Программа ПРЕДДИПЛОМНОЙ практики
Направление подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
Направленность /профиль/ программы
Начальное образование
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Сыктывкар 2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. Преддипломная практика: способы и формы проведения практики
2. Цель преддипломной практики и планируемые результаты практики
3. Место преддипломной практики в структуре ООП ВО
4. Объем преддипломной практики и ее продолжительность
5. Содержание преддипломной практики
6. Формы отчетности по преддипломной практике
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по преддипломной практике
8. Учебная литература и ресурсы сети «Интернет» для проведения преддипломной практики
9. Материально-техническая база преддипломной практики
Преддипломная практика: способы и формы проведения практики
Преддипломная практика проводится согласно графику учебного процесса основной образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование.
Форма проведения преддипломной практики: концентрированная.
Вид практики – производственная.
Преддипломная практика организуется на базе общеобразовательных организаций городов и районов Республики Коми и за его пределами.
Руководителями практики назначаются научные руководители выпускных квалификационных работ.
Преддипломная практика проводится:
очная форма обучения - 4 курс 8 семестр; заочная форма обучения – 5 курс 10 семестр.
2. Цель преддипломной практики и планируемые результаты практики
Цель - приобретение опыта разработки теоретико-экспериментального проекта решения актуальной психолого-педагогической проблемы в области образования и приобретение практических научно-исследовательских навыков в будущей профессиональной деятельности, в соответствии с направлением подготовки.
Задачи:
1. Формирование способности применять полученные знания в области педагогики и методики начального образования в собственной научно-исследовательской деятельности, проводить под руководством научного руководителя локальные исследования с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов.
2. Систематизация и углубление теоретических и практических знаний по направлению подготовки, их применение при решении конкретных педагогических или методических задач в соответствии с темой выпускной квалификационной работы.
3. Совершенствование приемов самостоятельной работы (глубокое изучение соответствующей литературы по разрабатываемой проблеме; раскрытие используемой системы категорий; анализ состояния педагогической теории и практики по исследуемой проблеме, оценка ее решения в современных условиях).
4. Овладение методами обобщения и логического изложения материала.
5. Овладение навыками разработки конкретной проблемы образования (проведение констатирующего формирующего экспериментов, моделирование педагогической ситуации) и апробация практической разработки в педагогическом процессе образовательных организаций.
6. Совершенствование культуры научно-исследовательской деятельности.
Планируемые результаты практики:
Компетенции | Результат освоения |
ОК-6 Способность к самоорганизации и самообразованию
| Знает: -социально-личностные и психологические основы самообразования; - основные функциональные компоненты процесса самоорганизации (целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль и коррекция); -основные мотивы и этапы самообразования; типы профессиональной мобильности; -структуру профессиональной мобильности; - условия организации профессиональной мобильности |
Умеет: -в рамках поставленной цели сформулировать взаимосвязанные задачи, обеспечивающие ее достижение, а также результаты их выполнения; -выбирать оптимальный способ решения задачи, учитывая предоставленные в проекте ресурсы и планируемые сроки реализации данной задачи; представлять в виде алгоритма (по шагам и видам работ) выбранный способ решения задачи; -определять время, необходимое на выполнение действий (работ), предусмотренных в алгоритме; документально оформлять результаты проектирования; - реализовывать спроектированный алгоритм решения задачи (т. е. получить продукт) за установленное время; оценивать качество полученного результата; грамотно, логично, аргументированно формировать собственные суждения и оценки; составлять доклад по представлению полученного результата решения конкретной задачи, учитывая установленный регламент выступлений; -видеть суть вопроса, поступившего в ходе обсуждения, и грамотно, логично, аргументированно ответить на него; - видеть суть критических суждений относительно представляемой работы и предложить возможное направление ее совершенствования в соответствии с поступившими рекомендациями и замечаниями | |
Владеет: -способностью формулировать в рамках поставленной цели проекта совокупность взаимосвязанных задач, обеспечивающих ее достижение, определять ожидаемые результаты решения выделенных задач; -навыками решения конкретных задач проекта заявленного качества за установленное время; - навыками публичного представления результатов решения конкретной задачи проекта; навыками самообразования, планирования собственной деятельности; - оценки результативности и эффективности собственной деятельности; - навыками организации социальнопрофессиональной мобильности | |
ОПК-1 Готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
