Дошкольная педагогика
Предмет дошкольной педагогики как науки, ее место в системе педагогических наук. Источники дошкольной педагогики как науки.
Предмет дошкольной педагогики - процесс, организуемый взрослыми, в дошкольных социальных институтах для достижения цели образования. Процесс образования и воспитания в дошкольных социальных институтах. Целостный процесс совместной деятельности детей и педагога, в ходе которой дети под целенаправленным контролем взрослого активно овладевают достижениями материальной и духовной культуры.
Источники: народная педагогика, передовой педагогический опыт, современные психолого-педагогические знания, данные смежных наук, гуманные методы воспитания.
ДП выделяется в самостоятельную науку, благодаря: физиолого-анатомическим особенностям детей, их особенностям высшей нервной деятельности, преобладанием возбуждения над торможением и психологическим особенностям дошкольников.
Педагогическая деятельность как диалог культур ребенка и воспитателя.
Детская субкультура — своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и «встроенная» в общее культурное целое .
Детская субкультура — особая система бытующих в детской среде представлений о мире ценностей. Она находит свое выражение в различных детских играх, ритуалах, словесном творчестве и т.п.
Детская субкультура складывается под влиянием жизни общества, его традиций, отношения к детям, внимания взрослого мира к миру детства. Например, детское словотворчество является «своеобразным вызовом сознанию взрослого, которое хотя и подпирается готовым общественным опытом, но им же и ограничено» (Кудрявцев В. Алиева Т.). В субкультурной форме мир детства провозглашает свое отличие от мира взрослых. Но ребенок изначально общественное существо, он нуждается как в сверстниках, так и во взрослых. Поэтому в субкультуре детства следует видеть самобытный способ освоения ребенком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней.
Этим и должно определяться, по мнению В.Кудрявцева, общее отношение взрослых к детской субкультуре. Диалог культур предполагает изучение субкультуры взрослыми, ее развитие с позиций сотрудничества. Основными линиями диалогичности деятельности педагога должны стать: линия развития способностей ребенка; линия развития творческой индивидуальности; развитие интересов, склонностей детей, их самостоятельности, инициативности.
Педагогическая позиция предполагает организацию педагогической поддержки, использование приемов авансирования успеха, усиление мотивации (личностной, познавательной, игровой, исследовательской и т.п.).
Внимание к детскому творчеству, играм детей, традициям детских сообществ, поощрение субъектности ребенка, Детского саморазвития помогают перестроить содержательную характеристику педагогической деятельности. Доверие взрослому, как базальное свойство личности ребенка, формируется в совместной деятельности, где совмещаются и перекликаются интересы детей и взрослых.
Роль педагога в обществе. Требования к специалисту современного ДОУ.
Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности предъявляет к педагогу ряд специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные качества как профессионально значимые и обязательные. В качестве таковых С. А. Козлова, Т. А. Куликова выделяют:
· педагогическую направленность, как комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;
· эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям;
· педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
· педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом;
· педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы;
· культуру профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог — ребенок», «педагог — родитель», «педагог — коллеги»;
· педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.
Педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е. А. Панько).
Гностические — это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив в целом, педагогический опыт других воспитателей;
Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т. п.
Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях.
Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег.
Специальные умения педагога — это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.
Теоретические основы обучения детей в ДОУ. Основные понятия дошкольной дидактики, основные задачи, принципы и формы обучения дошкольников.
Отрасль педагогики, изучающая теорию обучения и образования – дидактика. Впервые употребил данный термин В. Ратке.
Основоположником дидактики является Я.А.Коменский, дальнейшая разработка дошкольной дидактики связана с именами: И.Г.Пестолоции, Ф.Фребель, В.О. Одоевский, К.Д.Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.И.Тихеева, А.П.Усова.
Дошкольная педагогика – область педагогики, которая исследует закономерности процесса обучения детей дошкольного возраста.
