Профессиональная компетентность, компетенции, умения и мастерство педагога
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В современной педагогической теории и образовательной практике особую актуальность приобрели такие понятия, как «компетентностный подход», «компетенция», «профессиональная компетентность педагога». Об актуальности обозначенной проблемы свидетельствует тот факт, что в конце 2012 г. журнал «Педагогика» и Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова провели круглый стол на тему: «Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе». В работе круглого стола приняли участие ведущие ученые политологи, философы, педагоги, психологи. Актульность данной проблемы связана с тем, что сегодня компетентностный подход рассматривается государством, как отмечает в своем выступлении доктор психологических наук, член-корресподент РАО А.А. Вербицкий, в качестве одного из главных путей повышения качества не только профессионального, но и общего среднего образования, ключевая методология их модернизации.

Системная реализация этого подхода будет означать смену результативно-целевой основы образования (И.А. Зимняя), а вместе с ней и ЗУНовской образовательной парадигмы на компетентностную. Речь фактически идет о появлении исторически нового типа обучения и воспитания, что потребует сущностных изменений во всех звеньях педагогической системы.[22]

Проблема компетентностного подхода и необходимость владения педагогом педагогической компетентностью не является для педагогической науки и практики абсолютно новой проблемой; исследованию этой проблемы посвящены труды А.А. Вербицкого, И.А. Зимней, А.В. Хуторского, В.А. Сластенина, А.А. Орлова, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, В.А. Мижерикова, Т.А. Юзефавичус и др. Согласно концепции В.А. Сластенина, понятие профессиональной компетенции педагога отражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.[23] Структура профессиональной компетентности педагога раскрывется через его педагогические умения. Модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности.

Содержание теоретической готовности педагога проявляется в обобщенном умении мыслить, которое предполагает наличие у него аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений.

Содержание практической готовности педагога выражается во внешних (предметных) умениях, т.е. действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения.

Педагогическая компетентность учителя тесно связана с его мастерством. По мнению В.А. Сластенина, педагогическое мастерство - это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя.

С понятием «педагогическая компетентность» тесно связано другое понятие - «компетенция». В педагогической науке сегодня отсутствует общепринятое определение этого понятия. Вместе с тем анализ работ отечественных ученых педагогов, психологов показал, что сущность этого понятия может быть раскрыта только с определенной теоретико-методической позиции. Согласно концепции В.С. Лазарева, директора Института инновационной деятельности в образовании РАО, доктора психологических наук, академика РАО, «компетенция это некое психическое образование, позволяющее человеку решать определенные виды задач профессиональной деятельности». Сформировать компетенцию – это значит сформировать соответствующую функциональную систему психики как целостное интегративное образование. В содержании каждой компетенции В.С. Лазарев выделяет четыре компонента: знаниевый, ориентировочный, операциональный и опыт.Когнитивный компонент компетенции включает в себя комплекс заданий, владение которыми необходимо для решения соответствующего типа задач.

Ориентировочный компонент включает в себя способы постановки, планирования решения этого типа задач и оценки результатов решения.

В операциональный компонент входят методы выполнения действий, требующихся для решения задач данного типа.

Опыт – это компонент компетенции, благодаря которому другие ее компоненты оказываются интегрированными в способ решения задач соответствующего типа.[24] В исследованиях отечественных ученых обосновываются и другие концептуальные подходы к рассмотрению сущности компетентностного подхода и компетенций обучающихся, что имеет большое значение для успешной практической реализации концептуальных идей Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Так, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») выпускник должен обладать определенными компетенциями, представленными в п.5.

