N п/п | Компания | Вид деятельности | Страна | Год основания |
1 | Kongo Gumi*(1) | Строительство | Япония | 578 |
2 | Hoshi | Гостиничный бизнес | Япония | 718 |
3 | Chateau de Goulaine | Виноделие | Франция | 1000 |
4 | Barone Ricasoli | Виноделие, оливки | Италия | 1141 |
5 | Barovier&Toso | Стеклоделие | Италия | 1295 |
6 | Hotel Pilgrim Haus | Гостиничный бизнес | Германия | 1304 |
7 | Richard de Bas | Бумажное производство | Франция | 1326 |
8 | Torrini Firenze | Ювелирное дело | Италия | 1369 |
9 | Antinori | Виноделие, оливки | Италия | 1385 |
10 | Camuffo | Судостроение | Италия | 1438 |
11 | Baronnie de Coussergues | Виноделие | Франция | 1495 |
12 | Grazia Deruta | Керамическое производство | Италия | 1500 |
13 | Fabbrica D'Armi Pietro Beretta S. p. A. | Вооружение | Италия | 1526 |
14 | John Brooke & Sons | Производство тканей | Великобритания | 1541 |
15 | Codorniu | Виноделие | Испания | 1551 |
*(1) Справедливости ради следует заметить, что компания Kongo Gumi являлась старейшей промышленной компанией в мире и непрерывно функционировала в Японии под управлением семейного клана с 578 по 2006 год. Однако в 2006 году она была поглощена корпорацией Takamatsu и в 2007 г. обанкротилась. |
В чем же секрет "долгожительства" этих и других подобных им организаций? Как удавалось им и удается сегодня "обходить" предначертанные учеными старение и смерть? Очевидно, что причины столь длительного существования организаций различны: сохранение семейных традиций, отказ от акционирования, благоприятные рыночные условия и т.п. Кроме того, одной из причин сохранения эффективности организаций является способность вовремя сформировать новую бизнес-идею (стратегию, продукт, услугу и т.п.). Иными словами, условием долговременного успеха организации является не только умение балансировать на гребне кривой жизненного цикла, стараясь удержаться на стадии расцвета или стабильности, но и способность вовремя создать новую ветвь жизненного цикла, продолжив успешное существование в новых условиях в новом облике (см. рис. 14.3).
Контрольные вопросы
1. Объясните смысл понятия "жизненный цикл организации".
2. Какая аналогия лежит в основе концепции жизненного цикла организации?
3. Какие стадии включает в себя модель ЖЦО Л. Грейнера?
4. Что в модели ЖЦО Л. Грейнера понимается под терминами "эволюция" и "революция"?
5. Объясните смысл PAEI-кода организации на стадиях ее развития в соответствии с моделью И. Адизеса.
6. Какие стадии включает в себя модель ЖЦО И. Адизеса?
Практикум к главе 14
Задание 1. Сравнение модели организационного развития Л. Грейнера и И. Адизеса
Сравните модели организационного развития Л. Грейнера и И. Адизеса. Заполните таблицу.
Характеристика | Модель Л. Грейнера | Модель И. Адизеса |
1. Завершенность модели | ||
2. Наличие "оптимальной точки" развития | ||
4. Детализация стадий | ||
5. Возможность и удобство применения для анализа стадий жизненного цикла современных организаций | ||
6. Собственные комментарии и выводы |
Задание 2. Оценка стадии жизненного цикла организации
Прочитайте кейс "История компании Adidas". Объясните, какие стадии жизненного цикла прошла компания. По каким признакам вы определили это? Укажите ошибки и успехи владельцев и менеджеров компании на разных этапах ее развития.
Постройте диаграмму, иллюстрирующую стадии развития, указав на оси абсцисс годы жизни компании. На какой стадии, на ваш взгляд, компания Adidas находится сегодня? Спрогнозируйте будущее компании. Предложите свои пути ее развития.
История компании Adidas
Третьего ноября 1900 г. в баварском городке Герцогенаурах (Германия) родился Адольф (Ади) Дасслер. Его мать работала прачкой, а отец был пекарем. Страстью Ади был футбол, который только набирал популярность в Европе. В 1918 г. закончилась Первая мировая война, страна погрязла в разрухе, инфляции и безработице.
