Процесс обучения растянут во времени и осуществляется в определенной последовательности. Для успешной организации этого процеса необходимо хорошо знать те структурные компоненты, из которых он состоит, его логику. Дидактическая категория – «логика учебного процесса», отражающая сложный сплав логики учебного предмета и психологии усвоения его содержания, впервые была введена в научный обиход М.А. Даниловым. В ней реализуется единство преподавания и учения, усвоения знаний и умственного развития, формирования взглядов и убеждений, воли и характера. Оптимальную логику учебного процесса отличает выдвижение в ходе обучения познавательных и практических задач. Искусство учителя состоит в последовательном подведении школьников ко все более усложняющимся задачам, подготовке к их выполнению. Отчетливо понимая динамичность логики и структуры учебного процесса, дидакты выделяют в нем характерные звенья (этапы или составные части), по которым осуществляется движение учащихся от незнания к знанию.
Звено – это отдельная составная часть учебного процесса, его органический элемент. Оно характеризуется особым видом познавательной деятельности учащихся в соответствии с его специфическими функциями. Выделяют следующие звенья учебного процесса:
1. Выдвижение и осознание познавательной задачи, создание у учащихся стимулов к учению.
2. Восприятие учащимися нового материала из различных источников, приобретение в процессе самостоятельной работы новых знаний, решения проблем.
3. Процесс обобщения и формирование научных понятий, усвоение законов науки и т.п.
4. Закрепление и совершенствование знаний, упражнения, практические и лабораторные занятия, направленные на формирование и развитие у учащихся умений и навыков.
5. Применение знаний, умений и навыков.
6. Анализ достижений учащихся и проверка усвоения ими знаний, умений и навыков, выявление уровня умственного развития.
Каждое звено учебного процесса выполняет общие задачи обучения: школьники осмысливают изучаемый материал, совершенствуют умения и навыки, воспринимают определенные элементы нового, усваивают конкретные компоненты культуры труда и т.д., однако каждое звено выполняет свои специфические функции.
Структура процесса обучения. Овладение учителем полной структурой учебного процесса и оперирование целесообразными вариантами ее элемента – необходимое условие педагогического мастерства учителя, достижения высокой результативности учебного процесса. В этом плане весьма целесообразно рассмотреть существенные стороны звеньев процесса усвоения учащимися знаний (восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение) и основных компонентов процесса преподавания (деятельность учителя) (изложение материала, организации наблюдений, руководство работой школьников по изучению и применения знаний, проверка усвоения ими знаний, умений и навыков) в целостном процессе обучения.
Рассмотрим психологическую характеристику процесса усвоения, раскрывающую назначение каждого из компонентов усвоения, а также те основные задачи, которые должен решать педагог по организации учебной деятельности школьников (см. табл. 2)
Таблица 2
Компоненты процесса усвоения | Задачи учителя при организации учебно-познавательной деятельности школьников |
1 | 2 |
Восприятие | 1. Подготовка учащихся к активному восприятию путем постановки познавательных задач, ориентирующих школьников одновременно на репродуктивную и поисковую деятельность. 2. Обеспечение познавательной ситуации на протяжении всего урока с учетом логики учебного предмета, уровня подготовки учащихся, методов обучения. 3. Дидактически целесообразный отбор и использование средств наглядности, обеспечивающей привлечение как можно более широкого спектра чувств учащихся, целенаправленное руководство наблюдениями школьников. 4. Соблюдение учителем преемственности при изложении новых знаний, опоры на жизненный опыт учащихся. 5. Обеспечение сочетания наглядности и слова, наблюдений и объяснений. 6. Побуждение школьников с помощью различных методов, приемов и средств к активной самостоятельной деятельности |
Понимание Осмысление | 1. Четкое представление учителя о всех основных вводимых на каждом занятии понятиях, определение последовательности их введения с учетом логики науки и возможности опоры на введенные раньше понятия (индуктивный путь, аналитико-синтетический путь или дедуктивный путь введения в новый материал). Выделение существенных и несущественных признаков понятий. 2. Обеспечение овладением школьниками с учетом их подготовленности методами соответствующей науки, методами научного познания вообще. 3. Способствование с помощью различных методических средств активной работе учащихся над новым материалом; обеспечение оптимального сочетания конкретного и абстрактного представлений и понятий при усвоении нового материала. 4. Содействие овладению школьниками приемами умственной деятельности и развитию их логического мышления (приемы вычленения признаков, явлений и предметов; приемы анализа и синтеза, абстрагирования; умение рассматривать предмет с различных сторон; умение планировать предстоящую работу и пр.) 5. Обеспечение рациональной организации практических действий учащихся с учебным материалом как одно из условий успешного формирования умственных действий и операций |
Закрепление | 1. Организация и осуществление заучивания, повторения, упражнений, выполнения творческих работ. |
Применение | 1. Обеспечение применения знаний в самых разнообразных видах с последовательным усилением самостоятельности школьников. Анализ достижений учащихся, проверка усвоения ими знаний, умений и навыков |
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем состоит единство и специфика процессов познания и учения?
2. Охарактеризуйте основное внутреннее противоречие процесса обучения. Чем оно обусловлено?
3. Охарактеризуйте сущность каждого структурного компонента процесса обучения и его значение для организации учебной работы.
4. Охарактеризуйте одну из функций обучения с привлечением фактов по предмету вашей специальности (образовательную, воспитывающую, развивающую).
5. Проанализируйте одну из книг (монографий, пособий), посвященных сущности процесса обучения. Составьте аннотацию по книге.
6. Обсудите, как изменяется учебный процесс на основе его информатизации?
Глава 16. Принципы обучения
Понятие «принципы обучения»
Принципы обучения – руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса. Принципы обучения в дидактике осмысливаются и разрабатываются на протяжении нескольких веков. Их основоположником является Ян Амос Коменский. Вслед за ним принципы обучения обогащали классики западноевропейской и отечественной педагогики. Принципы обучения отражают общие положения, которые повторяются и определяют эффективность обучения в разных формах, при различном содержании и организации отражают внутрение, существенные стороны деятельности учителя и ученика. Поэтому принципы обучения выражают определенные объективные закономерности обучения. Каждый принцип обучения выполняет характерную, свойственную ему функцию. Поэтому нельзя сравнивать принципы обучения по степени их важности. Рациональным в данном случае является системный подход к пониманию взаимосвязи и взаимообусловленности всех принципов обучения.
Современные ученые под принципами обучения понимают основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
От принципов обучения следует отличать правила, которые основаны на общих принципах. Под правилами обучения принимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. В правилах обычно предусматривается типичный способ действия учителей в определенных ситуациях обучения.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 218.