5.ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

Выпускник по направлению подготовки «Педагогическое образование»

с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими

компетенциями:

а) общекультурными (ОК):

−владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу,

восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

(ОК–1);

−способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно

значимые философские проблемы (ОК-2);

−способен понимать значение культуры как формы человеческого

существования и руководствоваться в своей деятельности современными

принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК -3);

−способен использовать знания о современной естественнонаучной

картине мира в образовательной и профессиональной деятельности,

применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

−готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания

для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

−умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и

письменную речь (ОК-6);

−готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

−владеет основными методами, способами и средствами получения,

хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

−способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

(ОК-9);

−владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже

разговорного (ОК-10);

−владеет основными методами защиты от возможных последствий

аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК- 11);

−способен понимать сущность и значение информации в развитии

современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы,

возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования

информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

−умеет использовать нормативные правовые документы в своей

деятельности (ОК-13); 9

−готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий,

уважительному и бережному отношению к историческому наследию и

культурным традициям (ОК-14);

−способен понимать движущие силы и закономерности исторического

процесса, место человека в историческом процессе, политической

организации общества (ОК-15);

− способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и

полемики (ОК-16);

б) профессиональными (ПК):

- общепрофессиональными (ОПК):

−осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает

мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

−способен использовать систематизированные теоретические и

практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

−владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

−способен нести ответственность за результаты своей

профессиональной деятельности (ОПК-4);

−владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального

общения (ОПК-5);

−способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и

социально значимого содержания (ОПК-6);

 в области педагогической деятельности:

−способен реализовывать учебные программы базовых и элективных

курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

−готов применять современные методики и технологии, в том числе и

информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного

процесса на конкретной образовательной ступени конкретного

образовательного учреждения (ПК-2);

−способен применять современные методы диагностирования

достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального

самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору

профессии (ПК-3);

−способен использовать возможности образовательной среды, в том

числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

−готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами,

социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества

учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

−способен организовывать сотрудничество обучающихся и

воспитанников (ПК-6);

−готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-

воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);

 в области культурно-просветительской деятельности:

−умеет разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские

программы для различных категорий населения, в том числе с

использованием современных информационно-коммуникационных

технологий (ПК- 8);

−способен профессионально взаимодействовать с участниками

культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

−способен к использованию отечественного и зарубежного опыта

организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

−способен выявлять и использовать возможности региональной

культурной образовательной среды для организации культурно-

просветительской деятельности (ПК- 11).

В выступлении на «круглом столе» В.М. Монахова, профессора МГГУ им. М.А. Шолохова, доктора педагогических наук, член-корреспондента РАО подчеркнуто, что конечный результат высшего образования ФГОС ВПО трактует как некую компетентностную модель выпускника, в состав которой входят различные компетенции: профессиональные, общекультурные, мировоззренческие, нормативные и т.д. В связи с этим возникает необходимость создания нормальных образцов учебников нового поколения по всем специальностям, создания новой дидактики высшего профессионального образования, а также опора на лучшие образцы отечественного образования.[25]

 

§5. Роль учительства в качественном развитии современного образования

Профессиональная деятельность современного учителя регламентируется в ближайшем и отдаленном будущем рядом новых нормативных документов: «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования» (2010г.), «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (2011 г.), «Фундаментальное ядро содержания общего образования» (2011г.) и др. В основу разработки Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения положены следующие методологические принципы: принцип органического единства преемственности и инновационности; принцип фундаментальности; принцип системности и системно-деятельностного подхода. Следует отметить, что методологической основой разработки и реализации Федерального государственного стандарта общего образования является также «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В русле обозначенных методологических принципов определяется в государственном образовательном стандарте второго поколения объем содержания образования, обосновывается переход от миниминизационного подхода к конструированию пространства на основе принципа фундаментальности образования (что и фиксируется термином «Фундаментальное ядро содержания общего образования»). Подобный переход принципиально изменяет суть образовательного процесса и его организацию. Инновационность стандарта заключается в том, что образование рассматривается важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности; в документах подчеркивается, что формирование  российской идентичности  - это главная Миссия общего образования. Данная общая цель образования конкретизируется в следующем государственном документе – «Фундаментальное ядро содержания общего образования». В этом документе записано: «Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России[26].

