Понятие управленческого решения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Что такое решение? В своей жизни каждый человек вынужден постоянно принимать решения, иными словами - разрешать возникающие проблемы. В этом смысле под решением понимается выбор одного варианта действий из ряда возможных.

Решение - это выбор одного варианта действий из нескольких возможных.

Однако это утверждение не следует понимать буквально, поскольку человеку часто приходится принимать решение, не имея "под рукой" ни одного приемлемого варианта действий. Не редки также случаи, когда изначально имеется огромное число вариантов возможных действий, представляющихся человеку одинаково разумными и приемлемыми. Как в первом, так и во втором случае принятие решений сталкивается с определенными трудностями - проблемой выбора. Итак, принять решение - значит ответить на вопрос: "Как поступить в данной ситуации?"

В менеджменте принятие решений, а также их реализация представляют собой значительно более сложный, чем в бытовой практике, систематизированный и ответственный процесс, учитывающий интересы не одного человека, а целой организации. Поэтому принять управленческое (организационное) решение - значит ответить на вопрос: как поступить в данной ситуации, чтобы результат оказался наиболее успешным и выгодным для организации, а необходимые затраты времени, сил и ресурсов - минимальными?

Управленческое решение - это выбор, который осуществляет менеджер в процессе реализации основных функций управления.

Иными словами, принятие управленческих решений является составной частью любой функции менеджмента: планирования деятельности организации, создания или корректировки ее организационной структуры, выбора подходов к мотивации трудовой деятельности персонала, контроля хода работы и ее результатов и т.д.

Управленческое решение может принимать различные формы: приказы, распоряжения, контракты с партнерами, правила и инструкции, планы работы подразделений и отдельных сотрудников и т.п. (рис. 8.1).

 

 ┌───────────────┐

 │ Планирование │

┌┤          ├──────────────────────────────────────────────────────┐

│└───────────────┘                                                 │

│- выбор миссии и общей цели организации;                          │

│- утверждение стратегии развития организации;                     │

│- утверждение системы тактических и оперативных планов;           │

│- установление стандартов и т.п                                   │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────┐

│ Организация │

┌─┤         ├──────────────────────────────────────────────────────┐

│ └──────────────┘                                                 │

│- выбор типа организационной структуры;                           │

│- составление инструкций, правил и норм поведения;                │

│- определение степени децентрализации управления;                 │

│- выбор механизмов координации деятельности подразделений и т.п.  │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────┐

│ Мотивация │

┌─┤         ├──────────────────────────────────────────────────────┐

│ └──────────────┘                                                 │

│- выбор модели мотивации персонала;                               │

│- приказы о поощрениях и взысканиях;                              │

│- принятие решений о продвижении подчиненных;                     │

│- организация неформальных мероприятий и т.п.                     │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────┐

│ Контроль │

┌─┤         ├──────────────────────────────────────────────────────┐

│ └──────────────┘                                                 │

│- выбор формы и методов контроля;                                 │

│- определение масштаба допустимых отклонений от нормы;            │

│- принятие решений о корректировочных мероприятиях;               │

│- распределение контрольных полномочий и т.п.                     │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Рис. 8.1. Управленческие решения, типичные для различных функций менеджмента

 

Говорят гуру...

Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей.

М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури

Основы менеджмента

 

Принято говорить, что управленческие решения являются непосредственным результатом деятельности любого менеджера, ведь именно с помощью управленческих решений менеджер и оказывает свое управленческое воздействие на организацию, побуждая подчиненных ему сотрудников действовать определенным образом.

Управленческое решение - это творческое и волевое воздействие субъекта управления (руководителя, менеджера) на объект управления (организацию, подразделение, процесс и т.п.), направленное на достижение поставленной цели.

Невозможно быть результативным менеджером, принимающим верные управленческие решения, не понимая принципов работы своей компании, не учитывая влияние на нее внешних факторов, не зная методов планирования деятельности, построения организационных структур, мотивации подчиненных, принципов эффективного контроля.

