Биологические причины приобретенных аномалий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К биологическим причинам приобретенных ано­малий относятся:

1) Натальные (природовые) нарушения: механиче­ские повреждения плода (травмы) при затяжных или стремительных родах. Например, при накладывании щипцов может произойти разрыв сосудов, кровоизлия­ние в головной мозг. Сюда же относятся асфиксии — кислородное голодание. Сочетание внутриутробной патологии с повреждением нервной системы в родах называется перинатальной энцефалопатией. Причиной чаще всего является внутриутробная гипоксия в сочетании с асфиксией и родовой травмой. Им способству­ют различные внутриутробные нарушения развития плода, снижающие его защитный и адаптивный меха­низмы. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям, к гибели нейронов в местах их воз­никновения. У недоношенных детей кровоизлияния часто возникают из-за слабости стенок их сосудов. Клиническая смерть новорожденных (при сочетании внутриутробной патологии и тяжелой асфиксии в ро­дах) приводит к наиболее тяжелым отклонениям. При длительности клинической смерти в 7— 10 минут изме­нения ЦНС малообратимы и приводят к ДЦП, речевым расстройствам, нарушению умственного развития.

2. Постнатальные (послеродовые) нарушения. Это перенесенные в младенчестве и раннем детстве инфек­ционные болезни нервной системы (нейроинфекции). Менингит (воспаление мозговых оболочек) может стать причиной глухоты, двигательных нарушений, ЗПР. Энцефалит (воспаление головного мозга) может привести к глубокой ЗПР, к задержке моторного раз­вития, к эмоциональным нарушениям. Менингоэнцефалит (вторичный энцефалит, возникающий после других инфекционных заболеваний и захватывающий головной и спинной мозг) может приводить к двига­тельным, речевым и интеллектуальным расстройствам. Полиомиелит приводит к резкому ограничению дви­гательных возможностей, стойким параличам отдель­ных групп мышц.

Такие общие инфекционные заболевания, как корь, скарлатина, ветряная оспа, грипп, отит, паротит, пнев­мония и другие, могут вызвать вторичные воспалитель­ные заболевания мозга, давать осложнения на ЦНС и анализаторы. При воспалительных заболеваниях голов­ного мозга часто имеет место гибель нейронов с их последующим замещением рубцовой тканью. В этих условиях может развиваться гидроцефалия с повыше­нием внутричерепного давления. Гибель нейронов и развитие гидроцефалии способствуют атрофии участ­ков мозга, что приводит к двигательным и речевым расстройствам, нарушению памяти, внимания, умствен­ной работоспособности, эмоциональной сферы, пове­дения в сочетании с головными болями и судорожны­ми припадками. Реже причиной аномалий становятся черепно-мозговые травмы и поражения анализаторов. При повреждении незрелого мозга нет прямой связи между локализацией черепно-мозговой травмы, тяже­стью поражения и ее психомоторными последствиями. Нарушения психомоторного развития отмечаются у детей с тяжелыми и длительными соматическими заболеваниями. Многие соматические заболевания у новорожденных и грудных детей могут приводить к поражению нервной системы в результате нарушения обмена веществ и накопления токсичных продуктов, которые неблагоприятно действуют на развивающие­ся нервные клетки. Чаще подобные поражения воз­никают у недоношенных и гипотрофичных детей, а также в случае внутриутробной гипоксии и асфиксии
в родах. Так, ЗПР может наблюдаться у детей с нару­шениями кишечного всасывания (мальабсорбции). Уже с первых месяцев жизни у них проявляются нервно-психические отклонения — повышенная нер­вная возбудимость, нарушения сна, замедленное фор­мирование положительных эмоциональных реакций, общения со взрослыми. В дальнейшем задерживается умственное и речевое развитие, развитие зрительно-моторной координации.

Особенностью детского мозга является то, что даже его небольшое поражение не остается частич­ным, изолированным, как это бывает у взрослых, а отрицательно сказывается на всем процессе созрева­ния центральной нервной системы. Поэтому ребенок с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигатель­ного аппарата при отсутствии ранних коррекционных мероприятий будет отставать в психическом развитии.


Дата: 2019-07-24, просмотров: 239.