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что обозначенные особенности нового стандарта объективно обуславливают с целью его успешной реализации необходимость повышения методологической культуры учителя и формирования методологической культуры ученика. Методологическая культура учителя рассматривается в отечественной педагогике как культура мышления, основанная на методологических знаниях, необходимой частью которой является рефлексия. Согласно результатам исследований В.В. Краевского, для учителя обладание методологической культурой означает, прежде всего, знание методологии педагогики и умение применять это знание в процессе решения педагогических ситуаций[27]. Самый главный признак методологической культуры учителя – это умение и желание пользоваться научными педагогическими знаниями для анализа и совершенствования профессиональной деятельности, что является важной предпосылкой его плодотворной работы.

Принципиальная новизна Федерального государственного стандарта общего образования заключается в том, что в этом документе выводятся на первый план те проблемы, которые раньше лишь частично входили в сферу ответственности школы и учителя. К этим проблемам относятся следующие:

1)рассмотрение в качестве ключевых задач задачи школы духовно-нравственного воспитания учащихся (эти задачи впервые ставятся перед российской школой за последние двадцать лет);

2) ориентация учителя на применение компетентностного подхода с целью формирования универсальных учебных действий обучающихся, что позволит им самостоятельно решать проблемы, организовывать познавательную деятельность;

3) новое понимание результатов образования. Непосредственными результатами образовательного процесса являются личностные метапредметные и предметные результаты.

Обозначенная принципиальная новизна государственного стандарта второго поколения объективно обуславливает такие особенности профессиональной деятельности учителя, как компетентность, владение общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, а также высокий уровень нравственности учителя.

Нравственный пример учителя рассматривается в новых нормативных документах об образовании в качестве одного из принципов организации духовно-нравственного развития и воспитания. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. С этой точки зрения понятна и оправдана позиция Святейшего Патриарха Кирилла, который считает, что «сегодня, как может быть, никогда, нравственное измерение подвига учителя, служение учителя является очевидным и категорически необходимым…», «без формирования нравственного начала в современном человеке не может существовать никакого образовательного процесса[28]».

  Вместе с тем, реализация данного принципа возможна лишь при условии того, что «среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям – ценность учителя»[29].

   Успешное решение задач, поставленных перед современной общеобразовательной школой новым стандартом, объективно предполагает повышение профессиональной компетентности современного учителя и ее формирование у студентов педагогических вузов. В частности, модернизация системы педагогического образования в России выражается в том, что современные реформы направлены на обеспечение переориентации подготовки учителей и воспитателей с передачи им знаний, умений, навыков на формирование у них профессионально- педагогической компетентности. Это необходимо, согласно исследованиям Б.Г. Корнетова, для подготовки деятельных, инициативных, самостоятельных учителей, способных стать подлинными субъектами образовательной деятельности, обладающими выраженной ценностной педагогической позицией.

  Анализ научной литературы показал, что общий подход к рассмотрению понятия «профессиональная компетентность педагога» изложен в работах В.А. Сластенина. По мнению В.А. Сластенина, педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей, а для того, чтобы управлять развитием личности, необходимо быть компетентным. Понятие «профессиональная компетентность педагога» выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Нормативной моделью компетентности педагога является квалификационная характеристика, в которой представлено содержание подготовки педагога той или иной специальности[30].

  Теоретический и практический интерес в рамках заявленной проблемы представляет концепция Б.Г. Корнетова, согласно которой под профессиональной компетентностью педагога понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессионально-педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей[31]. Компетентность всегда проявляется в деятельности – предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, ценностно-ориентационной. Профессионально - педагогическая компетентность является интегральным качеством (основным для выпускника любого педагогического вуза) и включает в себя: во-первых, ценностное самоопределение в отношении педагогической деятельности; во-вторых, компетентность в области преподаваемого предмета; в-третьих, методическую и психологическую готовность к работе в различных педагогических системах.

