Основными направлениями развития кадрового потенциала молодежной политики в рамках данной Концепции являются:
В сфере определения методологических подходов
1. Определение приоритетов кадровой работы и перспектив разработки и внедрения единого подхода к координации и регулированию деятельности.
2. Проведение мониторинговых исследований по анализу структур и кадрового состава органов и учреждений по делам молодежи регионального и муниципального уровней.
Результаты исследований станут основанием для разработки стандартов государственной молодежной политики, требований к подготовке специалистов органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации, организации их переподготовки и повышения квалификации.
3. Разработка методологических, организационно-методических, правовых и экономических основ работы с кадрами, подготовка концепции управления кадровыми и образовательными процессами.
4. Прогнозирование демографической базы формирования кадрового потенциала и рынка труда, разработка методических рекомендаций определения потребности в кадрах, моделирование долгосрочных потребностей кадрового обеспечения, разработка информационно-поисковых систем и банка данных по профессионально-квалификационным признакам персонала, совершенствование методик его оценки, проведение аттестации, разработка методологии формирования кадрового резерва руководителей.
5. Разработка рекомендаций по оценке эффективности действующей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере молодежной политики и предложений по ее совершенствованию с учетом отечественного и зарубежного опыта; оценка путей решения проблемы воспроизводства кадров с привлечением внебюджетных источников финансирования; разработка инновационных программ учебно-рабочих мест для кадров новых специализаций.
6. Издание методической литературы, сборников нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области молодежной политики.
В сфере организационной работы
1. Создание Экспертного совета Минспорттуризма России по вопросам кадрового и научно-методического обеспечения государственной молодежной политики.
2. Создание и поддержка Федерального координационного центра развития кадрового потенциала молодежной политики.
3. Формирование базы данных кадрового состава и резерва учреждений органов по делам молодежи.
4. Проведение всероссийских конференций, совещаний по проблемам кадрового обеспечения государственной молодежной политики для руководителей и специалистов органов по делам молодежи.
5. Проведение конкурса проектов и программ для изучения и обобщения инновационного опыта по данному направлению.
6. Проведение ежегодного Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Работник сферы государственной молодежной политики».
В сфере подготовки кадров
Подготовка специалистов по работе с молодежью стала возможна в 2003/2004 учебном году после принятия Приказа Министерства образования Российской Федерации от 12 августа 2003 г. № 3310 «Об эксперименте по созданию специальности «Организация работы с молодежью».
В 2009 году будет первый выпуск по специальности «Организация работы с молодежью» по 15 специализациям. С сентября 2009 года будет осуществляться переход на многоуровневое образование в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) высшего профессионального образования уровня бакалавриата и уровня магистратуры по направлению подготовки «Организация работы с молодёжью».
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 040104 «Организация работы с молодежью», утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации 27 декабря 2005 года (регистрационный номер: 767 гум/СП), областью профессиональной деятельности специалиста по работе с молодежью является:
организация работы с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи;
осуществление взаимодействия и сотрудничества с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи;
организация помощи молодым людям, испытывающим трудности в процессе интеграции в общество;
организация информационного обеспечения молодежи и организация научных исследований проблем молодежи и молодежной политики, взаимодействие с молодежными СМИ;
содействие занятости, трудоустройству, предпринимательству молодежи;
содействие в развитии международного молодежного сотрудничества;
участие в гражданско-патриотическом воспитании молодежи;
содействие деятельности спортивно-оздоровительных организаций молодежи;
организация управления и поддержки молодежных проектов и программ;
поддержка актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде.
Объектами профессиональной деятельности специалиста по работе с молодежью выступают:
муниципальные, государственные, неправительственные организации и учреждения, реализующие функции государственной молодежной политики и работы с молодежью;
организации, учреждения и предприятия, на которых обучаются, трудятся, пребывают молодые люди;
формальные и неформальные объединения и сообщества молодежи;
федеральные, региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления.
