В 1968 г был создан римский клуб – это неправительственная, международная организация, цель которой было понимание особенностей развития человечества в эпоху научно – технического прогресса и способствованию привлечения внимания общественности к нарастающим глобальным проблемам. В этот клуб входили представители разных наук и общественных сфер. В 1987 г. комиссией ООН был принят доклад «Наше общее будущее, в котором был поставлен вопрос о необходимости принятия новой концепции устойчивого развития». Устойчивое развитие – это развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего поколения, не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности и включает в себя 2 основных понятия: потребность и ограничение. В 1992 г в Рио прошла конференция ООН, где провозглашается формирование новой модели устойчивого развития для решения глобальных проблем. В РФ в 90 – е были приняты указы, направленные на политику устойчивого развития. Устойчивое развитие (УР) применяется к России в целом, территории субъектов РФ и мун образований, отраслям народного хозяйства, а также к отдельным элементам отраслей (предприятий). УР предполагает гармоничное сочетание 3 элементов:
· Природа
· Общество
· Хозяйство
В соответствии с ГК устойчивое развитие территорий обеспечивается 2 правовыми институтами:
1) Территориальное планирование – это планирование развития территорий в т.ч путем установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального, регионального или местного значения
2) Градостроительное зонирование – сложный институт, вид правоотношения, правовая процедура
Устойчивое развитие – принцип градостроительного законодательства
Категория интереса в праве
В юриспруденции данная категория была введена Иерингом. Право, по его мнению, – это защищенный государством интерес. В дальнейшем всплеск к этой категории появился в нач. 20 в. в трудах Шершеневича, Победоносцева и др. В советский период – Иоффе, Бенедиктов. На сегодняшний день были сделаны 3 основных вывода:
1) Интерес имеет определяющее значение в правотворчестве и правоприменении
2) Ошибочно сводить интерес к потребностям
3) Нельзя интерес сводить к благу
Существует 3 основных концепции, дающих понятие интерес
1. Объективная концепция, по которой интерес существует объективно вне воли или сознания человека
2. Субъективная концепция: интерес – это результат воли и сознания человека
3. Смешанная концепция: наличие как объективного, так и субъективного интереса
По способу закрепления существует 2 формы интереса:
1) Имплицитная – закрепляется интерес в НПА открыто
2) Эксплицитная – закрытая форма – прямо интерес не поименован, но он явствует из соответствующей нормы – чаще встречаемая в НПА
Например, утраченный интерес, корыстная заинтересованность, права и законные интересы…
Особенностью градостроительного законодательства – призвано обеспечить гармонию публичного и частного интереса – экономические и экологические интересы.
Планирование как средство обеспечения устойчивого развития
Основные понятие и виды планирования
Планирование – это деятельность спец субъектов по разработке и реализации основных направлений деятельности Правительства РФ, планов деятельности ОГВ S РФ, планов в сфере социально – экономического развития и обеспечения безопасности государства.
Есть ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» от 28.06.14 г.
3 уровня документов стратегического планирования по данному закону:
1) Документы стратегического планирования РФ:
· Ежегодное послание Президента РФ
· Стратегия социально – экономического развития РФ
· Стратегия национальной безопасности РФ
· Прогноз социально – технического развития РФ
· Прогноз социально – экономического развития на долгосрочный период
· Государственные программы РФ
· Стратегия пространственного развития РФ
· Схемы территориального планирования РФ
2) Документация на уровне РФ:
· Прогноз социального – экономического развития S РФ на среднесрочный период
· Бюджетный прогноз S РФ
· Документы стратегического планирования
· Гос программы субъекта РФ
· Схемы территориального планирования S РФ
3) Уровень муниципальных образований:
· Стратегия социально – экономического развития МО
· План реализации стратегии МО
· Бюджетный прогноз МО
· Прогноз социально – экономического развития на среднесрочный и долгосрочный период
· Муниципальные программы
В силу ГК на основании стратегий развития отдельных отраслей экономики, прогнозов социально – экономического развития S РФ и МО, межгосударственных программ осуществляется подготовка документов территориального планирования, которые предусматривают строительство федеральных объектов, объектов регионального и местного значения, а также разработку инвестиционных программ в сфере коммунального комплекса.
Территориальное планирование в РФ во многом берет свое начало из зарубежного законодательства – Международная конвенция пространственного планирования и Декларация европейского парламента о пространственном планировании. Пространственное планирование – Европейский термин, в США – это комплексное планирование.
В советское время НПА в этой сфере принимались, чтобы обеспечить рост промышленных предприятий и военной промышленности, т.к не было экологической проблемы и проблемы обеспечения интересов частных лиц.
