Важные принципы в работе с ребенком.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРОФЕССИЯ

ТЬЮТОР

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

БЮЛЛЕТЕНЬ

 

Москва, 2013

 

             

 

Содержание

Предисловие 5
Основы профессии 6
Тьютор и ребенок с особенностями развития – успешное партнерство. 6
Организация тьюторской практики 10
Нормативно-правовое оформление тьюторской работы в ОУ 10
Необходимая документация тьютора 12
Проекты документов 18
К вопросу о разработке проекта профстандарта тьюторской деятельности 18
Материалы к разработке профстандарта, подготовленные ГРЦ ИПИО МГППУ 19
Профессиональный стандарт тьюторского сопровождения может быть принят уже в 2013 году (МТА) 21
ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК должностей руководителей, специалистов и служащих 25
Комментарии 28
Пример должностной инструкции тьютора в системе инклюзивного образования (ГБОУ ЦО №1429) 29
Организация сопровождения для детей различных категорий ОВЗ 33
Дети с ограниченными возможностями здоровья, что в основе - ограничения или возможности? 33
Зарубежный опыт 37
Сопровождение детей с РАС. Включение детей с РАС в общеобразовательную среду 37
Невыдуманные истории 45
Тьютор для детей с синдромом Дауна (из опыта работы. Преображенская Л.) 50
Тьютор в инклюзивной школе. (Хакамова А.М., ГБОУ СОШ №188) 53
Тьютерское сопровождение школьника с особыми образовательными потребностями: опыт, задачи, проблемы. (Морозова Е.М., ГБОУ СОШ №830)     59


Предисловие

 

Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для всех детей. Для полноценного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения необходимо создание специальных образовательных условий. Одним из таких условий является наличие специалиста сопровождения, который мог бы организовать образовательную среду таким образом, чтобы ребенок с ОВЗ был максимально успешен и при этом мог вписаться в коллектив школы или детского сада. Таким специалистом и является тьютор.

Методическое объединение тьюторов в системе инклюзивного образования, организованного при поддержке Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ, издает бюллетень, в котором знакомит читателей с новой специальностью – тьютор, с ее философско-ценностным подходом, с особенностями этой новой профессии, с организацией тьюторского сопровождения, зарубежным и отечественным опытом тьюторской деятельности. Мы готовы к сотрудничеству и ждем ваших отзывов и комментариев.

   Основы профессии

Тьютор и ребенок с особенностями развития
–  успешное партнерство.

От того, как сложатся отношения тьютора и ребенка с особенностями развития, зависит успешность включения ребенка в образовательную и социальную среду школы. Как тьютор может стать для ребенка с особенностями развития другом, партнером и помощником?

Карпенкова Инна Вячеславовна, кандидат социологических наук, психолог Учреждения "Наш Солнечный Мир", тьютор, член Тьюторской Ассоциации, член методобъединения ГРЦ ИПИО МГППУ  
Первое знакомство с ребенком. Необходимо выбрать подходящее место для первого знакомства. Это может быть комната в школе, в которой можно поиграть с ребенком, понаблюдать за ним, спросить, что ему интересно в комнате, во что вообще он любит играть, чем занимается в свободное время. Если ребенок пока не готов остаться наедине с тьютором, встреча может проходить в присутствии родителя. Важно, чтобы на первом этапе возникли первые симпатии тьютора и подопечного.

Заинтересовать ребенка в себе:

 – Я твой помощник на уроках, буду с тобой сидеть, можно?

– А еще мне интересно самому, как учат в твоем классе, это странно, что взрослый хочет быть на уроках среди детей, но мне это интересно!

После первой беседы у тьютора формируется предварительное представление об особенностях ребенка.

Следующий этап – формирование устойчивых партнерских отношений. Тьютор формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой. Для этого:

часто обращается к ребенку по имени;

часто смотрит ребенку в глаза;

использует телесное подбадривание – похлопывание по плечу, направляет движения подопечного с помощью уверенного направленного прикосновения. (В присутствии других детей не желательно водить ребенка за руку, если только речь не идет о ребенке, который не может без поддержки самостоятельно ходить).

использует приемы массажа пальцев руки (если ребенок много писал и устал), мышц плеч, спины для расслабления или, наоборот, активизации.

следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден и т.д.).

хвалит, подбадривает ребенка, вселяет уверенность, нередко на первых этапах формирует у ребенка представление, что учеба – это несложно, это очень просто и интересно.

Как хвалить ребенка:

«Ты молодец!», «Ну, ты герой, с таким большим заданием справился!», «Я тобой горжусь!», «А у меня не хватило бы терпения, а у тебя хватило!», «С тебя можно брать пример!». Можно похлопать по спине, говоря: «Отлично! Ты супергерой». Пожать крепко руку: «Ты совершил настоящий подвиг!». Приобнять со словами: «Молодчина! Умница!». Если ребенок понимает ценность цветных карточек как поощрения, то можно завести коробочку, куда тьютор за правильные ответы будет класть красные (отлично), синие (хорошо), зеленые (подумай еще раз) карточки. Или можно завести альбомчик для наклеек. Наклейки должны быть понятны и желаемы для ребенка.

Через 2-3 недели можно приступать к составлению индивидуального образовательного плана (ИОП) ребенка. Делать это раньше не целесообразно, так как период адаптации ребенка к школе может длиться достаточно долго, но примерно через месяц становится понятным «стиль поведения ребенка в школе». Составляя ИОП, необходимо учесть общую учебную нагрузку, возможность замены одних уроков другими, возможность выхода из класса и индивидуальное обучение, а также индивидуальные особенности ребенка (физические возможности). Тьютор участвует в составлении ИОП совместно с учителем класса, а также с завучем, по необходимости – с психологом и другими специалистами, курирующими инклюзивное образование. ИОП необходимо обсудить с родителями, возможно, придется внести коррективы.