Важным отличием нового стандарта является то, что впервые Федеральный государственный образовательный стандарт представлен, как общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. По сути – это документ, обеспечивающий новый тип взаимоотношений между основными субъектами, предъявляющими требования к системе образования. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования. Придание образовательному стандарту статуса общественного договора делает возможной его реализацию в системе социально-педагогического партнерства. Под объектом модернизации в новом стандарте понимается не только сфера образования, не только образовательная среда (как комплекс образовательных ресурсов и технологий), а образовательное пространство как совокупность институтов социализации (образование, семья, конфессия, средства массовой информации), определяющих процесс духовно-нравственного становления подрастающего поколения и развитие всего российского общества.

Обозначенная особенность нового стандарта общего образования обусловливает ряд специфических особенностей профессиональной деятельности учителя. Они связаны прежде всего с тем, что учителю принадлежит ведущая роль в организации постоянного социального диалога различных субъектов воспитания, координации их действий, организации системы социально-педагогического партнерства. Успешное решение данных задач требует от современного учителя владения психолого-педагогическими и социально-педагогическими на достаточно хорошем уровне, предполагает наличие фундаментальных социально-гуманитарных знаний, сформированность гражданской позиции, ценностного отношения к профессии.

Принципиальным отличием нового стандарта общего образования от предшествующих разработок школьных стандартов является его ориентация на становление личностных характеристик выпускника: в новом стандарте конечный результат образовательной деятельности отечественной школы фиксируется в портрете будущего выпускника – гражданина России[32]. Портрет выпускника школы возвращает нас к исходной миссии образования – творению личности, созиданию человека. Исполнение этой миссии предъявляет высокие требования к личностным качествам учителя, способности к непрерывному личностному самосовершенствованию, соответствующей мотивации и потребности в саморазвитии, в творческом развитии своей профессии. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский (1824-1870) отмечал, что влияние педагога на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений, что «личность воспитателя значит все в деле воспитания».

Разработка стандарта как общественного договора потребовала определения ценностно-смысловых ориентиров, которые разделяются всеми общественными субъектами воспитания и социализации. Эта задача была решена в «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В этой Концепции определен современный общенациональный воспитательный идеал следующего содержания: «это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народы Российской Федерации[33]»; в данной Концепции определена также система базовых национальных ценностей, среди которых патриотизм, национальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество.

 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предусматривает, что каждое образовательное учреждение совместно с другими социальными субъектами разрабатывает и осуществляет собственную программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Эта программа объединяет различные направления в единое образовательное пространство, а также определяет уклад школьной жизни.

Переход образовательного учреждения к системному духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся в контексте идей нового стандарта.

Духовно-нравственное воспитание носит «сквозной» характер. Духовно-нравственное развитие обучающегося, согласно Закону «Об образовании в РФ», представляет собой важнейшую задачу современного воспитания. Но само воспитание не ограничивается только этим направлением: оно включает в себя и такие направления, как экологическое, трудовое, эстетическое, физическое и др. Эти направления обладают относительной автономностью, однако они должны быть соотнесены, как отмечают А.М. Кондаков и А.А. Кузнецов, с духовно-нравственным развитием российских школьников в рамках единого воспитательного пространства образовательного учреждения, субъекта РФ. Духовно-нравственное развитие, согласно новому стандарту общего образования, представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, развития способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе моральных норм и нравственных идеалов. В разделе 5 нового стандарта «Программа воспитания и социализации обучающихся в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования» также подчеркивается, что основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны обеспечить духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся; общеобразовательные программы направлены в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