| Знает: - сущность, ценностные (в том числе этические) характеристики и социальную значимость (в том числе востребованность) профессии педагога; - приоритетные направления развития системы образования России; - мотивационные ориентации и требования к личности и деятельности педагога; - ориентиры личностного и профессионального развития, ценности, традиции педагогической деятельности в контексте культурно-исторического знания, в соответствии с общественными и профессиональными целями отечественного образования; -значимость роли педагога в формировании социально-культурного образа окружающей действительности у подрастающего поколения россиян |
Умеет: -определять цели, задачи и содержание педагогической деятельности; -определять мотивы деятельности педагога в рамках повышения качества образования; -реализовывать профессиональные задачи в рамках своей квалификации, соблюдая принципы профессиональной этики; -применять систему приобретенных знаний, умений и навыков, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания | |
Владеет: -навыками оценки и критического анализа результатов своей профессиональной деятельности; опытом выполнения профессиональных задач в рамках своей квалификации и в соответствии с требованиями профессиональных стандартов; -навыками сопряжения целей, содержания, форм, средств, результатов обучения с общественными, социокультурными и профессиональными целями образования, с характером и содержанием | |
ПК-7 Способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности | Знает: -законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития; - особенности психолого-педагогического сопровождения учебного процесса с точки зрения развития личностно-мотивационной и интеллектуальной сферы; - принципы индивидуального подхода к обучению в условиях совместной организации образовательного процесса |
Умеет: - организовывать и координировать межличностные отношения учащихся; - создавать условия для развития индивидуальной инициативы и творческой, интеллектуальной автономии учащихся в условиях совместной организации образовательного процесса | |
Владеет: -опытом творческой деятельности для решения профессиональных задач в условиях совместной организации образовательной деятельности; -навыками организации сотрудничества обучающихся, поддержки активности и инициативности, самостоятельности обучающихся для развития их творческих способностей | |
ПК-8 Способность проектировать образовательные программы | Знает: -преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке; -приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации; -федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ; -технологии проектирования основных и дополнительных образовательных программ |
Умеет: -разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ; -проектировать элементы образовательной программы на основе федерального государственного образовательного стандарта с учетом особенностей развития учащихся в условиях основного общего образования; -применять современные образовательные технологии при проектировании образовательных программ | |
Владеет: -навыками проектирования элементов образовательных программ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом | |
ПК-9 Способность Проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся | Знает: -инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка; -психолого-педагогические технологии, необходимые для адресной работы с различными категориями обучающихся; - технологии взаимодействия с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума; -технологии разработки совместно с родителями и другими специалистами программ индивидуального развития обучающегося |
Умеет: - проектировать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся; - планировать специализированный образовательный процесс для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования | |
Владеет: -технологиями проектирования совместно с родителями и другими специалистами индивидуальных образовательных маршрутов учащихся | |
ПК-10 Способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития | Знает: -условия, способы и средства личностного и профессионального саморазвития (междисциплинарные связи, рефлексия, эмпатия, решение профессиональных и личностно-ориентированных задач); -методологические основы профессиональной деятельности; -технологии проектирования |
Умеет: -выявлять недостатки своего профессионального уровня; -ставить цель и формулировать задачи совершенствования своего профессионального уровня; -проектировать программу личностного и профессионального развития; - осуществлять саморазвитие на основе самосознания, самоопределения, самоуправления и самообразования | |
Владеет: -способами оценки результатов собственной деятельности; -навыками практического применения результатов своей деятельности для развития области профессиональной деятельности; -навыками проектирования и реализации векторов профессионального и личностного саморазвития |
Итого
Содержание преддипломной практики
Преддипломная практика содержит этапы:
1. Организационный этап: инструктирование и консультирование
2. Исследовательский этап
3. Заключительный этап: подготовка отчетной документации
I . Организационный этап :
· установочная конференция по организации практики и оформлению отчетной документации
· инструктаж по технике безопасности
· проведение медицинского осмотра для получения допуска к практике
· консультации научных руководителей по организации исследовательской работы в общеобразовательных организациях
II . Исследовательский этап:
· составление и согласование с руководителем плана-графика проекта формирующего эксперимента (определение цели, задач ведущих теоретических идей и принципов, на которых базируется проект, этапов реализации проекта формирующего эксперимента);
· разработка содержания и способов реализации каждого этапа проекта.
