Цель: закрепить знания правил безопасного перехода через дорогу; развить умение видеть на дороге опасные ситуации-«ловушки».
Оборудование: плакаты с дорожными «ловушками», макет дороги с прилегающей территорией.
Все ученики делятся на 6 – 10 групп. Каждая получает свою тему (даются вопросы, ответы которых раскроют тему; если она будет раскрыта не полностью и весь класс затрудняется что-либо добавить, учитель дополняет ответы учеников). Обсуждение темы и нахождение правильного решения дорожной ситуации-«ловушки» ведется всеми членами группы. Затем каждая группа представляет решение своей темы всему классу, используя соответствующие плакаты, макет и схематичное изображение на доске. В конце урока по результатам работы выставляются оценки, которые обсуждаются всем классом. Оставшееся на уроке время можно заполнить разбором дорожных ситуаций, наблюдаемых на дороге из окна класса (если оно выходит на дорогу).
Тема 1. Какие бывают ситуации-«ловушки» закрытого обзора?
Это дорожные ситуации, когда опасность скрыта от пешехода за кустами, деревьями, стоящими и движущимися машинами, другими пешеходами.
Какая машина опаснее, которая стоит или которая едет?
Какая из стоящих машин опаснее других?
Чем опасны машины, стоящие у светофора?
Чем опасна машина, стоящая в ожидании разрешающего сигнала светофора для поворота направо?
Чем могут быть опасны кусты, деревья, заборы, дома возле дороги?
Чем опасна медленно приближающаяся машина?
Чем опасна только что проехавшая машина?
Тема 2. Какие бывают ситуации - «ловушки» отвлечения внимания?
Пешеход не замечает опасность, потому что взгляд его прикован к интересующему его предмету — автобус на другой стороне дороги, приятель, родные, мяч...
В чем опасность для пешехода, спешащего через дорогу к автобусу?
В чем опасность для пешехода, заметившего на другой стороне улицы родных или приятелей, зовущих его?
В чем опасность для детей, бегущих через дорогу вслед за приятелями, старшими, собакой, мячом?
Тема 3. Что за дорожная «ловушка» — «пустынная улица»?
Часто дети играют на улице, окруженной жилыми домами, кустами, деревьями, по которой машины проезжают редко. Поэтому они выходят или выбегают на проезжую часть просто, не осмотрев ее. Выход не глядя!
В чем опасность, когда дети играют рядом с проезжей частью пустынной улицы?
В чем опасность, когда пешеходы или велосипедисты идут, едут по краю проезжей части или по обочине «пустынной» улицы?
Тема 4. Пешеход стоит на проезжей части улицы. Какие дорожные «ловушки» могут подстерегать его?
Когда пешеход стоит на проезжей части улицы?
Когда он переходит ее не за один раз, а по этапам: сначала до середины (до «островка безопасности», или по осевой линии), потом, подождав и пропустив машины, от середины до тротуара.
Как должен вести себя пешеход, стоя на середине проезжей части?
Смотреть вправо и влево, чтобы знать, какие машины надо пропускать и какие проезжают за спиной. Ни в коем случае не пугаться и не отступать назад!
Что мешает видеть опасность, когда стоишь на середине улицы?
Стоящие справа пешеходы.
Как надо себя настроить, остановившись на середине улицы?
На предельную внимательность. Никаких разговоров, никаких случайных движений, особенно назад.
Тема 5. Какие ситуации-«ловушки» подстерегают пешеходов в зоне остановки автобуса, троллейбуса, трамвая?
Необходимо запомнить три основные ситуации-«ловушки», подстерегающие пешехода в зоне остановки:
— пешеход выходит из-за автобуса спереди и не замечает, что слева приближается машина;
— пешеход выходит из-за автобуса сзади и не замечает, что машина приближается справа;
— пешеход бежит через дорогу к автобусу, не замечая машин, приближающихся слева или справа.
Какое место опаснее для пешехода, переходящего через дорогу, перекресток или остановка?
Опасно везде, но на остановке опаснее! Во-первых, на остановке самая большая помеха обзору — стоящий автобус. Во-вторых, пешеходы часто спешат то ли к автобусу, то ли выйдя из него.
