· Какие заводы были построены в годы первых пятилеток?
Ø Это интересно История отдельных цехов ПАО «Азовмаш» корнями уходит в конец XIX века, когда в Мариуполе в 1899 г. неподалеку от завода Никополь-Мариупольского горного и металлургического общества был построен еще один металлургический завод – «Русский Провиданс». |
Азовмаш специализировался на выпуске чугуна, стали, проката, в частности железнодорожных рельсов. В 1918 г. оба металлургических завода были переданы в собственность государства, а в 1920 г. объединены под названием «Мариупольские государственные металлургические заводы «А» и «Б». В 1924 г. после смерти В.И.Ленина по просьбе рабочих завод получил имя Ильича. В 1930-е годы на площадях промплощадки «Б» организована сверхсекретная лаборатория по сварке броневых марок стали. Здесь рождается знаменитая МБЛ – мариупольская броня литая, из которой будут лить башни и бронеузлы легендарного танка Т-34 и других советских танков. |
Одним из замыслов большевиков было превращение по преимуществу сельской страны в индустриальную.
Ø Исторический словарь Индустриализация – создание за короткий срок крупных заводов и фабрик. |
Для того, чтобы успешнее шло развитие экономики, правительство принимало пятилетние планы, которые страна старалась выполнить вовремя. С 1928-по 1932 гг. страна выполняла первый пятилетний план. Затем перед народом был поставлен второй пятилетний план.
Донбасс сохранил, а скорее, даже приумножил свое значение одного из важнейших промышленных центров страны. В годы предвоенных пятилеток в
Донбассе продолжалось масштабное промышленное строительство, вступали в строй новые угольные шахты, строились металлургические заводы на криворожской руде. Появились машиностроение и химическая промышленность, ранее отсутствовавшие в
крае.
В 1940 году Донбасс давал более половины всего производившегося в стране чугуна (6 миллионов тонн), около четверти союзного производства стали и проката (соответственно - 4,5 и 3 миллиона тонн). Многие предприятия Донбасса снискали себе мировую славу. Один только гигант тяжелого машиностроения - Ново-
Краматорский завод ежегодно направлял
во все концы страны более 200 железнодорожных эшелонов различных машин и оборудования. Торжественная закладка Новокраматорского машиностроительного завода состоялась в 1929 г.
В конце 20-х – начале 30-гг. Донбасс превратился в огромную строительную площадку. Были запущены Краматорский завод тяжелого машиностроения (1933 г.), Мариупольский металлургический завод
«Азовсталь» (1934 г.). В 1929 г. была введена в строй самая крупная в СССР доменная печь на Макеевском заводе. Начала работу Зуевская электростанция (1931 г.) мощностью 150 тыс. кВт, были построены Кураховская и Краматорская ТЭС.
Значительные успехи были достигнуты в химической промышленности. Построены новые высокомеханизированные химические заводы – Горловский казенный химический завод и Донецкий казенный завод химических изделий. В этот период Донбасс становится одним из крупнейших центров машиностроения. Ведущим специализированным предприятием в СССР по выпуску машин и оборудования для коксохимической промышленности стал Славянский завод тяжелого машиностроения.
В 1932 г. по инициативе горловского забойщика Н.Изотова началось соревнование за высокую производительность труда, за досрочное выполнение
государственных планов.
Дальнейшее развитие это соревнование получило в 1935 г., когда на шахте
«Центральная-Ирмино» забойщик Алексей Стаханов в ночь на 31 августа 1935 г., по-новому организовав свой труд, отбойным молотком вырубил за смену 102 т угля, превысив обычные нормы в 14 раз. Это был мировой рекорд производительности труда в угольной промышленности. Вначале это могло показаться случайной удачей рабочего. Однако прошло еще несколько дней, и парторг этой же шахты Мирон Дюканов, а затем комсомолец Дмитрий Концедалов добились еще более высокой производительности труда. В последующие дни знаменитый в Донбассе ударник-шахтер Никита Изотов дал за смену 240 т. Но и этот рекорд в дальнейшем был значительно превышен. Так возникло движение, названное по имени его зачинателя стахановским. Вскоре оно охватило все отрасли народного хозяйства. Среди лучших донецких стахановцев был сталевар Мариупольского завода им. Ильича Макар Мазай. В октябре 1936 г. он установил несколько мировых рекордов по съему стали с квадратного метра пода печи с максимальным результатом – 15 т за 6 часов 30 минут. В 1935 г. Петр Кривонос, машинист паровоза Славянского депо, первым на транспорте при вождении грузовых поездов увеличил форсировку котла паровоза, благодаря чему техническая скорость была повышена вдвое – до 46- 47 км/час.