Будни тьютора проходят очень насыщенно, так как тьютор координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.

Во время урока тьютор адаптирует для подопечного учебный материал, предлагая ему на выбор несколько заданий, стимулируя, тем самым самостоятельность в учебной деятельности. Если первое время тьютор сидит рядом с ребенком, он комментирует задания шепотом, чтобы не отвлекать других учеников. Варианты заданий необходимо, по возможности, заранее согласовать с учителем. Важно стимулировать внимание ребенка: «Смотри на доску; давай послушаем, что Мария Ивановна говорит; послушай, что отвечает Таня; Мария Ивановна говорит, что нужно открыть тетрадь, давай открывать; как думаешь, урок закончился?..»

Также тьютор помогает подопечному отдохнуть во время перемены – сопровождает в комнату отдыха, либо включает его в игры одноклассников. Важно, чтобы тьютор учитывал желания ребенка, чувствовал его, придавал уверенности, либо давал своему подопечному возможность расслабиться, побыть в тишине.


Профессия «Тьютор»

Вид профессиональной деятельности – сопровождение учащегося в процессе формирования и реализации индивидуальной программы образования (развития), разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, интересов и потребности личности.

Основные цели (задачи) вида профессиональной деятельности:

сопровождение (в образовательном пространстве) лиц (учащихся) разных возрастов и на разных ступенях образования,

обеспечение построения и реализации индивидуальной программы образования (развития) (в том числе: адаптированная образовательная программа, ИПР, программы творческого развития, программы дополнительного образования (общеразвивающие и предпрофессиональные), программа реабилитации, программа социальной адаптации, программа профориентации)

создание условий для успешного обучения, социализации при максимальном раскрытие потенциала личности.

Трудовые функции:

1. Выявление образовательного запроса учащегося (тьюторанта);

2. Поиск и анализ ресурсов и ограничений учащегося (тьюторанта);

3. Создание необходимых (специальных) образовательных условий для конкретного учащегося (тьюторанта); организация образовательной развивающей и социальной среды для учащегося (тьюторанта)/ всего коллектива (группы, класса);

4. Участие в разработке индивидуальной программы образования (развития).

5. Оказание организационной и методической помощи для успешной реализации программы; совместная разработка и адаптация дидактических средств для успешного освоения программы (образовательной, развития);

6. Сопровождение учащегося (тьюторанта) в процесс освоения и индивидуальной программы образования (развития);

7. Мониторинг, анализ и оценка процесса реализации индивидуальной программы образования (развития);

8. Взаимодействие с участниками образовательного процесса, специалистами для создания условий в рамках разработки и реализации индивидуальной программы образования (развития);

9. Взаимодействие с родителями (законными представителями), оказание консультативной помощи, информирование;

10. сопровождение формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

11. Обеспечение преемственность, связи между различными этапами или ступенями индивидуальной программы образования (развития);

12. ведение необходимой документации.

Уровень квалификации: 6-7

Особые требования к образованию:

Среднее/ высшее (преимущественно педагогическое, психолого-педагогическое, дефектологическое) профессиональное образование с дополнительным профессиональным образованием по направлению «Тьюторство в сфере инклюзивного образования» (краткосрочные курсы повышения квалификации, программа профессиональной переподготовки).

 

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ

Тьюторское педагогическое движение в России насчитывает почти двадцать лет. С самого начала оно сочетало в себе научный и практический поиск, результаты которого в концентрированном виде представлялись на всероссийских тьюторских конференциях, которые начали проводиться с 1996 года в Томске.

Отличаясь высоким уровнем новизны для системы российского образования, тьюторское движение какое-то время оставалось достаточно закрытым, «элитным». В последние годы сложились условия и потребность в более широком распространении идей и практики тьюторского сопровождения как особой педагогической деятельности по сопровождению формирования и реализации индивидуальных образовательных программ (ИОП). Так, новые ФГОС всех уровней ориентируют образовательные учреждения на то, чтобы уделять особое внимание формированию условий реализации основной образовательной программы. Среди этих условий важное место занимает организация образовательного процесса. Ресурсом развития, с учетом современных тенденций в образовании и на рынке труда, несомненно, является организация образовательного процесса на принципах индивидуализации, открытости, вариативности, в т.ч. поддержка ИОП на всех уровнях образования (общее, профессиональное).                

С 2008 года должность тьютора официально закреплена в перечнях должностей в сфере образования. Краткое описание тьюторской деятельности можно найти в квалификационных характеристиках по данной должности. Однако данные описания не позволяют представить профессиональную деятельность во всей полноте – такова специфика данного формата.

Профессиональное обучение тьюторов нельзя назвать массовым, и сегодня образовательные учреждения испытывают дефицит достоверной, научной информации о возможностях тьюторского сопровождения, а также нуждаются в рекомендациях по введению тьюторства в практику работы, что связано не только с подготовкой самих педагогов-тьюторов, но и общей направленностью педагогического процесса, принятыми нормами взаимодействия участников образования, его нормативным и документационным обеспечением.

С 2009-2010 учебного года обучение тьюторов ведется в формате магистерской программы при общеуниверситетской кафедре педагогики Московского педагогического государственного университете (МПГУ). МТА также сертифицировала 5 региональных Центров развития тьюторской практики с правом разработки и ведения программ повышения квалификации и переподготовки в сфере тьюторства: Томской области, Республики Удмуртия, Москвы, Волгоградской области, Республики Чувашия.

