Обследование ведется комплексно: медицинское и психолого-педагогическое. Содержание обследования включает выяснение состояния нервно-психической сферы, интеллекта (по данным медицинской докментации или обследования ребенка врачом-психоневрологом) и речи (на основе логопедического изучения).
У детей с брадилалией и тахилалией по медицинской документации уточняются данные, касающиеся возможных психических заболеваний, неврологической симптоматики. Выясняются соматические и инфекционные заболевания в детском возрасте. Травмы. Опухоли головного мозга.
Подробно изучается анамнез по следующим направлениям: данные о речевых нарушениях у родителей и родственников и о наличии у них нервно-психических или хронических заболеваний; протекание беременности и родов у матери; данные о развитии речи ребенка (особо отмечается, не было ли дефектов слоговой структуры слов, аграмматизмов, повторений звуков и слогов, каков темп речи; влияние нарушенного темпа речи на умение в школе, на общение со сверстниками); предполагаемые причины нарушенного темпа речи; особенности проявления брадилалии или тахилалии в разные возрастные периоды, условия жизни ребенка в семье (режим, взаимоотношения членов семьи, их отношение к ребенку); наклонности, интересы ребенка. Его взаимоотношения со сверстниками, с коллективом; круг ситуаций, в которых эти нарушения темпа речи выражены в тяжелой форме; выраженность психических симптомов (отношение к своему дефекту, защитные приемы, влияние на речевое общение в различных ситуациях: речь с родителями, на уроках, с незнакомыми), влияние нарушенного темпа речи на успеваемость.
Далее уточняется:
- состояние общей и ручной моторики (способность к подражанию, самостоятельность, двигательная активность. Наличие сопутствующих движений. Тонус, темп, выразительность ,координация и переключаемость движений, их, сил, точность, объем). Выявляется наличие брадикинезии.
- состояние мимики
- состояние речевой моторики, орального праксиса, посредством выполнения изолированных движений и их серий. Отмечается наличие или отсутствие движения, замена данного движения другим, тонус, объем движения, активность. Возможность удержания органов в заданном положении, темп движений, синкинезии;
- экспрессивная речь: произношение звуков, слогов. Слов, фраз; пересказ, рассказ, беседа, чтение стихотворенй и прозаических текстов, вопросно-ответная форма речи, диалог. Специфические формы речи (отраженная, сопряженная, шепотная, ритмическая), пение. Отмечается состояние звукопроизношения, возможность произнесения многосложных слов, длинных фраз, длинного связного текста; наличие интер- и интравербального замедления или ускорения; темп, ритм, ударения, интонация, голос (сила, тембр, модуляция, нарушение голоса); другие дефекты устной речи.
- письмо: списывание и самостоятельное письмо – диктант букв, слогов, длинных слов и фраз, длинного связного текста. Фиксируется скорость и качество написания отдельных элементов и сложных комплексов.
У детей с баттаризмом и полтерн особое внимание обращается на исследование лексики, грамматического строя речи, семантики:
- слухового неречевого гнозиса, восприятия и воспроизведения ритмов, оптико-пространственного гнозиса и праксиса
- слуховой, зрительной и моторной памяти
- речевой активности.
В логопедическом заключении указываются:
- чистые формы брадилалии, тахилалии, разновидности тахилалии (баттаризм, полтерн), сочетание тахилалии с заиканием
- степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая)
- влияние патологически замедленной (ускоренной) речи на личность ребенка, на его коммуникативные возможности
- круг ситуаций, в которых проявляется тахилалия
- выраженность психических симптомов
Нарушения внешней речи (звукопроизношения, лексико-грамматической и семантической сторорн речи, просодики)
- нарушения внутренней речи, психических процессов (восприятия, внимания, мышления)
- особенности моторики
- отклонения в поведении.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 345.