ПОВОЛЖСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ СЕРВИСА
КАФЕДРА «»
Р Е Ф Е Р А Т
НА ТЕМУ: « Государственная политика
В сфере труда в современной России »
Выполнила: студентка С-501
Ивкович С. Н.
Проверила: Иванина
Нина Михайловна
г. Тольятти
1999 г.
2
Содержание
Введение стр. 4
I . Политика занятости в России
1.1 Специфика трудовых отношений в России стр. 5
1.2 Цели и задачи российской политики занятости стр. 7
1.3 Сфера занятости
1.3.1 Ситуация в сфере занятости стр. 12
1.3.2 Основные тенденции и проблемы занятости стр. 14
населения
1.3.3 Принципы корректировки политики
занятости стр. 16
1.3.4 Особенности государственной политики
занятости стр. 18
1.3.5 Меры по стабилизации ситуации в сфере
занятости стр. 19
1.4 Основы финансовой политики занятости в России стр. 21
1.5 Методы оценки эффективности государственной
политики занятости стр. 26
II . Российская политика на рынке труда
2.1 Становление российского рынка труда стр. 39
2.2 Российский рынок труда
2.2.1 Особенности российского рынка труда стр. 42
2.2.2 Напряженность на российском рынке труда
и механизмы ее преодоления стр. 46
2.3 Политика государства на рынке труда стр. 58
2.4 Политика занятости на уровне субъекта Федерации стр. 62
2.5 Современная парадигма рынка труда стр. 69
III . Перспективные направления государственной политики
занятости в России стр.
Заключение стр.
Литература стр.
4
ВВЕДЕНИЕ
При рассмотрении проблем занятости нужно различать понятия «политика занятости» и «политика на рынке труда», которые часто отождествляются.
5
I. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ
12
СФЕРА ЗАНЯТОСТИ
СИТУАЦИЯ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ
Приступая к реализации политики занятости на этапе стабилизации и роста, нужно учитывать, что не только макроэкономические условия продолжают оставаться достаточно напряженными для серьезного решения проблем в этой сфере, но и что очень большой контингент работников по своим профессиональным качествам не соответствует требованиям рыночной экономики.
Представляется, что целесообразно прежде всего усилить те элементы государственного регулирования социально-трудовой сферы, которые ориентируют на повышение эффективности и цены труда, ускорение прогрессивных структурных сдвигов в сфере занятости и формирование активного и конкурентоспособного работника. Такие акценты в политике занятости связаны с необходимостью сделать социально-трудовую сферу катализатором, а не тормозом экономического роста. Этого невозможно добиться без ликвидации рудиментов нерыночных отношений в этой области.
Проявление нерыночного характера сферы труда известны:
- гипертрофированные масштабы скрытой безработицы,
- невыплаты заработной платы,
- деформированная связь между трудовым вкладом работника и его доходами,
- широкое распространение скрытых форм занятости,
- неопределенность статуса занятости и незанятости и др.
В свою очередь недостаточная реформированность трудовой сферы способствует медленному обновлению и сохранению большого количества малоэффективных и низкооплачиваемых рабочих мест, чрезмерно высокому предложению рабочей силы, ориентации почти половины трудоспособных граждан на стабильное рабочее место даже при низкой и несвоевременной выдаче заработной платы.
Если и далее ставить во главу политики занятости сдерживание безработицы, то скорее всего следует ожидать продолжения стагнационного характера развития производства, отсутствия прогрессивных структурных сдвигов в сфере занятости, низкого уровня трудовой мотивации и доходов.
Хотя безработица будет нарастать умеренными темпами, в больших масштабах сохранится недоиспользование рабочей силы, несоответствие отраслевого и профессионального распределения занятых реальным потребностям экономики.
13
Значительная часть работников по своему трудовому менталитету еще долгое время не впишется в рыночные отношения. Регулирование рынка труда будет осуществляться как и ранее в основном за счет внутреннего рынка, т. е. на предприятиях и в организациях путем накопления и сброса скрытой безработицы.
Избыточные затраты реального сектора экономики, обусловленные низкой эффективностью использования трудового потенциала, главным образом накопленной скрытой безработицей, составили в 1997 г. около 6 % ВВП, а потенциал скрытой безработицы превысил 12 млн. человек.
Неотлаженность рыночных отношений в трудовой сфере проявляется и в возрастающей теневой занятости, масштабы которой, по самым скромным оценкам, превышают 7 млн. человек. К этому примыкает проблема трансформации формальной занятости в неформальную, т. е. проблема «черного нала» – дополнительных выплат занятым в официальной экономике, не проходящих в бухгалтерской отчетности, а потому не являющихся базой для начислений в социальной фонды.
