Нарушение общения, которое возникает при заикании, существенно влияет на формировании личности. Целью «воспитания личности» является развитие у заикающихся социальных взаимоотношений. Для детей дошкольного возраста это направление важно как подготовка к обучению и взаимодействию с учителем и учениками, к активной общественной деятельности в школе. У подростков и взрослых — это воспитание адекватного отношения к себе, окружающим и взаимоотношений с ними.
В воспитании личности активно применяется психотерапия. Для заикающихся дошкольного возраста наибольшее значение имеет общая психотерапия. Этот вид психотерапии предполагает создание доброжелательной и спокойной атмосферы взаимоотношений в детском саду и в семье. Такие условия достигаются за счет предъявления единых требований к поведению ребенка, соблюдения режима дня и речевого поведения в соответствии с этапом коррекционной работы. Речь окружающих должна быть негромкой, спокойной, размеренной. Положительный эмоциональный климат способствует развитию у ребенка чувства уверенности в себе, повышает его самооценку.
Для подростков необходима адаптация к тем социальным условиям, которые имеют для него особое значение (семья, школа, техникум). Важно фиксировать внимание подростка на положительных качествах его личности, учить адекватно строить свое общение со сверстниками и взрослыми и не избегать его, развивать уверенность в себе и в своих возможностях преодолеть заикание.
У взрослых заикающихся психотерапевтическое воздействие направлено на исправление таких особенностей личности как логофобия, неадекватная оценка коммуникативной ситуации и себя как субъекта общения, избегание речевого общения, сужение круга речевых контактов.
Воспитание личности осуществляется психологом. Таким образом, оно позволяет организовать комплексную помощь заикающемуся.
Дайте определение заикания. Основной дифференциальный признак заикания (по типу, локализации и силе выраженности).
Актуальность: знание определения заикания и умение дифференцировать судороги по типу, локализации и силе выраженности поможет логопеду поставить точный диагноз, отграничив заикание от похожих форм нарушения темпо-ритмической стороны речи, а также поспособствует выбрать наиболее эффективные методы коррекции.
Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Судороги мышц речевого аппарата в процессе устной речи являются основным симптомом заикания. Речевые судороги возникают только в момент речи или при попытке начать речь и выражаются в непроизвольном сокращении мышц речевого аппарата. Судороги мышц речевого аппарата имеют различную локализацию, тип и силу выраженности.
Типы речевых судорог:
1. Тонические
2. Клонические.
Локализация судорог (судороги мышц речевого аппарата могут проявляться во всех отделах речевого аппарата: артикуляционном, голосовом и дыхательном. В соответствии с этим принято выделять след. виды судорог:
1. Артикуляционные:
1. Лицевые:
a. Смыкательная судорога губ
b. Верхнегубная
c. Нижнегубная
d. Судорога раскрытия ротовой полости
e. Сложная судорога
2. Язычные:
a. С. кончика языка
b. Судорожный подъем корня языка
c. Изгоняющая судорога
d. Подъязычная судорога
3. Судороги мягкого неба
2. Голосовые:
1. Смыкательные
2. Вокальные
3. Дрожащий/толчкообразный гортанный спазм
3. Дыхательные
1. Инспираторные
2. Респираторные
3. Экспираторные
Тяжесть проявления речевых судорог (сила выраженности):
1. Тяжелая степень
2. Средняя степень
3. Легкая степень
Оценка тяжести судорожной активности мышц речевого аппарата может не совпадать с оценкой тяжести заикания, так как это понятие включает множество факторов.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 502.