Профилактические медицинские осмотры. Понятие о школьных болезнях.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Школьные болезни-это такие заболевания и патологические состояния, которые имеют широкое распространение среди учащихся и частота которых закономерно возрастает от младших классов к старшим( близорукость, нарушение осанки, неврастения, анемия и др.)

В настоящее время число близоруких среди учащихся старших классов составляет 27,3%Общий процент близоруких детей на селе равен 11,5, в городе-18.Если принять во внимание, что среди детей, больных различными заболеваниями, больше близоруких, то профилактические меры должны способствовать снижению близорукости. Развитие близорукости также прямо зависит от условий окружающей среды и может быть связано с переутомлением при зрительной работе, особенно при недостаточной освещенности рабочих мест, неправильном подборе мебели, приготовлении домашних заданий в условиях, не отвечающих гигиеническим требованиям.

У детей и подростков с возрастом увеличивается число хронических заболеваний. Это болезни нервной системы и органов чувств, расстройства питания и нарушения обмена, патология органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочеполовой системы и др. Формируясь в детском возрасте, эти заболевания в дальнейшем оказываются в числе ведущих причин временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности взрослого населения. Хронические заболевания формируют неспецифическое воздействие условий окр. среды. В связи с этим возрастает роль гигиенического контроля за окружающей средой, режимом дня детей и подростков, их питанием, двигательной активностью и применением закаливающих мероприятий.

В сельской местности нарушения опорно-двигательного аппарата отмечаются примерно у 13% детей, в городах- у 18%. Нарушение осанки и искривления позвоночника обычно связаны с несоответствием размера мебели росту детей, а также с недостаточным контролем педагогов и родителей за правильностью посадки детей на уроках и при выполнении домашних заданий.

Чрезвычайно важны профилактика нервных расстройств и их лечение на самых ранних этапах; в ряде случаев их возникновение объясняется неправильной постановкой преподавания. Невыполнение гигиенических требований в отношении режима дня, нерационально составленное расписание занятий в течение года, недели, учебного дня, перегрузка учебных программ могут приводить к переутомлению учащихся. У определенного числа учащихся старших классов наблюдается повышение артериального давления, что, вероятно, следует также связать с перегрузкой учебными занятиями.

Хронический тонзиллит относится к болезням органов дыхания.Это заболевание выявляется примерно у каждого 5-го школьника, чаще(27%) у девочек 12-14 лет. В дошкольном и юношеском возрасте заболевание встречается реже(4-10%). В возникновении хронического тонзиллита основная роль принадлежит предшествующим острым респираторным инфекциям, особенно часто повторяющимся( 4 раза и более на протяжении года).В таких случаях происходят местные и общие изменения, способствующие хроническому воспалению миндалин. К развитию хронического процесса предрасполагает и общее изменение иммунореактивности организма в рез-те перенесенного инфекционного заболевания, переутомления, дефицита витаминов и др. Факторами риска, несомненно, являются и возрастные особенности, в частности повышенная чувствительность окологлоточной лимфоидной ткани детей к неблагоприятным воздействиям окр. среды ( охлаждение, загазованность и запыленность в-ха). Резкие термические воздействия при недостаточной закаленности детей, а также раздражение слизистой оболочки носоглотки хим-ми вещ-ми, поступающими с вдыхаемым в-хом, способствуют развитию хр-го тонзиллита.

Следует также отметить ревматические, токсико-инфекционные кардиопатии, связанные с неблагополучным состоянием носоглотки, что свидетельствует о необходимости усиления работы по закаливанию детского организма.

Болезнь века- ожирение не обошла и детей. Ожирение в детском возрасте- большая гигиеническая проблема, связанная в первую очередь с нерациональным в количественном и качественном отношении питанием, малоподвижным образом жизни городских детей, недостаточной физической нагрузкой.

«Двигательное голодание» городских девочек и девушек приводит к нарушению полового развития, инфантилизму. Правильное физическое воспитание яв-ся действенной мерой профилактики гипокинезии.