 

Почти серьезно...

Сложные проблемы всегда имеют простые, легкие для понимания неправильные решения.

Из книги "Закон Мерфи"

 

В теории принятия решений руководителя часто называют лицом, принимающим решение (ЛПР). Ответственность за принятие решений в сфере своих компетенций и функциональных обязанностей - тяжелое бремя, которое ощущает на своих плечах руководитель любого ранга. Как правило, любое решение оказывается для менеджера достаточно сложным и ответственным.

 

Говорят гуру...

Принятие решения - прерогатива менеджеров всех уровней, имеющих соответствующие полномочия. Менеджер рассматривает принимаемое решение с точки зрения лиц, отвечающих за доведение решений до исполнителей, и лиц, обеспечивающих контроль исполнения. Это заставляет менеджера не только выбирать меры воздействия и средства контроля, но и рассматривать варианты решений в отношении их практической осуществимости в данной конкретной обстановке.

И.Н. Герчикова

 

Какие условия необходимо соблюдать при принятии управленческих решений? К самым главным условиям принятия решений в организации относятся:

- наличие четко и однозначно поставленной цели, на достижение которой направлено данное решение;

- наличие вариантов достижения цели, т.е. возможных методов решения;

- наличие ограничивающих факторов, которые не позволяют принимать решение, ориентируясь лишь на поставленную цель и желание самого менеджера.

 

Примечание. Условия принятия управленческого решения:

1. Цель.

2. Варианты действий (альтернативы).

3. Ограничивающие факторы.

 

Практики советуют...

След остается не только от результата, но и от метода. Никогда не жалею, что не сумел договориться с партнером, если для этого надо было нарушать закон или этические нормы.

А. Григорьев,

генеральный директор компании "Ингосстрах",

2006

 

К ограничивающим факторам относятся: экономические, технические, социальные, правовые, нравственно-этические и другие факторы. Так, например, отсутствие необходимых финансовых средств не позволит руководителю принять решение о закупке нового оборудования до тех пор, пока не будут получены средства.

Нравственно-этические и правовые факторы удерживают менеджеров от принятия решений, способных привести к нарушению этических, нравственных и юридических норм и принципов.

Что означает "принять решение"? Говоря об управленческих решениях, мы часто употребляем термин "принятие решения". Какой смысл вкладывается в него? Это выражение может рассматриваться в широком и узком смыслах. На рис. 8.2 показана общая схема, иллюстрирующая процесс управления с точки зрения принятия управленческого решения.

 

Цель управления        Решение              Результат

(проблема)             │                         │

│                    │                         └──────┐

│  Ограничивающие │      Препятствующие       │

│     факторы   │         факторы           │

│       │       │            │              │

│       │       │            │                   │

│       ▼       │            ▼              │

│ ┌────────┴─────────┐ │ ┌──────────────┴────────────────┐ │

│ │ Принятие │ │ │ Реализация и контроль │ │

──┴──►│ управленческого │──┴─►│ управленческого решения ├──┴─────►

│ решения │ │                          │

└──────────────────┘ └───────────────────────────────┘

 

Рис. 8.2. Схема процесса принятия решения

 

Как видно, под принятием решения в широком смысле понимается весь сложный, многоэтапный процесс решения менеджером какой-либо проблемы и выбора им окончательного варианта действий в сложившейся ситуации. Другими словами, принятие решения в широком смысле - это все действия ЛПР, предшествующие этапу реализации решения. Однако такое понимание термина "принятие решения" не всегда оказывается удобным. Сложность решения задач управления, их многофакторность и многоэтапность заставляют говорить о процессе разработки (или иначе - формирования) управленческого решения. Этот процесс может занимать достаточно длительное время, и в него могут вовлекаться различные специалисты, эксперты, руководители различных подразделений организации. Однако окончательное решение, представляющее собой волевой акт выбора варианта будущих действий, остается за тем лицом, которое отвечает за это решение.