Семью Дасслер тоже затронули последствия войны. Перепробовав разные способы найти работу, в начале 1920 г. семья Дасслеров открывает свое дело - пошив обуви. Под обувную мастерскую была отдана прачечная матери. Ади, проявив изобретательность, переделал свой велосипед в машинку для разделки кожи. Его мать и сестра занимались выкройкой, а Ади с отцом и старшим братом Рудольфом (Руди) кроили обувь. Первой продукцией стали тапочки, сшитые из списанного военного обмундирования и старых автомобильных покрышек. Сбытом этой "конверсионной" продукции занимался Руди, в то время как Ади взял на себя организацию производства и создание новых моделей.
Спустя четыре года в мастерской Дасслеров уже двенадцать работников выпускают по 50 пар обуви в день, а в 1924 г. создается компания под названием "Обувная фабрика братьев Дасслер". К 1925 г. фирма выросла до таких размеров, что Ади смог реализовать свою давнюю мечту: будучи заядлым футболистом, он придумал и сшил футбольные бутсы с шипами. Эта футбольная обувь оказалась настолько удобной, что Дасслеры решили пополнить ею линейку продукции своей фабрики.
Вскоре производство выросло и уже не помещалось во дворе дома. Поэтому в 1927 г. Дасслеры арендовали для своей фабрики отдельное здание. При этом штат увеличился до 25 человек, а производство - до 100 пар обуви в день. Спустя некоторое время семья Дасслеров выкупила арендованное здание и переехала жить в стоящий неподалеку от фабрики небольшой особняк.
Благодаря успеху шипованных бутс появилась специальная обувь для сильнейших участников олимпиад. Впервые спортсмены выступили в обуви "Дасслер" на Олимпиаде 1928 г., которая проходила в Амстердаме. На Олимпиаде 1932 г. в Лос-Аджелесе немец Артур Йонат становится третьим в забеге на 100 метров. А в 1936 г. на берлинской Олимпиаде американский бегун Джесси Оуэн в обуви "Дасслер" завоевал четыре золотые медали и установил пять мировых рекордов. С этого момента обувь "Дасслер" становится стандартом спортивной обуви. В год берлинской Олимпиады компания Дасслеров продала обуви более чем на 400 000 немецких марок.
В 1938 г. производство расширяется и открывается новая фабрика Дасслеров. Уже в это время их предприятие производит 1000 пар обуви в день. Однако в 1939 г. началась Вторая мировая война, и фабрики Дасслеров были конфискованы нацистами, а братья были вынуждены идти на фронт. На одной из фабрик была предпринята попытка наладить производство противотанковых гранатометов, но она оказалась безуспешной из-за неприспособленности фабричного оборудования. Поэтому через год Ади отзывают со службы, для того чтобы он начал производить тренировочную обувь для немецких солдат.
В 1945 г. после поражения нацистов город Герцогенаурах был оккупирован американскими войсками, а фабрика Дасслеров была вынуждена поставлять в США хоккейные коньки. После снятия оккупации Руди вернулся из лагеря для военнопленных, и братьям пришлось практически заново создавать семейное дело.
Весной 1948 г, спустя некоторое время после кончины отца, между братьями возник серьезный конфликт, и они решили разделить компанию - каждому досталось по фабрике. Ади назвал свою фирму Addas, а Руди свою - Ruda. Однако уже через несколько месяцев Addas превращается в Adidas, а Ruda - в компанию Puma. После развала семейного бизнеса компании Puma и Adidas стали ожесточенными конкурентами.
Ади продолжает свое любимое дело - изобретательство, и в 1949 г. появляются первые бутсы со съемными резиновыми шипами. В 1950 г. Adidas выпускает футбольные бутсы для игры в плохих погодных условиях: на снегу и на мерзлой земле. Попутно он налаживает старые связи с национальными олимпийскими комитетами, и на Олимпиаде 1952 г. в Хельсинки большинство спортсменов участвует в обуви от Adidas. Ади задумывается о расширении спортивной продукции. Первой попыткой разнообразить ассортимент стало производство спортивных сумок.
Хотя кроссовки и бутсы долгое время остаются основной продукцией фабрики Adidas, Ади начинает поиск партнера для производства спортивной одежды. Таким партнером становится Вилли Зельтенрайх - хозяин текстильной фабрики. Ади заказывает ему тысячу спортивных костюмов с тремя полосками вдоль рукавов. Товар был хорошо принят рынком, и вскоре Зельтенрайх начинает шить одежду только для Adidas.
