Идеалы и нормы научного исследования в классической и в современной науке. Идеалы и нормы исследования: 1) наука как познавательная деятельность, доказательность и обоснованность научного знания, 2) объяснения и описания, 3) построение и организация знания. Социокультурная детерминация научно-познавательной деятельности. Идеалы и нормы, а) вытекающие из собственных познавательных установок ученых; б) вытекающие из функционирования науки в форме социальных норм: признаваемая роль науки в тот или иной период; виды исследований;
Индуктивно-эмпирическая модель построения научного знания: ее возникновение, развитие, основные достоинства и недостатки.
Эмпиризм и рационализм; соотношение логического и интуитивного компонента в процессе научного познания. Эмпиризм, сенсуализм об опыте как источнике достоверного знания о мире. Формы эмпиризма: а) дескриптивный (описательный); б) индуктивно-эмпирический подход, что открытия в науке возникают путем индуктивного обобщения (с помощью индуктивной логики) эмпирических фактов, выдвижения разных альтернативных гипотез и последующим исключением тех из них, которые не соответствуют фактам. Индуктивно-эмпирическая модель исследования (логическая схема данной модели): 1. проведение исследования и обобщение его результатов; 2. формулировка утверждения о взаимосвязи наблюдаемых переменных; 3. построение теоретической модели, в рамках которой формулируется общая закономерность, дающая описание причинной связи между явлениями. С течением времени индуктивно-эмпирический подход к развитию научного познания как механистический сменяется гипотетико-дедуктивным.
Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания.
Философские основания науки: онтологические и гносеологические (эпистемологические). Принципы философского знания и их императивность в познавательной деятельности и в обосновании научного знания. Эвристическая роль философских идей в научном познании. Философия как основание рациональной систематизации и схематизации науки. Методологическая роль философии в отношении научного познания. Логика и методология науки.
Нормы и ценности научной деятельности
Значение дисциплинарного оформления науки и профессионализации научной деятельности в становлении социального института науки. Особенности междисциплинарного взаимодействия ученых в мультидисциплинарных научных сообществах, в отличие от взаимодействия ученых в дисциплинарных научных сообществах. Нормы и ценности научного сообщества: универсализм, коллективизм, бескорыстие, относительный скептицизм (подвергать все сомнению) как норма профессиональной деятельности ученого. Свобода научного поиска и нравственная ответственность ученого. Государственное регулирование научной деятельности. Наука и бизнес. 36. Функции научной картины мира и ее мировоззренческое значение. а) систематизирующая, позволяющая организовать и упорядочить научные теории, понятия и принципы (соответствие принципу простоты) и способствующая получению новых знаний, а тем самым расширению и развитию самой научной картины мира. б) объяснительная, которая направлена на выяснение причин и условий существования изучаемых объектов. в) информативная, заключающая в описании структуры материального мира, процессов происходящих в природе, их причин. г) эвристическая - определяется тем, что знание объективных законов природы дает возможность предвидеть существование еще не открытых естествознанием объектов, предсказывать их наиболее существенные особенности.Содержание принципа системности и его применение в научном познании.
Системный анализ, или системный подход в исследованиях. Направления: общая теория систем (ОТС), системный подход, системно-структурный анализ, философская концепция системности мира и познания. Исследование материальных и идеальных объектов как систем, имеющих определенную структуру и содержащих определенное количество взаимосвязанных элементов. Важнейшие характеристики любой системы: целостность, организация (упорядоченность), структурность, иерархичность строения, множественность элементов и уровней. Методологическая роль системного анализа заключается в ориентации исследования на раскрытие целостности объекта и механизмов, обеспечивающих эту целостность, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Системный подход направлен против редукционизма, который пытается любое сложное явление объяснить при помощи законов, управляющих поведением его составных частей, то есть сводит сложное к простому. |
Дата: 2019-07-24, просмотров: 479.