Глава 30. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями
Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
4. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.
Должностным лицом, согласно пункту 1 примечания к статье 285 УК РФ, является либо представитель власти, т. е. лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти, либо само должностное лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Формулировки закона требуют толкования на основе Конституции и новейшего законодательства о государственной службе[30], органах исполнительной власти. Здесь следует широко использовать именно последнее конституционное и административное законодательство.
Понятие представителя власти дано и в примечании к статье 318 УК РФ «Применение насилия в отношении представителя власти». Представителем власти, согласно этой и другим статьям Уголовного кодекса, признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Понятие лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов, дано в пунктах 2 и 3 примечания к статье 285 УК РФ. Они определяются как лица, занимающиеся исполнением полномочий государственных органов на основании перечня, который исчерпывающе определен в законодательстве. К ним относятся Президент России, председатели Федерального Собрания, депутаты, министры, Генеральный прокурор, председатель Счетной палаты, судьи и др. На уровне субъектов РФ это президенты республик, другие главы субъектов, руководители органов законодательной и судебной власти, члены правительства, депутаты представительных органов и др.
Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, согласно пункту 4 примечания к статье 285 УК РФ, несут уголовную ответственность по статьям главы 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Уголовного кодекса.
Уголовный кодекс 1996 г. установил уголовную ответственность за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (глава 23). Круг субъектов преступлений, предусмотренных нормами главы 23 УК РФ, определяет примечание к статье 201 УК России. Это лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности (управленческие функции):
а) в коммерческих организациях независимо от формы собственности (т. е. и в государственных, и в муниципальных, кроме названных в примечании к статье 285 УК РФ, в основном это предприятия);
б) в некоммерческих организациях, не являющихся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением.
Понятия организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей (функций) в коммерческих и иных организациях аналогичны понятиям, сформулированным в примечании к комментируемой выше статье 285 УК РФ, но их содержание может быть иным. Согласно пункту 13 постановления Пленума Верховного Суда от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.
В отличие от должностных лиц, обладающих организационно-распорядительными и (или) административно-хозяйственными функциями, т. е. исполняющими служебные обязанности внутри государственного (муниципального) органа или учреждения, деятельность должностных лиц — представителей власти, связана с осуществлением властных полномочий в отношении граждан, предприятий, организаций, учреждений независимо от их ведомственной принадлежности, подчиненности и формы собственности[31].
Представитель власти обладает властными полномочиями по отношению к широкому кругу лиц, не находящемуся в его служебном подчинении; он наделен правом предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения этими лицами. Отсюда следует, что одна категория должностных лиц может выступать субъектом только в сфере государственно-служебных, а другая (представители власти) — в сфере государственно-властных, публичных отношений[32].
Субъектами преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях являются лица, обладающие определенными полномочиями — организационно-распорядительными и (или) административно-хозяйственными. Важно, чтобы управленческие действия работников имели юридическое значение, т. е. чтобы от него зависело возникновение (изменение, прекращение) прав или обязанностей у организаций либо граждан[33].
Для того чтобы правильно квалифицировать преступление, предусмотренное одной из статей главы 23 УК РФ, необходимо выяснить, каков фактический порядок ведения деятельности в коммерческой или иной организации, каковы обязанности лица, совершившего преступление, и основания их выполнения. Негосударственные коммерческие структуры, стремясь избежать налогового бремени и по иным причинам, зачастую не оформляют надлежащим образом приказы о назначении работников на должность, временном исполнении обязанностей[34]. По мнению П. С. Яни, с которым трудно не согласиться, отсутствие письменного документа, который наделяет сотрудника особыми полномочиями, не может служить основанием для непризнания его субъектом преступления, если фактически эти обязанности выполнялись[35]. Однако основания выполнения организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных обязанностей в коммерческой или иной организации должны быть установлены. Это может быть устное распоряжение, приказ руководителя или трудовой договор. Статья 15 Трудового кодекса устанавливает, что трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), на подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренного трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Согласно статье 16 ТК РФ, трудовые отношения работника и работодателя возникают на основании трудового договора либо в результате фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.
Таким образом, устное распоряжение руководителя организации о фактическом совершении работником действий по руководству подчиненными или управлению имуществом, не зафиксированное в документах, может быть признано основанием для таких действий.
Деятельность должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, различается содержанием конкретных полномочий этих субъектов, хотя и обладает одинаковыми свойствами: осуществляется от имени организации уполномоченными лицами; направлена на удовлетворение охраняемых законом прав и интересов государственного, муниципального органа, учреждения либо коммерческой или иной организации; реализуется в форме юридически значимых решений; осуществляется на основе законодательства.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 218.