Обучение дошкольников - это сложный взаимосвязный процесс деятельности воспитателя и ребенка, в ходе которого воспитатель организует, направляет , руководит познавательной деятельностью ребенка, а ребенок активно усваивает обобщенный опыт, накопленный людьми в виде ЗУН.
Обучение - двухсторонний процесс, взаимосвязанная деятельность тех, кто обучает (преподавание) и тех, кого обучают (учение).
Научение - результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка.
*Специфика обучения в детском саду:
1. Содержание
в детском саду усваивают элементарные знания об окр. Мире, а в школе – основы научных знаний.
2. Организационная форма
в школе –урок, в ДОО – игра
3. Методика преподавания
В ДОО – наглядные, практические, игровые методы
в школе- словестные методы
Также отличается продолжительность занятий (в ДОО от 10 до 25-30 мин), в ДОО нет отметок и домашнего задания.
Задачи обучения дошкольников (по Усовой):
1.Дать детям знания
2.Обучить способам познания (сравнивать, различать и т.д.)
3.Сформировать положительное отношение к познавательной деятельности
4.Подготовить всех детей к школе
В рамках личностно-ориентированной модели были разработаны принципы дидактики.
Ткачев и Петровский предлагают следующие принципы:
1. Принцип вариативности – предполагает, что взрослый должен отвечать за возможности выбора ребенком модели познания
Вариативность содержания представлена разными программами, этот принцип отрицает единую программу и требования, воспитатель сам может выбрать необходимую технологию обучения.
2. Принцип синтеза интеллекта, аффекта, действия – предполагает, что работа с детьми в одинаковой мере должна вовлекать их в процессы познания, действия и эмоционального освоения мира.
3. Принцип приоритетного старта – предполагает начинать работу с тех видов деятельности, которые интересны ребенку.
4.Принцип общего психологического пространства – предполагает, что решение задачи осуществляется взрослым и ребенком с одинаковой степенью заинтересованности. Педагог подбират интересные ситуации для ребенка, совместная работа (диалоги, наблюдения, опыты, труд…)
Форма обучения обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса и отражает характер взаимосвязи участников пед.процесса.
Форма обучения – это специально организованная деятельность обучающего и учащихся, протекающее по установленному порядку и в определенном режиме.
Формы обучения различаются по разным основаниям:
1. По количеству обучающихся:
- индивидуальная
-групповая(10-15)
-фронтальная (более 20 )
2. По способам и методам деятельности:
- словестная
-наглядная
- практическая
- с использованием ТСО
3. По характеру взаимодействия между учащимися и обучаемым:
- прямое
-проблемное
-оппосредованное
5.По месту проведения:
- в образовательной организации
- экскурсии
6. По дидактической цели:
- занятия по сообщению новых знаний
- занятия по повторению и закреплению материала
-комбинированные
-контрольно-учетное занятие
7.По виду деятельности:
-игровые
-трудовые
-исследовательские
24. Организованная образовательная деятельность дошкольников. Основные формы.
Форма обучения- специально организованная деятельность обучающихся и обучающего, протекающая по установленному порядку и в определённом режиме. Форма обучения означает внешнюю сторону образовательного процесса и отражает характерные взаимосвязи участников пед. процесса. Требования к организации разрабатывались на основных принципах дидактики в 70-80 гг. Занятия должны иметь определённые цели и задачи; должны предусматривать рациональные методы и приёмы. Образовательная деятельность должна обеспечивать усвоение материала каждым ребёнком.
Общие требования к организации ОД
Требования к соблюдению индивидуального подхода к ОД
-часто болеющие дети (ЧБД)
-сильно возбудимые дети
-заторможенные дети
-с функциональными нарушениями слуха, зрения, осанки и т.д.
Подготовка воспитателя к организации деятельности
1.Планирование цикла ОД. и самой образ.деятельности (сетка занятия: перспективный, календарный планы, конспекты ОД. и т.д)
2.Подготовка оборудования
3. Подготовка наглядного материала
4.Подготовка детей к ОД
Алгоритм подготовки воспитателя к образовательной деятельности.