Поэтому термин "принятие решения" часто употребляется в узком смысле, отражающем окончательный выбор - волевой акт принятия решения руководителем. В этом случае схема процесса формирования и принятия решения будет иметь вид, показанный на рис. 8.3.

 

┌Цель управления ┌Варианты решения ┌Решение    Результат┐

│ (проблема)   │ (проект)    │                    │

│               │             │                     │

│ Ограничивающие │ Опыт, мнение, │ Препятствующие  │

│ факторы  │ установки ЛПР │  факторы      │

│    │     │    │   │      │        │

│    ▼     │    ▼   │      ▼        │

│ ┌─────┴────────┐ │ ┌──────────────┐│ ┌────────┴─────────┐ │

│ │ Разработка │ │ │ Принятие ││ │ Реализация и │ │

└──►│(формирование)├─┴─►│ решения ├┴─►│ контроль ├───┴─────►

│ решения │ │         │ │ управленческого │

│         │ │         │ │ решения │

└──────────────┘ └──────────────┘ └──────────────────┘

 

Рис. 8.3. Схема процесса формирования и принятия решения

 

Менеджер должен стремиться принимать взвешенные, обоснованные решения, представляющие собой связующие звенья между целью и результатом, а также добиваться их реализации. Успешность принятия и реализации решений зависит от уровня компетентности и профессионализма менеджера.

 

Практики советуют...

Однажды ученик пришел к Учителю:

- Мне нужно решить очень важную проблему, и я хочу спросить, каким способом - вот таким, таким, а может быть, вообще попробовать какой-то другой?

В ответ Учитель взял свой толстый деревянный посох и слегка ударил ученика по лбу.

- За что?! - вскричал тот.

- Глупец, сколько раз тебе повторять: один добытый опыт важнее семи правил мудрости, - изрек Учитель.

Эту притчу я вспоминаю каждый раз, когда кто-то из сотрудников приходит ко мне со своей проблемой и, пытаясь разделить ответственность за сложное решение, просит дать совет, как лучше поступить. Но человек должен принимать решение сам, иначе зачем ему даны полномочия? И я всегда пересказываю пришедшему эту притчу.

Р. Дишдишян,

генеральный директор группы компаний "Централ Партнершип"*(41)

 

Каким требованиям должно удовлетворять управленческое решение? Есть несколько базовых требований, предъявляемых к управленческим решениям, для того чтобы они считались результативными и эффективными.

1. Решение должно быть реализуемым. Другими словами, в основе решения должно лежать соответствие между целями и имеющимися у организации ресурсами: материальными, финансовыми, человеческими, информационными и временными.

2. Решение должно включать в себя механизм реализации, т.е. в решении должно быть указано, какими способами будет достигаться поставленная цель.

3. Решение должно приниматься и реализовываться в масштабе времени управляемых процессов. Различные организационные процессы имеют различную динамику и периоды решения задач, поэтому управленческое решение должно соответствовать этой динамике.

4. Решение должно быть устойчивым по эффективности. Допустим, руководство компании приняло решение о развертывании автономной системы энергоснабжения предприятия. Эффективность такого решения может быть выражена ожидаемым снижением затрат на энергию. Однако это решение будет признано неустойчивым по эффективности, если в процессе строительства выяснится, что в результате роста цен на запасные части и техническое обслуживание заданное снижение затрат не будет достигнуто.

5. Решение должно быть гибким (адаптивным). Это требование заключается в том, что грамотное решение обязательно должно предполагать возможность изменения (корректировки) цели или алгоритма ее достижения при изменении условий внешней или внутренней среды. Одним из условий адаптивности решения является наличие в нем описания внешних факторов или состояний организации, при которых реализация данного решения должна быть приостановлена и начата разработка нового решения.

 

Почти серьезно...

Хорошее решение приходит с мудростью. Мудрость приходит с опытом. Опыт приходит после принятия плохих решений.

Forbes. 1987. N 10

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 308.