Практическое занятие №1.
Тема: Педагогическая наука
Основные понятия: педагогика, объект педагогики, предмет педагогики, задача педагогической науки, категория педагогики, отрасль педагогики, междисциплинарные связи, внутридисциплинарные связи.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1) Основные подходы к пониманию педагогики как научной дисциплины.
2) Задачи педагогической науки.
3) Проблема определения объекта и предмета педагогики.
4) Категории педагогики.
5) Дифференциация и интеграция педагогических знаний.
6) Формы связей педагогики и других наук.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар. Методы - беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, учебная дискуссия. Виды учебной деятельности - чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, защита творческих заданий, написание эссе, составление словаря терминов науки.
Литература для подготовки к занятию:
8.1 Основная литература
1. Болотова М.И. Педагогика. Часть 1. Теория обучения [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений / М.И. Болотова, Ю.А. Москалева. — Электрон. текстовые данные. — Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, Детство, 2014. — 122 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51473.html
2. Калюжный А.С. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.С. Калюжный. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 322 c. — 978-5-4486-0138-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72814.html
3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий [Электронный ресурс] : пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : КАРО, 2008. — 368 c. — 978-5-9925-0049-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61345.html
8.2. Дополнительная литература
1. Ковалев А.Н. Педагогика и психология в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для бакалавриата / А.Н. Ковалев, В.П. Смирнов. — Электрон. текстовые данные. — СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2014. — 104 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65504.html
2. Петрова О.О. Педагогика [Электронный ресурс] : учебное пособие / О.О. Петрова, О.В. Долганова, Е.В. Шарохина. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Научная книга, 2012. — 191 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6322.html
3. Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / В.А. Алексеева [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : КАРО, 2015. — 112 c. — 978-5-9925-0914-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61037.html
Перечень ресурсов сети «Интернет»
Электронно-библиотечные системы (электронные библиотеки)
Учебный год | Наименование документа с указанием реквизитов | Срок действия документа |
2018 / 2019 год | Электронно-библиотечная система «IPRbooks» Базовая версия ЭБС IPRbooks (онлайн) Реквизиты договора: Договор № 3814/18 от 30.03.2018 г. | с 30.03.2018 г по 01.04.2019 г. |
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» Базовая часть ЭБС «Университетская библиотека онлайн» Реквизиты договора: Договор об оказании информационных услуг № 053-03/18 от 01.04.2018 г. | с 01.04.2018 г. по 01.04.2019 г. |
Электронная информационно-образовательная среда ФГБОУ ВО «АГПУ»
http://agpu.net/ - адрес официального сайта университета
http://plany.agpu.net/ - электронная информационно-образовательная среда АГПУ
(Указывается основная и дополнительная учебная литература, перечень Интернет-ресурсов, а также другое необходимое на различных этапах проведения практики учебно-методическое обеспечение)
Задания для СРС
1. Опираясь на тексты рекомендованных учебных пособий, установите общее и особенное понятий «педагогический процесс», «целостный педагогический процесс», «образовательный процесс». Представьте результаты сравнительного анализа
2. Составьте «лист сжатия информации» темы «Целостный педагогический процесс», опираясь на тексты глав 10 (параграфы 4 и 5) и 11 пособия по педагогике В. А. Сластенина и др. Лист сжатия информации - это краткое, схематизированное изложение дидактического материала по конкретной теме в объеме развернутой страницы формата А 4.
3. Приведите примеры, демонстрирующие задачный характер педагогического процесса.
4. Известно, что воспитание и обучение являются подсистемами педагогического процесса. Докажите, что их связь носит не механический, а структурно-логический характер. Оформите доказательства в виде тезисов.
Практическое занятие №4.
Тема: Процесс обучения.
Основные понятия: обучение, преподавание, учение, движущие силы обучения, принципы обучения, закономерности обучения, функции обучения, компонент процесса обучения.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1) Сущность процесса обучения, его многомерный характер.
2) Движущие силы процесса обучения.
3) Функции процесса обучения.
4) Логика учебного процесса и структура процесса усвоения.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар. Методы - беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, Виды учебной деятельности-чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, обобщение дидактического материала с последующей схематизацией его, написание эссе, подбор примеров из практики обучения,
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1.Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013 г.
2.Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. – 3-е изд., стер. / Н.А. Березовин. – М.: ИНФРА-М, 2011.