Основные виды профессиональной деятельности включают:
воспитательную;
управленческую;
профилактическую;
исследовательскую;
информационную;
консалтинговую.
Однако, по социологическим данным, к настоящему моменту четких нормативов численности специалистов по работе с молодежью не разработано. Хотя даже приблизительная оценка вышеописанных задач, которые должны решать специалисты по работе с молодежью показывает, что прием студентов на современном уровне менее 1000 человек в год по всем регионам Российской Федерации явно не достаточен.
Необходимо отметить, что действующий количественный принцип подготовки молодых кадров (больше набрать учащихся, больше включить дисциплин для изучения и т.д.) без учета количественного и качественного предложения и спроса на рынке труда молодых работников приводит к тому, что значительная часть выпускников не востребована сферой молодежной политики. Повышение эффективности трудоустройства молодых кадров требует более тесноувязать объемы их подготовки, а также учебные планы и программы подготовки учащихся с реальным спросом работодателей для конкретных производств и предприятий.
С этой целью необходимо:
1. Развивать систему профессионального обучения работников сферы государственной молодежной политики.
2. Постоянно совершенствовать государственные образовательные стандарты в соответствии с государственным заказом и изменяющимися требованиями работодателей.
3. Обеспечить единый образовательный процесс программами обучения кадров для всех уровней непрерывной системы образования, нормативной, методической и учебной литературой, обучающими компьютерными программами, пособиями для дистанционного обучения с учетом региональных особенностей.
4. Разработать методические рекомендации по реализации государственных требований дополнительной квалификации «Работник сферы государственной молодежной политики».
5. Выявлять, обобщать и внедрять инновационный и перспективный опыт регионов в данном вопросе.
В сфере профессиональной переподготовки.
В 2002 году были утверждены государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Работник сферы государственной молодежной политики». Сегодня эти программы реализуются целым рядом учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
Для совершенствования работы в сфере профессиональной переподготовки кадров сферы государственной молодежной политики необходима реализация следующих мероприятий:
1. Организация непрерывной профессиональной переподготовки и повышения квалификации субъектов кадровой политики с установлением периодичности не реже одного раза в три года с последующей аттестацией и присвоением квалификационных разрядов (категорий) по оплате труда.
2. Применение практики интенсивных (1-2 мес.) курсов переподготовки кадров с привлечением ведущих специалистов с современными знаниями и опытом в области финансов, кредита, финансового права, управления имуществом, прибылью, капиталом.
3. Проведение тематических семинаров по различным направлениям государственной молодежной политики для специалистов органов по делам молодежи, учреждений и организаций («Финансово-хозяйственное обеспечение деятельности органов и учреждений по делам молодежи», «Современные подходы к организации оздоровительного отдыха детей и молодежи» и др.).
4. Проведение научно-практических конференций по учебно-методическому обеспечению ФГОС высшего профессионального образования в сфере государственной молодежной политики.
5. Разработка и издание программ, учебных пособий в рамках ФГОС и дополнительной квалификации по направлению «Организация работы с молодежью».
В сфере повышения квалификации
Повышение квалификации стимулирует профессиональный рост работников сферы молодежной политики и должно стать неотъемлемым звеном системы работы с кадрами молодежной политики.
В этой связи необходимо:
1. Проведение два раза в год курсов повышения квалификации для руководителей органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации.
2. Проведение курсов повышения квалификации для специалистов сферы молодежной политики муниципальных образований, а также через систему дистанционного образования для ведущих специалистов по работе с молодежью на базе окружных центров развития кадрового потенциала молодежной политики.
3. Проведение тематических семинаров по различным направлениям государственной молодежной политики для руководителей и специалистов органов и учреждений по делам молодежи («Финансово-хозяйственное обеспечение деятельности органов и учреждений по делам молодежи», «Современные подходы к организации оздоровительного отдыха детей и молодежи» и др.).
4. Прохождение стажировок.
5. Обмен специалистами для изучения опыта работы с молодежью.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 206.