Растущая скрытая занятость, с одной стороны, свидетельствует об усилении приспособляемости населения к условиям рынка, а с другой – о несовершенстве законодательной и правовой базы в трудовой сфере, обеспечивать которую призвано государство. Снижая напряженность на рынке труда, скрытая занятость выводит значительную часть фонда оплаты труда из-под налогообложения, сокращая и без того скудные ресурсы фондов занятости и пенсионного обеспечения, не говоря уже об отсутствии общепринятых социальных гарантий для занятых в этой сфере.
Иного характера развития трудовой сферы и ее регулирования можно добиться, если акцент в политике занятости будет перенесен на содействие ускорению переливов рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста эффективности труда, а также на активное участие государства в регламентации предпринимательской деятельности с целью легализации неформальной занятости. С социальной точки зрения это, конечно, более напряженный вариант развития, поскольку он предполагает ускорение высвобождения работающих в условиях малочисленности создаваемых рабочих мест в легальном секторе экономики и ужесточение контроля за их движением в нелегальном.
Названные меры могут повлечь за собой рост безработицы, превышающий тот, который сложится, если такую политику не проводить. Но это будет недолговременный всплеск, который начнет спадать по мере экономического роста и создания новых рабочих
14
мест в передовых секторах экономики, а также по мере сокращения вторичной занятости за счет повышения оплаты труда по основному месту работы.
20
- становление эффективного рынка труда, предполагающее повышение цены труда по мере роста национальной экономики;
- отладку механизма увязки формирующегося рынка образовательных услуг и профессий с потребностями экономики в кадрах, развитие системы адаптационного обучения, внутрифирменной подготовки кадров; усиление контроля за выполнением и соблюдением социальных гарантий и трудовых прав граждан, закрепленных КЗОТом РФ и другими законами, работодателями всех форм собственности, на муниципальном и региональном уровнях.
Соответственно основными направлениями государственного регулирования в сфере занятости являются:
- выработка и введение действенных стимулов для ускорения становления многосекторного хозяйства, расширяющего масштабы занятости и возможности выбора работниками соответствующих видов занятости, отвечающих способностям и интересам каждого;
- целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест;
- реальная и повсеместная поддержка малого и среднего предпринимательства;
- законодательное оформление существования кооперативной собственности и народных предприятий, отвечающих российским традициям, с целью легализации реальной занятости, в том числе в «челночном» бизнесе, инофирмах;
- становление и развитие муниципальной собственности;
- разработка комплексной и региональных программ создания и сохранения рабочих мест, рассчитанных на нормализацию условий жизнеобеспечения населения, подготовка организационных и нормативно-правовых основ для реализации таких программ, отладка механизма их информационного обеспечения и финансирования;
- введение обязательной социальной экспертизы всех разрабатываемых программ для оценки их влияния на условия занятости и смягчение социальных проблем регионов;
- совершенствование отношений социального партнерства за счет включения в договоры всех уровней мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест; содействия
адаптации персонала к изменению их структуры и качества; расширение практики общественных работ.
21
РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТРУДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если попытаться кратко сформулировать основной тезис политики занятости на этапе стабилизации и экономического роста, то он может звучать следующим образом: государство с помощью инструментов макроэкономического регулирования должно создать максимально благоприятные условия для тех, кто может и хочет эффективно работать, и поддерживать тех, кто в силу объективных обстоятельств работать не может.
Из этого следует, что, во-первых, проблемы занятости должны стоять в центре экономической политики правительства.
Во-вторых, государство несет ответственность за развитие системы эффективных рабочих мест.
В-третьих, бремя по решению проблемы обеспечения занятости и нормального уровня трудовых доходов должно быть в равной мере разделено между государством и работником.
Новая система страхования от безработицы
Существующая практика работы с безработным населением должна быть пересмотрена, поскольку не только стала кардинально иной общеэкономическая ситуация в стране по сравнению с 1992 г., но и изменились финансовые возможности для осуществления активной и пассивной политики на рынке труда. Альтернативой сложившейся системе выплат пособий по безработице могла бы стать модель, основанная на страховых принципах - страхование риска оказаться без работы.