1. Определение темы и программного содержания, задач.
2. Выбор основного метода ОД
3. Определение хода и приёмов.
4. Подбор заданий и индивидуальный подход для детей, в связи с их особенностями
5. Подбор оборудования
6. Оформление конспекта образовательной деятельности
Формы различаются по:
· Количеству (индивидуал., групповые, фронтальные)
· Способам и методам деятельности (словесные, наглядные, практические, с использованием технических средств и т.д.)
· По хар-ру взаимодействия обучающего и обучаемого (проблемное, прямое, опосредованное)
· По месту (экскурсии, в группе и т.д )
· По дидактич. цели (сообщение новых знаний, повтор или закрепление, комбинированное занятие, контрольно-учётное занятие)
· По виду деятельности (игровые, трудовые, исследовательские)
Наиболее оптимальные формы –игровые (дидактические и развивающие игры), проблемно игровые, проблемно- поисковые ситуации, экскурсии, наблюдения, проектирования, экспериментирования, коллекционирование, создание макетов, наглядное моделирование, продуктивная деятельность, танцы, пение и т.д.
Задачей при проведении экскурсий с дошкольниками является направить и сконцентрировать их внимание на конкретном изучаемом или исследуемом объекте. Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни, знакомство с культурными объектами. Все разнообразие экскурсий подразделяется по следующим признакам: - По содержанию; - По составу участников; - По месту проведения; - По способу передвижения; - По форме проведения. В этом организованном процессе познания окружающего мира огромную роль играет эмоциональная сторона, которая является необходимым компонентом каждой экскурсии. Экскурсоводу (воспитателю) важно добиться от детей сопереживания, а не только наблюдения и слушания. Увиденное и услышанное должно вызывать у детей ответные чувства: восхищения, возмущения, радости от услышанного и др.
Со средней группы экскурсии за пределы здания. Этапы: подготовительный, ход экскурсии, после экскурсионная работа.
Игровые проблемные ситуации-включают игровую ситуацию и требуют решить проблему, открыть новое знание. Изучались Т.И. Ерофеевой. Ситуации: нарушение привычной организации познават.деятельности, появление новых условий, коллективное обсуждение ситуации, введение значимой игровой мотивации и др.
Дидактическая сказка-в ней ребёнок отожествляет себя с героем сказки и решает проблемы, которых не было в его жизни.
Проектирование- даётся тема и около неё идёт работа, изучается со всех сторон, обязательно практический результат, бывает краткосрочное и долгосрочное.
Наглядное моделирование-в дош.учреждении используются модели в виде наглядных образов, модели для обучения звуковому анализу (Жукова), модели формирующие понятия о труде и т.д
Экспериментирование- дети выступают как исследователи новых объектов, этот метод строиться самими дошкольниками по мере получения новых сведений. Экспериментирование с водой, воздухом, светом, магнитом и т.д
Коллекционирование-сбор коллекций, разных объектов. Их сбор, распределение . Развивает мышление. Предлагали метод Короткова Н.А., Ерофеева Т.И
Особенности поручений:
1) Они всегда исходят от взрослого
2) В них заключена четкая направленность на получение результата
3) Конкретно определена задача
4) Они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми
5) В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.
Поручения особенно важны в период от З до 5 лет.
Руководство поручениями
1) Особую роль в руководстве выполнением детьми 3—5 лет поручений играет оценка их труда. Надо непременно найти что-то положительное в их поведении и деятельности, даже если на первых порах ребенок не всегда может самостоятельно справиться с заданием: «Молодец, Сережа, ты сегодня сразу подошел, когда я тебя позвала, и мы вместе быстро сделали работу. Игорь скоро совсем хорошо и правильно научится поливать цветы. Сегодня ты очень старался».
2) В оценке результатов выполненного ребенком задания следует широко использовать игровые приемы. Здесь воспитатель не обходится без персонажей кукольного театра «Петрушка». Такой прием позволяет воспитателю нужное время поддерживать внимание ребенка, чтобы в это время подробно рассказать и дать оценку того, как выполнено задание.