Как надо обходить автобус на остановке: спереди или сзади?
Лучше его вообще не обходить — он сильно мешает обзору. Надо
подождать, пока он отъедет подальше, или самому отойти от остановки на более безопасное место, например, к пешеходному переходу, если он есть поблизости. В крайнем случае, лучше обойти автобус сзади, помня, что он мешает увидеть опасность, приостановиться и осторожно выглянуть и посмотреть, нет ли движущегося транс
порта. Никакой спешки!
На каких улицах остановки опасны больше всего?
На узких, с неширокой проезжей частью. Здесь пешеход, обходя автобус, видит, что до тротуара близко, «рукой подать» и чаще выбегает из-за него...
Тема 6. Как можно попасть в дорожную «ловушку» на пешеходном переходе?
Таких «ловушек» три:
а) приближается автобус, грузовик или другая машина, пешеход, видя, что успевает перейти, может не заметить скрытую за ними другую машину, которая едет быстрее;
б) машина проехала через пешеходный переход, пешеход в спешке может сразу начать движение и не заметить машину справа, скрытую в этот момент за проезжающей машиной;
в) у пешеходного перехода остановилась машина (для поворота или разворота, просто затор, поломка), которая мешает заметить другие машины.
Какую ошибку чаще всего делает водитель при проезде пешеходного перехода?
Едет на повышенной скорости, не снижает ее. Пешеходу нельзя надеяться на то, что водитель не ошибается, надо полагаться на свое внимание.
Тема 7. Какие ситуации-«ловушки» могут подстерегать пешехода у светофора?
Таких ситуаций три:
а) пешеход бежит перед стоящими у светофора машинами уже при красном сигнале; пешеход уверен, что водители трогающихся машин его увидят и пропустят, и не понимает, что не все машины стояли, и из-за стоящих и трогающихся машин может выехать другая;
б) пешеход бежит на «зеленый», как только он загорелся, но ведь
могут быть спешащие водители, проскакивающие переход на большой скорости, не успев сделать это при «своем» сигнале;
в) в одном ряду машины стоят, а в другом едут; пешеход, видя, что машины стоят, может начать переход, не видя за стоящими машинами другие, проезжающие.
Тема 8. Может ли возникнуть опасная дорожная ситуация-«ловушка» на углу перекрестка?
На углу перекрестка машины могут делать поворот направо. При этом задние колеса автобусов, грузовиков, прицепов оказываются очень близко к тротуару (чем больше длина машины, тем больше смещение). Они могут зацепить вас выступающей частью кузова или груза или даже наехать. Иногда неумелый водитель выезжает на «бровку» тротуара. Пропустив машину, не надо тут же двигаться вперед, ведь грузовой, да и легковой автомобили могут тянуть за собой прицеп и, поторопившись, вы шагнете прямо на него. Оказавшись на углу, надо наблюдать за движением и стоять подальше от края, быть всегда готовым отойти.
Тема 9. Какая дорожная «ловушка» может подстерегать вас возле дома?
В чем опасность проездов вдоль домов?
Тротуар и проезжая часть здесь редко разделены. Дорожки вдоль домов используются и пешеходами, и водителями. Нельзя выбегать из-за кустов, стоящих машин, из подъездов, не осмотревшись. Если возле дома стоит машина, не забывайте, что она может тронуться вперед, не подав сигнал, или дать задний ход. Особенно опасны грузовики-фургоны, такси и машины скорой помощи. Их водителям трудно наблюдать и замечать пешеходов, а такси и «скорая помощь» часто спешат...
Тема 10. Какая дорожная «ловушка» может подстерегать пешехода, идущего вдоль проезжей части?
Согласно ПДД в населенных пунктах пешеходы, должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, в крайнем случае, по велосипедным. А вне населенных пунктов (если нет тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек), идти по левой обочине. Если пешеход идет по правой обочине, движение транспорта происходит со стороны спины, и он не видит опасность (например, груз может высовываться за борта, или машина на скользкой дороге вильнет в его сторону).
