Теоретические и методические основы разработки структуры и содержания магистерской диссертации по направлению 38.04.02 Менеджмент (уровень магистратуры)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Структура магистерской диссертации включает: титульный лист, оглавление, введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения (схемы, таблицы, графики, копии документов, расчеты, которые связаны с содержанием глав дипломной работы, но громоздки и затрудняют чтение работы в случае их размещения в основном тексте работы).

Содержание магистерской диссертации вытекает из её структуры и включает:

1) последовательно раскрываемые теоретические и методологические положения постановки и решения проблемы магистерской диссертации,

2) анализ организационной структуры и экономического функционирования управляемой социально-хозяйственной системы, показателей и взаимосвязей её внутренней и внешней среды,

3) разработанное и сформулированное решение в виде стратегии, проекта, программы, нацеленное на совершенствование и повышение эффективности управления данной системой в конкурентной среде рыночной экономики.

На содержание магистерской диссертации определяющим образом влияют:

1) область профессиональной деятельности менеджера (обеспечение эффективного управления организацией, организация систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития);

2) объект профессиональной деятельности менеджера (различные организации экономической, производственной и социальной сферы, подразделения системы управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм, научно-производственные объединения, научные, конструкторские и проектные организации, органы государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства);

3) вид профессиональной деятельности менеджера (управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая, консультационная, образовательная).

Основными компонентами структуры и содержания магистерской диссертации выступают введение, три главы и заключение.

Во введении, магистерской диссертации магистрант формулирует проблему, обосновывает актуальность ее решения, место и значение в общей системе менеджмента организации. Определяются объект и предмет исследования, субъект управления, на который ориентируется представленная работа. Формулируются цель и задачи магистерской диссертации. Следует также определить возможную практическую направленность проекта.

Исходя из цели и задач работы, магистрант, во-первых, должен указать теоретико-методологическую базу своего исследования, то есть те монографии, статьи, нормативные документы, теоретические и методологические положения которых он использовал для анализа поставленной в магистерской диссертации проблемы. Во-вторых, он должен указать информационно-статистическую базу своего исследования, то есть те информационные и статистические источники используемого в дипломе конкретного фактического материала. В-третьих, ему следует отметить особенности авторского подхода к теме или к её исследованию, решению.

Объем введения не должен превышать 5 страниц машинописного текста, оформленного должным образом.

В первой главе рассматриваются современные теории и методологии управления социально-экономическими организациями, анализа и решения экономических и управленческих проблем, на базе которых во второй главе магистрантом выявляется, формулируется и структурируется конкретная экономико-управленческая проблема взятой им для исследования организации.

Важнейшим методологическими инструментами анализа и решения возникающих перед рыночными агентами проблем в современном научном менеджменте выступают методы исследования систем управления и разработки управленческих решений, знание которых магистрант должен продемонстрировать в первой главе.

Объем теоретической главы должен составлять примерно 25 страниц.

Во второй главе, исходя из специфики определенных магистрантом, объекта, предмета, цели и задач дипломной работы излагаются результаты исследования экономико-управленческой проблемы организации, ориентированные на совершенствование или повышения эффективности управления рассматриваемой организации как общественно-хозяйственной системы и рыночного агента, функционирующего в постоянно изменяющейся конкурентной рыночной среде.

Изложение должно исходить из системного представления (системного подхода) о структурах и процессах развития современной рыночной экономики. Согласно данному подходу управляемая организация (предприятие) рассматривается как самоуправляемая система, состоящая из подсистем, образующих внутреннюю среду этой организации. К этим подсистемам можно отнести производственную, кадровую, финансово-учетную, маркетинговую, организационно-управленческую. Каждая из этих подсистем может структурироваться на составляющие их подсистемы.

В свою очередь сама организация (предприятие) рассматривается как подсистема (хозяйствующий субъект) соответствующей отраслевой рыночной системы (отраслевого рынка) – внешнюю среду управляемой организации прямого воздействия. Отраслевые рыночные системы в их взаимосвязи и взаимодействии образуют общехозяйственную рыночную системы (региональную, национальную, мировую) - внешнюю среду управляемой организации косвенного воздействия.

