Разложение родовых и формирование полисных отношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Его условно называют «царским». Легенды говорят о семи римских царях. В этих легендах много вымысла, но есть и рациональное содержание: разделение общества на знатных и незнатных, земледелие. Это период разложения родового строя, складывания государства. Отцовский патриархальный род – основная общественная единица. Таких родов насчитывалось 300. Род делится на семьи. Каждая семья ведёт своё хозяйство. По мере ослабления родовых связей значение семей возрастает, выделяются отдельные семьи. Семья – фамилиа. Патерфамилиос – отец семейства. Его власть была неограниченной, в том числе и над рабами, которые входили в состав семьи (рабов было немного, рабство было патриархальным). Каждые 10 родов объединялись в курию, 10 курий объединялись в трибы. Три трибы – популюс романос, т.е. римский род. Деление такое, по предположению некоторых историков, делалось в военных целях. Одна из точек зрения по вопросу о социальном составе римской общины. Поначалу все полноправные члены римской общины назывались «патриции» (т.е. «имеющие отцов»). Со временем (уже в «царский» период), с развитием хозяйства, с участившимися войнами происходило расслоение меду родами, внутри родов. В них выделялись знатные семьи. Только членов этих знатных семейств стали называть «патриции». Патриции противопоставляли себя всем остальным (популюс).

Незнатные (или обедневшие) роды оказывались в зависимости от этих знатных родов, искали у них помощи, покровительства. Становились клиентами (послушными) патрициев. Патриции -> патроны (покровители). Расслоение на патрициев и клиентов. Некоторые чужестранцы становятся клиентами. Клиент входил в родовую организацию патрона, обязан был следовать за ним на войну, выполнять какие-либо работы, оказывать почтение. Патрон обязан был защищать клиента (перед судом), поддерживать. В законах двенадцати таблиц «Пусть предан будет богам подземным патрон, который подведёт\даст в обиду своего клиента».

Возрастало население Рима за счёт завоевания соседних <латинских> округов, за счёт переселенцев. Они были вне 300 родов. Их стали называть плебеями (покорённое население, переселенцы в Рим). Плебеи были лично свободными, могли иметь земельную собственность, должны были нести службу, могли сами заключать сделки, моли выступать в суде самостоятельно, от своего имени. Не могли вступать в брак с патрициями, не могли участвовать в политической жизни, в управлении общины, не могли получать свою долю земли при дележе завоёванных земель. Среди плебеев тоже была имущественная дифференциация. Есть в этом обществе и рабы, но рабство неразвитое, патриархальное.

Политическая организация

Соответствовала политической организации греков в Гомеровскую эпоху, т.е. существовали народные собрания, при этом римский народ собирался по куриям (комиции). Участвовали все взрослые мужчины, каждая курия имела 1 голос. На этих собраниях (комициях) принимались или отклонялись какие-либо постановления, выбирался рэкс, решались вопросы войны, осуществлялся суд по тяжелым преступлениям.

Во главе общины стоял рэкс (rex) («царь» в условном переводе). Должность не наследственная, избирался он пожизненно куриатными комициями и сенатом, соответствовал греческому басилевсу, т.е. был военачальником, верховным жрецом, осуществлял некоторые судебные дела. Яркий внешний вид в знак власти.

Сенат – совещательный орган при рэксе. Сначала было 300 старейшин. Рэкс со временем стал назначать сенаторов. Сенат предварительно обсуждал вопросы, выносимые на народное собрание, участвовал в избрании рэкса, заключал мир. Со временем роль сенаторов усиливается, он начинает играть всё большую роль. Существовали жреческие коллегии: авгуры (гадали по погоде, внутренностям птиц и т.п.), понтифики, фециалы (объявляли войну).

Как видим, в Царский период внутри римской родоплеменной общины выделяется знать, которая начинает сосредотачивать в своих руках власть в лице Сената. Это подрывало родовой строй. Процесс образования государства ускорился за счёт борьбы плебеев с патрициями за равенство прав. Решающее значение в образовании государства имели реформы шестого рекса (всего было 7 рексов) Сервия Туллия. Его реформы были вызваны борьбой плебеев с патрициями. Они завершили процесс образования государства. Эти реформы сходны с реформами Солона и Клисфена.

