Учебно-методический комплекс
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРАВОВЕДЕНИЕ

Учебно-методический комплекс

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

 « Правоведение»

Содержание

1. Государственный образовательный стандарт по дисциплине. …………….…………... 3

2. Рабочая программа дисциплины…………………………………………............................ 3

2.1.Пояснительная записка…………………………………………………………………........ 3

2.1.1. Место дисциплины в учебном процессе……………………………………………………5

2.1.2. Цели и задачи изучения дисциплины………………………………………………………5

2.1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины ……………………………. 5

2.1.4. Методики и технологии изучения дисциплины. Комментарии к применению...………6

2.1.5. Объем дисциплины, виды учебной работы и форма контроля (очная форма обучения)..7 2.1.6 Объем дисциплины, виды учебной работы и форма контроля

(заочная форма обучения) ………………………………………………………………………… 9

2.2. Содержание дисциплины (по разделам и темам) ………..……………………………….. 9

2.3 Содержание практических занятий и учебно-методические рекомендации к ним…12

2.3.1 Содержание практических занятий ……………………………………………………… 12

2.3.2 Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям ……………………….. 12 

2.4 Задания для самостоятельной работы студентов и учебно-

методические рекомендации к ним ………………………………………………………….. 24

2.4.1 Учебно-методические рекомендации к самостоятельной работе ………………………..24

2.4.2 Задания для самостоятельной работы …………………………………………………….. 25

2.4.3 Темы для реферирования …………………………………………………………………... 57

2.5 Основные понятия курса ………...................................................................................…........59

2.6. Формы и содержание контроля за усвоением знаний ………………………………… 65

2.6.1 Тесты ……………………………………………………………………….............................65    

2.6.2 Вопросы к зачёту …………………………………………………………………………….73

2.6.5 Критерии оценки результатов освоения дисциплины ……………………………………75

2.7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………………………….76

2.7.1 Литература …...........................................................................................................................76

2.7.2 Карта учебно-методического обеспечения дисциплины …………………………………78

2.8 Задания для студентов заочного отделения ........................................................................79

2.8.1 Варианты контрольных работ ………………………………………………………………80

2.8.2 Правила оформления контрольной работы ………………………………………………. 80

2.8.3 Перечень вопросов к итоговой форме аттестации ………………………………………...84

 

 

 

 

1. Государственный образовательный стандарт по дисциплине

 

Выписка из Государственного образовательного стандарта

 

 

ГСЭ.Ф Федеральный компонент  
ГСЭ. Ф.06 Правоведение: Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Правовое государство. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.  

 

 

2. Рабочая программа по дисциплине «Правоведение» для студентов неюридических специальностей.

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Правоведение» входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Данный курс предназначен для изучения студентами неюридических специальностей в соответствии с государственным образовательным стандартом. Содержание курса базируется на знаниях, полученных в общеобразовательной школе при изучении дисциплины «обществознание».

Программа курса даёт возможность ознакомления с актуальными проблемами современного российского законодательства и получения необходимого юридического минимума для будущей профессиональной деятельности. Акцентируется внимание на главных отраслях системы права (конституционном, административном, гражданском, трудовом, семейном, уголовном). Программа состоит из четырёх разделов, каждый из которых является логическим продолжением предыдущего, находится в тесной взаимосвязи с ним.

Первый раздел «Основы теории государства и права» даёт представление о государстве как важнейшей политической и территориальной организации общества. Характеризуются формы государственного правления, государственного устройства, политических режимов; рассматривается правовое государство как высшая ступень развития демократии.

Данный раздел  позволяет уяснить основные понятия теории права, а именно что такое право, норма права, система, источники права. Изучаются основания возникновения и виды правоотношений, признаки и виды правонарушений, виды юридической ответственности.

Во втором разделе  «Конституция Российской Федерации – основной закон государства» студенты изучают основы конституционного строя России правовой статус человека и гражданина в РФ, систему органов государственной власти страны. Особое внимание уделяется изучению судебной системы РФ и ее отдельных элементов. Раздел знакомит студентов с организацией и деятельностью государственных и негосударственных правоохранительных органов.

Третий раздел «Характеристика отраслей системы российского права» посвящён ознакомлению с основными отраслями права, существующими в российской правовой системе, даётся краткая характеристика ключевых вопросов семейного, трудового, гражданского, уголовного, административного экологического права.

Четвёртый раздел «Правовые основы защиты государственной тайны» дает представление о нормативно-правовых актах в области защиты информации и государственной тайны, раскрывает понятие государственной тайны, формы допуска к ней и юридической ответственности за нарушение государственной тайны.

2.2.1 Место дисциплины в учебном процессе

Данный курс тесным образом связан с такими дисциплинами, изучаемыми в вузе, как политология, история, философия, социология. Базовые знания, полученные при изучении правоведения, используются в последующем в курсе «правовое обеспечение профессиональной деятельности».

2.1.2 Цели и задачи дисциплины

Цель – развитие у студентов правовой компетентности, обеспечивающей теоретическую и практическую готовность и способность будущего специалиста осуществлять профессиональную деятельность

Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:

- вооружить знаниями об основах российской правовой системы и законодательства, организации и функционировании судебных и иных правоохранительных и правоприменительных органов, правовых нормах в сфере своей профессиональной деятельности;

- выработка способностей к теоретическому анализу правовых ситуаций, навыков реализации своих прав в социальной сфере в широком правовом контексте;

- сформировать умения и навыки реализации прав и свобод в широком правовом контексте, а также использования возможностей правовой системы России

- развитие правовой и политической культуры студентов;

- формирование культурно-ценностного отношения к праву, закону, ценностям правового государства.

2.1.3 Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:

- о взаимосвязи государства и права, их роли в жизни современного общества;

- о юридической силе различных источников права и механизме их действия;

- о системе российского права;

 - о механизме защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.

   знать :

 - основные положения Конституции РФ;

- содержание основных прав и свобод человека;

- систему органов государственной власти и органов местного самоуправления Российской Федерации;

- основания, принципы, виды юридической ответственности;

- основы семейного, трудового, гражданского, уголовного и административного права, экологического;

- правовые средства защиты государственной, служебной и коммерческой тайн.

уметь:

- анализировать нормативные правовые документы (цель принятия, задачи, затронутые проблемы, юридическую терминологию, адресат, значение);

- применять применить на практике способы и средства защиты прав и свобод физических и юридических лиц. 

 

2.1.4 Методики и технологии изучения дисциплины. Комментарии к применению

В основе технологий обучения студентов по курсу «Правоведение» должны лежать следующие подходы:

- активно-деятельностная форма освоения содержания курса;

- системность, последовательность, глубина изложения содержания;

- диалоговый характер обучения;

- самостоятельная работа как основной фактор самообразования студентов.

Образовательный процесс по дисциплине строится на основе комбинации следующих образовательных технологий. Интегральную модель образовательного процесса по дисциплине формируют технологии методологического уровня: модульно-рейтинговое, контекстное обучение, развивающее обучение, элементы технологии развития критического мышления.

Реализация данной модели предполагает использование следующих технологий стратегического уровня (задающих организационные формы взаимодействия субъектов образовательного процесса), осуществляемых с использованием определенных тактических процедур:

– лекционные (вводная лекция, информационная, лекция-презентация, проблемная лекция и др.);

– практические (работа в малых группах, обсуждение и решение конкретных правовых ситуаций, использование видеоматериалов);

– активизации творческой деятельности (приемы технологии развития критического мышления (прием «синквейн», прием «заметки на полях», прием «кластер», прием «инсерт», дискуссия, игры и др.);

– самоуправления (самостоятельная работа студентов) (подготовка рефератов, работа с источниками по темам дисциплины, создание словаря терминов по материалам модулей, написание эссе по проблеме, подготовка презентаций по темам домашних работ и др).

Рекомендуется использование информационных технологий при организации коммуникации со студентами для представления информации, выдачи рекомендаций и консультирования по оперативным вопросам (электронная почта), использование мультимедиа-средств при проведении лекционных и практических занятий.

2.1.5 Объём учебной дисциплины,

К теме 1.5 «Система права»

Задания для самостоятельной работы.