Тема: Дорожные знаки.
Цель: развивать умение различать дорожные знаки, повторить правила уличного движения для пешеходов, развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Оборудование: таблицы, тетради, знаки
Вопросы для учащихся.
Для чего нужны дорожные знаки? О чем говорят дорожные знаки водителям; пешеходам, велосипедистам?
Знаки безмолвно показывают, как вести себя на дороге. Каждый знак имеет особое значение, знать их обязаны водители, пешеходы, велосипедисты.
Дорожные знаки устанавливаются с правой стороны от дороги (по ходу движения автомобиля), так как в нашей стране движение правостороннее. Дорожные знаки едины для всех. Все знаки делятся на семь групп
1.Предупреждающие знаки.
Информируют водителей о приближении к основному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке. Почти все предупреждающий знаки имеют треугольную форму с красной полосой по краям, а в центре знака черной краской нарисованы разные фигуры. К этой группе относятся следующие знаки (показать): «Пешеходный переход», «Дети», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Дорожные работы», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Разводной мост», «Опасный поворот», «Крутой спуск», «Крутой подъем», «Скользкая дорога», «Неровная дорога», «Выброс гравия», «Сужение дороги», «Дикие животные», «Падение камней», «Боковой ветер».
Показывая каждый знак, дать возможность детям самим объяснить его. Предлагается обсудить вопросы.
Что должен предпринять водитель, если видит каждый из этих знаков?
Знак «Дети» говорит водителю о том, что на дороге возможно появление детей, и он должен быть предельно осторожен. Водитель заранее снижает скорость и, если дети вышли на дорогу, должен остановиться. Почти все данные знаки нацеливают водителя на такие же действия.
О чем говорит водителю и пешеходу знак «Пешеходный переход»? Водитель должен снизить скорость и остановиться, если пешеход ступил на пешеходный переход; а пешеходу данный знак говорит о том, что в этом месте можно переходить проезжую часть. Как правильно переходить улицу по пешеходному переходу, если нет светофора?
Узкую дорогу можно переходить только в том случае, если слева и справа нет машин или они далеко. Широкую дорогу с разделительной полосой по середине переходят по общепринятому правилу: посмотри налево, если нет машин, переходи дорогу до середины, потом посмотри направо, если нет машин, продолжай переход.
2. Знаки приоритета.
Устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги. Эти знаки говорят водителям, кто на перекрестке проедет первым, то есть имеет преимущество. Знаки приоритета имеют разную форму. Например, знак «Главная дорога» – квадрат с желтой серединой и белой полосой по краям, а знак «Движение без остановки запрещено» - это восьмиугольник красного цвета с белой надписью «стоп» латинскими буквами («STOP»).
Как будет действовать водитель, увидев эти знаки?
Если впереди главная дорога, то он пропустит идущие по ней машины, а перед знаком «STOP» обязан остановиться.
3. Запрещающие знаки.
Название этой группы знаков говорит само за себя. Все они имеют круглую форму с красной полосой по краям и с черным рисунком в центре.
Показать знаки для пешеходов: «Движение на велосипедах запрещено», «Движение пешеходов запрещено» и для водителей: «Движение запрещено», «Въезд запрещен», «Обгон запрещен».
4. Предписывающие знаки.
Почти все они круглой формы голубого цвета с белым рисунком или белой стрелкой посередине. Большинство знаков этой группы указывают водителю дальнейшее направление движения (показать знаки «Движение прямо», «Движение направо», Круговое движение»). Знак «Велосипедная дорожка» разрешает движение только на велосипедах и мопедах. По нему могут двигаться и пешеходы, если нет тротуара или пешеходной дорожки. Знак «Пешеходная дорожка разрешает движение только пешеходам.
5. Информационно-указательные знаки.
Самая много численная группа знаков. Они имеют квадратную или прямоугольную форму и окрашены чаще всего в синий цвет с белым рисунком, надписью или стрелкой. Эти знаки указывают водителю направление движения, места поворота или разворота, остановки маршрутного автобуса, рекомендуют определенную скорость движения и информируют о расположении населенных пунктов и других объектов. В этой группе есть знаки для пешеходов (показать): «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход».