Чтобы перейти к новой модели, необходимо прежде всего признать следующее:
- безработица - острейшая общенациональная проблема современной России, смягчить последствия которой вполне реально;
- безработные - граждане России, нуждающиеся в защите государства на период поиска работы независимо от места их проживания - в богатой Москве или бедной Ивановской области. Важной ее составляющей является обеспечивающее достойное существование пособие по безработице;
- страхование от безработицы - один из главных элементов системы социальных амортизаторов экономического кризиса.
Для реализации названного подхода нужно: образовать единый общероссийский Страховой фонд занятости/безработицы (СФЗ), аккумулирующий налоговые поступления из всех регионов и перераспределяющий финансовые ресурсы в регионы в зависимости от экономической ситуации; оптимизировать структуру и размеры налоговых отчислений в СФЗ; законодательно изменить порядок расходов СФЗ; внести изменения и дополнения в закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации", касающиеся принципов и условий предоставления пособий (страховок) по безработице, шкалы расчетов пособий и их размеров; отказаться от непродуманной и декларативной активной политики на рынке труда.
В период экономического спада приоритет должен быть отдан не высокозатратной и малоэффективной активной политике (по крайней мере в тех формах, в которых она осуществляется сегодня), а такой пассивной политике на рынке труда, которая проводится во всех странах с рыночной экономикой. Это не означает, что следует отказаться от всех форм активной политики. Но источники финансирования активной и пассивной политики на рынке труда должны быть разделены во времени и пространстве. Проведение активной политики - это прерогатива государства, а не фонда занятости, формируемого только за счет средств работодателей, поскольку она требует больших вложений в создание рабочих мест, организацию систем и институтов подготовки и переподготовки не только безработных, но всего экономически активного населения. В настоящее время целесообразно оставить в ведении ФСЗ и фонда занятости только те ее направления, которые вытекают из закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", а в перспективе можно перейти к их частичному финансированию государством.
В основу пассивной политики должна быть положена система социального страхования от безработицы, отражающая иные принципы аккумулирования требуемых средств, а также критерии и условия выплаты пособия по безработице. Рассмотрим важнейшие цели страховой системы.
Стабилизация потребления. Пособие по безработице позволит семье иметь достаточно средств для предотвращения резкого снижения уровня жизни, если один из ее членов становится безработным. Поскольку сами работники не страхуют (или не могут страховать) себя соответствующим образом от незанятости в будущем, то государство путем обязательного страхования (через фиксированное налогообложение заработной платы или отчисление от подоходных налогов в течение периода занятости) помогает им избежать падения уровня потребления, а следовательно, и уровня жизни.
Стабилизация занятости. По мнению сторонников страхования от безработицы, предоставление пособия позволит потерявшим работу сосредоточиться на поиске нового рабочего места. Его противники считают такой аргумент весьма сомнительным и утверждают, что получение пособия может продлить поиски работы. В качестве контраргумента сторонники страхования от безработицы приводят следующее соображение: найденное в результате длительных поисков рабочее место будет более подходящим для работника, что в перспективе принесет дополнительную выгоду обществу за счет сокращения текучести рабочей силы.
Стимулирование структурных сдвигов в странах с переходной экономикой. Пособия должны выплачиваться работникам тех отраслей, которые раньше получали субсидии или дотации из бюджета, а в настоящее время их лишились и вынуждены перестраиваться. В данном случае пособия по безработице могут увеличить финансовые ресурсы, направляемые на перестройку экономики, что в итоге улучшит ситуацию в стране в целом.
Макроэкономическая стабилизация. Выплаты таких пособий по безработице автоматически обеспечат финансовые стимулы для развития экономики, повышая покупательную способность населения в периоды резкого падения спроса.
Основополагающие принципы новой концепции социального страхования от безработицы состоят в следующем.
1. Объектами социальною страхования должны выступать работающие по найму граждане, платившие взносы в страховой фонд. Таким образом, из сферы пассивной помощи исключаются не работавшая ранее молодежь, домохозяйки, беженцы из других стран и т.п. Но они имеют право регистрироваться в качестве безработных или пользоваться услугами служб занятости. Вместе с тем представители каждой из названных категорий могут либо быть охвачены специальной государственной программой, осуществляемой через службы занятости (например, профессиональная адаптация выпускников учебных заведений, не имеющих опыта работы), либо стать объектом внимания соответствующих ведомств - Миграционной службы для беженцев, отделов социального обеспечения и социальной помощи - для домохозяек, среднедушевые доходы которых ниже официально установленного уровня.