1. Определите, к каким отраслям права относятся следующие институты права:

1) социальное партнерство в сфере труда;

2) право собственности и другие вещные права;

3) права и обязанности супругов;

4) пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений;

5) разрешение жилищных споров;

6) исполнение наказания в виде лишения свободы.

 

2. Установите соответствие:

1. романо-германская правовая система; 2. англо-саксонская правовая система; 3. мусульманская правовая система А. кодифицированность законодательства; Б. основной источник – доктрина; В. правовой прецедент как форма права

 

3. Составьте таблицу «Отрасли права Российской Федерации».

 

  Отрасль права Краткая характеристика отрасли (предмет и метод правового регулирования)   Источники
     
     
     

 

Рекомендуемая литература

1. Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. Саратов, 1994.

2. Синюков В.Н.,Григорьев Ф.А. Правовая система. Вопросы правореализации. Саратов, 1994.

3. Соцуро Л.В. Неофициальное толкование норм права. М., 2000.

Задача №1.

1. После 10 лет совместной жизни, супруги Громовы расторгли брак. В суде, при разделе совместно нажитого имущества Громова просила признать за ней право на половину гонорара, полученного её мужем за издание книги, написанной в период совместной жизни. Громов требовал раздела библиотеки, полученной женой в наследство, так как она не представляла интереса для нее, а ему была необходима для научной работы.

Обоснованы ли их претензии друг к другу?

 

Задача №2.

20-летний Григорьев и 17-летняя Силина решили зарегистрировать брак в органах ЗАГС. Какие действия им необходимо совершить?

Задача №3.

Молодые супруги Светлана и Игорь, вступая в брак, поклялись друг другу в верности на всю жизнь. Своё обязательство не расторгать брак они зафиксировали письменно и, скрепив подписями, положили в шкатулку с фамильными ценностями. Через год Игорь приехав из отпуска, признался, что полюбил другую женщину. Светлана сказала, что согласилась бы на развод, если бы не было заключённого соглашения.

Разрешите данную ситуацию.

Рекомендуемая литература.

1. Конституция РФ. М.,1993.

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ

3. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ

4. Антокольская М.В. Семейное право. М., 1996.

5. Кутафин О.Е. Основы государства и права. – М.: Юрист, 2005.

6. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. – М.: Зерцало, 2001.

7. Морозова Л.А. Основы права. – М., 2001.

8. Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. – М., 2005.

9. Соколов А.Н. Правоведение: Учеб. опорный конспект. – Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2002.

 

Решите задачи.

Задача №1.

Наташа купила весенние полусапожки. Срок гарантии на обувь был установлен в один месяц. На следующий день после покупки она уехала в командировку и вернулась только через 29 дней. Поэтому первый раз Наташа надела обувь только в последний день гарантийного срока. Оказалось, что во время ходьбы на одном сапоге расстёгивается молния. На следующий день Наташа принесла сапожки в магазин. Товаровед признала, что дефект есть, но принять сапоги отказалась по причине истечения срока гарантии. Наташа решила проконсультироваться с юристом.

Какую консультацию должен дать юрист? Обоснуйте свой ответ.

Задача №2.

В практике защиты прав потребителей описан случай, когда пожилая женщина подала судебный иск против компании-производителя микроволновых печей. Она решила высушить там свою болонку, а та не перенесла воздействия новой техники. В инструкции по применению не было сказано, что в микроволновой печи нельзя сушить болонок.

Какое решение, по вашему мнению, вынес суд? Объясните свой ответ.

Задача №3.

В каких случаях для определения достаточно иметь гражданскую правоспособность (отметьте цифрой 1)? Когда нужно иметь гражданскую дееспособность (отметьте цифрой 2)?

1) стать наследником дома;

2) покупать автомобиль;

3) быть автором литературного произведения;

4) брать на хранение ценные вещи;

5) принимать в подарок ценную вещь.

2.4. Рекомендуемая литература.

1. Конституция РФ. М.,1993.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ

3. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»

4. Безбах В.В., Пучинский В.К. Основы российского гражданского права: Учебное пособие. – М., 1995.

5. Гражданское право: Учебник. В 3 т./ Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. – М., 2002.

6. Гришанов С.П. Гражданское право в вопросах и ответах. М., 1999.

7. Кутафин О.Е. Основы государства и права. – М.: Юрист, 2005.

8. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права – М.: Зерцало, 2001.

9. Морозова Л.А. Основы права. – М.,2001.

10. Соколов А.Н. Правоведение: Учеб. опорный конспект.- Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2002.

Задача №1.

18-летняя секретарь суда Фёдорова Света учится на первом курсе заочного отделения юридического вуза, имеющего государственную аккредитацию, который расположен в другом городе. Высшее образование Света получает впервые.

На какие льготы со стороны работодателя она может рассчитывать?

Задача №2.

В связи со сменой собственника организации главный бухгалтер ОАО «Ребус» Воронов и кассир Холодов были уволены. Не согласившись с увольнением, они обратились в суд с иском о восстановлении на работе.

Правомерно ли увольнение этих работников? Является ли смена собственника основанием для увольнения работников организации?

Задача №3.

Буфетчица школы Бажова по дороге на работу стала свидетельницей дорожно-транспортного происшествия, в результате которого серьёзно пострадал пешеход. Работники милиции привлекли её в качестве свидетеля. Директор школы уволила Бажову, объяснив, что прежде чем соглашаться давать показания, она должна бала тщательно взвесить все «за» (помощь милиции) и «против» (голодными на весь день остались несколько учеников школы).

Законно ли поступил директор школы?

Рекомендуемая литература.

1. Конституция РФ. М.,1993 .

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ

3. Гейхман В.Л., Дмитриева И.К. Трудовое право. – М.,2002.

4. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права – М.: Зерцало, 2001.

5. Крапивин О.М., Власов В.И. Трудовой договор – М.,2005.

6. Кутафин О.Е. Основы государства и права – М.: Юрист, 2005.

7. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права – М.: Зерцало, 2001.

8. Морозова Л.А. Основы права.- М., 2001.

9. Соколов А.Н. Правоведение: Учеб. опорный конспект.- Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2002.

Задача №3.

Третьяков, будучи в нетрезвом состоянии, проходя по безлюдной улице, увидел впереди себя Прошкина. Догнав последнего, он сорвал с него меховую шапку и убежал.

 Как квалифицируется данное деяние УК РФ? Определите признаки состава преступления.

Задача №4.

Королькова, представляясь сотрудником райсобеса, заходила в квартиры пенсионеров, якобы для составления списков на получение продуктовых заказов. Отвлекая внимание престарелых людей, Королькова совершала хищение принадлежащих им денег и вещей, и уходила.

Как следует квалифицировать действия Корольковой?

Задача №5.

Из перечисленного списка выберите наказания, назначаемые несовершеннолетним:

1. 1. замечание;

2. штраф;

3. предупреждение;

4. лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью;

5. обязательные работы;

6. исправительные работы;

7. лишение специального права;

8. арест;

9. ограничение свободы;

10. лишение свободы на определённый срок;

11. смертная казнь.

 

Рекомендуемая литература.

1. Конституция РФ. М.,1993 .

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ

3. Ветров Н.И. Уголовное право: общая часть.- М., 1997.

4. Кутафин О.Е. Основы государства и права. – М.: Юрист, 2005.

5. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права.- М.: Зерцало, 2001.

6.Морозова Л.А. Основы права.- М., 2001.

7. Уголовное право: общая часть / Под ред. В.В. Здравомыслова – М., 2000.

 

Задача №1.

Укажите за какие поступки может наступить административная ответственность:

1. неисполнение обязательств по договору заводом «Полимер», нанесшее имущественный ущерб АО «Треугольник»;

2. нарушение правил санитарной гигиены на частном предприятии «Крона»;

3.безбилетный проезд Зуева в общественном транспорте;

4 торговля Сучковой цветами в неположенном месте;

5 отказ отдачи свидетельских показаний свидетеля преступления Павлова.

 

 

Задача №2.

Что относится к административным правонарушениям:

1. опоздание на работу инженера Гуревича на 27 минут;

2. неоказание необходимой помощи врачом Гуськовым гражданину Парахину, находящемуся в опасном для жизни состоянии;

3. управление Зиминым автомобилем в состоянии опьянения;

4. появление Иванова на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения;

5. засорение Тарабриным части территории парка «Сокольники» бытовыми отходами и отбросами.