3.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.
4.Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.
5.Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия, 2012.
6.Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.
Дополнительная:
1.Лапина, О.А. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2008.
2.Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.
3.Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. – М., 2008
4.Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. – М., 2009.
5.Подласый, И.П. Педагогика. Учебник для бакалавров, М.: Юрайт, 2013.
Задания для СРС
1. Напишите эссе «В чем выражается воспитывающая функция процесса обучения?» Свои аргументы подкрепите анализом школьного опыта.
2. Подготовьте тезисы сообщения «Идеи воспитывающего обучения И. Ф. Гербарта».
3. На материале своего учебного предмета (математика, физика, информатика) предложите примеры дедуктивного и индуктивного изложения дидактического материала. Аргументируйте свою позицию.
Практическое занятие №5.
Тема: Содержание обучения как компонент образовательного процесса.
Основные понятия: цель обучения (образования), задача обучения, содержание образования, компонент содержания образования, образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебник.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1) Содержание образование как дидактическая категория. Основные подходы в его понимании в дидактической науке.
2) Компоненты содержания образования.
3) Принципы и критерии отбора содержания современного школьного образования.
4) Основные теории формирования содержания образования:
-дидактический материализм;
-дидактический формализм;
-дидактический утилитаризм;
-функциональный материализм;
-теория операциональной структурализации.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар Методы - беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, терминологический диктант, проверка самостоятельного задания, деловая игра. Виды учебной деятельности-чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, составление таблицы обобщающего характера, игровая деятельность обучающего характера.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1.Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013 г.
2.Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. – 3-е изд., стер. / Н.А. Березовин. – М.: ИНФРА-М, 2011.
3.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.
4.Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.
5.Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия,2012.
6.Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.
Дополнительная:
1.Лапина, О.А. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2008.
2.Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.
3.Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. – М., 2008
4.Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. – М., 2009.
5.Подласый, И.П. Педагогика. Учебник для бакалавров, М.:Юрайт, 2013.
Задания для СРС
1. Напишите эссе «Какие факторы отбора содержания образования мне представляются важными?» Аргументируйте!
2. Подготовьте «интервью» со сторонниками той или иной теории отбора содержания образования. В качестве интервьюируемых могут быть школьные учителя, выдающиеся дидакты. Продумайте вопросы и ответы на них таким образом, чтобы содержание теории было максимально понятно слушателям. Задание выполняется в составе учебных звеньев.
Практическое занятие №6.
Тема: Методы, приемы и средства обучения
Основные понятия: метод обучения, прием обучения, классификация методов обучения, средство обучения.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1) Сущность метода обучения. Многообразие подходов исследователей к его оценке.
2) Прием обучения как составная часть метода.
3) Классификации методов обучения.
4) Средство обучения как дидактическая категория. Их функции. Виды средств, попытки их классификации.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар Методы – поисковая беседа, проверка выполнения различных видов СРС, терминологический диктант. Виды учебной деятельности-чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, сравнительно-сопоставительный анализ определений, составление плана, тезисов сообщения.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1. Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013 г.
2. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. – 3-е изд., стер. / Н.А. Березовин. – М.: ИНФРА-М, 2011.
3. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.
4. Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.
5. Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия,2012.
6. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.
Дополнительная:
1. Лапина, О.А. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2008.
2. Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций/ Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.
3. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. – М., 2008
4. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. – М., 2009.
5. Подласый, И.П. Педагогика. Учебник для бакалавров, М.: Юрайт, 2013.
Задания для СРС
1. Из различных учебных пособий выпишите и сравните определения метода обучения. Установите общее и особенное.
2. Составьте «лист сжатия информации» «Классификации методов обучения».
3. Составьте план и тезисы ответа на последний вопрос семинара. Подумайте, какие средства обучения наиболее важны для познания вашего предмета?
Практическое занятие №7.
Практическое занятие №8.
Тема: Место образовательных технологий в педагогическом процессе
Основные понятия: образовательная технология, компонент образовательной технологии, классификация образовательной технологии.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1) Многообразие подходов к определению сущности образовательных (педагогических) технологий.
2) Основания для классификации педагогических технологий.
3) Этапы создания педагогической технологии.
4) Характеристика технологии современного традиционного обучения (по предмету своей специальности).
