Объекты оценки конкурентоспособности
Конкурентоспособность − способность товара быть проданным в данное время, на данном рынке в присутствии аналогичного товара конкурентов, Конкурентоспособность определяется, в основном, характеристиками товара (ценой, уровнем качества, сервиса).
Обычно используют два метода конкуренции: ценовой на основе снижения цен на товары и услуги или неценовой на основе улучшения качественных характеристик продукции, рекламы, стимулирования сбыта.
С этих позиций, конкурентоспособность товара − это степень его соответствия в данный момент выбранному рынку по экономическим, коммерческим и другим характеристикам, обеспечивающим возможность сбыта на этом рынке.
Как правило, это не все, а лишь некоторые, свойства товара и его характеристики, которые выгодно отличают товар предприятия от товаров конкурентов. [23]
Объектам оценки конкурентоспособности в данной работе, являются новые виды майонезов.
Для оценки конкурентоспособности отберем 3 новых вида майонеза:
1. Майонез высококалорийный «Яичный».
2. Майонез низкокалорийный «Горчичный».
3. Майонез низкокалорийный «Салатный».
Исследуем конкурентоспособность образцов по экономическим, органолептическим показателям и по такому показателю, как соответствие требованиям НД (приложение 8)
На основании проведенного сравнительного анализа отобранных образцов в предыдущем разделе, можно сделать выводы об их конкурентоспособности. [28]
Данные о конкурентоспособности образцов приведены в таблице 17.
Таблица 17
Показатели конкурентоспособности новых видов майонезов
Наименования показателя | Майонез высококалорийный «Яичный»150гр. | Майонез низкокалорийный «Горчичный» 150гр. | Майонез низкокалорийный «Салатный» 150гр. |
номера образцов | 1 | 2 | 3 |
нормативные показатели | |||
Полнота информации на этикетке | + | + | + |
Срок годности | + | + | + |
Нормативный документ | ГОСТ | ГОСТ | ГОСТ |
Информация о соответствии | ЗнакРСТ Пн 98 | ЗнакРСТ Пн 98 | ЗнакРСТ Пн 98 |
Органолептические и физико-химические показатели | |||
Вкус | + | + | - |
Цвет | + | + | + |
Запах | + | + | - |
Консистенция | + | + | + |
Пищевая ценность | + | - | - |
Масса | 200г | 250г | 200г |
Экономические показатели | |||
Цена | 12 руб. 40 коп | 15 руб. 30 коп | 10 руб. 30 коп. |
Результаты оценки конкурентоспособности. Конкурентоспособность рассчитывается с учетом нормативных показателей, определенных в процессе экспертизы и сравнения с базовыми (стандартными) показателями по формуле:
К=L норм * ( L тех / L эк),
где К − конкурентоспособность;
L норм. − нормативные показатели;
Lтех. − органолептические и физико-химические показатели;
L эк. − экономические показатели цена.
Конкурентоспособность для образцов равна:
Образец 1. К = 4 * (5/12,4) = 1,61.
Образец 2. К= 4 * (6/15,3)= 1,57.
Образец 3. К = 4* (2/10,3) = 0,77.
Конкурентоспособность выше у образца 1 − в данном случае наблюдаем оптимальное соотношение цены и качества. Конкурентоспособность образца 2 за счет цены ниже, чем у первого, хотя по качеству он ни чем не уступает первому образцу. В аутсайдерах образец 3, вкус и запах которого оставляет желать лучшего.
Для оценки конкурентоспособности составим ранжированный ряд. Для этого составим сопоставительную таблицу попарного сравнения качества продукции (таблица 18).
Показатели качества:
1. Внешний вид и консистенция;
2. цвет;
3. аромат;
4. вкус.
Таблица 18
Сопоставительная таблица попарного сравнения уровня
Качества продукции
№ п/п | Наименование | Показатели качества | Итого | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
1 | Майонез высококалорийный «Яичный» | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | ||||||
2 | Майонез низкокалорийный «Горчичный» | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | ||||||
3 | Майонез низкокалорийный «Салатный» | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 | ||||||
Качество определяется через цифры 1 и 0:
1 – показатель, отвечающий требованиям ГОСТ.
0 − показатель имеет некоторое отступление от показателей стандарта.
В ранжированном ряду, уровень качества располагается следующим образом: 1= 2 > 3, то есть более высоким качеством характеризуется образцы 1 и 2. . При проведении экспертизы качества майонеза выяснилось, что взятые на экспертизу образцы соответствуют нормативным документам, а также качество этих образцов по органолептическим показателям соответствует требованиям стандартов.
Основополагающими критериями при покупке майонеза для покупателей является качество (натуральность и экологичность), цена и удобство упаковки.
В современных условиях ужесточились требования предъявляемые потребителям качества товара. В связи с этим экономическая эффективность деятельности предприятий возможна только при постоянном обеспечении высокого уровня качества реализуемой продукции.
Проведенный анализ ассортимента и качества майонеза приведенный в данной работе имеет ценность для потребителей, определяющий показатель того, насколько высоко качество реализуемой продукции в торговой сети. Что позволяет сделать вывод о качественной работе не только производителей продукции, но и товароведов Липецкого районного потребительского общества.
Дата: 2019-04-22, просмотров: 494.