Теория как форма систематизации научного знания: общая характеристика и типология, структура.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие «научная теория». Научная теория как становящаяся форма научных знаний: Первичные теоретические модели и законы. Завершенная (развитая) научная теория.

Структура научной теории: категориальный аппарат теории (узловые понятия, позволяющие описать предметную область теории), конкретно-научная методология; теоретические (концептуальные) модели как элемент внутренней организации теории, законы науки.

Методы изложения теорий: взаимодополняемые способы изложе­ния теорий: исторический, эвристический, аксиоматический. Изложение научной теории как гипотетико-дедуктивной системы.

Основания научной теории: 1) собственные основания научной теории; 2) основания научной теории в виде предпосылок: исторические основания, эмпирические ос­нования, философские основания научной теории (онтологические [в широком философском смысле слова), гносеологические, логические, социологические предпосылки). Описание, объяснение, предсказание как функции научной теории.

Верификация  и фальсификация как способы проверки научных теорий.

Характеристика методов верификации и фальсификации. Недостатки верификации как метода. Трудности в использовании метода фальсификации.

Проблема рациональности научного знания.

Научная рациональность - деятельность, направленной на получение нового научного знания, поиска истины на основе строгих способов доказательства; как соответствие деятельности, разумным правилам, как соотношение познания с образцами, логическими и методологическими нормами. Центральная проблема научной рациональности – природа истинного знания, соотношение цели и методов научного поиска. Виды научной рациональности: а) логико-математическая: идеальная предметность, формальная доказательность. б) естественнонаучная: эмпирическая предметность, частичная логическая доказуемость, опытная проверяемость; в) инженерно-техническая: практическая эффективность, предметность; г) социально-гуманитарная: ценностная предметность, адаптивная полезность. Две основные линии осмысления проблемы рациональности: сциентизм и антисциентизм.

29. Основания науки: основное содержание.

          Общие представления об основаниях и обоснованности знания. Основания науки: а) Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность, социокультурная детерминация научно-познавательной деятельности; б) научная картина мира как система категорий, принципов и законов наук. в) философские основания науки: онтологические и гносеологические (общие представления науки о характере изучаемой реальности, ее наиболее общих свойствах, отношениях, законах, способах ее научного познания, представления той или иной науки о научном знании, методах научного познания, критериях истинности и обоснованности научного знания, структуре научного знания, закономерностях развития науки и научного знания и т.п.).

Научная картина мира, ее роль и место в современной философии науки.

Понятие научной картины мира. Основное содержание научной картины мира: фундаментальные категории наук, принципы и научные законы Философская и научная картина мира. Естественнонаучная картина мира. Онтологические основания и методологические функции научной картины мира: онтологическая, систематизирующая, эвристическая.

Исторические формы научной картины мира и их особенности

Обшенаучные и частнонаучные картины мира. Содержание натурфилософской картины мира, механической картины мира, электромагнитной и квантово-релятивистской картин мира, их основные категории, принципы и законы. Влияние философии на построение научной картины мира.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 290.