Как актуальные, Межрегиональной тьюторской ассоциацией на 2012-2014 гг. поставлены задачи:

- разработка показателей и процедур проведения оценки квалификации и сертификации педагогов-тьюторов;

- разработка положений о тьюторском сопровождении в сферах, где наблюдается наибольший дефицит нормативной базы и одновременно ярко выражена специфика деятельности тьютора (в семейном, инклюзивном образовании и др.);

- формирование программ подготовки педагогов-тьюторов всех уровней профессионального образования, а также разработка учебно-методических материалов к этим программам.

Решение указанных задач возможно на основе установления и поддержания единых требований к содержанию и качеству тьюторского сопровождения как профессиональной деятельности. Этой цели и должен служить профессиональный стандарт.

Должностные обязанности.

Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;

организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения;

координирует поиск информации обучающимися для самообразования;

сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей;

координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.

Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования;

создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий);

обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.

Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана,

содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов.

Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.

Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования.

Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности.

Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона. Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения. Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося.

Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим).

Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;

основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;

методы и формы мониторинга деятельности обучающихся;

педагогическую этику;

теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся;

технологии открытого образования и тьюторские технологии;

методы управления образовательными системами;

современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, убеждения, аргументации своей позиции; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

основы экологии, экономики, права, социологии;

организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; административное, трудовое законодательство;

основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж педагогической работы не менее 2 лет.


Пример должностной инструкции тьютора в системе инклюзивного образования

(школа №1429)

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ (ПРИМЕРНАЯ)

 

«___»_________________20____ г. №_____    

 

Педагога сопровождения детей

с особыми образовательными потребностями (тьютора)

 

I. Общие положения

1. Тьютор относится к категории специалистов.

2..На должность тьютора назначается лицо, имеющее педагогическое образование, квалификационную категорию и специальную курсовую подготовку в МИОО или МГППУ.

3. Освобождение от должности производится приказом руководителя образовательного учреждения.

4. Тьютор подчиняется руководителю образовательного учреждения и курирующему работу тьюторов заместителю руководителя образовательного учреждения в полном объеме, членам администрации в соответствии с их полномочиями.

5. В своей деятельности тьютор руководствуется:

5.1. Нормативными документами по вопросам выполняемой работы.

5.2. Методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов.

5.3. Уставом образовательного учреждения.

5.4. Приказами и распоряжениями руководителя образовательного учреждения.

5.5. Правилами трудового распорядка.

5.6. Положением об инклюзивном классе.

5.7. Настоящей должностной инструкцией.

6. Тьютор должен знать:

6.1. Конституцию Российской Федерации (РФ).

6.2..Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и региональных органов управления образованием по вопросам образования и воспитания обучающихся.

6.3..Педагогику, педагогическую психологию, принципы дидактики, достижения современной психолого-педагогической науки и практики.

6.4. Основы физиологии и гигиены, экологии, экономики, права, социологии.

6.2..Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования.

6.3. Конвенцию о правах ребенка.

6.4. Принципы дидактики.

6.5. Основы педагогики и возрастной психологии.

6.6. Общие и частные технологии преподавания.

6.7..Методики владения и принципы методического обеспечения учебного предмета или направления деятельности.

6.8. Систему организации образовательного процесса в ОУ.

II. Должностные обязанности

2.1. Соблюдает права и свободы обучающихся, определенные Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании», Уставом школы, другими локальными актами, регламентирующими деятельность учащегося в образовательном процессе.

2.2. Обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся наравне с классным руководителем в период нахождения ребенка в образовательном учреждении.

2.3. Соблюдает санитарно-гигиенические требования на уроке и во внеурочное время.

2.4. Обеспечивает учебную дисциплину и контролирует режим посещения подопечными учебных занятий в соответствии с расписанием.

2.5. Активно взаимодействует со школьным психологом, логопедом, дефектологом, медицинскими работниками, учителями- предметниками, классным руководителем и другими специалистами.

2.6. Осуществляет организационную и методическую помощь учителю в обучении детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивном классе.

2.7. Согласовывает образовательную деятельность учащихся с учителями.

2.8. Для выполнения образовательных задач использует приемы, методы и средства обучения, соответствующие уровню подготовки учащихся с особыми образовательными потребностями и согласованные с учителями и родителями детей.

2.9. Помогает адаптировать учебные программы под соответствующие образовательные возможности учащихся с особыми образовательными потребностями.

2.10. Осуществляет индивидуальное обучение учащихся с особыми образовательными потребностями в соответствии с учебной программой класса в случаях, когда обучение учеников в классе временно невозможно.

2.11. Осуществляет связь с родителями (законными представителями), оказывает им консультативную помощь, информирует (через учителя или лично) о ходе и перспективах освоения предметных знаний учащимися.

2.12. Аккуратно, систематически работает со школьной документацией в соответствии с требованиями образовательного стандарта, на основе Положения о классах инклюзивного обучения.

2.13. При необходимости ведет коррекционно-развивающую работу, принимает участие в педагогических консилиумах, педсоветах.

2.14. Участвует в работе М/О по повышению методического мастерства, в разработке методической темы, проведении семинаров и др.

2.15. Систематически повышает свою квалификацию путем самообразования и курсовой подготовки не реже одного раза в 5 лет.

2.16. Соблюдает правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

 III. Права

Тьютор имеет право:

3.1. Участвовать в управлении школой через общественные органы управления в порядке, определяемом Уставом учреждения.

3.2. Защищать свою профессиональную честь и достоинство.

3.3. Выбирать формы, методы, приемы обучения и воспитания (в соответствии с государственным образовательным стандартом, концепцией развития класса инклюзивного обучения).

3.4. Вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса, режима работы школы, улучшения сотрудничества с родителями.

3.5. Присутствовать на родительских собраниях, на занятиях других учителей.

3.6. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.

3.7. Иметь установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки, который не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев сокращения количества часов по учебным планам и программам, а также количества классов.

3.8. Пользоваться оплачиваемым удлиненным отпуском продолжительностью ___ календарных дней.