Для организации воспитательного процесса, интегрирующего учебную и внеучебную деятельность детей, его полноценного функционирования требуются согласованные усилия следующих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных учреждений. Однако, определяющая роль в содержании воспитания, в создании социально открытого уклада школьной жизни принадлежит образовательному учреждению. В связи с этим образовательному учреждению предстоит переход от воспитательной работы, построенной на проведении отдельных мероприятий, к системному духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся. При этом планируемые воспитательные мероприятия должны быть связаны с содержанием деятельности ребенка в школе, семье, группе сверстников, в обществе, в его социальном и информационном окружении. Воспитание практически приобретает сквозной характер: оно осуществляется средствами обучения, дополнительного образования, различных социокультурных практик, в которые включаются школьники для того, чтобы приобрести опыт ценностного отношения к различным сторонам жизни общества, приобрести опыт творчества и нравственного выбора. Успешная реализация воспитательных задач, зафиксированных новыми стандартами, невозможна, если учитель будет ограничивать свою воспитательную деятельность только рамками изучения своего предмета, т.е. идентифицирует себя только с преподаванием конкретного предмета. В контексте реализации идей нового стандарта, учитель становится координатором системы социальных взаимодействий, направленных на духовно-нравственное развитие учащихся, их полноценную социализацию.

Органичное включение воспитания в школе в образовательный процесс как одна из особенностей нового стандарта.

В контексте обозначенной особенности, образование рассматривается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но как и процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и др. ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений, навыков, а напротив, должно быть органично включено в него[34]. Это позволяет, в свою очередь, выделить основные результаты воспитания, которые отражают основные направления развития личности: личностную культуру, семейную и социальную культуру.

Обозначенная особенность нового стандарта ориентирует современного учителя не только на профессиональное владение содержанием избранной научной области, но и на умение эффективно использовать его в образовательной деятельности с целью воспитания нравственного, инициативного и ответственного гражданина России.

Усиление ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандарта – принципиальное отличие нового образовательного стандарта второго поколения.

Особое внимание в новых стандартах уделено метапредметным и личностным результатам, которые отражают ключевые компетенции учащихся, их готовность к непрерывному образованию, развитию, исполнению своего гражданского долга, осуществлению ответственного нравственного выбора, способность к рефлексии.

Интегрированным результатом образовательной деятельности является компетентность выпускника, необходимая и достаточная для продолжения образования. При этом под компетентностью понимается новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Компетентность представляет собой объективный результат освоения соответствующих компетенций конкретной личностью.

В контексте данного положения теоретический и практический интерес представляют результаты исследования А.В. Хуторского, согласно которым основным показателем деятельности образовательного учреждения должен быть следующий набор образовательного компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции.

В настоящее время во многом меняется смысл такого понятия, как «образовательные результаты». Сегодня под «образовательными результатами» понимаются «приращения» в личностных ресурсах обучаемых (мотивационных, операциональных, когнитивных), которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем.

Проблема повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов, перенос центра тяжести на развитие личности потребует существенных изменений образовательного процесса, культуры образовательной среды школы (А.М. Кондаков, А.А. Кузнецов). В частности, это предполагает новые формы организации педагогического процесса, новые способы осуществления педагогической деятельности, которые предусматривают согласованность позиций, сотрудничество учителей, создание творческих групп. В этих условиях потребуется пересмотр каждым учителем своей профессиональной позиции, поворот от учебных предметных задач к потребностям учащихся. В связи с этим возрастает ответственность за воспитание школьников, их ценностно-смысловую ориентацию. Однако это не снижает ответственности учителя за глубину фундаментальность знаний учащихся, овладение современными и информационными технологиями.

Новые стандарты открывают перед учителями перспективы профессионального роста. В качестве таких перспектив можно назвать следующие: инновационность как ориентация на внедрение новых образовательных технологий; развитие творческого потенциала учащихся; организация социально-педагогического взаимодействия школы с семьями обучающихся, общественными и религиозными организациями, учреждениями культуры, спорта, дополнительного образования.

Таким образом, учительству принадлежит сегодня особая роль в качественном развитии современного образования и социокультурной модернизации страны в целом. «Педагогическое сообщество,- пишет А.М. Кондаков,- становится сегодня стратегическим ресурсом развития России[35]».

