципов его социологии необходимо различать в нем два аспекта: онтологический и методологический. Онтологическая сторона "социологизма", т.е. концепция социальной реальности, состоит из следующих базовых постулатов.
1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок, она столь же устойчива, основательна и "реальна", как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, развивается в соответствии с определенными законами.
2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.
Речь идет об автономии социальной реальности по отношению к индивидуальной, т.е. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. Эта идея "красной нитью" проходит через все научное творчество Дюркгейма.
На различных этапах и в различных исследованиях дихотомия индивида и общества выступает у французского социолога в форме дихотомических пар, так или иначе воплощающих разнородность этих реальностей. "Индивидуальные факты - социальные факты", "индиви-
дуальные представления - коллективные представления", "индивидуальное сознание - коллективное сознание" - таковы некоторые основы дихотомии социологии Дюркгейма.
Человек для него - это двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная. Противопоставление этих двух начал человеческой природы выступает у Дюркгейма в разнообразных формах, в частности, в следующих дихотомиях:*
1) определяемое социально и биологически заданное;
2) факторы, специфичные для отдельных обществ и выделяемые или постулирующие характеристики человеческой природы;
3) факторы, общие для данного общества или группы и характерные для одного или нескольких индивидов;
4) сознание и поведение ассоциированных индивидов, с одной стороны, и изолированных индивидов - с другой;
5) социально предписанные обязанности и стихийно формирующиеся желания и действия;
6) факторы, исходящие "извне" индивида и возникшие внутри его сознания;
7) мысли и действия, направленные на социальные объекты, и те, что являются сугубо личными и частными;
8) альтруистическое и эгоцентрическое поведение. Онтологическая сторона "социологизма" не сводится, однако, к
признанию основательности и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к ииндивиду-
________________
* См.: Лакс С. Эмиль Дюркгейм. Его жизнь и работа. - Стенорорд, 1985. С.21.
альной и ее исключительное значение в детерминации человеческого
сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным.
Таким образом, характерная онтологическая черта "социологизма" - это позиция, обозначаемая в истории социологии как "социальный реализм".
Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам.
Методологический аспект "социологизма" тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.
1. Поскольку общество - часть природы, то наука об обществе - социология - подобна наукам о природе в отношении методологии; ее
познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук.
Основной принцип его методологии выражен в знаменитой формуле: "Социальные факты нужно рассматривать как вещи".
2. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.
3. Но "социологизм" Дюркгейма выходит за рамки этого методологического принципа. Поскольку в соответствии с его "социальным реализмом" общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, постольку происходит социологизация как объясняемых, так и объ-
ясняющих фактов.
Социологический способ объяснения провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающих их в себя. Социология в результате выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др.
Таким образом, социология мыслилась Дюркгеймом не просто как самостоятельная социальная наука в ряду других, но как "система, корпус социальных наук"*. В результате социология предстает не только как наука о социальных фактах, но и как философское учение. Те глобальные проблемы природы морали, религии, познания, категорий, мышления, которые стремился разрешить в своих исследованиях Дюркгейм, нередко выходили за рамки собственно социологической проблематики, являясь философскими в самой своей постановке. Отсюда его двойственное отношение к философам. С одной стороны, Дюркгейм отмечал в качестве одного из отличительных признаков социологического метода независимость от всякой философии, с другой - он, по собственному признанию, всегда оставался философом.
Требование отделить социологию от философии у Дюркгейма было в значительной мере связано с его отрицательным отношнеием к умозрительным спекуляциям в социальной науке, которые, с его точки зрения, только дискредитируют ее. Социология должна строиться на эмпирическом и рациональном методологическом фундаменте.
________________
* См.: Гофман А.Б. Социология Эмиля Дюркгейма. / Приложение к кн.: Э.Дюркгейм. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. /
М., 1995. С.320.
Таковы основные принципы "социологизма", посредством которых Дюркгейм обосновывал необходимость и возможность социологии как самостоятельной науки.
Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, которые, как уже отмечалось, характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивида и оказывают на него принудительное воздействие*. Впоследствии он дополнил это истолкование предмета еще одним, определив социологию как науку об институтах, их возникновении и функционировании**.
Представление Дюркгейма об основных разделах и отраслях социологии в определенной мере отражает его взгляд на значение тех или иных сфер социальной жизни. В соответствии с этими делениями располагался материал в дюркгеймовском "Социологическом ежегоднике". В целом социология делилась на три основные отрасли: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.