6. Знаки сервиса.
Информирую о расположении больниц, автозаправочных станций, гостиниц
(показать знаки: «Больница», «Автозаправочная станция», «Телефон», «Пункт питания», «Место отдыха», «Пост ДПС»).
7. Знаки дополнительной информации.
Уточняют или ограничивают действия других знаков. Например, знак «Автозаправочная станция» и под ним табличка с надписью «300 м» говорит о том, что через 300 метров можно заправить машину бензином. В этой группе есть таблички, указывающие направление действия знаков, на каком расстоянии и в какое время они действуют («Время действия», «Дни недели», «Рабочие дни»), каким способом поставить машину на стоянку, направление главной дороги и другое.
Каждый знак устанавливается именно в том месте, где он необходим. Например, «Пешеходный переход» из группы информационно-указательных знаков устанавливается в местах наиболее вероятного скопления людей (рядом с остановкой общественного транспорта). Этот знак определяет границы пешеходного перехода (там, где нет разметки «зебра»), поэтому с двух сторон дороги устанавливаются ближайшая и дальняя границы пешеходного перехода. А знак «Пешеходный переход» (для водителей) из группы предупреждающих устанавливается на определенном расстоянии до дорожной разметки «зебра» или до знака «Пешеходный переход» ( знак для пешеходов из группы информационно-указательных), определяющего ближайшую границу перехода.
Как вы думаете, где устанавливается знак «Дети»? На участке дороги вблизи детского учреждения, школы, там, где возможно появление детей.
Завершить урок можно кратким повторением основных групп дорожных знаков, обратив особое внимание на то, что знак для пешеходов «Пешеходный переход» выделяет наиболее безопасное место перехода людей через дорогу.
Тема: Дорожные знаки.
Цель: познакомить с историей возникновения дорожных правил, научить различать дорожные знаки, повторить правила уличного движения для пешеходов, развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Оборудование: дорожные знаки, плакаты
I. Вступление.
- Сегодня у нас пройдет необычный урок, мы с вами отправимся в
необычный город - город Дорожных знаков. Познакомимся с историей дороги и дорожных знаков.
Неширока в ширину.
Но зато длина в длину.
Где вода и глубина –
Деревянная она. (Дорога).
Историческая справка.
«Было это очень давно. Люди жили тогда в непроходимых лесах. Разводили скот, охотились, собирали мед, ловили рыбу. Трудно было пробираться сквозь дремучие леса, но это было необходимо. И люди стали прорубать в лесах проходы. Их стали называть «путинами». Путины соединяли между собой населенные пункты, их стали называть дорогами».
- Много дорог в нашей стране. Проехать по всем - это все равно, что два раза совершить путешествие на Луну и обратно.
- Какие дороги вы знаете? (Скоростные, автомагистрали, главные,
второстепенные).
- Как вы думаете, какое главное качество дороги? (Ширина, покрытие).
Историческая справка.
«В России первые мощеные дороги были сделаны из круглых, уложенных рядами бревен. Представляете, как на этой дороге трясло? Главные московские улицы было решено замостить камнем в 1692 году. По царскому указу в город никого не пропускали, пока не сдадут страже три камня, не меньше гусиного яйца.
Первая дорога появилась в России в 1722 году. По приказу Петра I ее проложили между Москвой и Петербургом. Дорогу покрыли гравием».
- Чем сейчас покрывают дороги? (Сейчас дороги покрывают слоем особой нефтяной смолы, битумом или асфальтом).
- Бегут дороги от города к городу, от поселка к поселку. Бегут по равнинам, пересекают реки, пробираются сквозь дремучие леса, вьются по склонам гор, словно паутиной покрывают землю. Подойдет дорога к городу, расступятся перед ней дома с широкими улицами.
- Что такое улица? (Дорога по городу).
- Все улицы делятся на две части. Как называется часть, по которой движутся машины? (Проезжая часть, мостовая).
- А как называется часть, где ходят люди? (Тротуар).
Историческая справка.
