Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

§ 1. Актуальность проблемы профессиональной подготовки педагогов и новые подходы к ее решению

Проблема педагогической профессии, ее особенностей, функций, структуры педагогической деятельности является весьма актуальной для педагогической истории и образовательной практики, так как качество подготовки подрастающего поколения к труду, уровень его воспитанности и социализации зависит прежде всего от качества профессиональной специалистов образовательной сферы. Поэтому в учебниках и учебных пособиях по педагогике этой проблеме уделяется значительное внимание. Согласно результатам исследований авторского коллектива кафедры педагогики Российского государственного педагогического института им. А.И. Герцена, раздел, посвященный профессиональной деятельности учителя, появился в начале XIX века. В классических учебниках Ю.К. Бабанского (1985), И.Ф. Харламова (1990) в заключительном разделе школоведения ставится вопрос о требованиях к учителю и классному руководителю, о проблеме профессиональной пригодности учителя, о ступенях его профессионального роста. В эти же годы был издан самостоятельный учебник основ педагогического мастерства И.Я. Зязюна (1989), пособие по педагогическому мастерству И.П.Андриади (1999), исторический учебник Т.А. Стефановской «Педагогика: наука и искусство» (1998), в котором посвящалась отдельная глава (глава 3) педагогу как организатору и руководителю педагогического процесса. В конце XX века активизировались исследования проблем становления учителя, его профессионального развития и совершенствования: первые учебники по педагогике, выпущенные в 2000г., ставили вопрос профессионально-педагогической деятельности (сущность и структура педагогической деятельности; педагогическое общение; стили педагогического руководства; познание педагогом учащихся)[2], творческом саморазвитии учителя[3], профессиональной деятельности и личности педагога, профессиональной компетентности педагога, подготовки и профессиональном становлении личности педагога[4].

В учебном пособии « Введение в педагогическую деятельность» для студентов высших учебных заведений более поздних лет издания также поднимались в том или ином аспекте вопросы особенностей педагогической профессии, ее становления и развития, сущности и содержания педагогической деятельности, взаимосвязи общей и профессиональной культуры педагога, профессиональной компетентности, умений и мастерства педагога, о возможностях получения образования, профессионально-личностного роста педагога и его творческой самореализации[5]. В учебно-методическом пособии А.А. Орлова, А.С. Агафоновой «Введение в педагогическую деятельность: практикум» представлена система индивидуализированных заданий для всех форм допрофессиональной подготовки будущих учителей[6].

Довольно длительное время в отечественно педагогике, как отмечает А.П. Тряпицина и др., существовало мнение о необходимости поиска идеала учителя, идеала педагога, к которому необходимо стремиться в течение всей своей жизни в педагогической профессии. Это было связано с пониманием особой миссии педагога в жизни общества и особой роли педагога в формирования подрастающего поколения.

Но общество изменилось, и сегодня мы понимаем, что изменилась и роль учителя в жизни общества. Он уже не является единственным проводником идей социального обустройства в среде детей и подростков, он не является единственным или самым влиятельным источником достоверной информации, его профессиональная деятельность не окружена ореолом абсолютного преклонения перед ее великой значимостью.

Принятие документа «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2009) явилось мощным импульсом к широкой общественной дискуссии о средней школе, путях ее реформирования и подготовки учителя. В обозначенном документе подчеркивается, что обновленная школа – это прежде всего «учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет».[7]

2000 год для российских вузов – это год массового перехода всей высшей школы на уровневое образование. Выделение новых направлений подготовки бакалавров и магистров в области образования и педагогики позволит целенаправленно готовить выпускников к решению поставленных задач. В связи с этим теоретический и практический интерес представляет учебник для вузов «Педагогика» (2013) под ред. А.П. Тряпицыной, адресованный студентам бакалавриата в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование». Отличительной особенностью этого учебника является то, что в нем ставятся для размышления вопросы, связанные с формированием собственной позиции в педагогической профессии, с развитием личной философии педагогической деятельности. В философской позиции педагога авторы обозначенного учебника выделяют, исходя из сущности педагогического процесса, следующие компоненты: ценностное отношение педагога к ученикам; ценностное отношение педагога происходящим в обществе изменениям; ценностное отношение к себе как профессионалу, которое отражают понимание своей профессиональной идентичности, роли педагога в современном мире[8]. Новые подходы к пониманию подготовки будущего учителя, содержанию и технологии его профессиональной деятельности отражены в учебнике «Педагогика» (2009) И.П. Подласого[9], в методическом пособии М.М. Поташника «Управление профессиональным ростом учителя в современной школе» (2010), [10]в публикациях известных отечественных педагогов по обозначенной проблеме ( В.Л. Матросов[11], А.М. Кондаков [12]и др.), участников «круглого стола» на тему «Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе».[13]