 

Задача №3.

15-летний Сучков не дозвонившись до своего друга из телефона-автомата, стал резко и сильно ударять телефонной трубкой о корпус телефона, в результате чего повредил ее.

Какой вид правонарушения имел место в данном случае? Можно ли Сучкова привлечь к ответственности?

Задача №4.

7 марта студент 2 курса МГУ Вахмин пришел на занятие в нетрезвом виде. На замечание старосты группы по поводу его состояния Вахмин ответил нецензурной бранью. Во время лекции Вахмин перочинным ножом вырезал на крышке стола свою фамилию.

Подлежит ли Вахмин административной ответственности?

Задача №5.

Какие из указанных мер являются административными взысканиями?

1. предупреждение;

2. дисквалификация;

3. замечание;

4. выговор;

5. арест до 15 суток;

6. увольнение;

7. возмездное изъятие;

8. лишение специальных прав;

9. исправительные работы.

Задача №6.

14-летний подросток Сергей Селиверстов, торопясь на занятия в лицей, перебегал улицу перед близко идущим транспортом в неположенном месте. В чем выразилось правонарушение подростка? Можно ли привлечь его к ответственности?

 

Рекомендуемая литература.

1. Конституция РФ. М.,1993.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ

3. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. М., 2003.

4. Кутафин О.Е. Основы государства и права.- М.: Юрист, 2005.

5. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. – М.: Зерцало, 2001.

6. Морозова Л.А. Основы права. – М., 2001.

 

Выполните тесты.

1. Что представляет собой экологическое право как учебная дисциплина?

а) совокупность сведений о правовом регулировании, взаимодействие человека и общества с окружающей средой,

б) совокупность сведений о правилах пользования человека и общества природными ресурсами

в) совокупность сведений о юридической ответственности за экологические правонарушения

г) совокупность сведений об ограничениях в использовании природных ресурсов.

 

2. Что относится к объектам экологического права?

а) животный мир и городские зеленые насаждения;

б) животный мир и лес;

в) домашние животные и лес;

г) домашние животные и городские зеленые насаждения.

 

3. Назовите институт, входящий в систему экологического права как отрасли:

а) право собственности на природные ресурсы;

б) право на труд и на отдых;

в) императивный метод правового регулирования;

г) соотношение экономики и экологии.

 

4. В компетенцию какого органа входит проведение государственной экологической экспертизы?

а) органа местного самоуправления по месту нахождения объекта исследования;

б) природоохранной прокуратуры;

в) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования;

г) Правительства Российской Федерации.

 

5. Какие участки территории Российской Федерации признаются зонами экологического бедствия?

а) участки земли, где произошли устойчивые изменения окружающей среды, угрожающие здоровью человека;

б) территории, где проводятся антитеррористические операции по наведению конституционного порядка;

в) где происходит деградация флоры и фауны;

г) местность, где прошел ураган разрушительной силы.

 

6. Споры о праве собственности землепользования или аренде относятся к:

а) уголовно-правовым отношениям;

б) гражданско-правовым отношениям;

в) семейно-правовым отношениям;

г) административно-правовым отношениям.

 

7. Какие природные объекты могут быть представлены пользователю на основании лицензии?

а) земля;

б) лес;

в) недра;

г) участок реки.

 

8. Что называется загрязнением земель?

а) мелиорация, проведенная без научного обоснования;

б) поступление в почву вредных для человека отходов;

в) запущение пахотных земель;

г) строительство без разрешений и согласий.

 

Рекомендуемая  литература

1. Конституция Российской Федерации.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года . №63-ФЗ

3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года. № 195-ФЗ

5. Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

6. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 года№ 74-ФЗ;

 

7. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ

8. Бошно С.В. Правоведение: основы государства и права. Учебное пособие. М., 2007.

9. Дубовик О.Л. Экологическое право: учебник для вузов. – М., 2009.

 

Темы рефератов

Углублению самостоятельной подготовки студентов по правоведению служит подготовка реферата, по одной из предложен­ных тем, которые охватывают широкий спектр изучаемого материа­ла. Работа должна быть самостоятельной, демонстрирующей знание действующей нормативно-правовой базы по выбранной тематике, овладение основной исследовательской литературой. Возможны и другие, предложенные студентами, темы рефератов, предварительно согласованные с преподавателями.

Примерные темы:

К разделу I .

1. Государственные символы России: прошлое и настоящее.

2. Функции современного российского государства.

3. Современные формы правления.

4. Проблемы федерализма и государственного суверенитета в современном мире.

5. Основные разновидности антидемократических политических режимов.

6. Авторитаризм: за и против.

7. Правовое государство: концепция и реальность.

8. Гражданское общество в политической теории и практике.

9. Глобальные проблемы современности и их влияние на международные отношения.

10. Право в системе социальных норм общества.

11. Источники российского права.

12. Система российского права.

13. Механизм законодательного процесса в Российской Федерации.

14. Правонарушения: признаки, состав, виды.

15. Основание и виды юридической ответственности.

 

К разделу II .

1. История принятия Конституции Российской Федерации.

2. Развитие федеративных отношений в России после принятия Конституции Российской Федерации.

3. Актуальные проблемы реформирования избирательного законодательства.

4. Ограничения конституционных прав и свобод.

5. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации.

6. Совет Федерации: порядок формирования, правовая природа и предназначение.

7. Особенности проведения выборов депутатов Государственной Думы.

8. Конституционный Суд Российской Федерации: состав, компетенция, основные правовые позиции.

9. Осуществление правосудия судами с участием присяжных заседателей.

10. Реформа местного самоуправления в России.

К разделу III .

1. Основания и порядок привлечения к административной ответственности; проблемы реализации административной ответственности в современной России.

2. Система органов государственного управления и ее совершенствование в современных условиях.

3. Общественные объединения: понятие, виды, порядок создания, осуществление контроля, проблемы в деятельности, пути их решения.

4. Юридические лица: понятие, признаки, виды, отличия от физических лиц; порядок возникновения, деятельности и ее прекращения. Проблемы в деятельности юридических лиц в Российской Федерации.

5. Новации и преемственность в наследственном праве Российской Федерации (сравнительная характеристика).

6. Понятие и виды обязательств. Основания их возникновения; ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение. Проблемы исполнения обязательств в Российской Федерации.

7. Понятие, виды, порядок заключения договоров, проблемы реализации гарантий их исполнения в Российской Федерации.

8. Правовое регулирование труда женщин в России.

9. Правовое регулирование труда несовершеннолетних в России.

10. Защита трудовых прав и свобод.

11. Заработная плата и система оплаты труда.

12. Договорной режим имущества супругов.

13. Алиментные обязательства родителей и детей.

14. Права несовершеннолетних детей.

15. Ответственность родителей в семейном законодательстве.

16. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

17.  Необходимая оборона и ее условия правомерности.

18. Крайняя необходимость и условия ее правомерности.

19. Смертная казнь как исключительная мера наказания.

20. Судимость как уголовно-правовой институт, ее значение, порядок погашения и снятия.

21. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

22. Уголовная ответственность за убийство, совершённое в состоянии аффекта.

23. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны окружающей среды.

24. Экологическая экспертиза.

25. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов

 

Основные понятия курса

К разделу I .

Авторитаризм (от лат. autoritas – власть) – разновидность антидемократического политического режима. Характеризуется сосредоточением всей государственной власти в руках одного лица или органа, ущемлением основных политических свобод (слова, печати), подавлением политической оппозиции.

Государство – это единая политическая организация общества, обладающая верховной властью на определённой территории.

Дееспособность – способность своими действиями осуществлять и исполнять юридические обязанности.

Демократия (от гр. demos – народ и kratos – власть) – вид политического режима, основанный на признании и воплощении в жизнь идей нaродовлaстия, свободы и равенства граждан, неотчуждаемости прав человека.

Источник права – акт государственных органов, в котором содержатся нормы права.

Конфедерация – (лат. confoederatio – союз, объединение) – форма союза государств, при которой входящие в союз государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме.

Монархия (гр. monarchia – единовластие) – форма правления, при которой главой государства является монарх; власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия.