3.9. Иметь персональную разовую надбавку из накопительных средств социальной поддержки работников образования системы ЦО ОУОДО.

3.10. Требовать от руководства образовательным учреждением оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

IV. Ответственность

Тьютор несет ответственность:

4.1..За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2..За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3..За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.4. Несет персональную ответственность за качество преподавания, реализацию в полном объеме требований государственного образовательного стандарта.

4.5. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебно-воспитательного процесса согласно инструкции по технике безопасности.

4.6. Несет персональную ответственность за качественное и своевременное ведение необходимой документации.

 

    Должностная инструкция разработана в соответствии с  Законом РФ “Об образовании”, Трудовым кодексом РФ, «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденного постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37,  приложением 2 к Постановлению № 46 от 17.08.95 “Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ» и приложением к письму Минобразования России от 09.03.04 за № 03-51-48ин/42-03, Постановлением Правительства РФ от 03.04.03 №191 «О продолжительности рабочего времени».


 

Организация сопровождения детей ОВЗ


I. Оценка начальных навыков

Осознание и понимание специфических особенностей, характеризующих детей с расстройством аутистического спектра, является первым и ключевым этапом при процессе включения их в среду нормативно развивающихся сверстников.

Оценка навыков происходит в нескольких областях:

Навык обращения и общения. Может ли ребенок обращаться с просьбами к окружающим? Умеет ли он обращаться с просьбами к детям или только к взрослым? Каким образом ребенок выражает свои просьбы - словами, фразами, жестами, карточками PECS?Интересуется ли ребенок только конкретными и одиночными стимулами, или его интересуют более социально-значимые стимулы - внимание сверстников, социальное одобрение, информация, и т.д.?

Навык понимания речи. Насколько ребенок понимает обращенную к нему речь? Понимает ли он инструкции только в контексте ситуации, или может ориентироваться на словесные стимулы и вне контекста? Умеет ли ребенок реагировать на обращения сверстников, или только взрослых? Должны ли инструкции быть обращены напрямую к нему, или он может понять и выполнить инструкции, обращенные к группе?

Навык диалогической речи. Умеет ли ребенок отвечать на вопросы, или он повторяет фразы сказанные другим человеком? Может ли ребенок спонтанно комментировать различные события? Может ли он включиться в разговор на определенную тему? Может ли поддерживать тему разговора или всегда переводит разговор на тему, которая интересует только его?

Навыки игры. В какие игры умеет играть ребенок - настольные, подвижные, сюжетные? Может ли он играть совместно со сверстниками, или параллельно, не взаимодействуя? Может ли он в свободное время занять себя игрой или занимается самостимуляциями?

Академические навыки. Приобрел ли ребенок начальные навыки счета, письма, чтения, и насколько уровень этих навыков соответствует уровню знаний сверстников?

Навыки обучения. Умеет ли ребенок обучаться в групповом формате, или до настоящего момента он обучался только в индивидуальном формате? Есть ли у ребенка навык имитации, и может ли он копировать действия сверстников, или обучаться с помощью навыка имитации?

Проблематичное поведение. Присутствует ли у ребенка проблематичное поведение и в какой форме оно проявляется? В каких ситуациях может возникнуть нежелательное поведение и какова его функция?

Параллельно с оценкой интеллектуальных и речевых способностей проводится оценка развития навыков самостоятельности - может ли ребенок выполнять самостоятельно учебные задания, как быстро он приспосабливается к изменениям в окружающей среде, достаточно ли развиты навыки самопомощи и личной гигиены?

Также оценивается способность ребенка к обобщению обученных навыков, скорость приобретения им новых навыков и потребность в сопровождении взрослым в процессе инклюзии.

Роль тьютора

Вследствие особенностей восприятия, обучение в среде нормативно развивающихся сверстников не является простым и легким процессом для аутичного ребенка. Аутичному ребенку, у которого отставание в развитии речи, низкая социальная мотивация, а также гипер или гипо-чувствительность к отдельным раздражителям, сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого. Отсюда, сопровождение ребенка тьютором может стать основным, если не самым необходимым компонентом, который приведет к успеху в программе инклюзии (Harrower & Dunlap, 2001).

Однако роль тьютора не ограничивается лишь сопровождением ребенка. Тьютор является своего рода связующим звеном, основной задачей которого является координация взаимодействия между основными участниками инклюзивного процесса - самим ребенком, сверстниками, педагогом и родителями ребенка. Выполняя свою ключевую роль, тьютор целенаправленно работает над достижением основной цели - привести ребенка к максимально успешному развитию в инклюзивной среде, при этом нe нарушая кардинальным образом привычный уклад самой среды (т.е. не превращая инклюзивную среду в коррекционную).

С одной стороны, важно помочь ребенку приспособиться к социальным правилам, распорядку дня, сенсорным раздражителям, которые находятся в натуральной среде, а с другой стороны, научить окружающих (как взрослых, так и сверстников) с пониманием относиться к особенностям аутичного ребенка, и воспринимать его, как неотъемлемую часть.

Подготовка тьюторов

В западной практике нет строгих ограничений для набора на работу членов персонала, выполняющего роль тьютора. Тьюторы могут обладать минимальной квалификацией в области педагогики или психологии, а иногда и не иметь никакого профильного образования (Schepis, Reid, Ownbey & Parsons, 2001). Процесс подготовки тьюторов включает предоставление письменного руководства и вербальных инструкций, индивидуальное сопровождение и тренинг, ролевые игры и предоставление обратной связи.