Реформы Сервия Туллия

Сервий продолжил оформление римской государственности и нового общества. Наибольшее значение имели три направления его реформирования: организация нового территориального деления Рима, оформление новой социальной структуры римского общества и создание принципиально новой военной организации.

Территориальная реформа Сервия Туллия состояла в том, что вместо традиционного деления на родовые подразделения вводилось новое деление римской территории на 21 округ, из которых 4 приходились на город Рим, а 17 – на сельскую территорию. В пределах этих округов (триб) оказались как родовые древние структуры, так и новые общины, составленные из насильственно переселенных в Рим людей, и из добровольных пришельцев, не связанных с древними родами.

Таким образом, Сервия Туллий как бы перемещал разнородное население в рамках новых территориальных округов, объединив их в единый римский народ. Особое значение имело реформирование социальной организации. Традиционная социальная структура Рима восходила к родовым отношениям, она уже давно устарела и фактически разрушилась. Сервия Туллий завершил трансформацию этой структуры в новое общественное деление.

В основу деления римского населения был положен новый принцип – владение имуществом, а не принадлежность к тому или иному роду. Все мужское население Рима было поделено на шесть имущественных разрядов. К 1-му относились владельцы имущества в 100 тыс. медных ассов; ко 2-му – 75 тыс.; к 3-му – 50 тыс.; к 4-му – 25 тыс.; к 5-му – 11,5 тыс. К 6-му были отнесены люди, владевшие меньшим имуществом.

Таким образом, в рамках каждого социального разряда оказались включенными как члены древних родов (патриции), так и новые люди (плебеи), главное, чтобы они владели соответствующим имуществом. Теперь имущественные отношения, а не кровно-родственные связи стали определять положение человека в обществе.

Естественным продолжением социальной реформы стало создание новой военной организации. Если ранее войско состояло из объединения родовых ополчений, то при Сервии Туллии его комплектование было связано с делением всего мужского населения на имущественные разряды. Каждый разряд должен был выставлять несколько войсковых единиц, состоящих из сотни (центурии) воинов.

Самый богатый 1-й разряд выставлял 80 центурий тяжеловооруженных пехотинцев и 18 центурий всадников (всего 98 центурий); 2-й разряд – 22 центурии; 3-й – 20 центурий; 4-й – 22 центурии; а 5-й – 30 центурий. Причем каждый разряд со 2-го по 4-й имел более легкое и дешевое вооружение, а воины 5-го разряда вообще создавали вспомогательные отряды, вооруженные луками и пращами. Из 6-го разряда набиралось всего 5 центурий, из которых 2 состояли из военных ремесленников, а 2 – из трубачей. Таким образом, в римское войско входили 193 центурии, которые были объединены в 4 легиона. Из них 2 легиона комплектовались из молодых воинов (от 17 до 45 лет) и составляли действующее войско и 2 легиона резерва – из пожилых граждан (от 45 до 60 лет).

В каждом легионе насчитывалось 4200 тяжело- и легковооруженных пехотинцев и несколько сотен всадников. Военная реформа Сервия Туллия заложила основы знаменитой легионной армии, которая стала лучшей армией древности и принесла Риму немало блистательных побед. Военная организация, в основе которой стояла центурия, имела большие политические последствия. Она породила новый вид народного собрания, получившего название центуриатные комиции, т. е. сходки по центуриям, где центурия стала исходной голосующей единицей.

Иначе говоря, 1-й разряд, выставлявший 98 центурий, имел 98 голосов из 193, т. е. большинство, и мог диктовать свою волю во время голосования. Появление нового вида народного собрания – центуриатных комиций – отодвигало на второй план собрания по куриям (родовым подразделениям), где решающую роль играла родовая знать, патриции.

Сервий Туллий окружил разросшийся город мощными оборонительными стенами, остатки которых сохранились до сих пор. Было завершено строительство Большого цирка, а главный дренажный канал, т. н. "Великая клоака", был перекрыт монументальным сводом и в таком виде действовал в течение нескольких столетий.

23.   Рим и Италия в V – III вв. до н. э. Раннереспубликанский период: экономическая жизнь и государственный строй.