Норма права – это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспечиваемое его принудительной силой.

Политический режим – совокупность методов и средств осуществления государственной власти.

Право – система общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается его принудительной силой.

Правонарушение – противоправное, виновное, общественно-вредное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

Правоотношение – урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают взаимными правами и обязанностями.

Правоспособность – способность иметь права и обязанности.

Правовое государство – это государство, которое во всей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает соблюдение прав и свобод человека.

Республика – (от лат. respublica: от res – дело, publicus – общественный) – форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определённый срок.

Тоталитаризм –  (от лат. totalis – весь, целый, полный) – один из видов антидемократического политического режима, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституции, прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих.

Унитарное государство (от лат. unitas – единство) – одна из форм государственного устройства, представляющая единое, централизованное государство, составные части которого (административно-территориальные единицы) не обладают суверенитетом. В унитарном государстве есть только одна конституция, одно гражданство, одна система высших органов государственной власти.

Федерация (от позднелат. foederatio – объединение, союз) – одна из форм государственного устройства, представляющая сложное союзное государство, части которого (субъекты) обладают частичным суверенитетом. В федерации

существует два уровня государственной власти: федеральный и в субъектах федерации.

Форма государства – способ организации высших органов государства, территориальное устройство государственной власти и методы ее осуществления. Ф.г. складывается из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Форма государственного устройства – элемент формы государства, характеризующий его внутреннюю территориальную структуру, определяющий его деление на составные части, а также взаимоотношения между государством в целом и его частями.

Форма правления – элемент формы государства, характеризующий структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, взаимодействия и распределения полномочий между ними.

Функции государства – основные направления деятельности государства, выражающие его сущность и социальное назначение. Подразделяются на внутренние (деятельность в пределах общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

Юридическая ответственность – обязанность правонарушителя претерпеть неблагоприятные последствия, предусмотренные санкцией правовой нормы.

Юридические факты – обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

 

К разделу II .

Апатрид – лицо без гражданства.

Арбитражные суды – судебные органы, рассматривающие и разрешающие дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений.

Бипатрид – лицо, имеющее двойное гражданство (гражданство двух государств).

Вето – отклонение верхней палатой или главой государства закона, принятого соответственно нижней палатой или парламентом.

Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Гражданство – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Избирательное право активное (активное избирательное право) – право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

 Избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) – право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Конституционный строй – отраженные в Конституции и реально существующие устои жизни общества и государства.

Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основные принципы государственного строя, закрепляющий основы правового положения человека и гражданина, систему и полномочия органов государственной власти.

Местное самоуправление – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Народовластие – принадлежность всей полноты власти народу.

Парламент – законодательный и представительный орган государственной власти.

Плюрализм – возможность существования разнообразия мнений по различным вопросам жизни общества, а также различных общественных объединений граждан.

Разделение властей – разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Референдум – форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме.

Светское государство – государство, где последовательно проведено отделение церкви от государства, не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов.

Суды общей юрисдикции – система судов, состоящая из Верховного Суда Российской Федерации и всех судов, надзор за деятельностью которых осуществляет Верховный Суд Российской Федерации.

 

К разделу III .

Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения.

Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Алименты – средства на содержание каких-либо членов семьи (детей, родителей и т.д.).

Брак в семейном праве – добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключенный в органах загс с соблюдением определённых правил с целью создания семьи.

Брачный договор – соглашение между супругами или лицами, вступающими в брак, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке или в случае его расторжения.

Время отдыха – время, в течение которого работник свободен от выполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Внутренний трудовой распорядок – установленные администрацией по согласованию с профсоюзным органом правила поведения и действий сотрудников на работе и службе.

Гражданско-правовой договор – это соглашение двух или более лиц, направленное на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Гражданско-правовое обязательство – это такое правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и тому подобное либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанностей.

Деликтоспособность – способность лица нести гражданско-правовую ответственность за свои действия (бездействие).

Забастовка – способ разрешения коллективного трудового спора, организуемый работниками, в случае если примирительные процедуры не привели к его разрешению или если работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

Законный режим имущества супругов – режим их общей совместной собственности, т.е. бездолевое владение, пользование и распоряжение имуществом только непосредственно ими, без какого-либо вмешательства третьих лиц.

Имущественные отношения – отношения, возникающие по поводу различных материальных благ (вещей и иного имущества, а также работ и услуг).

Исковая давность – срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Испытательный срок – определённый законом временной промежуток, установленный работнику в целях проверки его соответствия поручаемой работе.

Квалификация преступления – уголовно-правовая оценка преступного деяния, заключающаяся в установлении соответствия его признаков признакам состава преступления, предусмотренного уголовным законом.

Коллективный договор – соглашение, заключённое между администрацией предприятия и трудовым коллективом об условиях оплаты труда, порядке предоставления отпусков, условиях труда и т.п.

Коммерческая организация – юридическое лицо, основной целью деятельности которого является извлечение прибыли.

л ишение родительских прав – мера наказания родителей за виновное поведение, в случае с уклонения от выполнения родительских обязанностей отказа забрать ребёнка из роддома, больницы, жестокого обращения с детьми и т.п.

Локаут – увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или забастовке.

Некоммерческая организация – юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Объекты гражданских правоотношений – это материальные и нематериальные блага, по поводу которых действуют субъекты гражданских правоотношений.

Опека – одна из форм защиты личных и имущественных прав граждан; устанавливается над детьми до 14 лет, а также недееспособными людьми.  

Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Право собственности – это право лица владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в собственном интересе и по своему усмотрению с обязанностью нести бремя содержания имущества, риск его утраты и ответственность за причинение вреда.

Попечительство – правовая форма защиты прав и интересов граждан; устанавливается над несовершеннолетними от 14 до 18 лет при отсутствии родителей или лишении их родительских прав, а также над дееспособными совершеннолетними лицами, неспособными по состоянию здоровья защищать свои права и интересы.

Преступление – это виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.

Приёмная семья – одна из форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, образуемая на основании договора между органами опеки и попечительства и приёмными родителями о передаче ребёнка в семью на воспитание.

Природный комплекс – комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками.

Рабочее время  – время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и другими нормативно-правовыми актами относятся к рабочему времени.

Сделка – действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Состав преступления – совокупность предусмотренных законом признаков, характеризующих совершенное деяние как конкретный вид преступления; необходимое основание уголовной ответственности. С. п. состоит из четырёх элементов: объект преступления, объективная сторона, субъект преступления и субъективная сторона.

Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном объёме выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определённую этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Уголовное наказание – мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

 Усыновление – правовой акт, устанавливающий между усыновителем и усыновлённым точно такие же личные и имущественные отношения, которые существуют между родителями и детьми.

Юридическое лицо – это организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, которая может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объектов экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных последствий этой деятельности на окружающую среду.

Экологическое правонарушение – виновно совершенное противоправное деяние, наносящее вред общественным отношениям, возникающим в связи и по поводу природопользования и охраны окружающей среды.

2.6  Формы и содержание контроля за усвоением знаний

Тесты

Предлагаемые варианты контрольных тестов имеют целью проверить и закрепить знания студентов в области теории и практики применения правовых норм, научить их самостоятельно применять действующее законодательство к конкретным жизненным ситуациям.

Тест к промежуточной аттестации по разделам «Основы теории государства и права»

1. Любое государство характеризуется:

1) многопартийностью;

2) соблюдением прав человека;

3)защитой безопасности страны;

4) господством командно-административных методов управления.

 

2. Укажите форму правления, при которой правительство образуется на парламентской основе и несёт ответственность перед парламентом:

1) дуалистическая монархия;

2) парламентская республика;

3) президентская республика;

4) смешанная республика.

 

3. Какое из указанных положений характеризует форму правления государства:

1) способ объединения населения на определённой территории;

2) право вступления страны в международные организации;

3) источник и способ организации власти;

4) средства и методы осуществления государственной власти.

 

4. В чём заключается отличие унитарного государства от федеративного:

5) наличие двух уровней государственного аппарата;

6) в том, что субъект суверенитета – народ;

7) в наличие двойного гражданства;

8) в существовании единой налоговой системы.