3) В процессе организации поручений с детьми 3—5 лет важно помнить о роли обучающего воздействия воспитателя, поскольку дети этого возраста пока многое не умеют делать самостоятельно.
4) Педагог широко пользуется такими приемами, как показ, объяснение, разъяснение, мотивировка каждого требования к деятельности ребенка.
5) В работе с детьми 6—7 лет воспитатель широко организует поручения-задания (однодневные, многодневные, с отсроченным заданием), например, воспитатель просит принести к определенному дню пустые спичечные коробки для труда, цветные нитки и салфетку для вышивания, открытки, картинки определенного содержания для альбома, какой-либо природный материал, нарезать дома квадратов, кружков для занятий малышей и т. п.
6) Педагог строго контролирует их выполнение в срок и качественно. С этой целью на первых порах использует приемы косвенного воздействия на детей: напоминание, намек, иногда требование, постепенно добиваясь полной самостоятельности в выполнении задания.
7) Широко организуются разнообразные поручения, связанные с длительными наблюдениями в уголке природы за растениями, животными. Через определенное время ребенок должен рассказать воспитателю, всем детям о тех изменениях, которые он заметил, или об интересных фактах поведения животного во время его кормления, сна и т. д.
8) Детей 6—7 лет широко привлекают оценивать результаты работы, выполненной товарищем, а также и свои собственные. Это способствует формированию критического отношения к результатам труда, умению давать справедливую оценку.
9) Организуя поручения, воспитатель в любой возрастной группе должен стремиться равномерно привлекать детей к выполнению заданий. При этом все дети приобретают необходимые трудовые навыки и умения, у них появляется привычка к труду.
Классификация детских игр.
Классификация игр
(по С. Л. Новоселовой)
В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:
- сюжетно-ролевые:
- театрализованные;
- подвижные;
- дидактические.
Ф. Фребель в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры). Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гросса. Игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены им к «играм обычных функций». Вторую группу игр согласно его классификации составляют «игры специальных функций». Они представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, свадьбу и др.).
П.Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами). Позже Н.К. Крупская назвала игры, разделенные по этому же принципу, немного по-другому: творческие (придуманные самими детьми) и игры с правилами.
В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. C.JI. Новиковой была разработана и представлена в программе «Истоки» новая классификация детских игр. В ее основу положен принцип инициативы организатора (ребенка или взрослого).
Классификация игр С.Л. Новосёловой:
-Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей), - это самостоятельные или творческие игры (игра-экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры:
сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные)
-Игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательно и воспитательной целью (игры с правилами);
(игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные)
досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные,
празднично-карнавальные, театрально-постановочные;
-Игры, идущие от исторической инициативы, - народные игры, которые могут возникнуть как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
Слайд
Младший возраст.
В возрасте от двух до четырех лет основной задачей в работе с детьми по формированию гендерной принадлежности является гендерная идентичность(я знаю, что я девочка и со мной не произойдет изменений, если я переоденусь). При решении данной задачи в предметную среду вводятся маркеры пространства, которые подчеркивают присутствие детей разного пола (например: покрывала в спальне двух любых цветов; маркировка стульев двух цветов: красная для девочек, зеленая –для мальчиков; полотенца двух цветов).
Педагог должен употреблять в речи слова «девочки», «мальчики».
Средний возраст.
С четырех до пяти лет основной задачей в работе с детьми по формированию гендерной принадлежности является привлекательность гендерной роли. (Я- девочка, и мне это очень нравиться. Я- мальчик, и мне это очень нравиться) Следовательно, важной задачей при создании предметно-развивающей среды группы является поддержание у детей привлекательности гендерной роли яркими атрибутами, которые имеют выраженные особенности мужского и женского начала (уголок ряженья, где присутствуют как платья для девочек, так и костюмы для мальчиков)
Старший возраст.