В контексте вышеизложенного считаем необходимым остановиться на рассмотрении таких вопросов, как сущность, особенности и функции педагогической профессии, видах и структуры педагогической деятельности, ее особенностях в условиях общеобразовательной школы XXI века.

§2. Особенности и основные функции педагогической профессии. Типология современных педагогических профессий

Профессия - это основной вид занятий, трудовой деятельности человека. Педагогическая профессия как особо социально значимый вид человеческой деятельности – одна из самых древних на земле. Возникновение профессии « педагог» связано с появлением потребности развивающейся человеческой общности в передаче общественного опыта от старейшего поколения к младшему.

По классификации типов профессий человека, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий типа «человек-человек». Так, по Е.А. Климову, человеку этой группы профессий свойственны: умения руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»; умения слушать и выслушивать; широкий кругозор, речевая (коммуникативная) культура; «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту»; «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек может всегда стать лучше»; способность сопереживания; наблюдательность; решение нестандартных ситуаций; высокая степень саморегуляции.

Противопоказаниями к выбору профессии данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки, излишняя медлительность, равнодушие к людям – «тупосердие» и др.[14]

Вместе с тем согласно результатам исследований отечественных ученых

 (В.А. Мищериков, А.Н. Мищенко, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, Т.А. Юзефавичус и др.) педагогическая профессия, входящая в группу профессий типа «человек- человек», обладает рядом специфических черт и признаков. Педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Главное ее отличие от других профессий «человек- человек» состоит в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми (В.А. Сластенин и др.). Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей сущности имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Основные функции педагогической профессии

Исторически за педагогической профессией закрепились две социальные функции: адаптивная и гуманистическая («человекообразующая»). Адаптивная функция ориентирована на приспособление обучающегося к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации. Гуманистическая функция связана с развитием личности обучающегося, его творческой индивидуальности.

Типология современных педагогических профессий

В рамках педагогической профессии наблюдается тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации, связанная с развитием все более совершенных и эффективных и обособленных видов педагогической деятельности, востребованных личностью и обществом. Это приводит к появлению новых педагогических специальностей. Педагогическая специальность – вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Педагогическая квалификация, в свою очередь, - это уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующий возможности специалиста в решении определенного класса задач.[15]

В рамках педагогической специальности выделят, кроме того, педагогические специализации, которые связаны с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста. Педагогические специальности объединены в профессиональную группу «Образование».

Основанием дифференциации педагогических специальностей является специфика объекта и целей деятельности специалистов данной группы. Обобщенным объектом профессиональной деятельности педагогов является человек, его личность. Отношения педагога и объекта его деятельности складываются как субъект-субъектные («человек-человек»). Поэтому основанием дифференциации специальностей данной группы являются различные предметные области знаний, науки, культуры, искусства, которые выступают в качестве средства взаимодействия (например, математика, химия, экономика, биологи и др.).

Второе основание для дифференциации специальностей – это возрастные периоды развития личности, отличающиеся в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с развивающейся личностью (дошкольный, младший школьный, подростковый возрасты, юность, зрелость, старость).

Следующим основанием для дифференциации специальностей педагогического профиля служат особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами (нарушение слуха, зрения, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.).[16]

Разнообразие педагогических специальностей и должностей может быть типологизировано с точки зрения многообразия образовательных учреждений различного уровня, в которых трудятся представители различных педагогических профессий.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 207.