Устойчивое развитие как правовая категория
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В 1968 г был создан римский клуб – это неправительственная, международная организация, цель которой было понимание особенностей развития человечества в эпоху научно – технического прогресса и способствованию привлечения внимания общественности к нарастающим глобальным проблемам. В этот клуб входили представители разных наук и общественных сфер. В 1987 г. комиссией ООН был принят доклад «Наше общее будущее, в котором был поставлен вопрос о необходимости принятия новой концепции устойчивого развития». Устойчивое развитие – это развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего поколения, не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности и включает в себя 2 основных понятия: потребность и ограничение. В 1992 г в Рио прошла конференция ООН, где провозглашается формирование новой модели устойчивого развития для решения глобальных проблем. В РФ в 90 – е были приняты указы, направленные на политику устойчивого развития. Устойчивое развитие (УР) применяется к России в целом, территории субъектов РФ и мун образований, отраслям народного хозяйства, а также к отдельным элементам отраслей (предприятий). УР предполагает гармоничное сочетание 3 элементов:

· Природа

· Общество

· Хозяйство

В соответствии с ГК устойчивое развитие территорий обеспечивается 2 правовыми институтами:

1) Территориальное планирование – это планирование развития территорий в т.ч путем установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального, регионального или местного значения

2) Градостроительное зонирование – сложный институт, вид правоотношения, правовая процедура

Устойчивое развитие – принцип градостроительного законодательства

Категория интереса в праве

В юриспруденции данная категория была введена Иерингом. Право, по его мнению, – это защищенный государством интерес. В дальнейшем всплеск к этой категории появился в нач. 20 в. в трудах Шершеневича, Победоносцева и др. В советский период – Иоффе, Бенедиктов. На сегодняшний день были сделаны 3 основных вывода:

1) Интерес имеет определяющее значение в правотворчестве и правоприменении

2) Ошибочно сводить интерес к потребностям

3) Нельзя интерес сводить к благу

Существует 3 основных концепции, дающих понятие интерес

1. Объективная концепция, по которой интерес существует объективно вне воли или сознания человека

2. Субъективная концепция: интерес – это результат воли и сознания человека

3. Смешанная концепция: наличие как объективного, так и субъективного интереса

По способу закрепления существует 2 формы интереса:

1) Имплицитная – закрепляется интерес в НПА открыто

2) Эксплицитная – закрытая форма – прямо интерес не поименован, но он явствует из соответствующей нормы – чаще встречаемая в НПА

Например, утраченный интерес, корыстная заинтересованность, права и законные интересы…

Особенностью градостроительного законодательства – призвано обеспечить гармонию публичного и частного интереса – экономические и экологические интересы.

Планирование как средство обеспечения устойчивого развития

Основные понятие и виды планирования

Планирование – это деятельность спец субъектов по разработке и реализации основных направлений деятельности Правительства РФ, планов деятельности ОГВ S РФ, планов в сфере социально – экономического развития и обеспечения безопасности государства.

Есть ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» от 28.06.14 г.

3 уровня документов стратегического планирования по данному закону:

1) Документы стратегического планирования РФ:

· Ежегодное послание Президента РФ

· Стратегия социально – экономического развития РФ

· Стратегия национальной безопасности РФ

· Прогноз социально – технического развития РФ

· Прогноз социально – экономического развития на долгосрочный период

· Государственные программы РФ

· Стратегия пространственного развития РФ

· Схемы территориального планирования РФ

2) Документация на уровне РФ:

· Прогноз социального – экономического развития S РФ на среднесрочный период

· Бюджетный прогноз S РФ

· Документы стратегического планирования

· Гос программы субъекта РФ

· Схемы территориального планирования S РФ

3) Уровень муниципальных образований:

· Стратегия социально – экономического развития МО

· План реализации стратегии МО

· Бюджетный прогноз МО

· Прогноз социально – экономического развития на среднесрочный и долгосрочный период

· Муниципальные программы

В силу ГК на основании стратегий развития отдельных отраслей экономики, прогнозов социально – экономического развития S РФ и МО, межгосударственных программ осуществляется подготовка документов территориального планирования, которые предусматривают строительство федеральных объектов, объектов регионального и местного значения, а также разработку инвестиционных программ в сфере коммунального комплекса.

Территориальное планирование в РФ во многом берет свое начало из зарубежного законодательства – Международная конвенция пространственного планирования и Декларация европейского парламента о пространственном планировании. Пространственное планирование – Европейский термин, в США – это комплексное планирование.

В советское время НПА в этой сфере принимались, чтобы обеспечить рост промышленных предприятий и военной промышленности, т.к не было экологической проблемы и проблемы обеспечения интересов частных лиц.