Дюркгейм был довольно плодовитым автором, хотя и не столь плодовитым, как его не менее знаменитый современник, немецкий социолог Макс Вебер. Он опубликовал немало статей и бесчисленное множество рецензий; многие его статьи, лекции и лекционные курсы
опубликованы посмертно.
При жизни Дюркгейм издал четыре книги: "О разделении общественного труда" (1893), "Метод социологии" (1895), "Самоубийство" (1897) и "Элементарные формы религиозной жизни" (1912). Это был последний и самый значительный по объему труд Дюркгейма. Религия, считает Дюркгейм, - это символическое выражение общества, поэто-
________________
* См.: Дюркгейм Э. Метод социологии. Гл.I.
** См.: Там же, предисловие ко второму изданию.
му, поклоняясь тем или иным священным объектам, верующий в действительности поклоняется обществу - "реальному объекту всех религиозных культов. Дюркгейм подчеркивает сходство между религиозными и гражданскими церемониями, он фиксирует внимание на общих чертах сакрализации как социального процесса. Поэтому его работа явилась вкладом не только в становление социологии религии в собственном смысле, но и в изучение гражданской религии и светских культов. Подобно предыдущим работам, книга "Элементарные формы религиозной жизни" явилась выдающимся достижением социологической мысли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конечно, в такой небольшой по объему работе, как эта, невозможно сколь-нибудь подробно коснуться каждой книги Дюркгейма, можно лишь констатировать: вклад Дюркгейма в становление и развитие социологического знания общепризнан.
Можно согласиться, что концепции французского социолога во многом ошибочны: ведь у классиков в отличие от простых смертных, и заблуждения бывают выдающимися. Тем не менее, теория Дюркгейма разрабатывалась не только для Франции конца XIX - начала ХХ вв. и применима не только к ней. Ведь между обществом и эпохами, кроме различий, существуют и сходства.
Какие же из основных тем и принципов социологического наследия Дюркгейма имеют существенное значение для социальной науки и практики в нашей стране в современных условиях?
1. Общество. Даже такая, казалось бы, сверхбанальная категория, как "общество", сегодня нуждается в новом обосновании и возрождении и актуальна не менее, чем во времена Дюркгейма.
Ведь на протяжении многих лет в социальной псевдонауке от имени марксизма, основным субъектом исторического процесса провозглашалось не общество, а классы. Само же общество трактовалось в социал-дарвинистском духе как арена беспощадной классовой борьбы, так что общество как целостная система выступало как своего рода фикция.
В настоящее время в некоторых исторических, околонаучных и околохудожественных концепциях возрождается старый миф росово-антропологической школы, согласно которому главные субъекты исторического процесса - не классы, а расы и этносы. Общество
толкуется как превращенная форма "игры кровей", борьбы рас и этносов.
Таким образом очевидно, что идее общества как совокупности всех индивидов и групп, объединенных многообразными социальными, экономическими, культурными связями, общими традициями, целями и ценностями, еще предстоит занять свое место и в сознании социальных ученых, и в общественном мнении.
ЛИТЕРАТУРА
N 2.
М., 1995.
М., 1961.
СОЦИОЛОГИЯ ДЮРКГЕЙМА
П Л А Н
Введение
$ 1. Жизнь Дюрнгейма и интеллектуальные истоки
Социологии.
$ 2. "Социологизм" - философская основа социологии Дюрнгейма.
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Совсем недавно, каких-нибудь десять лет назад, по интересующим нас в данной работе вопросам мы вряд ли нашли бы сколь-нибудь исчерпывающие ответы. Ведь в учебниках и пособиях по философии имя Дюркгейма - основателя французской социологической школы - лишь упоминалось вскользь наряду с другими представителями "буржуазной" социологии конца XIX - начала ЧЧ веков".
"Дюркгей Эмиль (1858-1917) - французский социолог и философ; позитивист, последователь Конта, профессор в Сорбонне. Дюркгейм утверждал, что социология должна изучать общество как особую духовную реальность, законы которой отличны от законов индивидуальной психики. Любое общество, по Дюркгейму, основано на общезначимых коллективных представлениях; ученый имеет дело с социальными фктами - коллективными представлениями (право, мораль, религия, чувства, привычки и т.д.), которые принудительно навязываются человеческому сознанию общественной средой"*. Эти строки - практически половина всей информации об Эмиле Дюркгейме, которую можно было прочесть тогда в философском словаре.
