Основные принципы питания школьников.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Питание школьника должно быть сбалансированным. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.

Питание школьника должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.

Калорийность рациона школьника должна быть следующей:

7-10 лет – 2400 ккал

14-17лет – 2600-3000ккал

если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.

Необходимые продукты для полноценного питания школьников.

Белки.
Самыми ценными для ребенка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским организмом. На втором месте по качеству - мясной белок, на третьем – белок растительного происхождения.

Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г животного происхождения.

В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать следующие продукты:

молоко или кисломолочные напитки ;

творог ;

сыр ;

рыба ;

мясные продукты ;

яйца .

Жиры.
Достаточное количество жиров также необходимо включать в суточный рацион школьника.

Необходимые жиры содержатся не только в привычных для нас «жирных» продуктах – масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины. Норма потребления жиров для школьников - 80-90 г в сутки, 30% суточного рациона.

14.Гигиенические требования к планировке и строительству детских образовательных учреждений.

Гигиенические требования по устройству и оборудованию строящихся и реконструируемых детских дошкольных учреждений (детских яслей, детских садов и объединенных дошкольных учреждений — яслей-садов) изложены в СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». При выборе участка для детских учебно-воспитательных учреждений необходимо руководствоваться следующими принципами: — здания детских учреждений должны быть расположены недалеко от места жительства большинства обслуживаемых детей; — расстояния от детских учебно-воспитательных зданий до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей должны соответствовать требованиям, предъявляемым к планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов; — выбранный участок должен быть достаточным по величине, с тем чтобы обеспечить наилучшие условия пребывания детей и выполнение всех основных режимных составляющих. При проектировании и строительстве дошкольных учреждений должны соблюдаться следующие принципы: — групповая изоляция как в здании, так и на участке (каждая . группа имеет свой набор помещений, площадок и пользуется отдельным входом); — обеспечение условий для двигательной активности детей (достаточная площадь участка); — создание благоприятного воздушно-теплового режима; — обеспечение естественного освещения, инсоляции зданий и участка; — достаточное озеленение земельного участка; — правильная организация рационального питания детей. В СанПиН 2.4.2.2821-10 регламентируются показатели воздушно-теплового, светового и инсоляционного режимов школьных помещений. В учебных классах при одностороннем боковом естественном освещении коэффициент естественной освещенности (КЕО) должен быть не менее 1,5%, световой коэффициент (СК) — не менее 1:6. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, ориентация кабинета информатики — на север, северо-восток. Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять в учебных помещениях и кабинетах 18—24 "С, относительная влажность — 40—60%, скорость движения воздуха — не более 0,1 м/с.

15.Гигиенические требования к классным комнатам.Оптимальный температурный режим.Освещение.

Основным помещением школы является классная комната. Нормой площади классной комнаты на одного учащегося является 1,25 м2 в младших классах и 1,4 м2 — в старших. Высота классного помещения — 3,5 м, длина — не более 9 м, так как в противном случае учащиеся плохо будут слышать речь учителя и с трудом читать написанное на доске. Ширина класса — не более 6,2 м, так как большее увеличение ширины класса будет ухудшать освещение на партах, расположенных у противоположной от окон стены.
Воздух классных помещений в связи с большим количеством детей, пребывающих в классе, в течение учебного дня изменяет свои свойства и может повлиять на здоровье учащихся. У учащихся, находящихся в помещении с загрязненным воздухом, появляется головная боль, слабость, малокровие, снижающие уровень их работоспособности. Чистоту воздуха в классных помещениях оценивают По содержанию углекислоты в этом воздухе, которое не должно превышать 0,07—0,1 %. Более высокое содержание углекислоты делает воздух вредным для здоровья учащихся, способствует быстрому утомлению. Повышенные температура и влажность воздуха при длительном пребывании в нем учащихся также снижают их работоспособность. Нормальная работа системы терморегуляции и функциональное состояние центральной нервной системы. Исследованиями установлено, что воздушный режим классных помещений будет благоприятным при следующих параметрах его факторов: температура воздуха 16—18 °С, относительная влажность — 30—60 %, скорость движения воздуха — 0,2—0,4 м/с. Для того чтобы в классном помещении в течение учебного дня содержание углекислоты не превышало допустимой величины (0,1 %), на каждого ученика, в зависимости от возраста его, должно приходиться от 16 до 26 м3 воздуха. А это возможно при трехразовом, в течение 1 ч, обмене воздуха классной комнаты чистым воздухом. Такой обмен обеспечивается естественной или искусственной вентиляцией.
Наиболее эффективным средством воздухообмена является сквозное проветривание. Однако оно может быть причиной некоторых заболеваний — ОРВИ, тонзиллитов, невралгий и т. д. Поэтому его нужно проводить во время перемен или когда дети занимаются в другом помещении.

16.Атмосфера – значение, состав, строение.

Воздушная среда позволяет человеку ориентироваться в пространстве.
Значение атмосферы:
- регулирует климат Земли
- пропускает тепловое излучение(сохраняет тепло)
- является источником света
- является средой распространения звука
- является источником кислородного дыхания
- является средой, которая воспринимает газообразные продукты обмена веществ
- оказывает влияние на теплообмен и терморегуляцию.

