К экспертизе проектов профессиональных стандартов с 2013 года подключилось Минтруда РФ. Помимо отраслевых, к разработке предложены межотраслевые профессиональные стандарты, представляющие профессии, которые востребованы в социальной сфере в целом. К социальной сфере при этом относятся: здравоохранение, культура, образование, физкультура и спорт, социальная работа. Профстандарт тьюторской деятельности был включен в перечне межотраслевых стандартов социальной сферы.
21 мая 2013 года состоялось заседание рабочей группы при Экспертном Совете по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты РФ, на котором МТА представила свой проект профстандарта.
Обсуждение выявило ряд вопросов, на которые разработчикам еще только предстоит ответить. Например, это вопрос о том, какова нища тьютора в социальной работе и возможность сотрудничества с другими специалистами, занятыми в этой отрасли. Рассмотрение профстандарта тьютора как межотраслевого должно внести и новые акценты в понимание тьюторской работы с лицами с ОВЗ. Обновленный проект профтандарта планируется представить на общественную экспертизу осенью.
Адрес для переписки: maria.cheredilina@worldtutors.ru
ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК
ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ
РАЗДЕЛ
"КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ"
Тьютор <*> За исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования.
Должностные обязанности.
Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения;
координирует поиск информации обучающимися для самообразования;
сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).
Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей;
координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.
Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования;
создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий);
обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.
Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана,
содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов.
Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.
Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования.
Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности.
Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона. Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения. Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося.
Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим).
Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).
Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;
основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;
методы и формы мониторинга деятельности обучающихся;
педагогическую этику;
теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся;
технологии открытого образования и тьюторские технологии;
методы управления образовательными системами;
современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, убеждения, аргументации своей позиции; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
основы экологии, экономики, права, социологии;
организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; административное, трудовое законодательство;
основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Пример должностной инструкции тьютора в системе инклюзивного образования
(школа №1429)
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ (ПРИМЕРНАЯ)
«___»_________________20____ г. №_____
Педагога сопровождения детей
с особыми образовательными потребностями (тьютора)
I. Общие положения
1. Тьютор относится к категории специалистов.
2..На должность тьютора назначается лицо, имеющее педагогическое образование, квалификационную категорию и специальную курсовую подготовку в МИОО или МГППУ.
3. Освобождение от должности производится приказом руководителя образовательного учреждения.
4. Тьютор подчиняется руководителю образовательного учреждения и курирующему работу тьюторов заместителю руководителя образовательного учреждения в полном объеме, членам администрации в соответствии с их полномочиями.
5. В своей деятельности тьютор руководствуется:
5.1. Нормативными документами по вопросам выполняемой работы.
5.2. Методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов.
5.3. Уставом образовательного учреждения.
5.4. Приказами и распоряжениями руководителя образовательного учреждения.
5.5. Правилами трудового распорядка.
5.6. Положением об инклюзивном классе.
5.7. Настоящей должностной инструкцией.
6. Тьютор должен знать:
6.1. Конституцию Российской Федерации (РФ).
6.2..Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и региональных органов управления образованием по вопросам образования и воспитания обучающихся.
6.3..Педагогику, педагогическую психологию, принципы дидактики, достижения современной психолого-педагогической науки и практики.
6.4. Основы физиологии и гигиены, экологии, экономики, права, социологии.
6.2..Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования.
6.3. Конвенцию о правах ребенка.
6.4. Принципы дидактики.
6.5. Основы педагогики и возрастной психологии.
6.6. Общие и частные технологии преподавания.
6.7..Методики владения и принципы методического обеспечения учебного предмета или направления деятельности.
6.8. Систему организации образовательного процесса в ОУ.
II. Должностные обязанности
2.1. Соблюдает права и свободы обучающихся, определенные Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании», Уставом школы, другими локальными актами, регламентирующими деятельность учащегося в образовательном процессе.
2.2. Обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся наравне с классным руководителем в период нахождения ребенка в образовательном учреждении.
2.3. Соблюдает санитарно-гигиенические требования на уроке и во внеурочное время.
2.4. Обеспечивает учебную дисциплину и контролирует режим посещения подопечными учебных занятий в соответствии с расписанием.
2.5. Активно взаимодействует со школьным психологом, логопедом, дефектологом, медицинскими работниками, учителями- предметниками, классным руководителем и другими специалистами.
2.6. Осуществляет организационную и методическую помощь учителю в обучении детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивном классе.
2.7. Согласовывает образовательную деятельность учащихся с учителями.
2.8. Для выполнения образовательных задач использует приемы, методы и средства обучения, соответствующие уровню подготовки учащихся с особыми образовательными потребностями и согласованные с учителями и родителями детей.
2.9. Помогает адаптировать учебные программы под соответствующие образовательные возможности учащихся с особыми образовательными потребностями.
2.10. Осуществляет индивидуальное обучение учащихся с особыми образовательными потребностями в соответствии с учебной программой класса в случаях, когда обучение учеников в классе временно невозможно.
2.11. Осуществляет связь с родителями (законными представителями), оказывает им консультативную помощь, информирует (через учителя или лично) о ходе и перспективах освоения предметных знаний учащимися.
2.12. Аккуратно, систематически работает со школьной документацией в соответствии с требованиями образовательного стандарта, на основе Положения о классах инклюзивного обучения.
2.13. При необходимости ведет коррекционно-развивающую работу, принимает участие в педагогических консилиумах, педсоветах.
2.14. Участвует в работе М/О по повышению методического мастерства, в разработке методической темы, проведении семинаров и др.
2.15. Систематически повышает свою квалификацию путем самообразования и курсовой подготовки не реже одного раза в 5 лет.
2.16. Соблюдает правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
III. Права
Тьютор имеет право:
3.1. Участвовать в управлении школой через общественные органы управления в порядке, определяемом Уставом учреждения.
3.2. Защищать свою профессиональную честь и достоинство.
3.3. Выбирать формы, методы, приемы обучения и воспитания (в соответствии с государственным образовательным стандартом, концепцией развития класса инклюзивного обучения).
3.4. Вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса, режима работы школы, улучшения сотрудничества с родителями.
3.5. Присутствовать на родительских собраниях, на занятиях других учителей.
3.6. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.
3.7. Иметь установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки, который не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев сокращения количества часов по учебным планам и программам, а также количества классов.
3.8. Пользоваться оплачиваемым удлиненным отпуском продолжительностью ___ календарных дней.
3.9. Иметь персональную разовую надбавку из накопительных средств социальной поддержки работников образования системы ЦО ОУОДО.
3.10. Требовать от руководства образовательным учреждением оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
IV. Ответственность
Тьютор несет ответственность:
4.1..За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2..За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3..За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.4. Несет персональную ответственность за качество преподавания, реализацию в полном объеме требований государственного образовательного стандарта.
4.5. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебно-воспитательного процесса согласно инструкции по технике безопасности.
4.6. Несет персональную ответственность за качественное и своевременное ведение необходимой документации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с Законом РФ “Об образовании”, Трудовым кодексом РФ, «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденного постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37, приложением 2 к Постановлению № 46 от 17.08.95 “Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ» и приложением к письму Минобразования России от 09.03.04 за № 03-51-48ин/42-03, Постановлением Правительства РФ от 03.04.03 №191 «О продолжительности рабочего времени».
Организация сопровождения детей ОВЗ |
Дата: 2019-07-24, просмотров: 216.