Целью подготовки является обучение тьютора применять стратегии инклюзии разной степени интенсивности и уровня сопровождения (Parsons, Reid & Green,1996). Тьютор должен обладать умением выбрать подходящую стратегию в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Например, если у ребенка развито визуальное восприятие, то отдать предпочтение визуальным вспомогательным материалам. Если у ребенка низкая мотивация к обучению - выстроить внешнюю систему поощрений. Если у ребенка отсутствует инициатива для социального взаимодействия, тьютор организовывает окружающую среду таким образом, чтобы побудить и закрепить эту инициативу (Schepis, Reid, Ownbey & Parsons, 2001).

Также тьютору необходимо умение включать других детей в процесс работы с аутичным ребенком, и в последствии осуществлять инклюзию посредством сверстников. Для этого у тьютора должна присутствовать определенная харизма, а также навык применения поведенческих стратегий не только в работе с аутичным ребенком, но и с его сверстниками (Schepis, Reid, Ownbey & Parsons, 2001). В то время, как тьютор использует подсказки и поощрения, для того, чтобы научить аутичного ребенка реагировать на инструкции, он должен использовать подсказки и поощрения, для того, чтобы научить сверстника обращаться к аутичному ребенку с инструкциями и поощрять его. Например, когда учитель дает задание в классе списать с доски предложение, то вместо тьютора, к ребенку обратится его сверстник, и скажет: "Андрей, нужно переписать с доски. Смотри, как я делаю". Но для того, чтобы прийти к этому, тьютору на начальном этапе нужно обучить этого товарища обращаться к ребенку, и направлять его. А также обучить сопровождаемого ребенка смотреть на сверстника, и реагировать на его обращения. Постепенный переход от сопровождения взрослым к тьюторству сверстников и самостоятельному управлению собственной деятельностью, позволяет аутичному ребенку приобрести необходимые навыки и быть успешным в инклюзии (Harrower & Dunlap, 2001).

НейроNews, 9-й выпуск. Вот ссылка на интернет-издание: http://neuronews.com.ua/article/723.html


 

Невыдуманные истории

 


Опыт, задачи, проблемы.

 Деятельность тьютора в рамках инклюзивного

образования – это особая идеология специалиста,

исключающая по отношению к ребёнку раздражение,

пассивность, а также чрезмерную

жалость и стремление к гиперопеке

Проблема организации тьюторства, является неотъемлемой составной частью в общей структуре инклюзивного образовательно-воспитательного процесса.

 

Морозова Елена Магомедовна - методист, тьютор, ГБОУ СОШ № 830
Термин «тьютор» (англ. tutor от лат. tueor – наблюдаю, забочусь) получил распространение в профессиональном языке всего несколько лет назад, несмотря на то, что тьюторская система обучения была принята ещё в средневековье.

 

В последние годы, тьюторское сопровождение получило широкое распространение в нашей стране, как в системе среднего и высшего образования, так и в системе дополнительного образования. Это объясняется теми широкими возможностями, которые предоставляет тьюторство для осуществления в педагогической практике индивидуально-ориентированного, личностно - ориентированного и гуманитарного подходов.

 

 

В нашей школе в 2010 году началась реализация комплексной программы «Интегративное и инклюзивное образование». Нами была разработана программа инклюзивного образования как части образовательной программы, в том числе программа толерантного воспитания детей и подростков. Разработан и внедрён в систему работы с детьми инвалидами «Дневник индивидуального сопровождения» каждого инклюзивного ученика. Также идёт активное содействие самообразованию и повышению квалификации педагогов, участвующих в обучении инклюзивных детей. Заключены договора между образовательными учреждениями в рамках инклюзивной вертикали в каждом районе, а также с иными центрами и организациями, оказывающими содействие в развитии и оздоровлении детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Ведётся работа по размещению информации об инклюзивном обучении на сайте школы. Обеспечивается развитие МТБ в части приспособления среды для нужд детей-инвалидов в рамках выделенных бюджетных ассигнований и спонсорских средств.  Завершается разработка планов совместной работы в рамках инклюзивной вертикали.

Основанием для отбора детей-инвалидов при приёме в нашу школу является статус инвалида и медицинские заключения об отсутствии противопоказаний для обучения в общеобразовательной школе.

В группу специалистов, обеспечивающих процесс инклюзии входят: администрация школы (директор, завучи по УВР I и II ступеней и др.), ответственным является куратор инклюзивного образования, также в группу включены психологи старшей и начальной школы, логопед, медсестры, классные руководители классов, в которых обучаются дети-инвалиды. Некоторым учащимся требуется тьюторское сопровождение.

Этапы организации тьюторского сопровождения, обусловлены необходимостью постепенного включения ребёнка в различные учебные и внеучебные ситуации.

На предварительном этапе тьютор (куратор), обязан ознакомиться с результатами диагностики ребенка, проведенной школьным психологом, рекомендациями специалистов и медицинской картой ребенка.

Администрация школы представляет куратора родителям. Это знакомство очень важно для обеих сторон. Педагог имеет возможность разъяснить для себя некоторые детали, касающиеся поведения ребенка, узнать о его сильных сторонах, интересах, уровне развития социально-бытовых ориентировок. Родители, как правило, ограничиваются вопросами организационного характера, поскольку пытаются определить, как сопровождающий будет относиться к их ребенку, готов ли принять его отличительные особенности. Имеет смысл ознакомить родителей с функционалом куратора, где четко определены ответственность и обязанности его тьюторства. Тьютору (куратору) необходимо дать почувствовать родителям, что он заинтересован в работе с их ребенком и искренне нацелен на положительный результат.

Задачи куратора на начальном этапе обширны и от успешности их реализации во многом зависит судьба пребывания ребенка в школе:

1. Сопровождающий помогает ребенку освоиться в новом пространстве: запомнить расположение классов и кабинетов, спортзала, столовой, туалетов.

2. С помощью куратора ребенок постепенно вживается в роль ученика. Его обучают носить свой портфель, готовиться к урокам, запоминать имена и отчества учителей, соблюдать установленные правила поведения на уроках и переменах.