В наше время путем территориального планирования решаются следующие задачи:

· Формирование однородной и качественной городской среды

· Модернизация инфраструктуры (изменения в лучшую сторону)

· Реконструкция промышленных предприятий (подальше от жилых зон)

· Экономия энергии и ресурсов

· Развитие общественного и велосипедного транспорта

На сегодняшний день приоритеты ТП (территориального планирования):

1) Отказ от экстенсивного развития городов (когда все плотно строится)

2) Создание качественной архитектуры и комфортной среды проживания

Когда нет градостроительного регламента, то вид определяется территориальным планированием.

Значение и виды документов территориального планирования

Цели ТП:

1) Обеспечение учетов интересов МО

2) Обеспечение устойчивого развития территорий

3) Развитие инженерной, транспортной, социальной сфер

Уровни документов ТП:

1) Документы (схемы) ТП РФ

2) Документы (схемы) ТП S РФ

3) Документы ТП МО (схемы ТП муниципальных районов, генеральные планы городских и сельских поселений и генеральные планы городских округов)

Значение этих документов:

· Данные документы обязательны для ОГВ, ОМСУ – при принятии ими решении, связанных со строительством и иным развитием территорий;

· За исключением отдельных случаев, установленных ФЗ, решения о резервировании земель, об изъятии ЗУ для гос и мун нужд, о переводе земель или ЗУ из одной категории в другую и решения о предоставлении ЗУ, предназначенных для размещения объектов федерального, регионального и местного значения, принимаются только, если размещение таких объектов предусмотрено документами территориального планирования

· Такие документы могут быть в основе изменения границ МО

· Они являются основой для разработки правил землепользования и застройки, документации по планировке территории

Документы ТП – это в основном карты, могут быть генеральные планы, сами по себе карты определяют правовой режим территории.

Сроки действия документов ТП:

1) Схемы ТП всех уровней, предусматривающие размещение линейных объектов, принимаются минимум на 20 лет. Для иных не линейных объектов – минимальный срок 10 лет

2) Генеральные планы предусматриваются на срок минимум 20 лет, и рекомендуется принимать документы по реализации генеральных планов на срок 30 – 40 лет.

Реализация документов ТП осуществляется следующим путем:

1. Подготовка и утверждение документации по планировке территории

2. Создание объектов федерального, регионального, местного значения

3. Принятие решений об изъятии ЗУ для гос или мун нужд о резервировании ЗУ или о переводе земель или ЗУ

Содержание документов ТП:

1. Схемы ТП РФ – принимаются в следующих областях: федеральный транспорт, автомобильные дороги федерального значения, оборона страны и безопасности государства, энергетические объекты, схема по высшему образованию, здравоохранение. Такие схемы утверждаются Правительством РФ, кроме Минобороны. Состав схем:

· Положение о территориальном планировании в текстовой форме (назначение объекта, местонахождение, выпуск продукции и т.д., характеристика зон с особыми условиями)

· Графическая часть (как одна, так и несколько карт)

2. Схемы ТП S РФ – содержат информацию по размещению объектов в следующих областях: транспорт (но уже, чем в федеральном значении), автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения, образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, предупреждение чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и иные области в соответствии с полномочиями субъекта РФ. Утверждается схема высшим органом ИВ субъекта при согласовании с РФ и с субъектами – соседями.

3. Схемы ТП МО – утверждаются представительным органом МСУ:

· Генеральный план поселений, городских округов – принимается соответствующим органом

Сельская администрация может принять решение об отсутствии необходимости разработки генерального плана:

· Не предполагается изменение существующего использования территории и отсутствует утвержденная программа его комплексного развития

· Если по документам ТП РФ, S РФ не предусмотрено размещение объектов федерального, регионального значения

Области принятия таких схем ТП МО: электро и газоснабжение поселений, автомобильные дороги местного значения, образование и здравоохранение, физическая культура и спорт, обработка и размещение твердых коммунальных отходов. По общему правилу ген планы принимаются в соответствии с проведением общественных слушаний, они не проводятся, если осуществляется внесение изменений в действующий ген план в целях жилищного строительства и размещения рекреационных зон. Ген планы принимаются с учетом результатов публичных слушаний, предложений заинтересованных лиц, региональных, местных нормативов градостроительного проектирования. Состав ген плана:

1) Положения о ТП

2) Карта размещения объектов местного значения

3) Карта границ населенных пунктов, входящих в состав поселений или городского округа

4) Карта функциональных зон (зоны планируемого развития) поселений или городского округа

Дата: 2019-07-24, просмотров: 209.