 

5. По какому из ниже перечисленных вопросов в России нельзя проводить референдум:

1) вступление страны в международные организации;

2) увеличение подоходного налога с населения страны.

3) создание в России контрактной армии;

4) вопрос об отмене смертной казни в Российской Федерации.

 

6. Какая из перечисленных ниже форм не является формой осуществления народовластия:

1) правление монарха;

2) работа органов местного самоуправления;

3) работа парламента;

4) выборы президента.  

7. Государство в современной юридической литературе определяется:

1) машина для поддержания господства одного класса над другим;

2) сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан;

3) политическая организация общества, обладающая верховной властью на определенной территории;

4) союз людей, объединенных началами общей пользы.

 

8. Укажите, какой из перечисленных признаков не является признаком государства:

1) суверенитет;

2) политическая публичная власть;

3) родовая организация населения;

4) система налогов.

 

9. Какой из признаков характеризует президентскую республику:

1) внепарламентский способ избрания президента;

2) ответственность правительства перед парламентом;

3) наличие у президента права роспуска парламента;

4) наличие поста премьер-министра.

 

10. Укажите функцию, которую выполняет право:

1) познавательная;

2) запрещающая;

3) научная;

4) охранительная.

 

11. С какого возраста по российскому законодательству наступает полная дееспособность субъектов права:

4) 14 лет;

5) 18 лет;

6) 16 лет;

4) с момента рождения.

 

 

12. К субъективной стороне состава правонарушения относится:

1) противоправный результат;

2) место;

3) время;

4) мотив.

 

13. Какой из перечисленных ниже признаков характеризует объективную сторону правонарушения:

1) мотив;

2) вина;

3) противоправный результат;

4) цель.

 

14. Какое из перечисленных ниже обстоятельств не является обстоятельством, исключающим юридическую ответственность:

невменяемость;

необходимая оборона;

состояние опьянения;

4) крайняя необходимость.

 

15. Какие из перечисленных юридических фактов относятся к действиям:

1) достижение пенсионного возраста;

2) стихийное бедствие;

3) заключение брака;

4) принятие наследства.

Дайте определение следующих юридических терминов:

- государственный суверенитет;

- конфедерация;

- судебный прецедент;

- правонарушение;

- дееспособность лица.

 

Тест  к промежуточной аттестации по разделу «Конституция РФ - основной закон государства»;

1. В России Конституция была принята:

1) парламентом;

2) Президентом;

3) на съезде народных депутатов;

4) на референдуме.

 

2. Судьи Конституционного суда назначаются на должность сроком:

1) 5 лет;

2) 10 лет;

3) 15 лет;

4) пожизненно.

 

3. Принцип провозглашения России светским государством предполагает:

1) участие народа в управлении делами государства;

2) обеспечение достойного уровня жизни населения страны;

3) отделение церкви от государства;

4) верховенство права и закона.

 

4. Какое из перечисленных ниже суждений является верным:

1) ни один гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства;

2) любой гражданин может быть лишен своего гражданства;

3) любой гражданин может быть лишен гражданства РФ в случае совершения им преступления, направленного против государства;

4) любой гражданин может быть лишен гражданства РФ только по приговору суда.

 

5. Одним из важнейших политических прав человека и гражданина является:

1) право на забастовку;

2) право на неприкосновенность жилища;

3) право на проведение митинга;

4) свобода вероисповедания.

 

6. Укажите неверное утверждение:

Президент РФ:

1) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;

2) имеет право назначать Председателя Центрального банка РФ;

3) представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного Суда;

4) имеет право отменять постановления Правительства.

 

7. Какой нормативно-правовой акт может быт издан и Президентом и Правительством:

1) указ;

2) закон;

3) постановление;

4) распоряжение.

 

8. Из перечисленных иже полномочий выберите те, которые относятся к компетенции Совета Федерации:

1) решает вопрос о доверии Правительству РФ;

2) утверждает изменение границ между субъектами РФ;

3) выдвигает обвинение против Президента для отрешения от должности;

4) объявление амнистии.

 

9. Какой из перечисленных ниже органов не обладает правом законодательной инициативы:

1) Президент РФ;

2) Правительство РФ;

3) Прокуратура РФ;

4) законодательные органы субъектов РФ.

 

10. Кто имеет право отправить в отставку Правительство РФ:

1) Государственная Дума;

2) Совет Федерации;

3) Федеральное Собрание РФ;

4) Президент.

 

11. Правосудие в РФ осуществляется:

1) только судами;

2) правоохранительными органами;

3) судами и Министерством юстиции;

4) прокуратурой РФ.

 

12. Какой государственный орган имеет право официально толковать Конституцию РФ:

1) Государственная Дума;

2) Совет Федерации;

3) Президент РФ;

4) Конституционный Суд.

 

13. Выберите из перечня те условия, при которых человек не имеет права голосовать:

4) долгая командировка за границей;

5) отсутствие образования;

6) содержание в местах лишения свободы по приговору суда;

7) служба в армии.

 

14. В какой срок может быть подана кассационная жалоба на приговор суда общей юрисдикции со дня провозглашения приговора?

1) 7 дней;

2)  9 дней;

3) 10 дней;

4) 14 дней.

 

15. Какой государственный орган является органом надзора и контроля за исполнением законов на территории РФ?

1) милиция;

2) прокуратура;

3) Федеральная служба безопасности;

4) Конституционный суд.

Тест к промежуточной аттестации по разделу: «Характеристика отраслей права РФ»

1. К какому виду юридической ответственности, не могут быть привлечены юридические лица:

1. гражданская ответственность;

2. уголовная ответственность;

3. административная ответственность.

 

2. Какой из перечисленных ниже правовых документов принимается судом при разрешении гражданского спора по существу:

1. решение;

2. заявление;

3. приговор;

4. протест.

3. Гражданское законодательство не регулирует имущественные отношения:

1. с участием иностранных граждан;

2. с участием иностранных юридических лиц;

3. между супругами;

4. по уплате налогов.

4. Между кем возникают уголовные правоотношения:

1. между лицами, совершившими преступление в составе организованной группы;

2. между лицом, совершившим преступление и лицом, признанным потерпевшим от преступления;

3. между лицом, совершившим преступление и государством;

4. между лицом, совершившим преступление и его защитником.

 

5. Согласие ребенка на изменение имени обязательно по достижении им возраста:

1.10 лет;

2.14 лет;

3.16 лет;

4. 18 лет.

 

6. Гражданин П. опоздал на работу на 1 час. К какой ответственности он может быть привлечен?

1. административной;

2. дисциплинарной;

3. гражданско-правовой;

4. уголовной.

7. В какие правоотношения вступают водитель автобуса и пассажиры автобуса:

1. гражданско-правовые;

2. административные;

 3. трудовые;

4. между ними не возникают правоотношения.

8. Нормы какой отрасли права регулируют правоотношения, возникающие при получении заграничного паспорта гражданином РФ:

    1. конституционного права;

    2. гражданского права;

    3. трудового права;

    4. административного права.

9. Какова продолжительность основного ежегодного отпуска для работающих несовершеннолетних:

1. 28 календарных дней;

2. 31 календарный день;

3. 30 календарных дней;

4. 40 календарных дней.

10. В российском уголовном процессе гражданин, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред называется:

1. пострадавшим;

2. жертвой преступления;

3. потерпевшим.

 

11. Освобождение от уголовной ответственности, либо полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших уголовное преступление, снятие судимости с лиц, ранее отбывших наказание, назначенное судом, называется:

1. реабилитацией;

2. амнистией;

3. оправданием;

4. помилованием.

12. К способам обеспечения исполнения обязательств, перечисленным в ГК РФ относятся:

1. уступка требования;

2. поручительство;

3. отступное;

4. акцепт.

 

13. В каких целях применяется уголовное наказание в соответствии с Уголовным кодексом РФ?

1. восстановления социальной справедливости;

2. исправления осужденного;

3. поддержания законности и правопорядка;

4. предупреждения совершения новых преступлений.

 

14. Несовершеннолетний возраст лица, совершившего преступление:

1. учитывается при назначении наказания в качестве обстоятельства, смягчающего наказание

2. не учитывается при назначении наказания в качестве обстоятельства, смягчающего наказания

3. учитывается только при назначении наказания в виде лишения свободы.