«Раньше на улицах не было тротуаров. С каждым годом все больше появлялось на улице экипажей, и росло число несчастных случаев. В 1782 году в Париже построили новое здание театра. По улицам двигалось большое количество карет и пешеходов. Кареты сталкивали, давили людей. И люди вместо театра попали в больницу. Тогда городские власти разделили дорогу между каретами и пешеходами. Люди стали ходить по тротуару».
- Сейчас тротуары есть во всех городах и поселках, деревнях. Это часть улицы безраздельно принадлежит людям. На оживленных улицах тротуары отделяют от проезжей части яркими ограждениями.
- Как нужно двигаться по тротуару? (Движение по правой стороне).
- Тротуары устраивают выше, чем проезжую часть для чего? (Для того чтобы в дождь с них быстрее стекала вода, чтобы машины случайно не заезжали на тротуар и не задевали прохожих, чтобы обезопасить пешеходов, оградить их от транспорта).
- В наше время трудно представить, что можно обойтись без тротуара.
II. Основная часть.
- Если вы внимательно присмотритесь к тому, как движется по городу транспорт, вы заметите, что в кажущейся суматохе есть определенный порядок. Весь транспорт подчиняется строгому закону, который называется – «Правила дорожного движения».
Историческая справка.
«Сами правила родились на свет давно… Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам создавались в то время когда по улицам ездили конные экипажи. Были эти правила, конечно, не такими, как сейчас, - намного проще. Но и тогда знать их обязаны, были все. В России царский указ предупреждал: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей взнузданными, со всяким опасением и осторожностью, смирно». За ослушание «виновные за первую вину будут биты кошками, за вторую кнутом, за третью сосланы будут на каторгу».
«Первые правила были созданы для извозчиков и ямщиков. Потом появились велосипеды (двухколесные, трехколесные). Первый автомобиль, паровой, был создан в 1769 г. французом Жан Кюньо. В 1885 г. немецкие изобретатели Карл Бенц и Даймлер создали автомобиль с бензиновым мотором – мотоколяску. Позднее появились автомобили с двигателем внутреннего сгорания.
С появлением автомобилей, появились новые правила. В Англии, например, когда появились первые автомобили, было издано специальное постановление, в котором говорилось:
«В городах перед механической повозкой должен бежать человек с красным флажком, дабы предупредить тем самым об опасности». Когда первые автомобили появились в Петербурге и Москве, городская дума предписывала их владельцам ездить по городу не быстрее 12 км/ч.»
- Сейчас мы и представить себе не можем, как это перед каждой машиной пустить человека, чтобы он бежал и подавал сигналы об опасности. Ни один самый лучший бегун не справится с этим. Но в то время другого способа предупредить людей не было. Правда, и скорость у машин была не такой, как сейчас. Развивалась техника, усовершенствовались автомобили, росло их количество, росли города – и все сложней и сложней становились правила.
- У дорог и улиц есть свои строгие законы. Законы требуют знания дорожных знаков. На этом языке разговаривают все дороги, улицы, перекрестки, площади.
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем,
Вот она, азбука - над мостовой,
Знаки развешаны над головой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
- Когда человек учится читать, ему показывают буквы. Из букв он складывает слова, из слов - предложения. У дорожного языка тоже есть буквы - знаки. Их нужно складывать в слова. Один знак – одна дорожная буква означает целую фразу - дорожный сигнал.
- Если бы вы сели рядом с водителем, то заметили бы, что его глаза направлены не только вперед на дорогу, но и не много выше. Что там его интересует? (Дорожные знаки).
- Они расставлены вдоль улицы, так что всегда оказываются справа от шофера. Круглые, треугольные, квадратные - укреплены на стойках, чтобы шофер мог их видеть, эти знаки ему все время о чем-то говорят на своем особом языке, понятном
каждому водителю. Знаки установлены на всех автомобильных дорогах
земного шара. Они повсюду одинаковы, понятны любому водителю - русскому и английскому, японскому и арабскому, итальянскому, французскому, индийскому. Эти знаки то предупреждают, то приказывают, то запрещают, дают добрый совет или о чем-то сообщают.