В наше время путем территориального планирования решаются следующие задачи:
· Формирование однородной и качественной городской среды
· Модернизация инфраструктуры (изменения в лучшую сторону)
· Реконструкция промышленных предприятий (подальше от жилых зон)
· Экономия энергии и ресурсов
· Развитие общественного и велосипедного транспорта
На сегодняшний день приоритеты ТП (территориального планирования):
1) Отказ от экстенсивного развития городов (когда все плотно строится)
2) Создание качественной архитектуры и комфортной среды проживания
Когда нет градостроительного регламента, то вид определяется территориальным планированием.
Значение и виды документов территориального планирования
Цели ТП:
1) Обеспечение учетов интересов МО
2) Обеспечение устойчивого развития территорий
3) Развитие инженерной, транспортной, социальной сфер
Уровни документов ТП:
1) Документы (схемы) ТП РФ
2) Документы (схемы) ТП S РФ
3) Документы ТП МО (схемы ТП муниципальных районов, генеральные планы городских и сельских поселений и генеральные планы городских округов)
Значение этих документов:
· Данные документы обязательны для ОГВ, ОМСУ – при принятии ими решении, связанных со строительством и иным развитием территорий;
· За исключением отдельных случаев, установленных ФЗ, решения о резервировании земель, об изъятии ЗУ для гос и мун нужд, о переводе земель или ЗУ из одной категории в другую и решения о предоставлении ЗУ, предназначенных для размещения объектов федерального, регионального и местного значения, принимаются только, если размещение таких объектов предусмотрено документами территориального планирования
· Такие документы могут быть в основе изменения границ МО
· Они являются основой для разработки правил землепользования и застройки, документации по планировке территории
Документы ТП – это в основном карты, могут быть генеральные планы, сами по себе карты определяют правовой режим территории.
Сроки действия документов ТП:
1) Схемы ТП всех уровней, предусматривающие размещение линейных объектов, принимаются минимум на 20 лет. Для иных не линейных объектов – минимальный срок 10 лет
2) Генеральные планы предусматриваются на срок минимум 20 лет, и рекомендуется принимать документы по реализации генеральных планов на срок 30 – 40 лет.
Реализация документов ТП осуществляется следующим путем:
1. Подготовка и утверждение документации по планировке территории
2. Создание объектов федерального, регионального, местного значения
3. Принятие решений об изъятии ЗУ для гос или мун нужд о резервировании ЗУ или о переводе земель или ЗУ
Содержание документов ТП:
1. Схемы ТП РФ – принимаются в следующих областях: федеральный транспорт, автомобильные дороги федерального значения, оборона страны и безопасности государства, энергетические объекты, схема по высшему образованию, здравоохранение. Такие схемы утверждаются Правительством РФ, кроме Минобороны. Состав схем:
· Положение о территориальном планировании в текстовой форме (назначение объекта, местонахождение, выпуск продукции и т.д., характеристика зон с особыми условиями)
· Графическая часть (как одна, так и несколько карт)
2. Схемы ТП S РФ – содержат информацию по размещению объектов в следующих областях: транспорт (но уже, чем в федеральном значении), автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения, образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, предупреждение чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и иные области в соответствии с полномочиями субъекта РФ. Утверждается схема высшим органом ИВ субъекта при согласовании с РФ и с субъектами – соседями.
3. Схемы ТП МО – утверждаются представительным органом МСУ:
· Генеральный план поселений, городских округов – принимается соответствующим органом
Сельская администрация может принять решение об отсутствии необходимости разработки генерального плана:
· Не предполагается изменение существующего использования территории и отсутствует утвержденная программа его комплексного развития
· Если по документам ТП РФ, S РФ не предусмотрено размещение объектов федерального, регионального значения
Области принятия таких схем ТП МО: электро и газоснабжение поселений, автомобильные дороги местного значения, образование и здравоохранение, физическая культура и спорт, обработка и размещение твердых коммунальных отходов. По общему правилу ген планы принимаются в соответствии с проведением общественных слушаний, они не проводятся, если осуществляется внесение изменений в действующий ген план в целях жилищного строительства и размещения рекреационных зон. Ген планы принимаются с учетом результатов публичных слушаний, предложений заинтересованных лиц, региональных, местных нормативов градостроительного проектирования. Состав ген плана:
1) Положения о ТП
2) Карта размещения объектов местного значения
3) Карта границ населенных пунктов, входящих в состав поселений или городского округа
4) Карта функциональных зон (зоны планируемого развития) поселений или городского округа
Дата: 2019-07-24, просмотров: 209.