О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Статья 290. Получение взятки

1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе -

наказывается штрафом в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

 (см. текст в предыдущей редакции)

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере -

наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) -

наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.

4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.

5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

 (см. текст в предыдущей редакции)

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой и пунктами "а" и "б" части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

 (см. текст в предыдущей редакции)

наказываются штрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Примечания. 1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки - превышающие один миллион рублей.

2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Объект преступления – общественные отношения в сфере обеспечения нормального функционирования законной публичной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Объективная сторона получения взятки – получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Под должностным положением следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия. Под действиями (бездействием) должностного лица следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями.

Часть 2 ст. 290 УК РФ предусматривает ответственность за получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие). Незаконные действия должностного лица – неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения. Взятку надлежит считать полученной по предварительному сговору группой лиц, если в преступлении участвовали два и более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения. Организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. Вымогательство означает требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тыс. руб.

Субъективная сторона – прямой умысел. Субъект преступления - специальный.

Взяточничество - собирательный термин, охватывающий собой два самостоятельных состава должностных преступлений против ГВ, интересов ГС и службы в ОМСУ - получение взятки (ст.290) и дачу взятки (ст.291). Каждое из названных посягательств на указанные интересы в качестве оконченных деяний не может быть совершено само по себе, вне связи с другим преступлением. Они, следовательно, находятся относительно друг друга в положении так называемого необходимого соучастия, при котором отсутствие факта дачи взятки означает и отсутствие ее получения. При этом в данной органической взаимосвязи получение взятки законодатель расценивает как значительно более ООД, которое относится к категории особо тяжких преступлений со всеми вытекающими из этого факта отрицательными для виновного ДЛ уголовно-правовыми последствиями. Высокая степень ОО получения взятки определяется тем, что оно резко деформирует нормативно установленный порядок осуществления некоторой частью нечестных ДЛ своих СП и тем самым грубо нарушает интересы ГС. Взятка является наиболее типичным и характерным проявлением коррупции - опаснейшего криминального явления, которое подтачивает основы власти и управления, дискредитирует и подрывает их авторитет в глазах населения, остро затрагивает законные права и интересы граждан.

Объект П совпадает с родовым объектом иных должностных посягательств на интересы государственной службы - интересы госслужбы или органов МСУ, а также нормальная деятельность органов госвласти. Предмет рассматриваемого П - "взятка" и ее разновидности в виде денег, ЦБ, иного имущества или выгод имущественного характера. При этом надо иметь в виду, что если предметом получения взятки будут валютные ценности, Д как взяткодателя, так и взяткополучателя должны быть дополнительно квалифицированы по совокупности со ст.191 (незаконный оборот ДМ, ПДК или жемчуга), а получение взятки в виде иностранной валюты и фондовых ценностей в иностранной валюте полностью охватываются рассматриваемым СП. В практике известны завуалированные способы дачи-получения взятки, такие, например, как "продажа" дорогостоящего имущества за бесценок, преднамеренный "проигрыш" в карты, фиктивное зачисление на должность и систематическая выплата взяткополучателю зарплаты без фактического выполнения соответствующей работы. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в получении ДЛ лично или через посредника взятки за Д (Б) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие Д (Б) входят в СП ДЛ либо оно в силу ДП может способствовать таким Д (Б), а равно за общее покровительство по службе. Закон имеет в виду и такие случаи, когда ДЛ хотя само и не обладает полномочиями для выполнения в интересах взяткодателя соответствующих действий, но в силу своего ДП (например, высокий пост в Правительстве РФ, в аппарате Администрации Президента РФ, ГД и т.д.) могло за взятку, используя свой авторитет и влияние, принять меры к совершению этих действий другими ДЛ, работающими даже в других ведомствах и структурах органов ГВ и управления. Обычно взятка дается ДЛ за конкретные Д (Б) в пользу взяткодателя или иных заинтересованных лиц, но она может быть получена и за так называемое общее благоприятствование, за общее покровительство или попустительство по службе. Для СП не имеет значения, когда ДЛ передана взятка - до или после совершения им обусловленных Д, равно как и то, оговаривались ли заранее характер и содержание Д, которые виновный должен был или уже совершил.

Получение взятки - формальный СП. Оно признается оконченным деянием с момента принятия ДЛ хотя бы части взятки. Получение взятки - преступление, совершаемое с прямым умыслом: виновный сознает, что получает взятку, и желает этого (субъективная сторона). Субъектом П может быть только ДЛ (ДЛ являются лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции только в госорганах, ОМСУ, государственных и муниципальных учреждениях. ОРФ по руководству трудовым коллективом (всякий работник учреждения, имеющий в своем служебном подчинении других сотрудников, руководящий их деятельностью, направляющий и организующий их работу, является должностным лицом в связи с наличием у него организационно-распорядительных обязанностей).

Часть 2 устанавливает УО за квалифицированный состав получения взятки лицом, занимающим ГД РФ (те, кто занимает должности, установленные КРФ, ФКЗ и другими ФЗ для непосредственного исполнения полномочий госорганов). Часть 3 предполагает особо квалифицированный состав получения взятки (ч.1 и 2), совершенный: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) неоднократно; в) с вымогательством взятки; г) в крупном размере. Примечание к ст.290: Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ЦБ, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 300 МРОТ.

Коммерческий подкуп (ст.204) – объект – нормальное функционирование коммерческой организации; субъект – лицо, достигшее 16 лет и исполняющее управленческие функции в коммерческой организации.

Дача взятки.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 189.