3. Поскольку у детей с ограниченными возможностями наблюдается незрелость форм межличностного взаимодействия и коммуникативных навыков, куратор должен использовать любую возможность общения своего подопечного с другими детьми (на переменах, праздниках, прогулках, в столовой и т.д.). Если необходимо, научить ребенка здороваться, благодарить, спрашивать разрешение, обращаться к взрослым на «Вы».

4. Дети-инвалиды, в большинстве своем, не посещают дошкольные учреждения и воспитываются дома, где родители либо чрезмерно опекают своего малыша, либо не знают, как научить его обычным бытовым вещам. Поэтому воспитательный процесс в период адаптации включает в себя мероприятия по привитию ребенку недостающих умений. Эта повседневная, последовательная работа требует немалого терпения. Необходимо избавить себя от поспешности, от соблазна, заменить усилия ребенка своей необоснованной помощью. Помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности.

5. С первых дней общения с ребенком куратор начинает вести педагогическое наблюдение за своим подопечным. Для этого заводится специальный дневник.

Накопленный опыт кураторской работы показывает, что сроки адаптации детей в школе очень индивидуальны и зависят от типа отклоняющегося развития.  У детей с ЗПР и ДЦП они варьируются от нескольких недель до 2-3-х месяцев; период адаптации значительно сокращается у детей, которые до школы посещали дошкольный центр психокоррекционной поддержки, т.к. планомерная коррекционно-развивающая работа с ними была начата значительно раньше.

Тьютор обязан при необходимости присутствовать на уроках, сопровождать ребенка во время внеклассных мероприятий (экскурсий, праздников, соревнований и т.д.), проводить с ним перемены. Многие дети, не обладая достаточными игровыми навыками, ограниченные в средствах общения, склонны либо к пассивному сидению, либо к бесцельному беганью. Пассивно проведенная перемена не дает возможности полноценного отдыха, обилие двигательной нагрузки может привести к перевозбуждению и, как следствие, затрудняет переключение ребенка на урок.

Проводя ежедневное наблюдение ребенка за самочувствием и поведением ребенка, куратор имеет возможность заметить проявления недомогания или переутомления. В первом случае необходимо обратиться с ребенком к школьному врачу, сообщить родителям (при резком ухудшении, температуре). Во втором – к завучу по УВР для урегулирования учебной нагрузки.

Для детей с особыми образовательными потребностями учеба является тяжелым трудом. Поэтому куратору постоянно необходимо заботиться о поддержании мотивации ребенка к обучению.

Так, например, наличие у детей выраженных проблем двигательного характера (ограниченные возможности самостоятельного перемещения, трудности контроля за движениями отдельных частей тела, проблемы пространственной организации двигательного акта) делают необходимым использование действий по подражанию, пассивно-активных и совместных действий, продумывание специального содержания деятельности детей, не требующего активного изменения положения тела и его частей.

   Различное состояние речевых возможностей требует перед использованием каждого методического приема, соотношения в нем вербальных и невербальных средств общения. При этом учитывается эмоциональное состояние детей с минимальными произносительными возможностями. Увеличивается количество иллюстративного материала, указывая на него, дети могут продемонстрировать его понимание или непонимание.

Для детей с отставанием в интеллектуальном развитии,  часто требуется дополнительное объяснение содержания задания и предварительная проверка его понимания. Отдельные виды упражнений и игр, литературные произведения следует упростить, выделить несколько этапов работы над ними.

     В отдельных случаях (особенно при работе с замкнутыми, малообщительными детьми, с нарушениями поведения) необходима индивидуальная психокоррекционная работа по развитию социальной направленности, обогащению представлений об окружающем, повышению социального статуса в детском объединении, формированию партнерских взаимоотношений.

Работа с родителями, планируется на психолого-педагогических консилиумах. Тьютор является связующим звеном родителей с педагогами и психологом. Основные направления работы с родителями:

 - Установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;    

 - Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;

 - Оказание родителям эмоциональной поддержки;

 - Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития;

 - Формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка;

 - Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного подхода, что предусматривает участие не только специалиста-психолога, но и всех других специалистов, наблюдающих ребенка: логопеда, врача, социального работника и др.

Важная роль в этом процессе принадлежит психологу. Психолог разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей, в зависимости от имеющихся проблем семейного воспитания «особого» ребенка.

 Таким образом, деятельность тьютора в рамках инклюзивного образования – это особая идеология специалиста, исключающая по отношению к ребёнку раздражение, пассивность, а также чрезмерную жалость и стремление к гиперопеке.

Необходимо ещё раз подчеркнуть, что успех организации инклюзивного образования всецело зависит от гибкости администрации, от наличия единомышленников в коллективе, от уверенности педагогов в правильности выбранного направления работы и от продуманной системы психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса.

Тем более, что в обществе уже имеется опыт создания подобных моделей образования и эффективность их деятельности подтверждена исследованиями, временем, родителями и самими детьми (учащимися), многие из которых изначально были признаны необучаемыми.

 

Хочу рассказать об ученице 7-го класса нашей школы, для которой я вот уже третий год являюсь тьютором. Самым важным показателем того, что интеграция необходима, явилось для меня абсолютное принятие классом (социальной средой) того факта, что девочка отличается от остальных детей как физически, так и психологически, а также отсутствие закомплексованности у самого ребенка. Это очень важно! Ведь она растёт и развивается, работает над собой и верит, что некоторые трудности при ходьбе и письме не помешают ей стать цельной и успешной личностью!