 

15. Правоспособность юридического лица возникает:

1. с момента заключения учредительного договора и утверждения Устава юридического лица;

2.с момента государственной регистрации юридического лица;

3.с момента начала деятельности юридического лица.

16. Что из ниже перечисленного является дисциплинарным взысканием?

1. предупреждение инспектором ГИБДД водителю автомобиля за превышение скорости;

 2. увольнение работника за прогул;

      3. выплата неустойки за нарушение условий договора поставки;

      4. штраф за засорение территории парка бытовыми отходами.

 

17. При приёме на работу несовершеннолетнего в возрасте 14 лет необходимо:

1. согласие одного из родителей и органа опеки и попечительства;

2.согласие обоих родителей;

3.разрешение комиссии по делам несовершеннолетних;

4.согласие администрации школы.

 

18. Письменный трудовой договор не может считаться заключённым без указания следующих условий:

1. место работы;

2. неразглашение служебной тайны;

3. испытательный срок,

4. предоставление служебной квартиры.

 

19. В каких случаях расторжение брака производится в органах загса?

1. при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей;

2. если один из супругов осуждён за совершение преступления;

3. если один из супругов уклоняется от развода;

4. если выясняется, что один из супругов уже состоит в другом зарегистрированном браке.

 

20. Какое из ниже перечисленных условий не может быть зафиксировано в брачном договоре (контракте)?

1. о принадлежности рояля супругу – пианисту в случае расторжения брака;

2. о незаключении брака бывшей супругой до достижения детьми совершеннолетия;

3. о размере алиментов в случае расторжения брака;

4. о том, что после рождения ребёнка режим собственности супругов становится совместным.

2.6.2 Вопросы к  зачёту по дисциплине «правоведение»

1. Понятие, признаки, функции государства.

2. Формы государственного правления.

3. Формы государственного устройства.

4. Демократический режим: понятие, признаки, сущность.

5. Антидемократические режимы.

6. Понятие и признаки правового государства. Проблемы построения правового государства в РФ.                                               

7. Право: понятие, функции и теории происхождения.

8. Нормы права: понятие, структура, виды.

9. Источники права: понятие и виды.

10. Нормативно-правовой акт как основной источник права РФ. Действие во времени, пространстве, по кругу лиц.

11. Понятие системы права. Характеристика основных отраслей права.

12. Понятие правоотношения и его структура.

13. Юридические факты: понятие и виды.

14. Правонарушение: понятие, признаки, виды.

15. Состав правонарушения.

16. Юридическая ответственность: понятие, основания, виды. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность.

17. Понятие и виды Конституции.

18. Этапы конституционного развития РФ. Основные черты и особенности Конституции РФ 1993 года.

19. Юридические свойства Конституции РФ.

20. Федеративное устройство России: принципы и общая характеристика.

21. Президент РФ: порядок выборов, конституционно-правовой статус.

22. Полномочия Президента РФ.

23. Основания досрочного прекращения полномочий Президента.

24. Федеральное Собрание РФ: структура, полномочия, порядок работы.

25. Государственная Дума: порядок формирования, полномочия. Роспуск Государственной Думы.

26. Совет Федерации: порядок формирования, полномочия.

27. Законодательный процесс в РФ.

28. Система исполнительной власти РФ. Правительство РФ: порядок формирования, полномочия, отставка.

29. Судебная система РФ: общая характеристика.

30. Конституционные принципы осуществления правосудия в РФ.

31. Понятие и принципы конституционного строя РФ.

32. Права и свободы человека и гражданина в РФ : понятие и классификация.

33. Конституционные обязанности гражданина РФ.

34. Гражданство РФ. Основания приобретения и прекращения российского гражданства.

35. Наследственное право. Основания наследования по закону и по завещанию. Принятие и оформление наследственных прав.

36. Трудовой договор. Понятие, содержание и виды. Документы при приеме на работу.

37. Общие основания прекращения трудового договора.

38. Основания прекращения трудового договора по инициативе работника и работодателя.

39. Рабочее время и время отдыха.

40. Институт собственности в гражданском праве. Право собственности граждан, его правовая защита.

41. Обязательство в гражданском праве: понятие, способы обеспечения обязательств.

42. Понятие договора в гражданском праве: порядок заключения, содержание и виды.

43. Субъекты гражданских правоотношений. Правосубъектность физических и юридических лиц.

44. Административное правонарушение и административная ответственность.

45. Понятие уголовной ответственности: основания и формы реализации. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

46. Понятие, цели и виды уголовного наказания.

47.  Преступление: понятие, состав, виды. Соучастие в преступлении.

48. Брак в семейном праве. Основания заключения и прекращения, признание брака недействительным.

49. Личные имущественные и неимущественные отношения между супругами, родителями и детьми.

50. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

     51. Экологические правонарушения и юридическая ответственность за их совершение.

52. Государственная тайна: понятие, формы допуска и ответственность за нарушение.

2.6.3 Критерии оценки качества освоения студентами дисциплины

 

Критерий Студент демонстрирует
оценка «удовлетво-рительно» знание и понимание теоретического содержания курса с незначительными пробелами; несформированность некоторых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях, низкое качество выполнения учебных заданий (не выполнены, либо оценены числом баллов, близким к минимальному)
оценка «хорошо» полное знание и понимание теоретического содержания курса, без пробелов; недостаточную сформированность некоторых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях; достаточное качество выполнения всех предусмотренных программой обучения учебных заданий (ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками);
оценка «отлично» полное знание и понимание теоретического содержания курса, без пробелов; сформированность необходимых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях, высокое качество выполнения всех предусмотренных программой обучения учебных заданий (оценены числом баллов, близким к максимальному);

2.6.4 Технологическая карта:

 

Промежуточная аттестация (для студентов 1-3 курсов):

     – оценка «удовлетворительно» – 18-25 баллов;

– оценка «хорошо» – 26-31 балл;

      – оценка «отлично» – 32-35 баллов.

 

Итоговая оценка (для студентов 1-3 курсов):

 

     – оценка «удовлетворительно» – 35-51 балл;

– оценка «хорошо» – 53-62 балла;

      – оценка «отлично» – 63-70 баллов.

 

 

Итоговая оценка (для студентов 4-5 курсов):

 

     – оценка «удовлетворительно» – 42-52 баллов.

– оценка «хорошо» – 53-62 баллов.

     – оценка «отлично» – 63-70 баллов.

2.7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Литература

Нормативная:

1. Конституция Российской Федерации. М., 2010.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ

3. Кодекс Российской Федерации Об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

4. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11. 1994 № 51-ФЗ, часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ, часть третья от 26.11. 2001 № 146-ФЗ и часть четвёртая от 18.12.2006 №230-ФЗ

5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ

6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ

7. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485- 1 «О государственной тайне»

8. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

9. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

 

Учебники и учебные пособия (основные):

1. Кутафин О.Е. Правоведение: учебник для студентов неюридических вузов – М.: Юрист, 2008. – 399 с.

2. Мухаев Р.Т. Правоведение: учебник для студентов неюридических вузов и факультетов – Ростов-на-Дону, 2010. – 416 с.

    4. Правоведение: Учебник для вузов / Под ред. Смоленского М.Б. – Изд. 2- испр., доп. – М.: Дашков и К, 2010. – 480 с.

4. Правоведение: Учебник для вузов / Под ред. Б.И. Пугинского. – М.: Юрайт, 2009. – 461 с.

 

    5. Шкатулла В.И. Правоведение (9-е изд., стер.) учеб. пособие – М: Академия, 2010. – 528 с.

Дополнительная литература:

1. Антонова Т.А., Митюнова И.Г. Правоведение в определениях, схемах, таблицах: учебное пособие. НовГУ им. Ярослава Мудрого – Великий Новгород, 2010 – 148 с.

2. Большой юридический словарь / Под ред. АВ. Малько – М.: Проспект, 2010. – 704 с.

3. Горинов Ю.А. Правоведение: практикум для вузов – М.: Владос, 2008. – 272 с.

