В настоящее время в отечественной логопедии существуют 2 классификации РН:
1. Психолого-педагогическая (Левина) чаще применяется в образовательном процессе и основана на общих проявлениях дефекта при разных формах аномального развития у детей. Согласно этой классификации различают:
Нарушения средств общения
· ФФНР – Н процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с разными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем;
· ОНР – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Речевые расстройства могут быть выражены в различной степени: от отсутствия речи (лепетного ее состояния) до развернутой, но с элементами фонематического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от сформированности речевых средств ОНР разделяется на 3 уровня. Общими признаками ОНР являются:
- позднее начало развития речи;
- скудный словарный запас;
- аграмматизмы;
- дефекты произношения;
- дефекты фонемообразования.
1 уровень речевого развития характеризуется полным или практически полным отсутствием словесных средств общения. Словарный запас ребенка при этом состоит в основном из звуковых и звукоподражательных комплексов, как правило, непонятных для окружающих и сопровождающихся жестами.
2 уровень отличается тем, что речевые возможности детей значительно выше; общение осуществляется не только с помощью жестов и лепетных обрывков слов, но и использует искаженные в фонетическом и грамматическом плане речевых средств.
3 уровень проявляется в достаточно развернутой обиходной речью без грубых фонетических и лексико-грамматических отклонений, но с отдельными нарушениями фонетики и грамматики.
Нарушения применимых средств общения
· Заикание – нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения
2. Клинико-педагогическая классификация используется при различной патологии речевых расстройств в составе комбинированного дефекта для реализации индивидуального подхода логопедом
Нарушения устной речи.
Нарушения фонационного (внешнего) оформления произносительной стороны речи. В зависимости от пораженного отдела речевой системы они подразделяются на
¾ Нарушения голосообразования;
¾ Темпо-ритмической организации высказывания;
¾ Интонационно-мелодические;
¾ Звукопроизносительные.
При этом рассматривается несколько форм типичных расстройств:
Дисфония (афония) – расстройство (отсутствие) голоса (фонации) из-за патологических изменений голосового аппарата, проявляющееся в виде Н силы, высоты, тембра голоса.
Нарушение темпа речи при сохранении фонетического оформления, лексической и грамматической сторон речи: брадилалия – патологически замедленный темп речи (речь вялая, заторможенная, монотонная, растянутая); тахилалия – патологически ускоренный темп речи (речь ускорена, аграмматизмы, необоснованные паузы или заминки, артикуляция смазанная).
Заикание (логоневроз) – темпо-ритмическое нарушение, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Чаще возникает в период перехода к фразовой речи и связано с резкой эмоциональной реакцией ребенка на какой-либо внешний раздражитель. Судорожные спазмы возникают в различных отделах речевого аппарата: в дыхательном, голосовом, артикуляционном. Бывает органического и функционального происхождения.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами РА. При этом через расщелину мягкого и твердого неба воздушная струя проходит не только через рот, но и через носовую полость. В этом случае все звуки становятся излишне носовыми (гнусавость), а речь малоразборчивой и монотонной. Это открытая форма ринолалии. Закрытая форма развивается при нарушении нормальной проходимости носовой полости при аденоидных разрастаниях, искривлениях носовой перегородки, хронических воспалительных процессах носоглотки.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью, иннервацией РА. Наблюдается несформированность всех звеньев механизма звукопроизношения. С возникновением голосовых и артикуляционно-фонетических дефектов. В отличие от дислалии нарушается произношение как согласных, так и гласных звуков; нарушается мышечный тонус АА, гиперсаливация. Чаще наблюдается при ДЦП.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации РА или недостатки произношения фонем (косноязычие).
Нарушения структурно-семантической стороны речи (внутреннего оформления высказывания).
Алалия – отсутствие, недоразвитие речи при органических поражениях КГМ во внутриутробный или ранний период развития ребенка. Нарушаются операции отбора и программирования на всех этапах восприятия и воспроизведения речевого высказывания. Нарушено управление движениями. Выделяют моторную и сенсорную формы.
Афазия – полная (частичная) утрата ранее сформированной речи, связанная с локальными органическими поражениями КГМ после 3 лет. Формы те же.
Нарушения письменной речи.
Дислексия – нарушение чтения, связанное с несформированностью (нарушением) ВПФ и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дисграфия – расстройство процесса письма, проявляется в нестойкости образа букв, в искажениях звукового состава слова и структуры предложения.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 228.