А самое главное, что у неё каждый день есть перед глазами пример учеников более старших классов с проблемами в здоровье, которые не пасуют перед трудностями, и не важно какими: подняться на 3 этаж самостоятельно (с диагнозом ДЦП) или пройти аттестацию со своим классом (что требует большего напряжения для всего организма даже здорового ребёнка). Такие ребята стараниями родителей и общественных организаций, посещают другие страны и не планируют останавливаться в изучении иностранных языков, физики и компьютерных технологий, которые помогут в дальнейшем не только жить полной жизнью, но и зарабатывать.

Моя же подопечная пока занимается своим здоровьем, развитием и образованием при помощи педагогов, одноклассников, администрации и родителей. Четыре дня в неделю по 5 уроков моя подопечная пятиклассница посещает школу и активно усваивает знания, не забывая готовить домашние задания и отвечать на уроке. В среду же – день иппотерапии, которая приносит этому ребенку уверенность в себе, навыки невербального взаимодействия.

 

ПРОФЕССИЯ

ТЬЮТОР

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

БЮЛЛЕТЕНЬ

 

Москва, 2013

 

             

 

Содержание

Предисловие 5
Основы профессии 6
Тьютор и ребенок с особенностями развития – успешное партнерство. 6
Организация тьюторской практики 10
Нормативно-правовое оформление тьюторской работы в ОУ 10
Необходимая документация тьютора 12
Проекты документов 18
К вопросу о разработке проекта профстандарта тьюторской деятельности 18
Материалы к разработке профстандарта, подготовленные ГРЦ ИПИО МГППУ 19
Профессиональный стандарт тьюторского сопровождения может быть принят уже в 2013 году (МТА) 21
ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК должностей руководителей, специалистов и служащих 25
Комментарии 28
Пример должностной инструкции тьютора в системе инклюзивного образования (ГБОУ ЦО №1429) 29
Организация сопровождения для детей различных категорий ОВЗ 33
Дети с ограниченными возможностями здоровья, что в основе - ограничения или возможности? 33
Зарубежный опыт 37
Сопровождение детей с РАС. Включение детей с РАС в общеобразовательную среду 37
Невыдуманные истории 45
Тьютор для детей с синдромом Дауна (из опыта работы. Преображенская Л.) 50
Тьютор в инклюзивной школе. (Хакамова А.М., ГБОУ СОШ №188) 53
Тьютерское сопровождение школьника с особыми образовательными потребностями: опыт, задачи, проблемы. (Морозова Е.М., ГБОУ СОШ №830)     59


Предисловие

 

Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для всех детей. Для полноценного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения необходимо создание специальных образовательных условий. Одним из таких условий является наличие специалиста сопровождения, который мог бы организовать образовательную среду таким образом, чтобы ребенок с ОВЗ был максимально успешен и при этом мог вписаться в коллектив школы или детского сада. Таким специалистом и является тьютор.

Методическое объединение тьюторов в системе инклюзивного образования, организованного при поддержке Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ, издает бюллетень, в котором знакомит читателей с новой специальностью – тьютор, с ее философско-ценностным подходом, с особенностями этой новой профессии, с организацией тьюторского сопровождения, зарубежным и отечественным опытом тьюторской деятельности. Мы готовы к сотрудничеству и ждем ваших отзывов и комментариев.

   Основы профессии

Тьютор и ребенок с особенностями развития
–  успешное партнерство.

От того, как сложатся отношения тьютора и ребенка с особенностями развития, зависит успешность включения ребенка в образовательную и социальную среду школы. Как тьютор может стать для ребенка с особенностями развития другом, партнером и помощником?

Карпенкова Инна Вячеславовна, кандидат социологических наук, психолог Учреждения "Наш Солнечный Мир", тьютор, член Тьюторской Ассоциации, член методобъединения ГРЦ ИПИО МГППУ  
Первое знакомство с ребенком. Необходимо выбрать подходящее место для первого знакомства. Это может быть комната в школе, в которой можно поиграть с ребенком, понаблюдать за ним, спросить, что ему интересно в комнате, во что вообще он любит играть, чем занимается в свободное время. Если ребенок пока не готов остаться наедине с тьютором, встреча может проходить в присутствии родителя. Важно, чтобы на первом этапе возникли первые симпатии тьютора и подопечного.

Заинтересовать ребенка в себе:

 – Я твой помощник на уроках, буду с тобой сидеть, можно?

– А еще мне интересно самому, как учат в твоем классе, это странно, что взрослый хочет быть на уроках среди детей, но мне это интересно!

После первой беседы у тьютора формируется предварительное представление об особенностях ребенка.

Следующий этап – формирование устойчивых партнерских отношений. Тьютор формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой. Для этого:

часто обращается к ребенку по имени;

часто смотрит ребенку в глаза;

использует телесное подбадривание – похлопывание по плечу, направляет движения подопечного с помощью уверенного направленного прикосновения. (В присутствии других детей не желательно водить ребенка за руку, если только речь не идет о ребенке, который не может без поддержки самостоятельно ходить).

использует приемы массажа пальцев руки (если ребенок много писал и устал), мышц плеч, спины для расслабления или, наоборот, активизации.

следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден и т.д.).

хвалит, подбадривает ребенка, вселяет уверенность, нередко на первых этапах формирует у ребенка представление, что учеба – это несложно, это очень просто и интересно.

Как хвалить ребенка:

«Ты молодец!», «Ну, ты герой, с таким большим заданием справился!», «Я тобой горжусь!», «А у меня не хватило бы терпения, а у тебя хватило!», «С тебя можно брать пример!». Можно похлопать по спине, говоря: «Отлично! Ты супергерой». Пожать крепко руку: «Ты совершил настоящий подвиг!». Приобнять со словами: «Молодчина! Умница!». Если ребенок понимает ценность цветных карточек как поощрения, то можно завести коробочку, куда тьютор за правильные ответы будет класть красные (отлично), синие (хорошо), зеленые (подумай еще раз) карточки. Или можно завести альбомчик для наклеек. Наклейки должны быть понятны и желаемы для ребенка.