Данный анализ целесообразно начать с общей характеристики (резюме) исследуемого объекта как социально-экономической системы и рыночного агента. Эта характеристика должна содержать объекта: его организационно-правовую форму, хозяйственно-правовое положение (самостоятельное предприятие, управляющая компания, подразделение корпорации), местоположение (адрес), краткую историческую справку, миссию, цели и ценности организации, характеристику хозяйственно-производственный комплекса, рыночную сферу (нишу) и направления современной бизнес-деятельности.

В начале второй главы, анализируя систему управления организацией (предприятием), необходимо охарактеризовать особенности организационной структуры управления рассматриваемой компании, определив её вид - механистическая (иерархическая) или органическая (адаптационная) структура управления, а также ее тип – линейная, функциональная, линейно-штабная, линейно-функциональная, дивизионная структура или матричная, программно-целевая, проектная, бригадная структура, отметив ее сильные и слабые стороны в данном конкретном случае.

Исходя из видения организации (предприятия) как общественно-хозяйственной системы (рыночного субъекта), магистрант должен дать ситуационный анализ исследуемой компании, системно изложив соответствующие факторы её внутренней и внешней среды.

Исследование внутренней среды организации (предприятия) как общественно-хозяйственной системы  предполагает комплексный анализ её следующих компонентов в целом или отдельные из них:

· организация управления: вид и тип используемой в компании организационной структуры управления, её сильные и слабые стороны, организация системы коммуникаций, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства; фирменная культура; престиж и имидж фирмы;

· персонал: структура, потенциал, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, конфликты в компании, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников; особенности системы стимулирования и мотивации персонала в компании, ее сильные и слабые стороны;

· производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции предприятия; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, техническая эффективность мощностей; местонахождение производства и наличие инфраструктуры; экология производства; контроль качества, издержки и качество технологий; патенты, торговые марки и т. п.;

· маркетинг: товары, произведенные фирмой, доля на рынке; возможность собирать необходимую информацию о рынках; каналы распределения и сбыта; маркетинговый бюджет и его исполнение; маркетинговые планы и программы; нововведения; имидж, репутация и качество товаров; стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;

· финансы и учет: финансовая устойчивость и платежеспособность; прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам); собственные и заемные средства и их соотношение; эффективная система учета, в том числе учета издержек, формирования бюджета, планирования прибыли.

Результатом анализ внутренней среды организации (предприятии) должно стать выявление ее сильных и слабых сторон как субъекта (агента) соответствующего сектора (ниши) рыночной экономики.

Исследование внешней среды организации как общественно-хозяйственной системы  предполагает выделение двух её основных компонентов: внешней среды прямого воздействия (конъюнктуры и особенностей отраслевого рынка) и внешней среды косвенного воздействия (макроэкономической конъюнктуры и особенностей текущего состояния национальной, мировой, региональной экономик).

Анализ внешней среды прямого воздействия организации осуществляется  по следующим направлениям.

· Внешняя среда прямого воздействия включает факторы непосредственного влияния на деятельность организации: контрагентов, учредителей, вкладчиков и акционеров, рынок труда и деятельность профсоюзов, систему законодательства, государственный контроль, потребителей и конкурентов.

· Внешняя среда прямого воздействия в непосредственном плане выступает как определенная деловая среда – потребители, поставщики, конкуренты, товары-заменители, государственные институты.

· Внешняя среда прямого воздействия в общем плане выступает как определенный отраслевой рынок, отличающийся своей структурой (производственно-номенклатурной, пространственной, конкурентной) и характером динамичности (становление, расширение, стабилизация, сокращение).

Анализ внешней среды косвенного воздействия организации (предприятии) осуществляется  по следующим направлениям.

Внешняя среда косвенного воздействия – это те факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но в той или иной степени влияют на ее функционирование, а именно:

· современное состояние мировой, национальной российской и региональной (Пермского края) экономики,

· научно-технический прогресс,

· политические процессы,

· социокультурные процессы,

· природно-экологическая ситуация.

Особое внимание при этом должно быть уделено выяснению особенностей текущей экономической конъюнктуры, а также специфики фазы текущего экономического цикла и фазы жизненного цикла управляемой организации (предприятия).

Результатом анализ внешней среды должно стать выявление ее возможностей и угроз, которые она несет организации (предприятию) как субъекту (агенту) соответствующего сектора (ниши) рыночной экономики.