4. Правоведение: учебное пособие / Ю.В.Александров, Т.А.Антонова, И.А.Ионов, И.Г. Митюнова, В.А.Сомов; НовГУ им. Ярослава Мудрого – Великий Новгород, 2009 – 278 с.

5. Правоведение: учебно-методическое пособие / Ю.В.Александров, Т.А.Антонова, И.А.Ионов, И.Г. Митюнова, В.А.Сомов; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2009 – 116 с.

6. Правоведение: Практикум / Под редакцией В.А. Васенкова; изд. 3-е, перераб., доп. М.: Юристъ, 2008 – 140 с.

 2.7.2 Карта учебно-методического обеспечения дисциплины

Форма обучения – дневная

Всего часов – 70;  из них лекций – 18, практ. занятий – 8, СРС – 44

Для студентов неюридических специальностей НовГУ

 

Таблица 1. Обеспечение дисциплины учебными изданиями

 

 

 

Библиографическое описание издания

Вид

занятия, в котором используется

Число обеспечиваемых

часов

Количество экземпляров

Кафедра Библиотека НовГУ Прим.
1 2 3 4 5 6
Кутафин О.Е. Правоведение: учебник для студентов неюридических вузов – М.: Юрист, 2008. – 399 с. · теоретические; · практические; · самостоятельная работа     70   3     3    
Правоведение: Учебник для вузов / Под ред. Смоленского М.Б. – Изд. 2- испр., доп. – М.: Дашков и К, 2010. – 480 с. · теоретические; · практические; · самостоятельная работа     70   1   26    
Правоведение: Учебник для вузов / Под ред. Б.И. Пугинского. – М.: Юрайт, 2009. – 461 с. · теоретические; · практические; · самостоятельная работа     70   1   18    
Правоведение: учебное пособие/ Ю.В.Александров, Т.А.Антонова, И.А.Ионов, И.Г. Митюнова, В.А.Сомов; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2009. – 278 с. · теоретические; · практические; · самостоятельная работа     70   2     10     http://www.novsu.ru/file/90657
Т.А. Антонова, И.Г.Митюнова Правоведение в определениях, схемах, таблицах: учебное пособие. НовГУ им. Ярослава Мудрого. –  Великий Новгород, 2010. – 148 с. · теоретические; · практические; · самостоятельная работа     58   2   10  

 

Таблица 2. Обеспечение дисциплины учебно-методическими материалами (разработками)

 

 

 

Библиографическое описание

 

Вид

занятия, в котором используется

 

Число обеспечиваемых

часов

Количество экземпляров

 

 

Прим.

  Кафедра Библиотека НовГУ
1 2 3 4 5 6
Рабочая программа · теоретические; · практические; · самостоятельн. работа   70   1
Методические рекомендации по проведению практических занятий  · практические;     70 1  
Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы · самостоятельн.работа     70   1  
Методические рекомендации по оценке качества подготовки обучающихся · теоретические; · практические;     70   1  
Правоведение: учебно-методическое пособие/ Ю.В.Александров, Т.А.Антонова, И.А. Ионов, И.Г. Митюнова, В.А. Сомов. НовГУ им. им. Ярослава Мудрого.- Великий Новгород, 2009.- 116 с. · теоретические; · практические;     70   1   42  
· практические;   1
· практические;     1  

 

2.8. Задания для студентов заочной формы обучения

Варианты контрольных работ

 

1. Теории происхождения государства и права и причины их возникновения. Понятие и основные признаки государства

2. Форма и функции государства и их виды. Основные признаки и черты правового государства.

3. Основные этапы конституционного развития России. Характерные черты и особенности Конституции Российской Федерации 1993 года.

4. Основы конституционного строя Российской Федерации.

5. Права и свободы человека и гражданина

6. Федеративное устройство России

7. Президент Российской Федерации

8. Федеральное Собрание: порядок формирования, полномочия.

9. Механизм законодательного процесса в Российской Федерации.

10. Правительство Российской Федерации: состав, порядок формирования, полномочия

11. Судебная власть: нормативная база, система, подведомственность и подсудность.

12. Конституционные принципы осуществления правосудия в Российской Федерации.

13. Местное самоуправление: правовая, территориальная и финансовые основы. Полномочия и структура органов местного самоуправления.

14. Избирательная система Российской Федерации.

15. Основные этапы избирательного процесса в Российской Федерации.

16. Референдумное право Российской Федерации.

17. Избирательные споры: причины возникновения и порядок разрешения.

18. Система правоохранительных органов Российской Федерации.

19. Право в системе социальных норм общества. Взаимосвязь права и государства.

20. Виды источников (форм) права, функции права.

21. Внутреннее строение системы права: отрасли, подотрасли и институты права.

22. Понятие, содержание и классификация правоотношений.

23. Субъекты и объекты правоотношений, юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

24. Понятие и формы реализации права.

25. Правонарушения и их основные признаки.

26. Юридическая ответственность: понятие, основание, виды.

27. Право собственности в гражданском праве: основание и способы возникновения и прекращения.

28. Трудовой договор: понятие, стороны, содержание, порядок заключения и прекращения.

29. Брак по семейному праву: порядок заключения и расторжения. Правовой режим имущества супругов.

30. Понятие, цели и виды уголовного наказания.

 

 

2.8.2 Правила оформления контрольной работы

1. Работа должна представлять собой актуальное исследование по выбранной тематике, содержать обоснованные выводы и предложения, примеры практики реализации правоотношений в исследуемой сфере, ссылки на использованные первоисточники и иную литературу, список которой должен быть приложен.

2. Работа должна быть представлена преподавателю для проверки в отпечатанном и сброшюрованном виде на листах формата А4. Объем работы не более 25 и не менее 15 страниц машинописного текста, напечатанного через два интервала, кегль – 14. Прилагаемые к работе плакаты, схемы и другой иллюстративный материал должны быть сложены так, чтобы соответствовать формату А4.

3. Допускается изготовление контрольной работы в рукописном виде.

4. Титульный лист работы оформляется в соответствии с образцом.

5. Работа должна содержать оглавление с основными разделами, введением и заключением.

6. Выбор темы определяется по последней цифре номера зачетной книжки студента. Например, студент, номер зачетной книжки которого заканчивается цифрой 0 вправе выбрать одну из тем под №№ 10, 20 и 30, а цифрой 5 – под №№ 5, 15, 25 и т.д.

7. Список использованных источников и литературы (библиография) размещается в конце работы в следующей последовательности: 1) источники; 2) литература; 3) судебная практика; 4) электронные ресурсы.

Источники располагаются по их юридической силе, а при равной юридической силе – по дате принятия. Литература перечисляется в алфавитном порядке. При использовании электронных ресурсов сети Интернет следует указывать заголовок титульной страницы ресурса, <в угловых скобках> полный адрес местонахождения ресурса и (в круглых скобках) дату последнего посещения веб-страницы. При оформлении ссылок на иные электронные ресурсы следует руководствоваться библиографическим ГОСТом 7.82-2001.

Например:

Библиография

 

1. Источники

 

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 51. Ст. 5712.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

 

2. Литература

 

4. Марченко М.Н. Источники права: учебное пособие. - М.: Проспект, 2009. - 759 c.

5. Правоведение: Учебник для вузов / Под ред. Б.И. Пугинского. – М.: Юрайт, 2009. – 461 с.

6. Стародумова С. Ю. Некоторые актуальные проблемы приобретения права собственности на землю в Российской Федерации // Юрист. – 2009. – N 8. – С. 40-44.

3. Судебная практика.

 

8. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2001 года по делу № А56-20855/01 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2002. № 3. С. 34—37.

 

4. Электронные ресурсы.

9. Конституционный Суд Российской Федерации. Документы <http://www.ksrf.ru/doc/index.htm> (дата обращения- 2 марта 2011 г.).

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

 

Институт гуманитарный

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

(Образец титульного листа

контрольной работы)

 

Контрольная работа

по дисциплине «Правоведение» на тему:

«Субъект преступления»

 

 

Выполнил:

Петров Петр Петрович,

студент группы 4284зо,

зачетная книжка № 4284-02.