Основными работами Э.Дюркгейма являются его книги "О разделении общественного труда", "Правила социологического метода" ("Метод социологии"), "Элементарные формы религиозной жизни". Но познакомиться с ними читателю в советское время в нашей стране было не так просто.
В 1991 г. в серии "Социологическое наследие" издательства
* См.: Философский словарь (Под редакцией М.М.Розенталя). М.,
С.126.
"Наука" был опубликован однотомник Дюркгейма, в которой вошли новые переводы книг "О разделении общественного труда" и "Метод социологии"*. Тираж быстро разошелся, что неудивительно, учитывая, с одной стороны, его незначительность, с другой - большой читательский интерес к социологической классике и потребности развивающегося социологического образования. Кроме того, в 1991 г. в журнале "Социологические исследования" была опубликована известная работа Дюркгейма "Ценностные и "реальные" суждения"**.
А ведь именно в России были осуществлены первые переводы его книг, причем еще при его жизни, когда классик еще не стал классиком. (См.Метод социологии. Киев-Харьков, 1899. О разделении общественного труда. Одесса, 1900. Самоубийство. СПб., 1912). Помимо указанных, в дореволюционной России были опубликованы следующие работы Дюркгейма: Социология и социальные науки. - Метод в науках. СПб., 1911. Социология и теория познания. - Новые идеи в социологии. СПб., 1914, N 2 и др.
"Судьба незаурядных научных идей нередко такова, что, оказав глубокое и повсеместное влияние в науке, превратившись в "парадигму", они, по крайней мере внешне, теряют свою актуальность. Кажется, что они существовали всегда и не существовать не мог-
________________
* См.: Дюркгейм Э.Г. О разделении общественного труда. Метод социологии. Общ.ред.А.Б.Гофмана. М., 1991.
** См.: Дюркгейм Э.Г. Ценностные и "реальные" суждения. // Социол.исслед., 1991, N 2.
ли"4. Так произошло и с идеями Дюркгейма, находящимися у истоков
современного социологического мышления.
Трудно найти сегодня такую отрасль социологии, начиная от общей социологической теории и кончая прикладными исследованиями, в которой бы влияние исследований Дюркгейма так или иначе не ощущалось. Трудно, наконец, назвать такую страну, в которой хотя бы номинальное присутствие социологии не сочеталось с одновременным присутствием дюркгеймовских идей.
Вклад Дюркгейма в становление и развитие социологического знания общепризнан. И тем не менее идеи Дюркгейма продолжают сохранять актуальность в том смысле, что далеко не все из них и не повсюду стали достоянием не только массового сознания, но и профессионального сознания социальных ученых. Между тем, они могут оказаться очень полезными и сегодня, особенно в обществах, находящихся в переходном состоянии.
Рассмотрим подробнее социологию Дюркгейма.
________________
* См.: Гофман А.Б. Социология Эмиля Дюркгейма. / Приложение к кн.: Э.Дюркгейм. Социология. Её предмет, метод, предназначение.
М., 1995. С.336.
$ 1. ЖИЗНЬ ДЮРКГЕЙМА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ
ЕГО СОЦИОЛОГИИ
"Дюркгейм - представитель позитивизма в социологии. Он претендовал на то, что его социологическая теория, якобы чуждая "крайностям" материализма и спиритуализма, должна быть названа рационализмом, а при дальнейшем уточнении - позитивизмом. Социологические взгляды Дюркгейма враждебны материалистическому пониманию истории и во многом сближаются с идеализмом и религией"*.
Это можно было прочесть о Дюркгейме в шеститомной истории философии, изданной в 1961 году. Более внимательное и беспристрастное отношение к наследию Дюркгейма находим в источнике, изданном почти тридцать лет спустя: "Основатель французской социологической школы, группировавшейся вокруг журнала Конта, Дюркгейм испытал также влияние Монтескьё, Руссо, Канта, Спенсера, Ш.Ренувье. Обосновывая особое место социологии в ряду наук о человеке, он отстаивал специфичность ее объекта - социальной реальности, ее несводимость к биопсихической реальности индивидов. В работе "Правила социологического метода" (1895, в рус.пер. - "Метод социологии",
1899) Дюркгейм определяет предмет социологии как социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему принудительной силой"**.
Приведем некоторые факты из жизни ученого. Эмиль Дюркгейм ро-
* См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
С.188.
** См.: История философии. В шести томах. Под ред.Дынника М.А. и др. М., 1961.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 202.