 

§ 6. Профессиональная подготовка педагога. Самообразование как условие профессионального развития личности педагога

Профессиональная подготовка педагога осуществляется в процессе профессионального образования. Профессиональное образование рассматривается как вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по конкретной профессии или специальности. Профессиональное педагогическое образование можно получить при освоении основных образовательных программ бакалавриата (4 года) и в магистратуре (2 года). Особенность профессии учителя состоит в постоянном совершенствовании его профессиональной деятельности и повышении профессиональной квалификации. Сущность понятия «квалификация» включает уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность педагога к выполнению определенного вида профессиональной деятельности: обучения, воспитания, развития, социализации растущего человека. В русле данного подхода особую актуальность приобретает сегодня проблема непрерывного педагогического образования. А.Дистервег писал об учителе: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием»[36]. В системе непрерывного образования наиболее успешно осуществляется профессионально-личностное развитие учителя. Становление его происходит под влиянием множества факторов: школы, общества, государства, семьи и ближайшего окружения, трудового коллектива, массовой коммуникации, природных и приобретенных возможностей, активности самого учителя, его педагогического образования.

Однако среди всех факторов особое место принадлежит педагогическому образованию, которое призвано помочь будущему учителю в его становлении на этапе профессиональной подготовки. Оно призвано создать необходимые условия для такого становления и стимулировать активность, самостоятельность, ответственность становящегося учителя по использованию этих условий и их преобразованию.

Педагогическое образование как система отвечает сегодня за подготовку кадров для различных видов профессиональной деятельности в образовании, для разных ступеней и уровней образования. Именно поэтому в нее включаются все учреждения, организации, которые реализуют соответствующие программы профессионально-педагогической направленности, а не только учреждения педагогического профиля. Однако особая роль в этой системе при надлежит педагогическим вузам.

Профессиональное становление осуществляется, прежде всего, на личностном уровне в процессе личностного саморазвития и самообразования. В самообразовании педагога можно выделить следующие основные направления: углубление знаний, компетенций, умений; создание адекватного образа «Я-учитель», необходимого для формирования индивидуальной программы личностного развития, собственного стиля инновационной педагогической деятельности; развитие способности осуществлять внутренний контроль в эмоционально значимых ситуациях; владение навыками самодиагностики и умением определять эмоционально-ценностное отношение к профессии учителя, овладение духовно-нравственной культурой, умениями разрешать конфликтные ситуации с соблюдением педагогической этики и овладение психо-педагогической техникой. Необходимые основы самообразования будущего учителя закладываются в педагогическом вузе и получают углубленное развитие в период непрерывной педагогической практики, а также в процессе профессиональной деятельности, исследовательской активности, реализации социальных проектов. Учитель - широко образованный человек с высоким чувством профессионального гражданского долга, ответственный за воспитание детей, увлеченный своим предметом, осознающий свою высокую миссию.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Санкт-Петербургский педагог Е.В. Пискунова выделяет новые функции профессионально-педагогической деятельности учителя: содействие образованию ребенка; осуществление рефлексии и самообразования; поддержки и реализации школьником индивидуально-образовательного маршрута; проектирование образовательной среды; взаимодействие с партнерами учителя – субъектами, содействующими образованию ребенка. Приведите аргументы, чем обусловлено появление новых функций учителя. Выделите из них приоритетные, обоснуйте свой выбор.

2. Объясните основополагающий принцип гуманистической концепции выдающегося педагога Марии Монтессори: «Помоги ему (ребенку, ученику) сделать это самому».

3. Напишите эссе на одну из тем: «Современный учитель… каков он?», «Мой любимый учитель», « Мой идеал учителя», «Учитель в моей жизни».

4. Дайте характеристику свойств личности учителя, которые отражают его социальную, духовно-нравственную, профессионально-педагогическую направленность.

Подготовьтесь к обсуждению на занятии проблемы: «Какой должна быть школа XXI века?».



Дата: 2019-07-24, просмотров: 231.