а) Д.Менделеев, б) А.Горлов, в) М.Курако, г) Е.Ковалевский.
Первая в Донбассе Курско-Харьковско-Азовской железной дороги была открыта:
а) 5 января 1870 г.; б) 11 февраля 1875 года;
в) 17 мая 1881 года; г) 24 декабря 1899 года.
Уголь Донбасса с железной рудой Кривого Рога связала железная дорога:
а) Курско-Харьковско-Азовская, б) Екатерининская, в) Донецкая, г)Одеса – Балта;
Запуск первой доменной печи в крае датирован:
а) 1869 годом; б) 1871 годом; в) 1883 годом; г) 1898 годом.
Соотнесите исторические личности и их заслугами:
1. Дж. Юз | А. Первооткрыватель угля на Донбассе |
2. С. Поляков | Б. Составитель первой топографической карты края |
3. Г.Капустин | В. Строитель Курско-Харьковско-Азовской железной дороги |
4. Е. Ковалевский | Г. Директор-распорядитель юзовского металлургического завода |
Дополните предложения:
Первыми примитивными орудиями шахтерского труда были кайло и ……………
Первую геологическую карту Донбасса составил ………………
Первый в России завод по изготовлению ртути был построен в 1885 году вблизи………………
Разрешение на строительство Донецкой каменноугольной железной дороги получил промышленник …………
Выберите из перечисленных исторических личностей тех, кто не имеет отношения к промышленному освоению края в ХІХ веке:
а) Самуил Поляков; б) Георгий Береговой; в) Савва Мамонтов; г) Евграф Ковалевский; д) Иосиф Кобзон; е) Эдуард Боссе;
ж) Сергей Бубка; з) Алексей Гурьев, и) Джон Юз; к) Никита Хрущов
Подберите 3-4 аргумента, подтверждающих, что иностранцы с удовольствием вкладывали деньги в промышленность Донбасса?
Используя материал параграфа, текст документа и дополнительные источники, дайте оценку условий труда и жизни рабочих на металлургических заводах.
Из правил работы рабочих на заводе Новороссийского общества. 1886г.
«Рабочий не имеет права оставлять завод до истечения условленного времени, а директор может уволить рабочего за неисправность и дурное поведение до истечения срока.
За опоздание, то есть неявку в 5 с половиной часов (хотя работы должны начинаться ровно в 6 часов) вычет из жалованья: за 5 минут – 5 коп., за 10 минут – 10 коп., за 15 минут – 15 коп., свыше 15 минут – дневная плата, за прогул целого дня – трехдневная плата.
За недобросовестное поведение, ослушание и грубость против начальства штраф 3 рубля и увольнение…»
Вопросы к документу
1. Найдите в документе положения, которые нарушают права работающих.
2. Справедливой ли была система штрафов?
Ø Это нужно запомнить 1829 г. – создание Е.Ковалевским первой геологической карты Донбасса. 1868 г.– начало строительства железных дорог в Донбассе 1869 г. – начало строительства Джоном Юзом металлургического завода, год основания города Юзовки (Донецка) 1870 г. – открыта первая в крае Курско-Харьковско-Азовская железная дорога |
Ø Рекомендуем почитать
1. Костыря И. Дума о Донбассе. – Донецк: ЧП «ЦСО», 2007. – 480 с.
2. Лисянский А.С. Конец Дикого поля. – Донецк: Донбасс, 1973. – 131 с.
3. Юз и Юзовка / Гайдук В.А., Ляшенко В.Г., Мозговой В.И., Навка И.П.- Донецк: «Фирма
«Кардинал», 2000. – 315 с.
Практическая работа:
Сведения об основании и заселении твоего города
(села): история и легенды
Помни! Мира не узнаешь! Не зная края своего!
М.Пришвин
? | 1. История заселения территории города (села). 2. Легенды и факты об основании твоего города (села). 3. Легенды, связанные с историей родного края (виртуальная экскурсия). 4. Местные краеведы (презентация) |
Ø На этом уроке вы научитесь
1) рассказывать об истории основания и заселения родного края;
2) называть имена местных краеведов, характеризовать их вклад в историю родного края;
3) работать с разнообразными историческими источниками - документами, фотографиями, исторической картой, легендами;
4) находить и устанавливать историческую достоверность легенд;
5) высказывать собственное отношение к историческим фактам, которые предлагаются для изучения;
6) оценивать информацию из различных исторических источников
Проблемный вопрос
· Что для вас значат слова «моя земля», «моя Родина»?
· Как вы понимаете высказывание: «Люди без Родины становятся исторической пылью, блеклой осенней листвой, гонимой с места на место и втаптываемой чужеземцами в грязь». (И.А.Ильин)
План подготовки к практическому занятию
1. Работа с краеведческой литературой, архивами, справочниками.
2. Посещение краеведческих музеев (города, поселка, школы).
3. Обработка Интернет-ресурсов.
4. Сбор материалов о местных краеведах, подготовка и создание презентации.
5. Отбор материалов, фактов, фотоматериалов и их систематизация.
6. Создание виртуальной экскурсии по местам родного населенного пункта, о которых существуют легенды и предания.
Задания для самостоятельной работы
· Найдите на карте ваш населенный пункт. Организуйте исследование по таким направлениям:
1. Выясните, когда и кем был заселен и основан ваш населенный пункт. Обязательно воспользуйтесь линией времени и картой для обозначения места, где вы живете.
2. Узнайте имена местных краеведов, подберите материалы об их жизни и краеведческой деятельности. Познакомьтесь с их работами. Составьте список краеведческой литературы, с которой вы работали.
3. Есть ли герб у вашего населенного пункта? Что он обозначает и когда был создан? Исследуйте его, используя различные источники информации.
4. В течение одной-двух недель подберите материал, проанализируйте и систематизируйте его.
5. Подготовьте письменный отчет о проделанной работе (либо в виде презентации) и предоставьте его учителю за несколько дней до урока.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 836.