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар Методы – учебный диалог, индивидуальный и фронтальный опросы, терминологический диктант, имитационная игра. Виды учебной деятельности-исследовательский поиск (ретроспективный анализ по проблеме), алгоритмизация дидактического материала, учебно-имитационная деятельность, беседа с учителем, сбор и анализ опыта обучения по предмету.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1.Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2013 г.
2.Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учебное пособие. – 3-е изд., стер. / Н.А. Березовин. – М.: ИНФРА-М, 2011.
3.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.- СПб.: Питер, 2013.
4.Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.
5.Исаев, И.Ф., Сластенин, В.А., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия,2012.
6.Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.
Дополнительная:
1.Лапина, О.А. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2008.
2.Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.
3.Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. – М., 2008
4.Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. – М., 2009.
5.Подласый, И.П. Педагогика. Учебник для бакалавров, М.:Юрайт, 2013.
6.Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика, 1997, №3. С.20-27
7.Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство "Гном и Д", 2001( использовать и последующие работы этого автора)
Задания для СРС
1.Выделите основные этапы истории изучения педагогических ( образовательных) технологий опишите кратко содержание каждого этапа. Представьте итоги вашей работы в виде схемы или таблицы.
2.Побывайте в школе, проведите встречу с учителем – предметником и соберите материал о современном традиционном обучении по предмету своей специальности. Результаты можете представить в виде имитационной беседы с учителем.
5.4. Планы и содержание лабораторно-практических занятий
Практическое занятие №1.
Тема: Педагогическая наука
Основные понятия: педагогика, объект педагогики, предмет педагогики, задача педагогической науки, категория педагогики, отрасль педагогики, междисциплинарные связи, внутридисциплинарные связи.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1) Основные подходы к пониманию педагогики как научной дисциплины.
2) Задачи педагогической науки.
3) Проблема определения объекта и предмета педагогики.
4) Категории педагогики.
5) Дифференциация и интеграция педагогических знаний.
6) Формы связей педагогики и других наук.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар. Методы - беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, учебная дискуссия. Виды учебной деятельности - чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, защита творческих заданий, написание эссе, составление словаря терминов науки.
Литература для подготовки к занятию:
8.1 Основная литература
1. Болотова М.И. Педагогика. Часть 1. Теория обучения [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений / М.И. Болотова, Ю.А. Москалева. — Электрон. текстовые данные. — Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, Детство, 2014. — 122 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51473.html
2. Калюжный А.С. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.С. Калюжный. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 322 c. — 978-5-4486-0138-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72814.html
3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий [Электронный ресурс] : пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : КАРО, 2008. — 368 c. — 978-5-9925-0049-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61345.html
8.2. Дополнительная литература
1. Ковалев А.Н. Педагогика и психология в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для бакалавриата / А.Н. Ковалев, В.П. Смирнов. — Электрон. текстовые данные. — СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2014. — 104 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65504.html
2. Петрова О.О. Педагогика [Электронный ресурс] : учебное пособие / О.О. Петрова, О.В. Долганова, Е.В. Шарохина. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Научная книга, 2012. — 191 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6322.html
3. Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / В.А. Алексеева [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : КАРО, 2015. — 112 c. — 978-5-9925-0914-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61037.html
Перечень ресурсов сети «Интернет»
Электронно-библиотечные системы (электронные библиотеки)
Учебный год | Наименование документа с указанием реквизитов | Срок действия документа |
2018 / 2019 год | Электронно-библиотечная система «IPRbooks» Базовая версия ЭБС IPRbooks (онлайн) Реквизиты договора: Договор № 3814/18 от 30.03.2018 г. | с 30.03.2018 г по 01.04.2019 г. |
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» Базовая часть ЭБС «Университетская библиотека онлайн» Реквизиты договора: Договор об оказании информационных услуг № 053-03/18 от 01.04.2018 г. | с 01.04.2018 г. по 01.04.2019 г. |
Электронная информационно-образовательная среда ФГБОУ ВО «АГПУ»
http://agpu.net/ - адрес официального сайта университета
http://plany.agpu.net/ - электронная информационно-образовательная среда АГПУ
(Указывается основная и дополнительная учебная литература, перечень Интернет-ресурсов, а также другое необходимое на различных этапах проведения практики учебно-методическое обеспечение)
Дата: 2019-07-24, просмотров: 228.