Известность в Советском Союзе получила также Прасковья Ангелина. Она родилась в пос. Старобешево в греческой семье, в 1929 г. окончила курсы трактористов и стала работать трактористкой Старо-Бешевской машино- тракторной станции (МТС). Она организовала женскую бригаду трактористов. Современный герб Старобешевского района ДНР хранит память о её трудовом подвиге.
С каждым днем становились известны все новые и новые имена передовиков.
Ø Это интересно Важным фактором во взаимоотношениях иностранных и донецких рабочих стал трудовой энтузиазм советских людей, новое отношение к труду и общественному долгу. |
Под влиянием советских рабочих зарубежные трудящиеся вступали в движение ударников и даже выступали инициаторами соревнования. Следует сказать о наиболее интересных трудовых начинаниях иностранных рабочих и специалистов. Летом 1929 г. железно-дорожники Гамбурга призвали железнодорожников СССР начать международное рево-люционное соревнование. Эта идея была поддержана как у нас в стране, так и за рубежом. Горловские горняки вызвали на соревнование горняков Рурского бассейна Германии. Английские и немецкие рабочие осенью 1929 г, заключили договор о соревновании с рабочими Краматорского машиностроительного завода. |
К началу 1940 г. Донбасс давал 85,5 млн. т. угля — 60% общесоюзной добычи. На донецком угле работало около 60% предприятий металлургии и железнодорожного транспорта, около 50% электростанций СССР. Металлурги области давали 30% общесоюзной выплавки чугуна, 20% стали, 22% проката.
За 1922 - 1928 гг. было построено 56 новых шахт со средней годовой мощностью 110 тыс. тонн. Шахты строили по новым прогрессивным проектам, используя более совершенную технику и технологии очистных и подготовительных работ.
В годы первых пятилеток население в своем абсолютном большинстве участвовало в государственном строительстве самым прямым образом – своим трудом, который награждался не просто относительно хорошими по тем временам заработками, но больше всего вознаграждался прославлением и продвижением вверх по социальной лестнице.
Люди хотели трудиться! Изобретательство, стахановское движение, стремление стать «ударником» и «передовиком производства» охватило миллионы людей. Без колоссального и очень интенсивного труда не было бы и индустриализации.
Ø Это интересно Новокраматорский машиностроительный завод начал работу 28 сентября 1934 года. Всю историю НКМЗ охватить невозможно. Уникальное предприятие выпускало уникальные машины, их проектировали, изготавливали и собирали специалисты редкого таланта и мастерства. Эти люди вырастали из своего времени, вносили в творение рук своих черты характера и частички души. Более шести тысяч новокраматорцев награждены только орденами Советского Союза, в анналы истории НКМЗ вписаны более 300 Почетных новокраматорцев и столько же Заслуженных станочников предприятия, более тысячи человек удостоены почетного звания Ветеран труда НКМЗ. Эти звания на НКМЗ никогда даром не присваивали. А сколько здесь работает не отмеченных званиями, но не менее интересных и достойных людей, сколько коллизий, взаимосвязей и взаимодействий хранят память новокраматорцев и легенды цехов и отделов… Уважение к собственной истории – это составляющая корпоративного стиля НКМЗ. |
· Кого можно назвать стахановцами? Когда начато стахановское движение?
· Какие заводы были построены в Донбассе в годы первых пятилеток?
Дата: 2019-07-24, просмотров: 684.