Из года в год обувь от Ади Дасслера становится все более технологически сложной. В 1952 г. на Олимпиаде в Хельсинки спортсмен Эмиль Затопек в обуви от Adidas завоевывает в течение недели соревнований три золотые медали на дистанциях 5000 м, 10 000 м и в марафоне. В 1954 г. технологичная обувь Adidas оказывается вне конкуренции на Чемпионате мира по футболу - сборная Германии, играющая в бутсах Adidas, становится чемпионом мира по футболу.
Ади лично присутствует на решающих матчах в Берне (Швейцария). Перед каждой игрой бутсы футболистов под его руководством приспосабливались к грунту и погодным условиям с помощью новой технологии - съемных шипов. Победы спортсменов подсказывают Ади идею о размещении рекламы прямо на стадионах во время игр, и в 1956 г. Международный олимпийский комитет подписывает с Adidas соглашение о размещение рекламы на Олимпийских играх в Мельбурне.
В это же время начинается международная экспансия продукции Adidas. Первое лицензионное соглашение было подписано с норвежской фабрикой в Гьорвике, позже продукцию Adidas начинают производить и во Франции. Наступает "золотая эпоха" Adidas. В 1972 г. компания становится титульным спонсором Олимпийских игр в Мюнхене.
Ади Дасслер умер в 1978 г. Управление компанией перешло к его жене Катарине, которая успешно справлялась с этой работой до конца своих дней. После ее смерти в 1984 г. компания достается по наследству сыну Ади и Катарины - Хорсту Дасслеру. Он налаживает хорошие отношения с Международным олимпийским комитетом и Международной федерацией футбола, а также начинает реформирование предприятия. Однако ранняя смерть 51-летнего Хорста разрушила эти планы.
Неудачей обернулась и попытка его сестер взять на себя управление компанией. В 1989 г. они продали 80% акций предприятия французскому предпринимателю Бернарду Тапи. Возможно, это решение было отчасти верным, поскольку, по словам Томаса Гэда, автора книги "4D Branding", "Внезапно Adidas состарился раньше времени, а его продукцию стали воспринимать как нечто скучное, вчерашнее, то, что надевает папа, когда в воскресенье утром моет машину перед подъездом".
В 1990-е годы положение компании Adidas стало ужасающим: убытки достигали 100 млн. долл., на компанию наступали молодые, креативные конкуренты - американский Nike и британский Reebok. Но самое главное - изменился мир, а вместе с ним и рынок.
Тем не менее марка фирмы Adidas не умерла. Начиная с 1993 г. новая команда менеджеров начинает писать новую страницу истории компании. Первое, что было предпринято руководством - приглашение менеджеров и дизайнеров из Nike и Reebok. Кроме того, в те годы по примеру конкурентов компания переносит производство за пределы Германии - в Индонезию, Китай и Таиланд.
Благодаря экономии на рабочей силе продукция компании вновь становится конкурентоспобной на мировом рынке. Команда специалистов из Adidas решает также начать выпуск товаров для массового рынка, причастного к миру настоящего спорта. В компании была разработана новая схема реализации продукции, что в итоге привело к отказу от работы с розничными сетями и формированию сети фирменных магазинов.
Результаты не заставили себя долго ждать: уже в 1996 г. компания продемонстрировала рост продаж +50% в год. Главным успехом для компании стал выход на рынок США, где Adidas принадлежит 10% рынка спортивной обуви и 12% рынка спортивной одежды.
В наши дни компания Adidas известна широким ассортиментом товаров: от баскетбольных кроссовок и футбольных бутс до спортивной одежды и обуви для туризма. В 1997 г. создается альянс между компаниями Adidas и Salomon - акционерное общество "Адидас-Саломон". Этот шаг позволил Adidas стать вторым по величине мировым производителем спортивных товаров после компании Nike. Сегодня в Adidas-Salomon работает около 14 тыс. сотрудников, продажи достигают 6,267 млрд. евро, а прибыль - 260 млн. евро. Как ни странно, но штаб-квартира компании и сегодня находится на родине Ади Дасслера, в маленьком баварском городке Герцогенаурах.
Источник: Адаптировано по материалам сайта http://24company.ru
Дата: 2019-07-24, просмотров: 335.