Через 2-3 недели можно приступать к составлению индивидуального образовательного плана (ИОП) ребенка. Делать это раньше не целесообразно, так как период адаптации ребенка к школе может длиться достаточно долго, но примерно через месяц становится понятным «стиль поведения ребенка в школе». Составляя ИОП, необходимо учесть общую учебную нагрузку, возможность замены одних уроков другими, возможность выхода из класса и индивидуальное обучение, а также индивидуальные особенности ребенка (физические возможности). Тьютор участвует в составлении ИОП совместно с учителем класса, а также с завучем, по необходимости – с психологом и другими специалистами, курирующими инклюзивное образование. ИОП необходимо обсудить с родителями, возможно, придется внести коррективы.

Будни тьютора проходят очень насыщенно, так как тьютор координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.

Во время урока тьютор адаптирует для подопечного учебный материал, предлагая ему на выбор несколько заданий, стимулируя, тем самым самостоятельность в учебной деятельности. Если первое время тьютор сидит рядом с ребенком, он комментирует задания шепотом, чтобы не отвлекать других учеников. Варианты заданий необходимо, по возможности, заранее согласовать с учителем. Важно стимулировать внимание ребенка: «Смотри на доску; давай послушаем, что Мария Ивановна говорит; послушай, что отвечает Таня; Мария Ивановна говорит, что нужно открыть тетрадь, давай открывать; как думаешь, урок закончился?..»

Также тьютор помогает подопечному отдохнуть во время перемены – сопровождает в комнату отдыха, либо включает его в игры одноклассников. Важно, чтобы тьютор учитывал желания ребенка, чувствовал его, придавал уверенности, либо давал своему подопечному возможность расслабиться, побыть в тишине.


Важные принципы в работе с ребенком.

Партнерство, дружеская позиция. Ты учишься, а я помогаю тебе. Это моя работа. Я тоже устаю, мне самому иногда нужна помощь. Когда есть трудность – давай преодолевать ее вместе – это приведет к успеху.

Целеустремленность. Ребенок, благодаря тьютору должен понимать, к какой цели он идет. Решить 5 примеров – это цель. Смело отвечать на вопросы учителя – это цель. То есть цели могут быть очень маленькими, но, главное, достижимыми «здесь и сейчас».

Маленькая победа – большая радость. Для ребенка с особенностями развития очень важно чувствовать себя успешным.

Поощрение должно быть ценно ребенку. Смысл этого принципа в данном случае в том, чтобы ребенку были понятны поощрения, похвала. Тьютору потребуется найти для ребенка именно то поощрение, которое будет для него самым ярким (и при этом, конечно, социально приемлемым). Тьютор и сам должен радоваться хорошему, сопереживать неудачам так, чтобы ребенку были понятны эмоции его помощника.

 


Организация тьюторской практики

 

Нормативно-правовое оформление тьюторской работы в образовательных учреждениях

 

В мае 2008 года в России должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования. Включение тьютора в реестр профессий позволяет ввести должность в штатное расписание школы и оплачивать его работу из бюджетных средств.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится: «Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ОВЗ, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения» (http://www.edu.ru).

Приказ департамента образования города Москвы от 1 марта 2011 года №166 «Об утверждении Методических рекомендаций по составлению штатных расписаний государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы» обосновывает необходимость введения в штат дополнительных ставок специалистов, в том числе ставки тьютора.

В новом Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, в статье 79 прописано: «Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

Необходимость индивидуального сопровождения ребенка в образовательном учреждении тьютором может быть прописана в Индивидуальной программе реабилитации ИПР, если ребенок имеет инвалидность. Рекомендацию на тьюторское сопровождение может дать окружная психолого-медико-педагогическая комиссия ОПМПК (где можно и нужно прописать требования к квалификации тьютора, особенности сопровождения).

Остается еще много вопросов и проблем, касающихся оформления тьюторской деятельности, создания системы оплаты и материального стимулирования качества работы. В каждом образовательном учреждении, где появляются тьюторы или иные сотрудники, выполняющие тьюторские функции, фактически вырабатывается собственная модель, которая обеспечивается финансовыми, административными, организационными и прочими возможностями образовательного учреждения. Юридическое оформление тьюторской деятельности осуществляется в зависимости от нормативно-правовых и экономических возможностей ОУ:

- за счет введения должности тьютора в штатное расписание,

- за счет расширения или изменения существующих должностных обязанностей педагога, воспитателя, социального педагога, психолога;

Из существующего опыта различных ОУ можно использовать следующие варианты оплаты труда тьютора:

- финансирование деятельности тьютора из суммы, которая идет как повышающий коэффициент на реализацию образовательной услуги для детей с инвалидностью;

- организация платных дополнительных образовательных услуг (ПДОУ) по тьюторскому сопровождению;

- внесение нагрузки тьютора во внеаудиторную нагрузку педагогов по тарификации, которая создается в рамках новой системы оплаты труда (НСОТ);

- стимулирующие доплаты работникам ОУ, осуществляющим тьюторские функции, из фонда стимулирования качества работы в ситуации НСОТ.         

В любом варианте финансового оформления основные моменты организации работы тьютора могут выглядеть следующим образом:

– тьютор назначается на должность и освобождается от должности директором школы через издание приказа, заключение трудового договора или заключение Договора о возмездном оказании образовательной услуги;

– тьютор закрепляется за отдельным учащимся, группой учащихся или классом в соответствии с Положением об организации тьюторской работы в школе и Договором о предоставлении образовательных услуг между школой и родителями (законными представителями учащихся);

– за выполнение работы тьютор получает ежемесячное вознаграждение согласно условиям оплаты.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 247.