Деятельности традиционной школы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Традиционную дидактику, или традиционную дидактическую систему обучения, связывают прежде всего с именем выдающегося дидакта XIX в. Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841), немецкого философа, педагога, психолога. И.Ф. Гербарт, критически оценивая работы своих предшественников, попытался создать «научную систему педагогики», основанную на теоретических достижениях этики и психологии и представленную в двух его произведениях: «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания» (издано в 1806 г.) и «Педагогические лекци» (издано в 1835 г.). Дидактику он рассматривал как часть педагогики.

Этика, которую И.Ф. Гербарта считал наукой о моральной красоте, указывает цель воспитания, психология – пути достижения этой цели. Главной целью воспитания и образования является формирование нравственного характера. В основе поведения людей, обладающих таким характером, лежат следующие пять моральных идей, которые определяют идеал личности и основную цель в жизни человека:

идея совершенства, совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая «внутреннюю гармонию»;

идея доброжелательности, обеспечивающая согласование и подчинение воли одного человека воле других;

идея права, предупреждающая нарастание конфликтов, возникающих в результате столкновения противоречивых устремлений отдельных людей;

идея справедливости как руководящее начало при суждении о награде тому, кто оказывает услуги обществу, или о наказании того, кто нарушает его законы. Эта идея налагает на личность обязанность компенсировать неприятности и обиды, причиненные другому человеку или людям;

идея внутренней свободы, позволяющая согласовывать волю человека с его желаниями и убеждениями и делающая человека цельным.

Главными средствами формирования нравственного характера являются, по мнению И.Ф. Гербарта, руководство детьми и молодежью, дисциплина и тесно связанное с ней обучение. При этом он отводил основное место в данном процессе воспитывающему обучению. Употребляя это понятие, И.Ф. Гербарт желал подчеркнуть, что воспитание нельзя отделять от обучения, что воля и характер развиваются одновременно с разумом. Ценность воспитывающего обучения состоит, по мнению И.Ф. Гербарта, не столько в передаче учащимся знаний, сколько в объединении, увязывании этих знаний с развитием их чувств и воли, то есть с тем, что сегодня называют мотивационно-потребностной сферой личности. Обучение должно обеспечивать формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний.

Для достижения указанных целей обучение должно строиться по четырем ступеням, которые включали: а) ясность; б) ассоциацию; в) систему; г) метод. Эти ступени фактически определяли структуру обучения: они непременно должны следовать друг за другом в приведенном порядке в любом предмете школьного обучения.

Гербартовская концепция процесса передачи учащимся готовых знаний была шагом вперед по сравнению с более ранними теориями: она дала много ценных рекомендаций относительно организации процесса обучения на уроке.

Педоцентристская дидактика

Ее называют также прогрессивистская, обучением через делание и связывают с именем американского педагога Д. Дьюи, работы которого оказали огромное влияние на западную школу, особенно американскую. Д. Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка. Целью обучения должно быть развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей.

Для этого обучение нужно строить не как преподнесение, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие, получение знаний учениками в ходе их спонтанной деятельности. Структура процесса обучения выглядит так: ощущение трудности в процессе деятельности, формулировка проблемы, сути затруднения, выдвижение и проверка гипотез по решению проблемы, выводы и деятельность в соответствии с полученным знанием. Этапы процесса обучения воспроизводят исследовательское мышление, научный поиск. Несомненно, такой подход активизирует познавательную деятельность и способствует развитию мышления, умения решать проблемы. Однако абсолютизация такой дидактики, ее распространение на все предметы и уровни вызывает возражение: переоценка спонтанной деятельности детей и следование в учении за их интересами ведет к утрате систематичности, к случайному отбору материала, не дает глубокой проработки материала. Такое обучение неэкономно: большие затраты времени.

Наличие проблем в традиционной и педоцентристской концепциях заставляет искать пути их решения.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 210.