2. Субъектом, страхования является государственный внебюджетный фонд социального страхования от безработицы (в настоящее время - фонд занятости), средства которого будут аккумулироваться на уровне Федерации и перераспределяться между регионами в зависимости от уровня безработицы, то есть количества безработных и регионе. Подобное положение отличается от существующего в настоящее время, когда 80 % собранных средств остаются в регионе, а 20 % перечисляются в федеральную часть фонда занятости.
3. Источниками формирования фонда социального страхования от безработицы являются отчисления работодателей, государства и работников в неравной пропорции. Соотношение участия работодателя и работника может быть, например, равно 3:1, то есть работодатель отчисляет 1,5 % (как это происходит в настоящее время), а работник - 0,5 % своей заработной платы. Это увеличит сумму средств фонда и повысит заинтересованность сторон в их использовании. Финансовое участие государства возможно в рамках специальных программ, например, финансирование содержания штата сотрудников служб занятости, технического оснащения центров и т.п.
4. Размер пособия по безработице может составлять 60 % средней заработной платы на последнем месте работы. Эта сумма должна выплачиваться в течение всего законодательно установленного периода до момента нахождения работы (сейчас - один год, в отдельных случаях - полтора года). Одновременно следует определить максимальную и минимальную границы выплачиваемого пособия. Максимальная граница будет означать, что в менее выгодном положении окажутся те, кто работал дольше и зарабатывал больше, поскольку им будут в меньшей степени компенсированы страховые взносы ("принцип солидарной ответственности"). В данном случае средства перераспределяются в пользу малооплачиваемой в прошлом категории работающих с тем, чтобы обеспечить им приемлемое существование на период временной незанятости и поиска работы. В принципе максимальная граница может быть сохранена на существующем уровне (средней заработной платы в регионе). Вопрос о нижней границе - более сложный. Логично было бы считать ею прожиточный минимум в регионе. С учетом жестких финансовых ограничений, в рамках которых действует российское правительство, вполне реально постепенное повышение планки минимального пособия от 50 % прожиточного минимума до 100 %.
Гарантии государства в отношении своих граждан, потерявших работу, могут быть предоставлены в двух основных формах. Первая - гарантия стабильного источника существования на определенный законом и социально-экономической необходимостью период времени. Вторая - гарантия свободы выбора способа своего существования в период незанятости, в том числе и зарегистрированной. Государство не должно навязывать безработному виды его занятости или незанятости, переводя его тем самым в разряд иждивенца, полагающегося только на помощь государства.
Принципиально важно только одно - имеет ли человек право на пособие по безработице, то есть участвовал ли он в период своей занятости в формировании страхового фонда. Если участвовал, то размер его пособия, продолжительность и регулярность выплат не должны зависеть от власти чиновников. Они могут определяться сроком уплаты и суммой выплаченного страхового налога (пропорционального размеру заработка), а не только величиной заработной платы в течение двух месяцев на последнем месте работы.
ПОВОЛЖСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ СЕРВИСА
КАФЕДРА «»
Р Е Ф Е Р А Т
НА ТЕМУ: « Государственная политика
в сфере труда в современной России »
Выполнила: студентка С-501
Ивкович С. Н.
Проверила: Иванина
Нина Михайловна
г. Тольятти
1999 г.
2
Содержание
Введение стр. 4
I . Политика занятости в России
1.1 Специфика трудовых отношений в России стр. 5
1.2 Цели и задачи российской политики занятости стр. 7
1.3 Сфера занятости
1.3.1 Ситуация в сфере занятости стр. 12
1.3.2 Основные тенденции и проблемы занятости стр. 14
населения
1.3.3 Принципы корректировки политики
занятости стр. 16
1.3.4 Особенности государственной политики
занятости стр. 18
1.3.5 Меры по стабилизации ситуации в сфере
занятости стр. 19
1.4 Основы финансовой политики занятости в России стр. 21
1.5 Методы оценки эффективности государственной
политики занятости стр. 26
II . Российская политика на рынке труда
2.1 Становление российского рынка труда стр. 39
2.2 Российский рынок труда
2.2.1 Особенности российского рынка труда стр. 42
2.2.2 Напряженность на российском рынке труда
и механизмы ее преодоления стр. 46
2.3 Политика государства на рынке труда стр. 58
2.4 Политика занятости на уровне субъекта Федерации стр. 62
2.5 Современная парадигма рынка труда стр. 69
III . Перспективные направления государственной политики
занятости в России стр.
Заключение стр.
Литература стр.
4
ВВЕДЕНИЕ
При рассмотрении проблем занятости нужно различать понятия «политика занятости» и «политика на рынке труда», которые часто отождествляются.
5
Дата: 2019-07-24, просмотров: 184.