Дился 15 апреля 1858 года в г.Эпинале, на северо-востоке Франции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В небогатой семье потомственного раввина. В детстве будущий автор

Социологической теории готовился к религиозному поприщу своих

предков, изучая древнееврейский язык, Тору и Талмуд. Но он до­вольно рано отказался продолжить семейную традицию. Биографы Дюркгейма отмечают, что определенное влияние на это решение ока­зала его школьная учительница-католичка. Короткое время он испы­тывает склонность к католицизму мистического толка. Но и католи­ком Дюркгейм не стал, также, впрочем, как и атеистом. С юных лет и до конца жизни он оставался агностиком. Постоянно подчеркивая важную социальную и нравственную роль религии, он сделал предме­том своей веры науку вообще и социальную науку в частности.

Окончив в 1882 году Нормальную школу, Дюркгейм в течение нес­кольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях.

В 1887 ггоду Дюркгейм был назначен преподавателем "социальной науки и педагогики" на филологическом факультете Бордоского уни­верситета. Там же в 1896 г. он возглавил кафедру "социальной нау­ки", по существу, первую самостоятельную кафедру социологии во Франции.

Как уже говорилось выше, с 1898 по 1913 гг. Дюркгейм руково­дил изданием журнала "Социологический ежегодник". Деятельность этого научного коллектива занимала ведущее место во французской социологии вплоть до конца 30-х годов.

С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сарбонне, где возглавлял ка­федру "науки о воспитании и социологии". Многие его научные рабо­ты родились из лекционных курсов. Дюркгейм был блестящим орато­ром, и его лекции пользовались большим успехом. Они отличались строго научным ясным стилем изложения и в то же время носили ха-

Рактер своего рода социологических проповедей.

Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторон­ником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях.

Вместе с тем, Дюркгейм был противником революционного социа­лизма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения про­исходят в результате длительной социальной и нравственной эволю­ции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.

Будучи человеком прежде всего, Дюркгейм постоянно стремился соединить в своей собственной жизни принципы профессиональной и гражданской этики. Практическая цель его профессиональной и об­щественной деятельности состояла в том, чтобы вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказалось в последней четверти XIX в. после падения прогнившего режима Второй империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской коммуны. В связи с этим он активно выступал против сторонников возрождения монархии и приверженцев "сильной власти", против ре­акционных клерикалов и националистов.

Дьркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм - французская национальная традиция, начало которой положил Декарт. "Правила социологического метода", "манифест" Дьркгеймовской социологии удивительным образом перекликаются с "Рассуждением о методе" Декарта. Оба труда объединяет одна цель: найти рациональные принципы и приемы, позволяющие исследователю

Постичь истину независимо от общепринятых мнений и общественных

Предрассудков всякого рода.

Другого своего великого соотечественника Шарля Монтескье сам Дюркгейм считал главным предтечей научной социологии. Именно у Монтескье он обнаружил идеи, обосновывающие саму возможность су­ществования социальной науки, а именно идеи детерменизма и внут­ренней законосообразности в развитии социальных явлений, а также сочетания описания и рационального объяснения этих явлений. Жан-Жака Руссо Дюркгейм также рассматривал в качестве предшест­венника социологии, способствовавшего развитию представления о природе социальной реальности.

Из более поздних предшественников дюркгеймовской социологии следует указать на А.де Сен-Симона и на его ученика и последова­теля Огюста Конта.

Несмотря на то, что Дюркгейм в своих исследованиях критиковал ряд положений социологии Конта, он признавал за ним титул "отца" социологии и подчеркивал преемственную связь своих и контовских идей, хотя не склонен был принимать его наследие целиком. Он от­вергал знаменитый закон трех стадий интеллектуальной и социальной эволюции (теологической, метафизической и позитивной), который Конт считал главным своим достижением. В противовес своему пред­шественнику, провозгласившему отказ от причинности в научном объ­яснении и замену вопроса "почему" вопросом "как", Юркгейм упорно искал причины социальных явлений. В отличие от Конта он стремился сочетать теоретический анализ с эмпирическим.

Необходимо отметить влияние Канта и кантианства на теорию Дюркгейма. Речь идет прежде всего о концепции морали и нравствен­ного дома, пронизывающей всю теорию основателя Французской социо-

Логической школы.

Особое значение в формировании социологических взглядов Дюрк­гейма имели идеи французского неокантианца, "неокритициста" Ш.Ре­нувье, в частности его рационализм. Все научное творчество Дюрк­гейма говорит о том, что он не остался в стороне от влияния идей двух опостолов позитивизма конца XIX - начала ХХ в. Э.Ренана и

Э.Тэна, энергично доказывающих роль науки как ведущей социальной силы, на которую должны опираться все социальные институты, вклю­чая искусство, мораль и религию.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 188.