Миопия( близорукость) – весьма распространенное хроническое заболевание, при котором увеличена преломляющая способность глаза (рефракционная близорукость) или удлинена переднезадняя ось глаза (осевая близорукость). У школьников чаще встречается комбинированная близорукость, при которой увеличены и длина оси, и преломляющая сила. В дошкольном возрасте частота миопии составляет 1,4-2%, в возрасте 7-10 лет – 4,5%, в 11-14 лет - -10,5%, в 15-18 лет – 21,5%, а в возрасте 19-25 лет достигает 28,7%. При обследовании учащихся общеобразовательных школ миопия была обнаружена у 15% девочек и 12% мальчиков. В школах с повышенной зрительной нагрузкой( математические, с преподаванием на иностранном языке) число учащихся, страдающих миопией, достигало 25%. Средняя и высокая ст. близорукости отмечена у 0,5% первоклассников и у 11,9% выпускников школ, а миопия слабой ст. - -соответственно у 2,5 и 19,3%.

Т.о., многие отклонения в состоянии здоровья и развитии детей и подростков имеют прямую связь с усл-ми обучения и воспитания. Для улучшения зд. детей и подростков необходимы оптимизация усл-ий роста и развития, а также улучшение диспансерного обслуживания подрастающего поколения. Лишь широкая сеть детских учреждений, адекватная система народного образования и мед-го обслуживания могут создать необходимую для этого базу.

В наст. время гигиена детей и подростков решает ряд вопросов, имеющих важнейшее значение: изучается состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков, разрабатываются гигиенические основы воспитательно-образовательной и учебно-производственной работы в детских и общеобразовательных учреждениях, гигиенические основы физ-го воспитания, принципы планировки, строительства и оборудования детских учреждений, основы питания детей и подростков.

5.Особенности формирования опорно-двигательного аппарата и мышечной систем у детей.

Скелет ребенка дошкольного возраста состоит преимущественно из хрящевой ткани, что обуславливает возможность дальнейшего роста.Избыточная и неравномерная нагрузка, связанная с длительным стоянием, хождением, переносом тяжестей, сидением за несоответствующими росту столами, может отрицательно повлиять на развитие опорного скелета – изменить форму ног, позвоночника, свода стопы, вызвать нарушения осанки.К концу дошкольного возраста в основном завершается формирование костного скелета кисти руки, что создает наряду с другими факторами возможность систематического обучения.

Интенсивное развитие скелета у дошкольников тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий и суставно-связочного аппарата. У дошкольников наблюдается высокая подвижность в суставах, связанная с большой эластичностью мышц, сухожилий и связок.

Своеобразие мышечной системы состоит в маленькой толщине мышечных волокон, большим содержанием в мышцах воды, низким показателем мышечной силы.

Объем мышечных волокон заметно нарастает к 5 годам, одновременно увеличивается и мышечная сила, однако эти сдвиги неравнозначны в разных группах мышц. Глубокие спинные мышцы и в 6-7 летнем возрасте отличаются слабостью, они недостаточно укрепляют позвоночный столб. Слабо развиты и мышцы живота. Поэтому у дошкольников часты функциональные (нестойкие) отклонения осанки.Медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Только к 6-7 годам ребенок начинает овладевать более сложными и точными движениями кисти и пальцев. Этому способствуют упражнения с мячами, лепка, рисование и др.

6.Особенности формирования дыхательной, сердечнососудистой и нервной систем у детей.

· Верхние и нижние дыхательные пути у детей более узкие, чем у взрослых, полости носа малы и недоразвиты, поверхность легочной альвеолы в 3-4 меньше, слабо развита дыхательная мускулатура. Почти горизонтальное положение ребер и малая экскурсия грудной клетки у детей раннего возраста обуславливают недостаточное развитие всех отделов легкого, а следовательно, недостаточную вентиляцию, особенно в задненижних отделах

·

Особенностью сердечно-сосудистой системы является более медленное увеличение массы сердца по сравнению с ростом артериальной системы. Это несоответствие особенно проявляется в период полового созревания.

 

Нервная система к моменту рождения морфологически и функционально не желая. Лишь к 8-9 годам заканчивается формирование мозга. В первые годы жизни ребенка масса головного мозга заметно увеличивается: у новорожденных она равно 360- 390г, к концу 1 года она увеличивается в 2 -2,5 раза, к концу 3 года- в 3 раза, достигается в среднем 1100г. Мозг 7 летнего ребенка весит 1250г, в дальнейшем его масса нарастает очень медленно. К 7 годам поверхности большинства корковых областей составляют 80-90% таковых взрослого человека. Избирательное развитие мозга в первые годы жизни человека нельзя считать случайным: идет интенсивное формирование условнорефлекторной деятельность.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 154.