Политическое изменение- это появление нового качества в способе и характере взаимодействия между политическими субъектами, между политической системой и внешней средой.
Определяется:
• В рамках существующей политической системы
• Масштабом истории и повседневной жизни
Политическое развитие- определяется как последовательная смена качественных состояний политической системы в целом и её отдельных составных частей.
Зависит от:
• Масштаб эволюции
• Состояние общества.
Политическое развитие - процесс, имеющий несколько эволюционных альтернатив, выбор которых зависит от конкретной совокупности влияющих на него факторов; нет единого заданного алгоритма; осуществляется не линейно.
Политическое развитие можно охарактеризовать как процесс, идущий разными путями с различными конкретными результатами.
Точки зрения:
1. Политическая система развивается либо однолинейно, либо в результате развития различных политических систем достигается одинаковый результат. Основная причина политического развития: 1) развитие экономики (У. Ростоу, С. Липсет и др); 2) изменение в системе ценностей и моделях поведения (ранний Д. Аптер, К. Дойч, А. Инкельс, Р. Инглехарт и др); 3) функциональная дифференциация внутри общественной системы в целом и политической в частности (Т. Парсонс).
2. Для политических систем характерно нелинейное развитие с возможностью достижения разных результатов (Ф. Риггз, Г. Алмонд и Г. Пауэлл, С. Хантингтон, Л. Пай, Б. Мур и др). Теория синергетика может выступать в качестве примера нелинейного развития. Типы развития: 1) революционный-эволюционный; 2) стабильный-кризисный. Динамическая устойчивость- такой тип политического развития, который предполагает поддержание целостности и организованности системы с течении определённого периода времени. Можно разделить типы политического развития на основе его содержания: 1) глобализация; 2) модернизация; 3) демократизация. Первый этап развития (50-60е годы ХХ века) УНИВЕРСАЛИЗМ. Развитие всех стран и народностей рассматривалось как универсальное, то есть происходящее в одном направлении, имеющее одни и те же стадии и закономерности. Признавалось наличие национальных особенностей, однако считалось, что они имеют второстепенное значение.
Политическая модернизация предполагала:
• Демократизацию развивающихся стран по западному образцу (образование или усиление национальных государств, создание представительных органов власти, разделения властей, введение института выборов);
• Изменение системы ценностей (развитие индивидуальных ценностей) и способов легитимации власти (традиционные способы должны вытесняться современными).
Критика данного подхода:
• Радикальная критика модернизации, осуществляемая в основном представителями развивающихся стран, а также левого движения 60х годов в западной Европе: теория модернизации оправдывала колонизацию
• Особое развитие получила так называемы "теория отсталости"
"Теория отсталости": это критика модернизации, развиваемая представителями левых радикалов западных и некоторых развивающихся стран: теория модернизации упрощает картину развития, недостаточно учитывает специфику рассматриваемых обществ. Модернизация по западному образцу ведёт к консервации отсталости, зависимости, нарушению экономической структуры, разрушению экологической среды, социальным конфликтам и революциям.
Второй этап развития (60-60-е годы ХХ века):
• Отход от евроцентризма
• Тезис об эффективности демократизации в странах третьего мира с точки зрения реализации целей экономического роста и социально-экономического прогресса в целом поставлен под сомнение.
• Основное внимание было уделено проблеме "стабильности" политического развития как предпосылки для социально-экономического прогресса.
В этом период сформировалось два направления: первое "консервативное" (С. Хантингтон, Дж. Нельсон, Х. Линц и др):
• Главной проблемой модернизации является конфликт между мобилизованностью населения, его включённость в политическую жизнь и институционализацией, наличием необходимых структур и механизмов для артикулирования и агрегирования их интересов.
• Неподготовленность масс к управлению, умение использовать институты власти, а, следовательно и неосуществимость их ожиданий от включения в политику способствуют дестабилизации политического режима.
"Либеральное" направление (Р. Даль, Г. Алмонд, Л. Пай и др):
• Главный критерий политической модернизации - степень вовлечённости населения в систему политического представительства: характер и динамка модернизации зависят ооткрыток конкуренции свободных элит и степени вовлечённости рядовых граждан в политический процесс;
• Условие успешной модернизации - обеспечение стабильности и порядка с помощью диалога между элитой и несением при мобилизации масс.
Варианты развития событий:
1. При приоритете конкуренции элит над участием рядовых граждан формируются наиболее оптимальные предпосылки для последовательной демократизации общества и осуществления реформ;
2. В условиях значительного усиления роли конкуренции элит при низкой активности основной массы населения складываются предпосылки установления авторитарных режимов и торможения преобразований;
3. Доминирование политического участия населения над соревнованием элит может способствовать нарастанию охлократический тенденций, что провоцирует ужесточение режима и замедление преобразований, а также возможный распад государства как целостной системы;
4. Одновременная минимизация соревновательности элит и политического участия населения ведёт к хаосу, дезинтеграции социума и политической системы, что также способствует установлению диктатуры.
Третий этап развития (80-90-е годы ХХ века)
• Принцип универсализма сочетается с партикуляризмом, а их ограниченный синтез рассматривается как залог успеха модернизационного процесса;
• Модернизация рассматривает как сомаразвивадщийся процесс, зависящий не только от деятельности политичиских элит, но и, в первую очередь, от влияния объективных обстоятельств и поведения рядовых членов общества
Основная слабость на данном этапе: не уделяется достаточно внимания анализу и учету разлитий в механизмах и способах модернизации, а также историческому контексту их использования. Увеличение роли технологий в политическом развитии приводит к тиражированию "бархатных революций" в различных регионах мира.
С конца 90-Х годов ХХ века по настоящее время: "модернизация в обход модернити", то есть концепция политического развития, основанного на сохранении социо-культурных традиций без навязывания чуждых (западных) образцов;
"Контрмодернизация"- альтернативный вариант модернизации по незаразному образцу.
"Антимодернизаци"- активное противодействие процессу модернизации.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 216.