Страховой рынок и его структура
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Страховой рынок — это часть финансового рынка, место, где продаются и покупаются страховые продукты.

Общественная потребность возмещения материальных потерь определяет необходимость установления экономических отношений между людьми в связи с предупреждением, ограничением и преодолением рисков.

Место страхового рынка в финансовой системе вообще и на финансовом рынке в частности определяется двумя обстоятельствами. С одной стороны существует объективная потребность в страховой защите, что и приводит к появлению экономического феномена — страхового рынка. С другой − денежная форма организации страхового фонда обеспечения страховой защиты связывает этот рынок с общим финансовым рынком.

 



Перестрахование

Перестрахование - это система экономических отношений, в соответствии с которой страховщик, принимая на страхование риски, часть ответственности по ним передает на согласованных условиях другим страховщикам с целью создания сбалансированного портфеля страхований, обеспечения финансовой устойчивости страховых операций,

Перестрахование представляет собой страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором условиях риска исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика (перестраховщика).

В договоре перестрахования участвуют две стороны: страховое общество, передающее риск, и страховое общество, принимающее риск на свою ответственность.

Передаваемый риск называется перестраховочным риском. Процесс, связанный с передачей риска, называется перестрахованием риска, или перестраховочной цессией (лат. cessio - уступка кому-либо требования по обязательству другого лица, передача кому-либо своих прав на что-либо).

Перестрахователя, т.е. страховщика, отдавшего риск, называют цедентом (лат. cedere - уступать, т.е. кредитор, уступающий свое право требования другому лицу).

Перестраховщика, т.е. страховщика, принявшего риск, называют цессионарием (фр. cessionnaire -лицо, становящееся кредитором в силу передачи ему права требования). Страховщик, заключивший с перестраховщиком договор о перестраховании, остается ответственным перед страхователем в полном объеме в соответствии с договором страхования.

При наступлении страхового события перестраховщик несет ответственность в объеме принятых на себя обязательств по перестрахованию. Отношения страховщиков по перестрахованию регулируются договорами между ними.

В тех случаях, когда страховщик не подписывает новый договор страхования, но его обязательства сохраняют силу по ранее подписанным договорам, продолжавшим действовать, применяется термин ран-офф (англ. run off - идти от, вести дело дальше). Происходит так называемый раннинг-офф.

Риск, принятый перестраховщиком от перестрахователя (цедента), может подвергаться последующей передаче полностью или частично другому перестраховщику.

Перестрахование перестрахования, при котором перестраховщик «перепродает» часть или все свое обязательство другому перестраховщику, называется ретроцессией (лат. retro - обратно, назад + цессия).

Переданный перестраховочный риск называется ретроцедированным риском.

Перестраховщик, отдавший риск в перестрахование третьему участнику, называется ретроцедентом, а перестраховщик, принявший ретроцедированный риск, -ретроцессионарием.

Основной функцией перестрахования является вторичное распределение риска. В результате перестрахования и ретроцессии достигаются дробление рисков, распределение ответственности среди большого количества страховых обществ как на внутреннем страховом рынке, так и на внешнем страховом рынке ( 12).

Перестрахование рисков между страховыми компаниями разных государств является по своей сущности разновидностью внешней торговли. Объектом продажи здесь служат страховые гарантии (услуги по страхованию).

Различают активное и пассивное перестрахование. Активное перестрахование заключается в принятии иностранных рисков для покрытия или продажи страховых гарантий. Пассивное перестрахование означает передачу своих рисков иностранным перестраховщикам или приобретение страховых гарантий.

Путем ретроцессии часть рисков может быть передана первоначальному страховщику. Для избежания этого в договор перестрахования может вноситься оговорка: «Без права ретроцессии».

Перестраховочные операции по методу передачи риска в перестрахование делятся на факультативные и договорные.

                                                              

Расчёты в страховом деле

Особенности принимаемых страховщиком рисков по различным видам страхования, а также формирования страховых фондов заставляет страховщика формировать страховой взнос, предназначенный для выполнения страхового обязательства. Страховой взнос называется нетто-премией (НП). Весь страховой взнос — брутто-премия (БП) — представляет собой сумму нетто-премии (НП) и нагрузки (Н):

Нагрузка предназначена для покрытия расходов на ведение дела (РВД) и предполагает получение плановой прибыли от страховых операций (ППСО):

Н = РВД + ППСО.

Страховые взносы для страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств определяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 264.

Данное постановление вступило в силу с 01.07.2003 г., и в соответствии с ним:

1) базовая ставка (ТБ) страховых тарифов для легковых автомобилей физических лиц составляет 1980 руб;

2) коэффициент (КТ) для собственников транспортных средств, проживающих в г. Москве, — 2;

3) коэффициент страховых тарифов (КМБ) в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших по вине страхователя (владельца транспортного средства) в период действия предыдущих договоров обязательного страхования, составляет от 2,45 до 0,65. При первом договоре страхования КМБ = 1;

4) коэффициент страховых тарифов (КВС) в зависимости от возраста и стажа водителя: до 22 лет со стажем вождения до 2 лет включительно КВС = 1,3;

5) коэффициенты страховых тарифов (КО) в зависимости от количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством: если в договоре обязательного страхования предусмотрено ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то КО = 1;

6) коэффициент страховых тарифов в зависимости от мощности двигателя легкового автомобиля (КМ): от 70 до 95 л.с, включительно КМ = 1;

7) коэффициент страховых тарифов (КС) в зависимости от периода использования транспортного средства: если более 9 месяцев, КС = 1;

8) коэффициенты страховых тарифов (КП) в зависимости от срока страхования: если 6 месяцев, КП = 0,7.

Размер страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования гражданской ответственности (Т) определяется по формуле

Т = ТБ * КТ * МБ * КВС * КО * КМ * КС * КП.

Контрольные вопросы:

1 В чем суть социально-экономическое содержание страхования?

2 Кто являются участниками страховых отношений?

3 Каковы формы организации страхового фонда?

4 В чем суть страхования: социального имущественного, страхования ответственности, страхования предпринимательского риска?

5 В чем суть объективной необходимость социального страхования?

6 Перечислите методы формирования социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования РФ?

7 Что такое страховой рынок и какова его структура?

8 Что такое перестрахование?

Раздел 2

Банки и банковская система

Дата: 2019-07-24, просмотров: 227.