- Дорожных знаков очень много. Есть знаки запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные. Это еще не все. Знаки приоритета, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Чтобы не путать их и быстрее ориентироваться, каждой группе присвоен свой цвет - красные, синие и особая форма - круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные.
- Давайте познакомимся с дорожными знаками.
- Предупреждающие знаки – треугольные, а периметр треугольника красного цвета. Между собой знаки этой группы различаются рисунками внутри треугольника. Нарисованы бегущие дети – предупреждение водителю - приближается школа, детский сад. Автомобиль с извилистым следом шин в треугольнике предупреждает о том, что впереди скользкая дорога. На рисунке ты увидишь оленя или корову – значит, на дороге могут появиться животные.
- Послушайте эти загадки и попробуйте угадать, как будут называться эти предупреждающие знаки.
Нарисован человек,
Землю роет человек,
Почему проезда нет?
Может быть здесь, ищут клад? (Дорожные работы).
Я хочу спросить про знак.
Нарисован он вот так:
В треугольнике, ребята
Со всех ног бегут куда-то. (Дети).
- У запрещающих знаков изображения и цифры, нарисованные внутри красного круга, точно и категорически говорят, что именно данный знак запрещает. Вы должны знать о знаках, запрещающих пешеходное и велосипедное движение. Белая широкая горизонтальная полоса в сплошном красном круге запрещает въезд.
Круглый знак, а в нем окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко:
Что здесь свалка кирпича? (Въезд запрещен).
- Что будет нарисовано на знаке, запрещающем звуковые сигналы, например, около больницы?
- Следующая группа – предписывающие знаки. У этих знаков изображения и цифры расположены в круге синего цвета. Белые стрелки предписывают направление движения. Белые цифры на синем фоне предписывают водителю не максимальную, а минимальную скорость, или ехать медленно опасно.
Отчего бы это вдруг
Стрелки дружно встали в круг? (Круговое движение).
Я привык к велосипеду
И на нем я смело еду. (Велосипедная дорожка)
- Информационно-указательные знаки. Их основной цвет – синий, а форма – квадратная или прямоугольная. Эти знаки указывают, где пешеходный переход и место стоянки, направление к нужному населенному пункту и расстояние до него.
Этот знак такого рода -
Он на страже пешехода.
Переходим дружно вместе
Мы дорогу в этом месте. (Пешеходный переход).
- Только кажется, что от обилия знаков кругом идет голова. На самом же деле, чем больше знаков, тем больше водитель и пешеход получает нужной, важной информации, обеспечивающей, прежде всего безопасность движения. Куда поворачивать – налево, направо? Помогает знак, подсказывающий направление объезда.
- Есть знаки, которые указывают очередность проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог. Их форма – треугольник, круг, квадрат и восьмигранник. Это знаки приоритета.
- Еще есть знаки сервиса, информирующие о расположении соответствующих объектов. Отгадайте эти знаки.
Если вдруг в пути машина
Закапризничать решила,
Там машину вам исправят,
Мигом на ноги поставят. (Техническое обслуживание автомобилей).
Тут вилка. Тут ложка,
Подзаправишься немножко,
Накормили и собаку,
Говорим «спасибо» знаку. (Пункт питания).
Если и нужно вызвать маму,
Позвонить гиппопотаму,
По пути связаться с другом –
Этот знак к твоим услугам. (Телефон).
- Знаки дополнительной информации (таблички), которые применяются для уточнения или ограничения других знаков. Случайных знаков не существует, все они придуманы для пользы дела. Тридцать лет назад было всего полсотни знаков, а сегодня больше ста. Почему? (Ответы детей).
III. Самостоятельная работа ребят и выставка работ учащихся.
- А теперь небольшая самостоятельная работа. Нарисуйте цветными карандашами любой знак, который вы запомнили.
- Дорожные знаки – яркие и видны уже издалека. Для чего они бросаются в глаза?
- Каждый водитель и пешеход видит уже издалека яркий дорожный знак. Задача дорожного знака в том и состоит, чтобы своевременно информировать водителя об опасности и условиях движения.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 303.