Вопрос 39. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДИЗОНТОГЕНЕЗА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Уровень развития речи — важный диагностический критерий при оценке общего уровня развития ребенка. Поэтому обследование речи является неотъемлемой составной частью психолого-педагогического изучения ребенка с проблемами в развитии. Изучение речи проводится в рамках логопедического обследования и включает в себя изучение устной и письменной речи.

Комплексное обследование ребенка с отклоняющимся развитием включает, как правило, логопедическое. Тем не менее, психолог, не пытаясь заменить собою логопеда, должен оценить речь ребенка с собственных позиций, в частности, выявить особенности динамической организации психических функций (нарушение тонуса, устойчивости, подвижности нервных процессов), недостаточность регуляторных процессов или отдельных корковых функций — праксиса, гнозиса, памяти и т.д.

Н. Я. и М. М. Семаго считают необходимым и возможным для психолога оценивать следующие характеристики речи:

· речевую активность — слабая, адекватная, чрезмерная;

· качество звукопроизношения;

· объем активного и пассивного словаря и их соотношение;

· степень развернутости речевого высказывания и ответов в диалоге;

· наличие аграмматизмов;

· наличие «детских» слов, таких, например, как «бибика»;

· трудности инициации речевого высказывания;

· латентность (отсроченность) ответов;

· эмоциональность высказываний, их адекватность ситуации, соотнесенность эмоций с содержанием высказывания и ситуацией.

При оценке лингвистических представлений анализируются понимание и возможность оперирования сложными речевыми конструкциями — пространственно-временными и причинно-следственными:

· возможность словообразования;

· формирование сравнительных степеней прилагательных;

· подбор антонимов и синонимов;

· формирование и понимание пассивных речевых конструкций;

· оперирование пространственно-временными и причинно-следственными представлениями;

· решение вербальных задач с косвенным вопросом.

В. И. Лубовский предлагает психологу для оценки состояния речевого развития учитывать как результаты логопедического обследования, так и собственные данные, полученные при анализе понимания ребенком инструкций, называния объектов из стимульного материала, ответов на задания, спонтанных высказываний и высказываний во время беседы и т.д. В результате должно быть определено, существует ли недостаточность речи, а при ее наличии — средняя или грубая ее степень.

При нормальном уровне речевого развития состояние фонетико-фонематической стороны речи, ее словарного запаса и грамматического строя близко к нормативному состоянию для данного возраста. Недостатки произношения отдельных звуков, некоторая ограниченность активного словаря и грамматического строя (например, трудности в употреблении некоторых предлогов, отсутствие сложных предложений и т.п., что характерно для детей с ЗПР) не снижают оценки речевого развития как нормального — в пределах бытовой тематики активная речь в основном правильная диагностическим критерием является возможность ребенка переводить речь из внутреннего плана во внешний, например, при описании картинки или спонтанных высказываниях, адекватных ситуации.

Средняя степень недостаточности речи: у ребенка дошкольного или младшего школьного возраста в истории развития отмечаются позднее появление слов при их сильной искаженности, задержанное появление первых фраз, ограниченность словаря, дефекты произношения отдельных звуков и аграмматизмы.

При грубых недостатках речевого развития ребенок на рубеже дошкольного и школьного возраста имеет трудности внутреннего программирования и речевого оформления высказываний, выраженные недостатки грамматического строя, наличие в активном словаре лишь высокочастотных слов, недостатки произношения нескольких групп звуков, трудности в различении фонем.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 300.