Категориально-понятийный аппарат современной педагогики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основными категориями современной педагогической науки являются: «образование», «воспитание», «обучение», «педагогический процесс», «педагогическая система», «педагогическая деятельность», «педагогическое взаимодействие», «система образования», «социализация», «самовоспитание», «образовательный процесс».

Образование. Слово «образование» в русском языке – одно из самых многосмысловых. Оно обозначает ценность, цель, средство, деятельность, путь к истине, образ, результат.

Термин «образование» многозначен и многоаспектен. В разные исторические периоды это понятие трактовалось по-разному.

Образование – процесс и результат усвоения человеком знаний, умений и навыков, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012) дается следующее определение образования. «Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».[38]

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. Воспитание − целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика с целью формирования и развития личности воспитанника. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» воспитание рассматривается как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».[39]

К  важнейшим педагогическим понятиям относится понятие «социализация». А.В. Мудрик отмечает, что «социализация – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества»[40]. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечается, что социализация – это «усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений».[41]

Отметим, что социализация может быть как позитивной, так и негативной в развитии личности.

Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации).

Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования.

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе (В.А. Сластенин).

Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования (В.А. Сластенин).

Образовательный процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) с целью решения задач, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии (В.А. Сластенин).

§ 4. Система педагогических научных дисциплин

Успех современных педагогических исследований во многом обусловлен тем, что сегодня педагогика представляет собой науку, теснейшими узами связанную со многими (практически со всеми) сферами человеческого знания, но, прежде всего, с теми науками, которые изучают человека во всем разнообразии его бытия. При этом педагогика остается самостоятельной наукой, имеющей огромное значение в решении архиважной задачи – воспитание человека, гражданина, творца как целостной человеческой личности.

Педагогика использует материалы и данные других наук на основе строгого их отбора, специальной педагогической переработки, с обязательным определением границ и условий применения их как в теории, так и в практике.

Следует отметить и разветвленность современной педагогической науки, связанную с тем, что на основе базовой научной дисциплины (ею является общая педагогика) разрабатываются отдельные направления, имеющие свою специфику, но подчиняющиеся общим педагогическим законам.

Традиционно общая педагогика включает в себя следующие разделы: общие основы педагогики; теория обучения (дидактика); теория и методика воспитания; история образования и педагогической мысли; управление образовательными системами. Расширение границ педагогического пространства, сферы педагогического влияния обусловило появление других важных направлений в педагогической науке. Речь идет о возрастной педагогике, педагогике коррекционной и социальной, предшкольной и дошкольной педагогике, семейной педагогике, частных методиках и о серии так называемой отраслевой педагогики (военная, производственная, спортивная и т.д.).

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается: появление новых отраслей обусловлено развитием общества и научного знания. Так, сегодня развиваются такие направления, как педагогика взрослых – андрагогика; тифлопедагогика – воспитание слепых детей; сурдопедагогика – воспитание глухих детей; олигофренопедагогика – работа с умственно отсталыми детьми; сравнительная педагогика – анализирует образование в разных странах; пенитенциарная педагогика изучает вопросы воспитания людей в местах заключения. Важное место отводится социальной и коррекционной педагогике.

Такова внутренняя система педагогических наук, которая неизменно развивается.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 210.