Управление конкурентной организацией в рыночной экономике, в конечном счете, выступает, как управление её конкурентным поведением в борьбе за рынки сбыта и сферы приложения капитала в целях: оперативных – увеличения прибыли в текущем периоде и стратегических – укрепления рыночных позиций и выживания, развития в долгосрочной перспективе.

Во второй главе магистерской диссертации магистрант, применяя экономическую матрицу для системного анализа сильных и слабых сторон внутренней среды (ресурсов) организации во взаимосвязи с возможностями и угрозами её внешней среды, должен дать комплексную оценку конкурентных возможностей, позиций и перспектив управляемой компании (предприятия) и сформировать информационно-статистическую базу подготовки и принятия соответствующего управленческого решения.

Опираясь на результаты комплексного анализа проблемной ситуации, полученные с помощью экономической матрица, магистрант должен осуществить структурирование поставленной проблемы, т.е. определить, с одной стороны, существенные и второстепенные цели и задачи решения проблемы, с другой стороны – основные и несущественные ресурсы, факторы и риски, обуславливающие ее решение, а затем - выразить эти цели и ресурсы количественно ( в уравнениях) и (или) графически (в схемах).

Выделив главные цели решения проблемы и основные (ключевые) ресурсы и условия ее решения необходимо построить экономическую модель количественного использования ресурсов и условий (внешние показатели) для достижения поставленной цели (внутренние показатели). Разработка экономических моделей проблемной ситуации, в которой решается поставленная проблема, должна сочетать элементы вербального, графического и экономико-математического моделирования.

В процессе экономического моделирования магистрант должен определить эндогенные (внутренние) показатели, которые формулируют цель управления системой (прибыль, текучесть кадров, объемы продаж и т.д.) и внешние показатели, которые определяют ресурсы, факторы и средства достижения цели и решения поставленной проблемы. Он должен вывести функциональные зависимости между этими показателями в соответствующих схемах и формулах, а также установить ограничители, допустимые возможности и границы осуществления решения, степень его точности и масштабности.

Во второй части магистерской диссертации должно быть достаточное количество таблиц, несколько графиков, схем, рисунков.

С учетом области и вида профессиональной деятельности на основе системного подхода анализируется состояние исследуемой проблемы применительно к конкретному объекту профессиональной деятельности. Необходимо выявить наиболее существенные факторы внешней и внутренней среды организации, их взаимное влияние. Проблема, как правило, заключается в том, что ранее принятые решения не соответствуют новым условиям внешней среды и необходимы новые управленческие решения по изменению внутренних параметров организации: целей, задач, технологии, структуры, персонала.

Решение проблемы предполагает изменение всех или некоторых функций управления для достижения новых параметров внутренней среды объекта исследования. Источниками информации для анализа могут быть планы, внутренняя и внешняя отчетность организации, и другая служебная документация, изученная магистрантом в организации.

Объем этой главы должен составлять примерно 30-40 страниц.

Третья глава магистерской диссертации по направлению «Менеджмент» должна выступать как результат управленческо-экономического исследования и содержать обязательную разработку проектно-рекомендательной части, сущность которой образует обоснованное управленческое решение по избранной проблеме профессиональной деятельности, сформулированное на основе комплексного анализа фактических материалов конкретного объекта профессиональной деятельности специалиста с квалификацией «менеджер».

Разработанное управленческое решение по избранной области профессиональной деятельности в третьей главе магистерской диссертации должно излагаться в форме проекта, целевой программы, по достижению целей повышения конкурентоспособности управляемой организации (компании), что должно позволить ей получать экономическую или нормальную прибыль в настоящем и обеспечить устойчивость развития в будущем.

При этом магистрант обязан учитывать, что в условиях внешней конкурентной рыночной среды главная цель управления социально-хозяйственными организациями (рыночными агентами), в конечном счете, состоит в обеспечении повышения их конкурентоспособности как ключевого условия роста прибыльности компании в текущем оперативном плане и ее выживания и развития в долгосрочном стратегическом аспекте.

Работа с литературой

Разработка магистерской диссертации начинается с подбора литературы. Работу с литературой следует начать с учебной литературы по теме. Выбрав тему работы, магистрант должен знать ее в объеме учебника, лекций. Следует определить основные элементы изучаемой проблемы, ее причинно-следственные связи, методы изучения, способы решения.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 206.