Строение земной атмосферы различно на разных уровнях от поверхности. Атмосфера имеет выраженное слоистое строение и включает тропосферу, стратосферу, мезосферу, термосферу, ионосферу, экзосферу, магнитосферу.
Тропосфера - это наиболее плотные воздушные слои, прилегающие к земной поверхности. Ее толщина над различными широтами земного шара неодинакова: в средних широтах 10-12 км над уровнем моря, на полюсах-7-10 км, над экватором- 16-18 км. Температура воздуха снижается с подъемом на высоту на каждые 100 м на - 0,65о С - это величина называется вертикальным температурным градиентом.
Стратосфера характеризуется значительной разряженностью воздуха, ничтожной влажностью, почти полным отсутствием облаков и пыли земного происхождения. Под влиянием космического излучения и коротковолновой солнечной радиации молекулы воздуха, в том числе и кислорода, ионизируются с образованием молекул озона. 60% общего количества озона расположено в слое от 16 до 32 км, максимальная концентрация озона определяется на уровне 25 км от поверхности земли.
Выше стратосферы (до 80 км) простирается мезосфера, содержащая в себе до 5% массы всей атмосферы. Далее следует ионосфера (от 500 до 1000 км). В ионосфере воздух сильно ионизирован, ионизация и температура воздуха повышаются с высотой.
Выше ионосферы (до 3000 км) простирается экзосфера, затем магнитосфера (до 50000 км). За верхнюю границу земной атмосферы принята высота 50000 км от поверхности Земли.


Состав.
Атмосферный воздух является смесью газов. (Джозеф Блек в 1954 г.)

В составе воздуха имеются постоянные компоненты (азот, кислород, аргон и др.) и в переменных количествах - различные примеси природного происхождения и загрязнения, обусловленные деятельностью человека (водяной пар, углекислый газ, оксиды серы и азота и др.)..


Но помимо вышеописанных постоянных составляющих, в воздухе могут присутствовать до 30% природных примесей.
Воздух, пройдя через дыхательные органы человека, имеет следующий состав:

1) углекислый газ - 3,8-4,0%

2) кислород - 15,7-16%

3) азот - 77,1%
Наиболее важной частью воздуха является кислород. (жизненно важные ок-но-восстановительные процессы в организме)-20,7 – 20,9%

Человек потребляет в покое около 15-20 л кислорода в 1 ч., потребность в нем при физической работе возрастает до 150-200 л/ч. В выдыхаемом воздухе количество кислорода составляет около 16 % (15,7%). При содержании кислорода в воздухе менее 14% наступает кислородное голодание, менее 8% - смерть. При отсутствии эффективной вентиляции, скоплении людей в закрытых помещениях или процесс горения топлива, в том числе газового, могут привести к значительному снижению концентрации кислорода в воздухе.

У здоровых людей кислородное голодание наблюд-ся при:

-полетах (высотная болезнь);

-при восхождении (в горах)-выше 3000 м- горная болезнь
Преобладающим компонентом атмосферы является азот. (78,09%)Азот как инертный газ не принимает участия в обменных процессах живых организмов и служит разбавителем кислорода, так как жизнь в чистом кислороде невозможна.

Если под повышенным давлением-«веселящий газ»

Вызыв. наркотич. возбуждение, словоохотливость, помутнение сознания.

Концент. азота-90-92%- смерть Другие инертные газы - аргон, неон, гелий, криптон, ксенон также не имеют физиологического значения.
Диоксид углерода (углекислый газ) яв-ся регулятором дыхания, физиол. возбудитель дых-го центра. Он поступает в атмосферу в результате процессов дыхания, брожения, горения, окисления органических веществ и т.п. Содержание углекислого газа в атмосфере постоянно возрастает, что обусловливает появление “парникового эффекта” из-за способности этого газа удерживать у поверхности инфракрасное излучение Земли. В выдыхаемом воздухе углекислого газа в 100 раз больше, чем во вдыхаемом (3-5%). Человек в состоянии покоя выделяет в среднем 20 л углекислого газа в 1 час. При недостаточной вентиляции помещений, где присутствует много людей, содержание этого газа достигает 1% и более. При этом отмечаются ухудшение самочувствия, сонливость и другие симптомы. Концентрация углекислого газа в воздухе помещений выше 0,1% свидетельствует о неэффективной работе вентиляции.(возникают нарушения в организме-субъективн)

Если конц. угл. газа больше 3%- симптомы интоксикации-дых. учащается.

При 8%-тяжелое отравление(смерть)
Содержание озона (О3) в околоземном слое составляет в среднем 0,01-0,06 мг/м3. В стратосфере озона в десятки и сотни раз больше, наибольшая концентрация наблюдается на высотах 18 - 25 км, в так называемом “озоновом слое”, который защищает биосферу от жесткого ультрафиолетового излучения Солнца. В целях сохранения озонового слоя Земли наша страна присоединилась к международным соглашениям по сокращению производства и потребления озоноразрушающих веществ, прежде всего фреонов, используемых для изготовления холодильников и аэрозольных приборов. В настоящее время установлено, что озон является промежуточным продуктом фотохимических реакций в загрязненной оксидами азота атмосфере, и как сильный окислитель, может приводить к образованию высокотоксичных соединений. Повышенное содержание озона в воздухе городов указывает на опасный уровень загрязнения.
Загрязнение окружающей среды в целом и воздушного бассейна, в том числе, с одной стороны, и необходимость решения экологических проблем воздушной среды, с другой стороны, на сегодня носит глобальный характер. Наиболее остро этот вопрос стоит для промышленно развитых стран.


























Дата: 2019-07-24, просмотров: 221.