· реализация проекта преобразующего (формирующего) эксперимента согласно плану-графику;
· анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментального проекта и оценка его эффективности (оформление протоколов, комплексно-тематических планов, графических материалов и др.).
III. Заключительный этап:
· написание и оформление параграфа формирующего этапа эксперимента;
· презентация результатов формирующего этапа эксперимента.
Интернет-ресурсы
- http:www.gumer.info. – принципы педагогических исследований;
- http:www.uchebnikfree.com/page/uchpidkasistij/ist/ist - логика педагогического исследования
- http:www cito-web.yspu.org/link1/metod/met126/node14.html - Сущность, уровни, принципы, этапы педагогического исследования;
- http:www.gumer.info› - материалы Российской педагогической энциклопедии представлены в форме, традиционно принятой в отечественных изданиях;
- http: www.edu.ru - «Российское образование» - федеральный портал;
- http: www.rsl.ru - Российская национальная библиотека.
Приложение 1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»
Институт педагогики и психологии
Кафедра начального образования
ОТЧЕТ
О преддипломной практике
обучающегося __ курса __________группы
Направление подготовки:
44.03.01 Педагогическое образование
Наименование программы:
Начальное образование
____________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Место прохождения практики______________________________________
______________________________________________________________
Дата начала практики “______” ___________________ 20______г.
Дата окончания практики “______” ___________________ 20______г.
Руководитель практики _________________________________________
(должность, ученая степень, ученое звание,
_____________________________________________________________________________
фамилия, имя, отчество)
Практика оценена на __________________________ /ФИО преподавателя/
Сыктывкар, 201_
Приложение 2 УТВЕРЖДАЮ Руководитель практики _______________ ФИО «___»______ 20__ г. |
Индивидуальный план
Преддипломной практики
обучающегося ___курса __________группы
Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование
Наименование программы: Начальное образование
____________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Срок практики: с «__»_________ 201_ г. по «__»_________ 201_ г.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Даты | Формы контроля |
1. | Подготовительный этап - разработка и согласование индивидуального плана (ИП) по практике с учетом проблематики ВКР | Согласованный и утвержденный руководителем индивидуальный план | |
2. | Исследовательский этап (опытно-экспериментальное исследование) | ||
2.1 | Констатирующий этап | ||
2.2 | Формирующий этап | ||
2.3 | Контрольный этап | ||
3. | Этап обработки и анализа полученной информации | ||
4. | Этап оформления и защиты отчета | ||
4.1 | Оформление отчета по практике | ||
4.2 | Сдача отчета по практике | ||
4.3 | Защита отчета о практике в срок до |
Практикант (подпись) ___________________________________ ФИО
Руководитель практики (подпись) _________________________ ФИО
Дата выдачи ______________ 201__ г.
Приложение 3
Календарно-тематический план прохождения практики
№ п/п | Дата | Описание работы, выполняемой студентом в период практики |
Практикант _____________ (подпись) ФИО
Руководитель практики (подпись)______________________ ФИО
Приложение 4
Отчет по практике
1. Ожидания от практики, степень ее реализации.
2. Собственные достижения, возникшие в процессе практики.
3. Способность рефлексировать собственную деятельность.
4. Трудности, возникшие в процессе практики, пути и способы их преодоления.
5. Аргументированная оценка собственной деятельности.
Программа ПРЕДДИПЛОМНОЙ практики
Направление подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
Дата: 2019-04-23, просмотров: 192.