Дата сдачи: _________________

 

Подпись: ___________________

 

 

Проверил:

Ионов Иван Александрович,

преподаватель КТИГП НовГУ

 

Оценка: ____________________

 

Подпись: ___________________

 

Дата: ______________________

 

 

Великий Новгород

2011



ПРАВОВЕДЕНИЕ

Учебно-методический комплекс

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

 « Правоведение»

Содержание

1. Государственный образовательный стандарт по дисциплине. …………….…………... 3

2. Рабочая программа дисциплины…………………………………………............................ 3

2.1.Пояснительная записка…………………………………………………………………........ 3

2.1.1. Место дисциплины в учебном процессе……………………………………………………5

2.1.2. Цели и задачи изучения дисциплины………………………………………………………5

2.1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины ……………………………. 5

2.1.4. Методики и технологии изучения дисциплины. Комментарии к применению...………6

2.1.5. Объем дисциплины, виды учебной работы и форма контроля (очная форма обучения)..7 2.1.6 Объем дисциплины, виды учебной работы и форма контроля

(заочная форма обучения) ………………………………………………………………………… 9

2.2. Содержание дисциплины (по разделам и темам) ………..……………………………….. 9

2.3 Содержание практических занятий и учебно-методические рекомендации к ним…12

2.3.1 Содержание практических занятий ……………………………………………………… 12

2.3.2 Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям ……………………….. 12 

2.4 Задания для самостоятельной работы студентов и учебно-

методические рекомендации к ним ………………………………………………………….. 24

2.4.1 Учебно-методические рекомендации к самостоятельной работе ………………………..24

2.4.2 Задания для самостоятельной работы …………………………………………………….. 25

2.4.3 Темы для реферирования …………………………………………………………………... 57

2.5 Основные понятия курса ………...................................................................................…........59

2.6. Формы и содержание контроля за усвоением знаний ………………………………… 65

2.6.1 Тесты ……………………………………………………………………….............................65    

2.6.2 Вопросы к зачёту …………………………………………………………………………….73

2.6.5 Критерии оценки результатов освоения дисциплины ……………………………………75

2.7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………………………….76

2.7.1 Литература …...........................................................................................................................76

2.7.2 Карта учебно-методического обеспечения дисциплины …………………………………78

2.8 Задания для студентов заочного отделения ........................................................................79

2.8.1 Варианты контрольных работ ………………………………………………………………80

2.8.2 Правила оформления контрольной работы ………………………………………………. 80

2.8.3 Перечень вопросов к итоговой форме аттестации ………………………………………...84

 

 

 

 

1. Государственный образовательный стандарт по дисциплине

 

Выписка из Государственного образовательного стандарта

 

 

ГСЭ.Ф Федеральный компонент  
ГСЭ. Ф.06 Правоведение: Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Правовое государство. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.  

 

 

2. Рабочая программа по дисциплине «Правоведение» для студентов неюридических специальностей.

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Правоведение» входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Данный курс предназначен для изучения студентами неюридических специальностей в соответствии с государственным образовательным стандартом. Содержание курса базируется на знаниях, полученных в общеобразовательной школе при изучении дисциплины «обществознание».

Программа курса даёт возможность ознакомления с актуальными проблемами современного российского законодательства и получения необходимого юридического минимума для будущей профессиональной деятельности. Акцентируется внимание на главных отраслях системы права (конституционном, административном, гражданском, трудовом, семейном, уголовном). Программа состоит из четырёх разделов, каждый из которых является логическим продолжением предыдущего, находится в тесной взаимосвязи с ним.

Первый раздел «Основы теории государства и права» даёт представление о государстве как важнейшей политической и территориальной организации общества. Характеризуются формы государственного правления, государственного устройства, политических режимов; рассматривается правовое государство как высшая ступень развития демократии.

Данный раздел  позволяет уяснить основные понятия теории права, а именно что такое право, норма права, система, источники права. Изучаются основания возникновения и виды правоотношений, признаки и виды правонарушений, виды юридической ответственности.

Во втором разделе  «Конституция Российской Федерации – основной закон государства» студенты изучают основы конституционного строя России правовой статус человека и гражданина в РФ, систему органов государственной власти страны. Особое внимание уделяется изучению судебной системы РФ и ее отдельных элементов. Раздел знакомит студентов с организацией и деятельностью государственных и негосударственных правоохранительных органов.

Третий раздел «Характеристика отраслей системы российского права» посвящён ознакомлению с основными отраслями права, существующими в российской правовой системе, даётся краткая характеристика ключевых вопросов семейного, трудового, гражданского, уголовного, административного экологического права.

Четвёртый раздел «Правовые основы защиты государственной тайны» дает представление о нормативно-правовых актах в области защиты информации и государственной тайны, раскрывает понятие государственной тайны, формы допуска к ней и юридической ответственности за нарушение государственной тайны.

2.2.1 Место дисциплины в учебном процессе

Данный курс тесным образом связан с такими дисциплинами, изучаемыми в вузе, как политология, история, философия, социология. Базовые знания, полученные при изучении правоведения, используются в последующем в курсе «правовое обеспечение профессиональной деятельности».

2.1.2 Цели и задачи дисциплины

Цель – развитие у студентов правовой компетентности, обеспечивающей теоретическую и практическую готовность и способность будущего специалиста осуществлять профессиональную деятельность

Задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:

- вооружить знаниями об основах российской правовой системы и законодательства, организации и функционировании судебных и иных правоохранительных и правоприменительных органов, правовых нормах в сфере своей профессиональной деятельности;

- выработка способностей к теоретическому анализу правовых ситуаций, навыков реализации своих прав в социальной сфере в широком правовом контексте;

- сформировать умения и навыки реализации прав и свобод в широком правовом контексте, а также использования возможностей правовой системы России

- развитие правовой и политической культуры студентов;

- формирование культурно-ценностного отношения к праву, закону, ценностям правового государства.

2.1.3 Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:

- о взаимосвязи государства и права, их роли в жизни современного общества;

- о юридической силе различных источников права и механизме их действия;

- о системе российского права;

 - о механизме защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.

   знать :

 - основные положения Конституции РФ;

- содержание основных прав и свобод человека;

- систему органов государственной власти и органов местного самоуправления Российской Федерации;

- основания, принципы, виды юридической ответственности;

- основы семейного, трудового, гражданского, уголовного и административного права, экологического;

- правовые средства защиты государственной, служебной и коммерческой тайн.

уметь:

- анализировать нормативные правовые документы (цель принятия, задачи, затронутые проблемы, юридическую терминологию, адресат, значение);

- применять применить на практике способы и средства защиты прав и свобод физических и юридических лиц. 

 

2.1.4 Методики и технологии изучения дисциплины. Комментарии к применению

В основе технологий обучения студентов по курсу «Правоведение» должны лежать следующие подходы:

- активно-деятельностная форма освоения содержания курса;

- системность, последовательность, глубина изложения содержания;

- диалоговый характер обучения;

- самостоятельная работа как основной фактор самообразования студентов.

Образовательный процесс по дисциплине строится на основе комбинации следующих образовательных технологий. Интегральную модель образовательного процесса по дисциплине формируют технологии методологического уровня: модульно-рейтинговое, контекстное обучение, развивающее обучение, элементы технологии развития критического мышления.

Реализация данной модели предполагает использование следующих технологий стратегического уровня (задающих организационные формы взаимодействия субъектов образовательного процесса), осуществляемых с использованием определенных тактических процедур:

– лекционные (вводная лекция, информационная, лекция-презентация, проблемная лекция и др.);

– практические (работа в малых группах, обсуждение и решение конкретных правовых ситуаций, использование видеоматериалов);

– активизации творческой деятельности (приемы технологии развития критического мышления (прием «синквейн», прием «заметки на полях», прием «кластер», прием «инсерт», дискуссия, игры и др.);

– самоуправления (самостоятельная работа студентов) (подготовка рефератов, работа с источниками по темам дисциплины, создание словаря терминов по материалам модулей, написание эссе по проблеме, подготовка презентаций по темам домашних работ и др).

Рекомендуется использование информационных технологий при организации коммуникации со студентами для представления информации, выдачи рекомендаций и консультирования по оперативным вопросам (электронная почта), использование мультимедиа-средств при проведении лекционных и практических занятий.

2.1.5 Объём учебной дисциплины,

Дата: 2019-07-24, просмотров: 281.