Важной задачей является формирование у детей умения взаимодействовать с представителями противоположного пола (мальчик с девочкой). В результате проведенных исследований было установлено, что в старшем дошкольном возрасте 71% контактов между детьми- это однополые контакты. Надо организовать среду так чтобы девочки играли с мальчиками.
В работе Е.О. Смирновой «Дошкольное воспитание» №4, 2010 «Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды» автор указал 3 блока для оценивания:
1 блок - общий дизайн помещения; эстетика оформления, желательно единый стиль, «воздух» в помещении. Наличие разнообразного оборудования, которые включены в различные виды деятельности.
2 блок – организация пространства жизнедеятельности детей. Наличие легких перегородок, ширм, модулей, пуфов.
3 блок – оценка игрушек и материалов, которые должны обеспечивать и игровую и продуктивную деятельность.
Подготовка детей к школе. Общая и специальная готовность ребенка к школе, диагностика готовности детей к школе.
Кравцова рассматривает 4 подхода к проблеме подготовки детей к школе, которые сложились в современной науке:
1. Исследование, направленное на формирование у дошкольников определённых знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Данный подход получил развитие в связи с вопросом о возможности обучения детей в школе с более раннего возраста. (Т.В. Турунтаева и Журова доказали, что дошкольников 5-6 лет можно обучать грамоте и математике путём специальной организации деятельности, но проблема заключается в том, что готовность к школьному обучению не исчерпывается в возможности формирования знаний, умений и навыков.)
2. Определённые требования, предъявляемые ребёнку школой, также исследуются новообразования и изменения психики ребёнка, которые наблюдаются к концу дошкольного возраста. (Божович говорила, что готовность школьников складывается из уровня мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позиции школьника.) (В.А. Гелло выяснила, что детей, которые хотят идти в школу 10%, детей, которые знают о школьной программе 30%, а у 60% детей не правильные знания о школе или они совсем о ней не знают.)
3. Исследуется отдельный компонент учебной деятельности, выявляются пути их формирования на специальных занятиях. (Комарова и Домичук выявили, что у детей, которые проходят обучение рисунку и конструированию менее формировались такие компоненты учебной деятельности, как способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, оценивать свою работу и работу других.)
4. Разработка современных диагностических методик обследования детей. (Эльконин – «Графические диктанты», Венгер – «Образец и правила»)
В психологии нет единого понимания готовности детей к школе (этот вопрос изучали: Запорожец, Божович, Кравцова, Шванцер и др.). В отечественной литературе готовность к школе рассматривается, как многогранное развитие личности с позиции взаимосвязанных общей и специальной готовности к школе.
Общая готовность – выражается в достижении такого уровня физического, умственного, нравственного и эстетического развития, который создаёт необходимую основу для активного вхождения в новые условия школьной жизни и сознательное усвоение учебного материала. (физиологическая, физическая, психологическая, интеллектуальная, социальная, мотивационная)
Специальная готовность является важным дополнением к общей готовности, она определяется наличием у ребёнка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения ряда учебных предметов (математика, русский язык, чтение). (развитие речи, подготовка к грамоте, формирование начала математики, подготовка к письму)
Дошкольная педагогика
Предмет дошкольной педагогики как науки, ее место в системе педагогических наук. Источники дошкольной педагогики как науки.
Предмет дошкольной педагогики - процесс, организуемый взрослыми, в дошкольных социальных институтах для достижения цели образования. Процесс образования и воспитания в дошкольных социальных институтах. Целостный процесс совместной деятельности детей и педагога, в ходе которой дети под целенаправленным контролем взрослого активно овладевают достижениями материальной и духовной культуры.
Источники: народная педагогика, передовой педагогический опыт, современные психолого-педагогические знания, данные смежных наук, гуманные методы воспитания.
ДП выделяется в самостоятельную науку, благодаря: физиолого-анатомическим особенностям детей, их особенностям высшей нервной деятельности, преобладанием возбуждения над торможением и психологическим особенностям дошкольников.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 539.