Ранняя история Рима отмечена господством родовой аристократии, патрициев, кроме которых никто не мог заседать в Сенате. Им подчинялись плебеи, являвшиеся, возможно, потомками побежденного народа. Однако не исключено, что по происхождению патриции были просто богатыми землевладельцами, организовавшимися в кланы, и присвоившими привилегии высшей касты. Власть избранного царя ограничивалась Сенатом и собранием кланов, которая даровала царю после избрания imperium (верховную власть). Плебеям не дозволялось носить оружие, их браки не признавались законными — эти меры были рассчитаны на то, чтобы оставить их без защиты, без поддержки семьи и родовой организации. Так как Рим был самым северным форпостом латинских племен, соседствующим с этрусской цивилизацией, римское аристократическое образование напоминало спартанское особым вниманием к патриотизму, дисциплине, смелости и военному мастерству.

Свержение монархии не привело к сильным изменениям в политическом устройстве Рима. Место пожизненного царя заняли два избираемых на один год из числа патрициев консулы. Они руководили заседаниями Сената и народного собрания, контролировали выполнение принятых этими органами решений, распределяли граждан по центуриям, следили за сбором податей, осуществляли судебную власть, во время войны командовали войсками. По истечении срока полномочий они отчитывались перед Сенатом и могли быть подвергнуты судебному преследованию[10]. Помощниками консулов по судебным делам были квесторы, к которым позже перешло заведование казной. Народное собрание было высшим государственным органом, оно утверждало законы, объявляло войну, заключало мир, избирало всех должностных лиц (магистратов). Возросла роль Сената: ни один закон, действующий дольше времени правления консулов принявших его, не мог вступить в силу без его одобрения; он контролировал деятельность магистратов, решал внешнеполитические вопросы, осуществлял надзор над финансами и религиозной жизнью.

Основным содержанием истории раннереспубликанского Рима была борьба плебеев за равноправие с патрициями, которые монополизировали право заседать в Сенате, занимать высшие магистратуры и получать землю из «общественного поля». Плебеи требовали отмены долговой кабалы и ограничения долгового процента. Рост военной роли плебеев (к началу V века до н. э. они уже составляли основную часть римской армии) позволил им оказывать эффективное давление на патрицианский Сенат. В 494 году до н. э. после очередного отказа Сената удовлетворить их требования они ушли из Рима на Священную гору (первая сецессия), и патрициям пришлось пойти на уступки: была учреждена новая магистратура — народные трибуны, избиравшиеся исключительно из плебеев (первоначально два) и обладавшие священной неприкосновенностью; они имели право вмешиваться в деятельность остальных магистратов (интерцессия), налагать запрет на любые их решения (вето) и привлекать их к судебной ответственности. В 457 до н. э. число народных трибунов возросло до десяти. В 452 до н. э. плебеи вынудили Сенат создать комиссию из десяти членов (децемвиров) с консульской властью для записи законов, прежде всего ради фиксации (то есть ограничения) полномочий патрицианских магистратов. В 443 до н. э. консулы лишились права распределять граждан по центуриям, которое было передано новым магистратам — двум цензорам, избиравшимся из числа патрициев раз в пять лет центуриатными комициями сроком на 18 месяцев. В 421 до н. э. плебеи получили право занимать должность квестора, хотя реализовали его лишь в 409 году до н. э. Реставрировался институт консулов при условии, что один из них обязательно будет плебеем, но Сенат добился передачи судебной власти от консулов преторам, избираемым из патрициев. В 337 году до н. э. плебеям стала доступна и должность претора. В 300 году до н. э. по закону братьев Огульниев плебеи получили доступ в жреческие коллегии понтификов и авгуров.

Таким образом, все магистратуры оказались открытыми для плебеев. Их борьба с патрициями завершилась в 287 до н. э. Победа плебеев привела к изменению социальной структуры римского общества: добившись политического равноправия, они перестали быть сословием, отличным от сословия патрициев; знатные плебейские роды составили вместе со старыми патрицианскими родами новую элиту — нобилитет. Это способствовало ослаблению внутриполитической борьбы в Риме и консолидации римского общества, что позволило ему мобилизовать все свои силы для проведения активной внешнеполитической экспансии

Дата: 2019-07-24, просмотров: 212.