Практическое занятие №3. Тема: Дидактика как отрасль педагогики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные понятия: дидактика, объект дидактики, предмет дидактики, категория дидактики, дидактическая концепция, дидактическая система.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1) Объект, предмет, цель и задачи дидактики.

2) Понятийный аппарат дидактики.

3) Основные тенденции в развитии дидактических учений.

4) Характеристика дидактических систем:

а) дидактоцентристской,

б) педоцентристской,

в) современной.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар Методы – проблемная беседа, индивидуальный и фронтальный опросы. Виды учебной деятельности - чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, сравнительно – сопоставительный анализ учебного материала, содержащегося в разных источниках, периодизация дидактических учений, составление характеристики дидактических систем, составление словаря понятий.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013 г.

2.Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. – 3-е изд., стер. / Н.А. Березовин. – М.: ИНФРА-М, 2011.

3.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.

4.Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.

5.Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия, 2012.

6.Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.

Дополнительная:

1. Лапина, О.А. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2008.

2. Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.

3. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. – М., 2008

4. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. – М., 2009.

5. Подласый, И.П. Педагогика. Учебник для бакалавров, М.: Юрайт, 2013.

Задания для СРС

1. Составьте глоссарий основных дидактических понятий. В глоссарий включите те понятия, которые отнесены авторами пособий к дидактическим категориям. Не забудьте указать авторов определений и источник получения информации.

2. Предложите свой план характеристики дидактических систем, опираясь на предложенную П. И. Пидкасистым типологию систем. В соответствии с планом выполните характеристику дидактоцентристской, педоцентристской и современной систем.

3. Напишите в объеме 1 страницы аналитическую записку «В чем выражаются преимущества дидактоцентристской и педоцентристской систем?»

 

Практическое занятие №4.

Тема: Процесс обучения.

Основные понятия: обучение, преподавание, учение, движущие силы обучения, принципы обучения, закономерности обучения, функции обучения, компонент процесса обучения.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1) Сущность процесса обучения, его многомерный характер.

2) Движущие силы процесса обучения.

3) Функции процесса обучения.

4) Логика учебного процесса и структура процесса усвоения.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар. Методы - беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, Виды учебной деятельности-чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, обобщение дидактического материала с последующей схематизацией его, написание эссе, подбор примеров из практики обучения,

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013 г.

2.Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. – 3-е изд., стер. / Н.А. Березовин. – М.: ИНФРА-М, 2011.

3.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.:  Питер, 2013.

4.Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.

5.Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия, 2012.

6.Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.

Дополнительная:

1.Лапина, О.А. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2008.

2.Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.

3.Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. – М., 2008

4.Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. – М., 2009.

5.Подласый, И.П. Педагогика. Учебник для бакалавров, М.: Юрайт, 2013.

Задания для СРС

1. Напишите эссе «В чем выражается воспитывающая функция процесса обучения?» Свои аргументы подкрепите анализом школьного опыта.

2. Подготовьте тезисы сообщения «Идеи воспитывающего обучения И. Ф. Гербарта».

3. На материале своего учебного предмета (математика, физика, информатика) предложите примеры дедуктивного и индуктивного изложения дидактического материала. Аргументируйте свою позицию.

Практическое занятие №5.

Тема: Содержание обучения как компонент образовательного процесса.

Основные понятия: цель обучения (образования), задача обучения, содержание образования, компонент содержания образования, образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебник.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1) Содержание образование как дидактическая категория. Основные подходы в его понимании в дидактической науке.

2) Компоненты содержания образования.

3) Принципы и критерии отбора содержания современного школьного образования.

4) Основные теории формирования содержания образования:

-дидактический материализм;

-дидактический формализм;

-дидактический утилитаризм;

-функциональный материализм;

-теория операциональной структурализации.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар Методы - беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, терминологический диктант, проверка самостоятельного задания, деловая игра. Виды учебной деятельности-чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, составление таблицы обобщающего характера, игровая деятельность обучающего характера.

Литература для подготовки к занятию:

               Основная:

1.Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013 г.

2.Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. – 3-е изд., стер. / Н.А. Березовин. – М.: ИНФРА-М, 2011.

3.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.

4.Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.

5.Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия,2012.

6.Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.

Дополнительная:

1.Лапина, О.А. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2008.

2.Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.

3.Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. – М., 2008

4.Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. – М., 2009.

5.Подласый, И.П. Педагогика. Учебник для бакалавров, М.:Юрайт, 2013.

Задания для СРС

1. Напишите эссе «Какие факторы отбора содержания образования мне представляются важными?» Аргументируйте!

2. Подготовьте «интервью» со сторонниками той или иной теории отбора содержания образования. В качестве интервьюируемых могут быть школьные учителя, выдающиеся дидакты. Продумайте вопросы и ответы на них таким образом, чтобы содержание теории было максимально понятно слушателям. Задание выполняется в составе учебных звеньев.

 

Практическое занятие №6.

Тема: Методы, приемы и средства обучения

Основные понятия: метод обучения, прием обучения, классификация методов обучения, средство обучения.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1) Сущность метода обучения. Многообразие подходов исследователей к его оценке.

2) Прием обучения как составная часть метода.

3) Классификации методов обучения.

4) Средство обучения как дидактическая категория. Их функции. Виды средств, попытки их классификации.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар Методы – поисковая беседа, проверка выполнения различных видов СРС, терминологический диктант. Виды учебной деятельности-чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, сравнительно-сопоставительный анализ определений, составление плана, тезисов сообщения.

Литература для подготовки к занятию:

               Основная:

1. Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013 г.

2. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. – 3-е изд., стер. / Н.А. Березовин. – М.: ИНФРА-М, 2011.

3. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.

4. Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.

5. Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия,2012.

6. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.

Дополнительная:

1. Лапина, О.А. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2008.

2. Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций/ Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.

3. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. – М., 2008

4. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. – М., 2009.

5. Подласый, И.П. Педагогика. Учебник для бакалавров, М.: Юрайт, 2013.

Задания для СРС

1. Из различных учебных пособий выпишите и сравните определения метода обучения. Установите общее и особенное.

2. Составьте «лист сжатия информации» «Классификации методов обучения».

3. Составьте план и тезисы ответа на последний вопрос семинара. Подумайте, какие средства обучения наиболее важны для познания вашего предмета?

Практическое занятие №7.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 285.